Существует ли самая сильная молитва? Что такое смерть? Почему Богородица молится о нас?
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Много праздников Царицы Небесной, и мы с особым тёплым, сердечным чувством отмечаем их как праздники своей Матери по благодати. Но праздник Покрова Божией Матери — это особый праздник, праздник какого-то детского чувства защищённости, детской преданности своей души Царице Небесной, когда мы молимся, чтобы Она не оставила, покрыла Своим честным Омофором и избавила нас от всякого зла, наставляя на всякую добродетель.
Ребёнку бывает приятно прикорнуть рядом со своей матерью, почувствовать её ласкающую руку на своей голове, услышать утешительные добрые слова, наставления, назидания — чтобы рос хорошим, добрым, был на радость родителям и другим окружающим… Ребёнок всё это, тихонько прижавшись к матери, слушает, находясь под покровом не просто её материнства, но её материнских молитв, потому что, наверное, самое важное, что есть в нашей жизни, братья и сестры, — это молитвы матерей наших.
Ведь недаром же говорят, что молитва материнская небеса потрясает и со дна моря достаёт. И многие из нас, здесь стоящих в храме, вымолены то ли мамами, то ли бабушками. Их материнской молитвенной любовью было посеяно в наших душах семя благочестия, которое, проросши и дав плод, привело сегодня нас в храмы Божии.
И вот как ребёнку приятно быть под молитвенным покровом матери, так и мы в нынешний день вверяем свои души молитвенному покрову Царицы Небесной.
Что произошло во Влахернском храме?
Божия Матерь явила Своё чудо Покрова в древние времена. Конец IX — начало X века. По преданию, Константинополь окружили враги. И не было возможности избавиться от страшного вражеского нашествия, потому что во́йска, охранявшего город, было для этого недостаточно. По сказанию древних византийских летописцев, враги, окружившие город, творили на глазах у стоявших на городских стенах людей всякие бесчинства. Они распинали не успевших скрыться, влачили жён и матерей, грабили и сжигали монастыри, храмы и жилища, расположенные за стеною города.
Казалось, не было никакой надежды на избавление. И вот народ собрался на всенощное бдение во Влахернском храме.
Почему именно в этом храме собрался народ Божий тогда на молитву вместе с императором Львом Мудрым и с патриархом? Потому что Влахернский храм особо почитался в столице Византии — Константинополе. В этом храме хранились великие святыни: чудотворная икона Божией Матери, написанная ещё апостолом и евангелистом Лукой, Риза Пресвятой Богородицы, Её Омофорий, или, как называли его по-народному, Омофор (покров с Её главы) и часть пояса. И всегда считалось, что этот храм находится под особым молитвенным покровительством Царицы Небесной.
И вот множество народа собралось в этом храме, всю надежду молитвенную свою возложив на Пресвятую Богородицу. Люди усердно молились, плача о том бедствии, которое постигло их город, и пребывая в отчаянии, так как не знали, что ожидает их. Среди народа был и Андрей, Христа ради юродивый, Константинопольский, по церковному преданию, родом славянин. С ним стоял его ученик, юноша Епифаний, который впоследствии принял монашеский постриг и был патриархом Константинопольским.
И вот во время всенощного бдения Андрей, Христа ради юродивый, вдруг увидел, как разверзлись своды храма. И он увидел Божию Матерь, стоящую у Престола Вседержителя и молящуюся за народ христианский и за жителей города. Её окружали ангельские силы, апостолы, пророки, святители… В конце Своей молитвы Царица Небесная сняла с головы Своей покрывало и, подняв его на руках, распростёрла над всем молящимся народом, покрывая его в знак Своего материнского молитвенного покрова и заступления.
Андрей в страхе и трепете спросил Епифания: «Видишь ли, чадо?» И тот отвечал: «Вижу, отче! И ужасаюся!»
Следствием этого видения было то, что патриарх Константинопольский с дерзновением взял Ризу Пресвятой Богородицы и, спустившись по городским стенам к самому краю морского прибоя, с дерзновением омочил Ризу в водах морских. И вдруг посреди ночной тишины и безветрия вдруг откуда-то взялась буря, и разметала корабли завоевателей, и потопила многих из них. А оставшиеся враги, видя недостаток сил для взятия города, просили мира.
