Неделя святых праотец – ветхозаветных святых, почитаемых христианскою церковью как исполнители воли Божией

Праотец (греч.) προπατωρ, разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианскою церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч.) πατριαρχης – родоначальник, праотец. Церковь почитает десять допотопных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования еще до дарования Израилю закона и отличались исключительным долголетием.

Это:
Адам
Сиф
Енос
Каинан
Малелеил
Иаред
Енох
Мафусал
Ламех
Ной

Также в сонме праотцов почитаются:
праведный Авель, сын Адама
праведный Сим, сын Ноя
праведный Иафет, сын Ноя
Послепотопные праотцы:
праведный Арфаксад, сын Сима
праведный Каинан, сын Арфаксада
праведный Сала, сын Каинана
праведный Евер, сын Салы
праведный Фалек, сын Евера
праведный Рагав, сын Фалека
праведный Серух, сын Рагава
праведный Нахор, сын Серуха
праведный Фарра, сын Нахора
В эпоху после потопа и до дарования Моисею закона среди патриархов были:
Авраам,
Исаак,
Иаков,
Иосиф,
на последнем и завершается патриархальный период библейской истории.

В качестве праотцов почитаются следующие потомки Иакова, сына Исаака:
патриарх Рувим
патриарх Симеон
патриарх Левий
патриарх Иуда
патриарх Завулон
патриарх Иссахар
патриарх Дан
патриарх Гад
патриарх Асир
патриарх Неффалим
патриарх Иосиф
патриарх Вениамин
праведный Зара
праведный Фарес, сын Иуды
праведный Есром, сын Фареса
праведный Арам, сын Есрома
праведный Аминадав, сын Арама
праведный Наассон, сын Аминадава
праведный Салмон, сын Наасона
праведный Вооз, сын Салмона
праведный Овид, сын Вооза от Руфи
праведный Иессей, сын Овида
царе-пророк Давид, сын Иессея
царе-пророк Соломон, сын Давида
царь Ровоам, сын Соломона
царь Авия, сын Ровоама
царь Аса, сын Авии
царь Иосафат, сын Асы
царь Иорам, сын Иосафата
царь Озия, сын Иорама
царь Иоафам, сын Озии
царь Ахаз, сын Иоафама
царь Езекия, сын Ахаза
царь Манассия, сын Езекии
царь Аммон, сын Манассии
царь Иосия, сын Аммона
царь Иехония, сын Осии
праведный Салафииль, сын Иехонии
праведный Зоровавель, сын Салафииля
праведный Авиуд, сын Зоровавеля
праведный Елиаким, сын Авиуда
праведный Азор, сын Елиакима
праведный Садок, сын Азора
праведный Ахим, сын Садока
праведный Елиуд, сын Ахима
праведный Елеазар, сын Елиуда
праведный Матфан, сын Елеазара
праведный Иаков, сын Матфана
К праотцам относятся также праведные Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы. Эти ближайшие родственники Христа по плоти, а также апостол Иаков Праведный и царь Давид.

Праматери:

Помимо святой Анны, в сонме праотцов почитаются следующие ветхозаветные жёны:
праматерь Ева
праведная Сарра, жена Авраама
праведная Ревекка, жена Исаака
праведная Лия, первая жена Иакова
праведная Рахиль, вторая жена Иакова
праведная Асенефа, жена Иосифа прекрасного
праведная Мириам, сестра Моисея
праведная Девора, судившая Израиль
праведная Руфь
пророчица Олдама
праведная Сараффия, к которой был послан пророк Илия
праведная Саманитина, пропитавшая Елисея
праведная Юдифь, умертвившая Олоферна
праведная Есфирь, избавившая еврейский народ от Амана
праведная Анна, мать пророка Самуила
праведная Сусанна
Христианская традиция усматривает в деяниях этих патриархов промыслительное значение, ветхозаветное предвосхищение новозаветной истории: так, принесение Авраамом в жертву Исаака прообразует, согласно патристическим толкованиям, крестную смерть и воскресение Христа. Это преобразовательное (типологическое) истолкование отразилось в христианской гимнографии (воспоминание ветхозаветных патриархов в службах Господским и Богородичным праздникам) и иконографии. К праотцам относятся также праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы.

Почитание ветхозаветных праотцев засвидетельствовано в христианской церкви по крайней мере со второй половины IV в., оно, видимо, восходит к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и в своих истоках связывается прежде всего с иерусалимской церковью. Перед Рождеством Христовым установлено особое празднование ветхозаветным святым – неделя праотцев и отцов (первоначально, по некоторым свидетельствам, в этот день праздновалась память лишь Авраама, Исаака и Иакова). Ветхозаветные святые поминаются в чине литургии в ходатайственной молитве перед причастием:

“Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки…” (Литургия Василия Великого)
Такое поминовение засвидетельствовано уже в тайноводственных словах св. Кирилла Иерусалимского (ум. 386 г.), который писал:

“Затем поминаем преждепочивших Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству”.

 

 

По материалам Свято-Екатерининского кафедрального собора

Просмотрено (32) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, История Церкви, Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *