Есть такое правило духовной жизни, которое можно сформулировать двумя словами: «Не принимать и не отвергать».
По жизни мы, узнав о каком-либо событии, предмете, обычно формируем своё мнение о нём как о хорошем или как о плохом, злом — то есть начинаем относиться к нему хорошо или плохо. Отношение подразумевает также соответствующие эмоции и направление воли (например, если я считаю какое-либо поведение хорошим, то могу захотеть повторить его).
Правило «Не принимать и не отвергать» — о том, что, если до конца не понимаешь, добро перед тобой или зло, нужно занять по отношению к предмету нейтральную позицию, стараться не давать ему никакой оценки. До тех пор, пока не станет ясно, что перед тобой.
Преподобный Никодим Святогорец в своей книге «Невидимая брань» учит в принципе не делать поспешных выводов о каком-либо предмете. «Когда или видишь очами своими, или в уме представляешь какую вещь, держи сколько можешь желания свои и не позволяй себе с первого раза ни любовно расположиться к сей вещи, ни отвращение к ней возыметь, но рассматривай её отрешённо одним умом», — пишет святой.
«В таком случае, — поясняет он, — ум, не будучи омрачён страстью [то есть определённым отношением к предмету с соответствующими эмоциями], бывает в своём естестве свободен и чист и имеет возможность познать истину, проникнуть в глубь вещи, где нередко зло укрывается под лживо-привлекательною наружностью и где сокрываемо бывает добро под недоброю видимостью».
Таким образом, соблюдение этого правила — профилактика греха хулы на Бога, или осуждения, или увлечения чем-либо греховным и др. Не формируя сразу своё отношение к чему-либо, ты не назовёшь случайно мысль или благо, посланные Богом, злом. Так же не осудишь невиновных, не займёшься каким-то греховным делом, посчитав его хорошим.
Например, я узнаю́ о чьём-то, как мне кажется, явном грехе: услышала историю о женщине, которая оставила своих малолетних детей на вокзале, после чего они попали в приют. Первая моя реакция (если я забыла об этом правиле) — осуждение горе-матери. Но вот, позже я узнаю историю полностью: это были голодные послевоенные 1940-е. Муж той женщины погиб на фронте, сама она хоть какое-то время и пыталась выжить вместе с четырьмя детьми, но в конце концов поняла, что просто не в состоянии прокормить их. У соседей положение дел не лучше, родственников нет. Помогать ей некому. В доме больше не найдёшь и кромки хлеба. «Лучше умру сама, но дети должны выжить!» — решает мать, отводит детей на вокзал в соседний райцентр и, говоря, что вернётся, оставляет их самих. Дальше их должны определить в приют, где хоть как-то, но их будут кормить. Она же с разбитым сердцем возвращается домой.
Другой пример — наверное, многим известная притча о человеке, который не мог найти свой кошелёк. Весь обыскался, но не нашёл и подумал, что его обворовал заходивший накануне сосед. А потом оказалось, что кошелёк просто упал за кровать. Там его, прибирая в комнате, нашла жена.
С подобными ситуациями сталкивается каждый. В «мелочах» и «по-крупному». На уровне только мыслей, не перетекающих (по крайней мере сразу) в слова или действия, и мыслей, имеющих внешние последствия.
Это правило — «Не принимать и не отвергать» — похоже на принцип, которого придерживался знаменитый сыщик из творчества Артура Конана Дойля Шерлок Холмс: когда ему не доставало фактов, улик для того, чтобы распутать клубок очередного дела, он совсем не думал о нём, пока не поступали новые сведения. Вместо этого занимался другими делами или играл на скрипке.
Но только в нашем случае лучше не браться за скрипку, а оберегать себя Иисусовой молитвой, вновь и вновь обращаясь про себя к Богу словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)». И переключить своё внимание от пока не ясной, «скользкой» для тебя темы на что-то другое, подобно тому, как готового уже расплакаться малыша мудрые взрослые просто отвлекают от расстроившего его предмета, факта — и вот уже на лице ребёнка улыбка или же он заинтересован чем-то новым.
По слову святителя Феодора Эдесского, «молитва … есть стена крепкая, … добродетелей охрана, страстей истребление, души благоустроение, ума очищение, страждущим упокоение, плачущим утешение…» Молитва способна защитить от впадения в грех.
А как же понять, стоит ли заниматься тем или иным делом? Об этом пишет тот же преподобный Никодим Святогорец: «Итак, блюдись со всем вниманием … от любви или отвращения к какой-либо вещи, по страсти, прежде чем успеешь её добре рассмотреть, при свете разума и правого слова Божественных Писаний, при свете благодати и молитвы и при помощи рассуждения духовного отца твоего, чтоб не погрешить и не счесть истинно доброго за худое и истинно худого за доброе».
“Фома в Украине”
Просмотрено (13) раз