Почему мы молимся Богородице?
Живя на этой земле, в юдоли скорби, болезни, плача, где бедствие за бедствием подчас претерпеваем, мы, братья и сестры, надеемся на то, что у нас есть Та, Которая утешит, избавит, поможет, исцелит… Потому что беды народу от других народов, беды народу от самого себя, беды и скорби и от врагов, и даже от людей близких, скорби от чужих и скорби от своих и родственников, болезни, немощи, страдания… Но самая главная скорбь у нас, братья и сестры, от самих себя! Ведь корень зла и источник греха гнездится в нашем сердце и подчас бросает нас в те или иные прегрешения, подвергая души наши опустошению, безблагодатности, унынию, мукам духовным, страданиям сердечным, потому что мы чувствуем обличающую нас совесть…
И мы осознаём недостаточность своих духовных сил для борьбы с грехом и со страстью, которая поселилась в нас, недостаточность своей праведности, чтобы дерзновенно умолять Бога и просить Его благодатной помощи о духовном и телесном исцелении. И, как часто бывает в семьях, дети, любя и уважая за строгость отца, обращаются к матери, которая мягкостью своего материнского сердца и любовью всегда услышит, не осудит, поможет, исходатайствует нам то, в чём мы нуждаемся. Так и здесь: мы обращаемся к своей Матери.
Да только молитва наша должна быть не просто машинальным повторением каких-то слов. Иногда с удивлением слушаешь человека, который спрашивает: «А какая молитва самая сильная?» Как будто вот эту формулировку прочитаю словесную — и тут сразу мне должно помочь!..
«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Любая молитва, будь то длительная или краткая, если с живым сердцем, с живой верою, с твёрдой надеждою на помощь Божию творится, если она с любовью к Богу и к Божией Матери, с покаянием и сокрушением сердечным произносится, если она слёзы исторгает из очей наших по умилению и осознанию нами своего недостоинства перед Богом — эта молитва Богом слышима и исполнима, и Божией Матерью, нашей всеобщей Матерью и Заступницей усердной, слышима и исполнима.
Покров — облако
Мы, братья и сестры, Покров Пресвятой Богородицы вспоминая, называем и сравниваем его с облаком покрывающим.
Казалось бы, ну почему именно с облаком сравнивается Покров Божией Матери? Да когда облако опускается на землю, то самые беззащитные звери могут спокойно, не боясь хищников, в безопасности под покровом тумана передвигаться, питаться.
Такой, как облако, Покров Пречистой мы видим, братья и сестры, во время Успения Божией Матери. Ведь когда было погребение Царицы Небесной после Её славного Успения, те, кто не поверили во Христа и гнали Церковь Христову, сговорились побить камнями шествие, идущее погребать Матерь Божию.
Однако когда апостолы и верующие, окружая одр с телом Пречистой Царицы Небесной, шли к месту погребения, вдруг опустилось облако. И те, кто были озлоблены против них, слышали пение, слышали движение множества народа, но, как ослеплённые, не видели никого, потому что шествие было покрыто покровом облачным.
Но тогда, чтобы явить Своё милосердие и милость не только к почитающим, но даже и к ненавидящим Её, Царица Небесная сотворила следующее чудо. На какое-то мгновение как бы расступилась пелена облачная. И тогда один из иудеев по имени Афоний, увидев несомый апостолами одр с телом Божией Матери, устремился в злобе, чтобы перевернуть его. И ухватился уже за край одра, но вдруг ангел, незримо явившись, взмахнул мечом и отсёк его дерзновенные руки. И они, руки Афония, остались, отсечённые, висеть, как бы прилепившись к одру, на котором лежало тело Божией Матери.
Апостол Пётр, которого называли устами апостолов и который был дерзновенный сам по себе, подхватил корчащегося в пыли и кричащего от боли Афония, подвёл к одру Божией Матери и отсечённые составы приложил к прилепленным к одру кистям. И чудо свершилось: руки срослись.
