Небесный заступник и людей, и храмов. Проповедь в день воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах) (IV)

О чём молиться Архангелу Михаилу? Почему в народе так почитается день Михайлово чудо? 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В нынешний воскресный день, который является воспоминанием Пасхи Христовой, радость о воспоминании Христа Воскресшего сплетается с радостью о том небесном заступничестве, которое являет Церковь торжествующая нам здесь, на земле находящимся, пребывающим в Церкви воинствующей, которая воюет против греха, злобы, неправды, воюет за право жить в нескончаемой вечности и бытии с Богом, с ангельскими силами и со всеми святыми.

Сегодня, братья и сестры, воспоминание чуда Архангела Михаила, иже в Хонех. Особого чуда, которое явлено было в IV веке, более полутора тысячи лет назад.

Ещё раньше, в I веке, апостолы ходили с евангельской проповедью по всему свету. Апостол Иоанн Богослов, апостол Варфоломей, апостол Филипп и его сестра Мариамия проповедовали в городах Эфесе и Иера́поле. В Эфесе был знаменитый храм Артемиды, или Дианы Эфесской, великолепный храм, построенный язычниками в честь этой богини луны, перед идолом которой они приносили жертвы. В Иераполе, который располагался недалеко, люди, и вовсе обезумев, построили храм огромной змее, ехидне, которую почитали как Бога.

Апостол Иоанн Богослов, придя в Эфес, сокрушил идол Артемиды и многих обратил в христианство. А затем, придя в Иераполь, вместе с апостолом Филиппом умертвил молитвами своими эту змею, которой люди в безумии своём поклонялись и жрецы приносили жертвы.

Апостолы проповедовали Христа. И, встав на одном месте, Иоанн Богослов сказал такое пророчество, что здесь воссияет слава Божия, что потекут воды чудотворного источника, и это место будет посещать сам воевода Небесных Сил Архангел Михаил. Так вскорости и случилось: на том месте забил источник, и, хотя не было храма, но люди, просвещённые христианским крещением, уже приходили на то место, омывались той водой, пили её, купались в источнике и получали исцеления.

Причём исцелений в этой купели было более, нежели в евангельской Силоамской купели. В Силоамскую купель только раз в год ангел сходил, и исцеление получал только тот, кто первый после этого погружался в воды Силоама. Здесь же получало исцеление множество людей, притекающих с верою, молящихся Святой Троице — Отцу и Сыну и Святому Духу — и Архангелу Михаилу.

***

И вот в одном из городов неподалёку от того места у языческого богатого горожанина родилась дочь. И всё было бы хорошо, и радовался отец о дочери своей при её возрастании, но одна была беда: девочка была немая. Ко многим языческим богам обращался её отец, но, конечно, безрезультатно… И вот ему, ещё не крещённому, явился Михаил Архангел. Явился в виде прекрасного юноши, блистающего светом, и повелел этому язычнику идти в Колоссы, как тогда назывался город Хоны, и там, на источнике, пообещал ему исцеление его дочери. Отец вместе с сопровождающими родственниками и со своей дочерью разыскал источник.

Придя на источник, он упал на колени, простёр руки и сказал: «Бог христианский! Отче, Сыне и Святый Душе! И ты, Михаил Архангел! Помогите моему горю!» Краткую молитву произнёс, да и произнёс-то не крещённый христианин, а язычник. И с верой взяв воду из источника, он влил её в уста своей дочери. Тотчас уста разрешились, и девочка воскликнула: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Богу христианскому, и Его служителю Михаилу Архангелу!»

Дивное чудо настолько поразило отца и сродников, что они тотчас приняли крещение, там же. Будучи богат, отец построил на том месте великолепный храм. Это было ещё в III веке, когда продолжались ещё гонения на христиан. И это не особо приветствовалось в языческом мире.

Отец построил великолепный храм, украсил его и любил подолгу в этом храме молиться.

***

И вот уже 90 лет простоял сей храм. В него пришёл некий мальчик 10 лет от роду по имени Архипп и стал при этом храме пономарить. Но он не просто пономарил — уже с детства мальчик вёл подвижническую жизнь. Кроме растительной пищи, он ничего не вкушал, не вкушал даже хлеба. Имел всего лишь две одежды: одну постилал как постель, в другую одевался. Через год менял. Но постель его сложно назвать было постелью: Архипп наложил острые камни вместо ложа, и одежда, которой он застилал их, просто прикрывала его подвиг от очей других людей, создавая видимость постели. Подушку же он сделал из рогожи, которую набил колючим тернием. И так кратко отдыхал, если это можно было назвать отдыхом.

