Первоначально термин «Черная пятница» использовался в эпоху работорговли, в 16-м веке, для обозначения распродажи рабов, которая проходила по пятницам в Порт-о-Принсе (Гаити) и в Гаване (Куба).
В эти дни покупатели получали шанс дешево купить тех рабов, которые остались непроданными перед отплытием кораблей в Луизиану. Закованных в цепи африканцев продавали словно животных на ярмарке скота!
«Считалось, что содержать раненых, больных или старых рабов слишком дорого, поэтому в двух крупных портах устраивались распродажи, на которых рабов отдавали по очень дешевым ценам», — говорит историк Раймонд Тотонди.
«Люди, у которых было меньше денег, чем у среднего рабовладельца, сходились на эти распродажи, и улицы были переполнены до отказа.
Большинство людей не могли позволить себе купить рабов, но человек среднего достатка мог рискнуть и купить за 60 долларов серебром раба, который не мог ходить или был хромым, и использовать его в качестве мастера по ремонту обуви или для работы на швейной или ткацкой машинке.
Многие старые женщины использовались в качестве домработниц и горничных в белых семьях со скромным достатком, чтобы повысить их статус в обществе».
Тотонди продолжил:
«Не было никакой возможности отправить этих людей обратно в Африку или в другие части Карибского моря, поэтому на пятницу назначались распродажи такого рода «излишков» в торговле людьми.
Проблема заключалась в том, что эти аукционы собирали так много желающих совершить выгодные сделки, что большинство продаваемых рабов в итоге уходили по цене выше рыночной».
«Рынок был переполнен зеваками и охотниками за скидками, поэтому местные купцы процветали. Со временем было решено проводить эти распродажи раз в месяц, обычно последнюю пятницу месяца, и почти всех рабов выкупали подставные лица. Таким образом, африканцы не попадали к людям в дома, но оставались в руках работорговцев. Для чего это было нужно? Мнимая распродажа людей была некоей «рекламной акцией», которая привлекала на рынок большую толпу, и под шумок купцы продавали много товара.
Когда ярмарка заканчивалась и местные купцы подсчитывали свой дневной заработок, они должны были отдать 20% своей прибыли компании по продаже рабов.
Купцы расставались с деньгами крайне неохотно и тоже стали называть эти дни «Черной пятницей» в знак того, что их грабят работорговцы.
Купцы говорили, что у работорговцев — черные руки, запятнавшие себя заработком на горе людей. Позже термин «черная рука» перекочевал в Италию, где его использовали для описания вымогательства и рэкета».
ВСЕ ЕЩЕ ХОТИТЕ ДЕЛАТЬ ПОКУПКИ В «ЧЕРНУЮ ПЯТНИЦУ»?
Автор: Дуруебубе Чимазуру Ннади-Офоргу — нигерийский бизнесмен и политик, писатель и блогер, проживающий в Лондоне.
Источник: https://oblongmedia.net/2016/11/25/why-toni-braxton-wont-shop-on-black-friday/
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
Просмотрено (5) раз