Афоний впоследствии принял христианство. Он всю жизнь сохранял благодарность Божией Матери. Почил он, мученически пострадав за Христа, исповедуя Его истинным Богом.
Покровский храм Святых Гор
В этом Покровском храме, под сводами которого мы, братья и сестры, находимся, во второй половине XIX в. было явление Царицы Небесной. Сам этот храм постройки 1850 г. видел чудо и явление Божией Матери.
Когда читался здесь акафист Покрову Пречистой и братия сошлись на сходку на середину храма, чтобы петь 13-й кондак, и отец Герман стоял посреди, управляя пением, вдруг через открытые Царские врата он увидел, как на горнем месте в сиянии небесной славы предстала Божия Матерь с воздетыми молитвенно руками. По описанию архимандрита Германа, Её окружали лёгкие облака. Видя это видение, он то бледнел, то его бросало в пот. Видение это длилось в продолжение всего пения 13-го кондака. При окончании пения видение исчезло, но лёгкие облака, которыми окружена была Божия Матерь, ещё некоторое время носились в воздухе на горнем месте алтаря этого храма.
А когда в советское время этот храм разделили перегородками и в получившихся комнатах поселили семьи красноармейцев, то они смогли здесь перебыть всего лишь только двое суток. Не переночевать — перебыть, потому что каждую ночь под сводами храма раздавался женский плач, такой, как когда тужат, голосят по покойнику. Они поняли, что сама Божия Матерь плачет о поругании святыни, о безумии тех, кто храмы обращал в простые жилища, без благоговения и без страха Божия входя в эти намоленные святые стены.
Впоследствии безбожники постарались осквернить этот храм. В нём делали и грязелечебницу. В нём делали и библиотеку, на стенах которой были развешаны атеистические безбожные лозунги. Но вот, братья и сестры, по ходатайству Божией Матери мы опять слышим в этих стенах молитву, и сами участвуем в этой молитве, как когда-то здесь молились наши отцы и матери, деды и прадеды. В этом храме мы, братья и сестры, присутствуем при великом чуде Божественной Евхаристии, причащаемся Тела и Крови Христовых…
Богородица любит нас
В нынешний день, братья и сестры, Божия Матерь здесь покрывает нас и, по слову песнопения церковного, «невидимо за ны молится Богу» («Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога», кондак Покрова Божией Матери. — Ред.). Потому что каждого из нас Ей жалко. Какие бы мы не были — хорошие или плохие, праведные или грешные.
Ведь мать любит своих детей, потому что они её дети. Так и Царица Небесная на каждого из нас смотрит как на Своего ребёнка. Она радуется, когда у нас всё хорошо и когда мы живём добродетельною жизнью. Но Она же, Отчаянных единая Надежда, не бросает нас, но вымаливает наши души, когда мы в безумии, в ослеплении находимся и творим беззаконие, грехами своими распиная Сына и Бога Её. И, подражая любви Своего Сына, Который на Кресте говорил о Своих распинателях: «Отче, прости им! Не ведают бо, что творят» (Лк. 23:34), — Она, любя нас безмерною материнскою любовью, молится о нас и ожидает, когда мы с путей греховных, как от мерзости, как от того, что оскорбляет величие Божие, как от того, что наносит раны Её Материнскому сердцу, отвратимся и встанем на пути благочестия.
Как радостно матери бывает, когда ребёнок просит у неё прощения, подчас со слезами, искренне, за то или иное плохое дело, какое он натворил! Бывает, что и пожурит, и выскажет ему мама, потому что она, как мама, должна и воспитывать, назидать. Но тут же и пожалеет, прижмёт к себе, утешит, успокоит и скажет слова, которые, вроде, по форме простые, но имеют силу материнской любви и поэтому нам на всю жизнь запоминаются: «Никогда так больше не делай, сынок!». И эти слова, братья и сестры, у нас в сердце, в душах наших и в умах хранятся, потому что сказаны они с силою любви к нам, грешным и недостойным этой любви.
Как нужно молиться?
В нынешний день, братья и сестры, стоя в этом храме, мы должны помнить: не длительность и не краткость молитвы делает её услышанной.