Он служил при этом храме, читал, пел, пономарил. И молился к Богу со слезами: «Господи, не дай мне познать радости и скоротечного утешения мира сего! Пускай это не коснётся моего сердца, пускай лишь слёзы покаяния, слёзы сокрушения будут даром от Тебя моей грешной душе. Сделай так, чтобы моя душа жаждала не благ мира сего, а только вечного бытия, взирая на всё как на временное и скоротечное».

Подвижническая жизнь Архиппа, его молитвы, его доброе сердце привлекали туда множество людей. Да и чудеса на источнике многих язычников заставляли оставлять своё заблуждение и становиться христианами.

Однако жрецы, терявшие доход в языческих храмах и видя, какое множество народа собирается на святом месте, решили этот храм разрушить. Ими были подговорены люди, чтобы и Архиппа самого убить, да и источник засыпать землёй.

Большой толпой люди собрались, чтобы убить Архиппа и засыпать землёй источник. Но когда они подняли руки на Архиппа, вдруг руки их отяжелели, каменели и сделались неподвижными. Хотя до этого неоднократно язычники приходили и влачили Архипппа по земле, и били ногами, чтобы он ушёл с этого места. А он не уходил и всё молился там Архангелу Михаилу, терпя побои с благодарностью Богу и не озлобляясь на них.

Когда они подошли к источнику, чтобы засыпать его землёй, вдруг от воды изошёл огонь и далеко прогнал их.

И вот пришли они снова, желая текущую с левой стороны от храма небольшую реку направить на источник, и чтобы воды источника смешались с водами речными, и он потерял свою чудотворность. Но река, изменив русло, потекла не по ими прокопанному рву, а с правой стороны храма, не тронув ни храма, ни источника.

Прошло некоторое время, и язычники решили соединить две реки, которые протекали в версте от храма и текли с гор, — а храм находился в долине, — а также прокопать около километра русла, чтобы направить эту воду на храм и разрушить и его, и источник. И вот в великом множестве люди собрались не только из города Колоссы, но и из других городов и селений, чтобы навсегда покончить с этим святым местом. Десять дней копали они огромный ров, а при этом насыпали дамбу, чтобы собралось побольше воды из этих двух горных рек и чтобы бо́льший поток воды устремился на святыню и наверняка разрушил её.
Архипп ни на день не отходил от храма и молился. И вот в одну ночь он услышал, как язычники, собравшись, раскопали дамбу и огромный поток воды зашумел громоподобно, устремляясь на храм.

Молился со слезами в храме Архипп, считая: если храм погибнет, то пускай и я погибну вместе с храмом Архангела.

И вдруг он услышал голос: «Выйди из храма».

Выйдя, Архипп увидел стоящего возле храма Михаила Архангела как светозарного крылатого юношу. Архангел повелел ему: «Встань слева от меня». Архипп, сначала в страхе павший перед ангелом, повинуясь его голосу, в трепете, взирая на сего небожителя, встал рядом с ним.

И тогда Михаил Архангел, властно повелевая рукой, сказал водам: «Станьте». И «видеша воды и убояшася» (смотр. Пс. 76:17), как говорит Священное Писание — встали воды и, остановившись, начали подниматься, как стена, вверх.

Тогда Михаил Архангел ударил жезлом по скале, которая стояла за алтарём храма, и перекрестил её крестным знамением. И вдруг затряслась земля, и в этой скале образовалась расселина. С тех пор это место стало называться Хони, что значит «расселина» или «пропасть». И перекрестив воды, Архангел указал им: «А теперь направьте своё течение сюда». И воды, с грохотом обрушившись с высоты, устремились в это ущелье.

Со страхом стояли язычники, видя дивное видение Михаила Архангела и чудо, которое он совершил, защищая свой храм.

Михаил Архангел, взошёл на небо после сего чуда. Архипп прожил 70 лет и скончался, причастившись Святых Христовых Тайн и мирно предав душу свою в руце Божии. А душа его праведная, наверное, самим Михаилом Архангелом была отнесена к Престолу Вседержителя, в Небесное Царство.

***

Воспоминание об этом чуде, которое совершилось в IV веке, было записано в предании церковном и в житиях святых.

С того времени прошло уже много лет. Сама служба по уставу церковному в нынешний день имеет простой знак. Это простая, шестиричная, будничная служба. Но народ почитает этот день, называя его Михайлово чудо. И традиция такая в народе нашем была, что на Михайлово чудо никто никогда ничего не делал.

Но по какой причине народ по-особому праздновал этот, казалось бы, будний день?.. Со смыслом народ относился ко всему, что хранила в предании своем и в учении своем Церковь. Зная, как Архангел Михаил защитил свой храм в Хонех, народ, имея особое чувство к своим храмам приходским, желал этим храмам защиты от Михаила Архангела. Потому что наш народ много пережил — и нашествия, и разорения, и пожары. Но у нашего народа была ценность такая непреходящая — это вера православная и святыни народные: храмы, хранящиеся в них чудотворные иконы, те чувства, которые люди испытывали на исповеди и на молитве в этих храмах. И в сёлах были саманные хатки, крытые очеретом или соломой, с земляными доливками, а храмы стояли великолепные: с вызолоченными иконостасами и куполами, с колоколами, которые звенели на многие километры, со многими ценными иконами, подчас в драгоценных ризах.