Мы, братья и сестры, должны иметь живое сердце, покаянное настроение, самоуглублённый в тайники своей души ум, решимость не оправдывать грех, а понимать его как беззаконие перед Богом и нарушение закона любви к Богу. Потому что Господь сказал: «Любящий Мя заповеди Моя соблюдет» (смотр. Ин. 14:21).
И именно в таком, живом, состоянии души, сердца и ума нашего мы, братья и сестры, в нынешний день молимся Отраде и Утешению, молимся всех скорбящих Радости, молимся Заступнице усердной рода христианского, радуемся вместе с Нею. А чему сегодня Божия Матерь радуется? Она радуется, что дети приехали к Ней, к Ней домой в гости. И Она каждого из нас сегодня встречает в обители с радостью, готовая исполнять то, что мы попросим. Главное, чтобы то, что мы будем просить, было согласно с волей Божиею, чтобы оно не оскорбляло чистоту и величие Божией Матери, было полезно для спасения нашей бессмертной души. Чтобы оно не было прошением от безумства нашего, но было исполнено христианской мудрости и рассудительности.
О жизни после смерти
Сегодня, братья и сестры, будем просить вечного о Бозе спасения. Мы можем просить чего-то временного, но, в нынешний день утешаясь благодатью Божиею в храмах Царицы Небесной и во множестве наполняя их, мы должны понимать, что ведь самое большое утешение — это в вечности видеть Божию Матерь, это в нескончаемом бытии быть с Её Сыном, это наслаждаться умиленными молитвами со всеми святыми, это радоваться встрече с нашими почившими сродниками по плоти, пожившими во благочестии и вымоленными нами на заупокойных молитвах.
Мы должны стремиться, братья и сестры, живя здесь, на земле, к той радости нескончаемой, непрерываемой, исполненной великого блага и утешения, которая будет в вечности. Достижение той радости и является смыслом существования нашего земного. Ведь все мы знаем, что мы здесь не вечны, что наша земная жизнь — а это подчас труды, болезни, скорби, старость с её немощами — оканчивается смертью. А за смертью — вечность нескончаемая и бытие нескончаемое. Потому что Бог, однажды даровав человеку жизнь, никогда этой жизни уже у него не отнимает. И смерть — это лишь переход в другую жизнь.
Но какова эта жизнь будет в вечности, от нас с вами зависит. Потому что от нас зависит, то ли мы, ослеплённые безумием, будем творить что попало и жить как попало, забывая Бога и совесть свою… Или будем мы, братья и сестры, даже с самого дна падения вставать и идти навстречу Богу. Не бежать от Бога, а бежать навстречу Богу, чтобы Он защитил, помог, сохранил, уберёг нас от враг видимых и невидимых.
Жизнь — залог Божьей любви
Мы, братья и сестры, должны понимать, что сама жизнь наша, которую нам Господь дал прожить, — здесь, сейчас мы живём эту жизнь! — это залог любви Божией к нам. Потому что если Господь дал нам появиться на свет, даровал нам жизнь — значит, Он любит нас и хочет, чтобы мы жили с Ним в вечности. Значит, мы должны и постараться не обмануть доверие Божие к нам и надежду Царицы Небесной на нас как на Своих разумных чад, послушных детей.
И мы в нынешний день, молясь Божией Матери, просим Её материнского заступления, Её материнского вразумления, Её любви бесконечной по отношению к нам, грешным и недостойным, которые даже посреди греха и осознания своего недостоинства облекаются в надежду на Её материнскую любовь, на Её материнское заступление и на Её Покров, который сегодня особо покрывает нас от всякого зла, защищая нас от враг видимых и невидимых, наставляя нас на всякую добродетель. Как Матерь Божия, Она имеет силу и власть даровать нам благодать от Бога, и сегодня Она сугубо подаёт нам эту благодать, силу Божию для борьбы с греховным нашим человеком, для нашего духовного возрождения, для возрастания нас как чад Божиих и чад Царицы Небесной. Аминь.
Митрополит Святогорский Арсений. Проповедь в праздник Покрова Божией Матери в 2019 г. Явление Богородицы, бывшем в Святогорье.
Просмотрено (12) раз