Я вспоминаю свою бабушку, которая была с 1900 года. Она не рассказывала о богатстве своей хаты. Она всегда рассказывала: «А яка у нас в селі церкви була!» И описывала иконостас, рассказывала о крестных ходах, о колокольном звоне, о традициях, о том, как люди набивались в храм так, что выйти нельзя было из храма, рассказывала, как детки учились в воскресной школе… То есть очень много она рассказывала именно о храме, она хвалилась храмом Божьим.

И также, братья и сестры, каждый человек в старое время, будь то в городе или в селении, он хвалился храмом Божьим. Хвалился самым ценным, что было в его жизни, — святыней, связанной с Богом и с его бессмертной душой. Вот что было дорого человеку.

Поэтому люди в этот день стремились в храм молиться Михаилу Архангелу, чтобы он защитил самую главную их ценность — приходской храм, где они общаются с Богом.

И поэтому люди упразднялись в этот день от всяких дел, отлагали всякую работу, понимая, что самое главное их дело в этот день — это молиться Богу о своём храме, о своей душе, о своих близких, молить Архангела Михаила и своих Ангелов Хранителей, чтобы они защитили их, по слову Священного Писания: «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь. Блажен муж, иже уповает Нань» (Пс. 33:8–9).

И это не было просто ничегонеделание в этот день в нашем народе. Ничего не делали по той причине, что все были в храме и молились Михаилу Архангелу.

***

У нас сей день престольный для этого храма, нижний его придел освящён в честь Чуда Архистратига Михаила. Но мы имеем ещё причину праздновать нынешний праздник: сегодня мирской день ангела святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского, Адамовского чудотворца. Именно в честь Михаила Архангела он был назван в крещении. И, наставляемый своим небесным покровителем, ещё в детстве, как Архипп, он сподобился быть не просто ребёнком чистым, нравственным — уже в детстве он сподобился святости и благодати. Детская жизнь будущего святителя была аскетическая, подвижническая и поражала многих.

Стоит вспомнить, братья и сестры, насколько он в отрочестве хотел угождать Богу, а не людям. Об этом говорит такой случай. Как сын дворян, Миша Максимович учился в кадетском корпусе города Полтавы. И вот однажды в Полтаву в связи с каким-то особым праздничным событием приехал великий князь. Конечно же, и губернатор, и архиерей, и вся знать города принимали высокого гостя. А местные военные подразделения и кадетский корпус в честь торжества и визита высокого гостя давали парад на городской Соборной площади перед кафедральным собором.

И вот когда строй кадетов проходил по Соборной площади, вдруг из рядов юношей и подростков, одетых в кадетскую форму, вышел Миша Максимович. Все маршировали, стараясь угодить и своим преподавателям, и почётным гостям, которые смотрели этот торжественный парад, а Миша, не взирая на это, когда их корпус проходил мимо кафедрального собора, вышел из строя, перекрестил себя крестным знамением и положил поклон храму Божию. А потом вернулся в строй и опять продолжил шествие.

Возмущению начальства не было предела: как это — нарушить строй, оказать такое самочиние, непослушание?! Его даже хотели исключить из училища. И только великий князь, узнав об этом, сказал: «За что же его исключать из училища? Ведь этот ребёнок дал нам пример, что угождать надо не людям, а Богу. Он не посмотрел на нас, таких знатных, — и не забыл Бога. Маршируя перед нами, он в памяти держал Того, Кто выше нас и Кому мы должны воздавать поклонение по примеру этого подростка. Он выше всех нас и поступил правильнее, нежели все здесь присутствующие».

И Миша Максимович стал героем, которого великий князь похвалил за благочестие.

Уже в детстве святитель Иоанн обладал такой ревностью по Бозе и такой нелицемерной любовью к своему Творцу и Создателю.

***

И вот сегодня, братья и сестры, мы стоим в храме. Мы собрались и молимся Михаилу Архангелу. Мы молимся ему, конечно, каждый за свою бессмертную душу. Каждый из нас молится и за своё Отечество.
Здесь сегодня в храме присутствуют и украинцы, и паломническая группа Румынской Православной Церкви, которая приехала разделить с нами радость праздника. Присутствуют здесь и паломники из Молдавии, которых мы уже привыкли видеть в стенах святой Лавры.

Все мы собрались молиться каждый за своё земное Отечество. Но мы, братья и сестры, собрались здесь ещё и для того, чтобы помолиться за ту ценность, которую так ценили наши благочестивые предки. Помолиться за Святую Православную Церковь, которая и в нашем Отечестве, и в других отечествах единая православная: мы все братья и сестры Единой Вселенской Православной Церкви, главой которой является Сам Христос.

Мало того, братья и сестры, хоть мы здесь разделены какими-то государственными границами, земными традициями и народными обычаями, хоть мы можем не понимать друг друга, потому что у нас разные языки, но все мы, временно поживши на земле, перейдём в вечность. А в вечности у нас одно Отечество — Царство Небесное, в котором мы все вместе будем независимо от нашей национальной принадлежности и от того, на каком языке мы разговариваем. Там мы все будем Божьи. И это одно Отечество, Небесное Царство, будет объединять нас.

Здесь мы временно, но там будем вечно. И об этой вечности, братья и сестры, мы просим Архистратига Божия Михаила. Просим, чтобы он крылами своея благости и молитвами своими покрыл Святое Православие на земле, сохранил всех нас.

***

Вот мы молимся, братья и сестры, в нынешний день, подражая и преподобному Архиппу, и святителю Иоанну Шанхайскому, которого звали Михаилом в крещении и у которого сегодня день ангела. И хотя он впоследствии стал святителем Иоанном, но Михаил Архангел был всегда и остаётся его покровителем. Ведь недаром над мощами Иоанна в Сан-Франциско нарисован Михаил Архангел, летящий на коне и трубящий в трубу, призывая мир встать на Второе Пришествие Христово, встречать Христа, грядущего на Страшный Суд.

Монашествующие, принимая другое имя при монашеском постриге не теряют своего покровителя, которому были вручены от купели крещения. Наоборот тот покровитель является старейшим молитвенником, не оставляющим своё чадо. Когда-то батюшка схиархимандрит Серафим говорил: «Когда будете постригать, постригайте в иночество с переменой имени. Само собой, в монашество постригайте с переменой имени. Постригайте и в схиму с переменой имени. Это ради того, чтобы за человека было больше молитвенников в Царстве Небесном».

И в купели Крещения мы одного покровителя воспринимаем, в иночестве —другого, в монашестве — третьего… В схимонашестве, если кто в схиму постригается, — четвертого святого угодника Божия мы воспринимаем как покровителя и молитвенника за нас на небе.

***

Дай Боже, братья и сестры, чтобы мы сегодня, молясь Архангелу Михаилу в день его престольный были услышаны им по его любви к роду человеческому. И чтобы он как воевода Небесных Сил сегодня наставил каждого Ангела Хранителя, как охранять наши души, какие добрые мысли и чувства вкладывать в наши умы и сердца, помогая нам совершать добродетель, а не грех. Чтобы мы, даже посреди каких-то привлекательных моментов мира сего сохраняли себя в христианстве, не забывали о Боге и своей бессмертной душе, понимая, что всё здесь временно, всё здесь не вечно. А вечно только то, что связано с Богом. И вот к этому сегодня наставляет нас Михаил Архангел и ангелы Божии, хранители наши, которые несомненно стоят сейчас рядом с каждым из вас.

Однако здесь ещё есть один ангел. Ангел, который даётся каждому храму при его освящении. Его называют Ангел Хранитель храмового престола. И даже если храм разрушен и камня на камне не остаётся на месте храма Божия, Ангел Хранитель престола, данный храму при освещении, не отступает от него и находится на том месте, совершая молитвы за род человеческий. Даже если безумие человеческое этот храм разрушит, Ангел Хранитель престола не перестаёт в незлобии молиться за обезумевший род человеческий.

Подумайте, сколько любви у Небесных Сил Бесплодных по отношению к нам! И недаром, братья и сестры, качество Небесных Сил мы можем понять даже из наших же собственных выражений. Когда улыбается младенец, мы на него говорим: «Как ангел». Если человек живёт праведной жизнью, человек добрый, искренний, щедрый, мы говорим: «Ангел, а не человек». Даже по вот этим нашим сравнениям мы должны понять, кто такие ангелы, какие они и как они к нам относятся, с какой любовью они пекутся о нашем спасении.

И в нынешний день каждый из нас пускай молитвой своею, а больше делами своими подражает этим Бесплотным Силам, утешая своих Ангелов Хранителей и побуждая Михаила Архангела взять под покров не только этот храм, но и всех нас, всех наших родных и близких, которые живут на земле и которые уже отошли в вечность. Пускай он возьмёт всех под своё попечение, под свои молитвы.

Дай Боже, братья и сестры, чтобы утешение небесного посещения архангельского покрова молитвенно пребывало в душах всех нас, собравшихся здесь, в этом святом храме, почтить день его чуда. Аминь.

 

Митрополит Святогорский Арсений. Проповедь  в день воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах) 19 сентября 2021 г., в скиту в честь святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка.

Просмотрено (5) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *