“Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.” Толкования на 2-е послание к коринфянам Апостола Павла Гл. 9, стих 6

“При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.”

Святые отцы: Ефрем Сирин, прп. (†373), Иоанн Златоуст, свт. (†407), Августин Аврелий, блж. (†430), Феодорит Кирский, блж. (†457), Феофилакт Болгарский, блж. (†1107), Филарет (Дроздов), свт. (†1867), Феофан Затворник, свт. (†1894), Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие: Амвросиаст (†IVв.), Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883), Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904), епископ Никанор (Каменский) (†1908), священник Николай Рудинский (†1937)

***
Ибо кто скупо сеет это самое семя, тому не дано будет обильно пожать в будущей жизни. А кто сеет с благословением и изобилием, тот от благословения Божия пожнет жизнь при кончине мира.

Ефрем Сирин, прп. (†373) Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

***

Итак, будем подавать щедрую милость, взирая не только на принимающего, но помышляя о Том, Кто относит к Себе все, что делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние. Таким образом, к Нему возводя ум, постараемся подавать со всем усердием и щедро сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву. Кто сеет скупо, сказано, тот скупо и пожнет. Итак, не скупой рукой будем бросать эти добрые семена, чтобы в свое время нам пожать в изобилии. Теперь – время сеяния: не упустим же его, прошу вас, чтобы в день воздаяния за посеянное здесь нам пожать плоды и удостоиться человеколюбия Владыки.

Иоанн Златоуст, свт. (†407) Гомилия 34 на Книгу Бытия.

***

И поскольку сам апостол говорит: При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, – вы должны понимать, что теперь и есть время, пока мы находимся в этой жизни, спешно и энергично стяжать дар вечной жизни, потому что, когда настанет конец мира, этот дар будет дан только тем, кто приобрел его себе верой, еще не будучи в состоянии видеть его.

Августин Аврелий, блж. (†430) Послания

***

Апостол весьма кстати употребил переносный образ речи и таковую щедрость назвал сеянием, указывая на обильный плод благотворительности; выставил на вид и тех, которые водятся скупостию, сказав, что жатва бывает соразмерна количеству посева.
Феодорит Кирский, блж. (†457) Толкования на 2-е послание к Коринфянам

***

Переходит к другой статье, что нужно подавать с щедростью, и говорит: при сем скажу, то есть присовокупляю к сказанному, что не должно подавать с бережливостью. Не сказал «скупо», но употребил благороднейшее наименование бережливости. Самое же дело назвал сеянием, чтобы ты тотчас обратил взор на воздаяние, и понял, что более получаешь, нежели даешь. После речи о подаянии с щедростью опять напоминает о подаянии с радушием: это показывают, как и выше сказано, слова: сеет щедро.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

***

Святый Апостол Павел, в послании к Коринфским Христианам, между прочим, приглашает их собрать между собою милостыню, и приготовить для отправления в Иерусалим, в пользу тамошних бедных Христиан. Он желает от них обильнаго благотворения; но не желает вынуждать онаго: и потому притчею подает им мысль, посредством которой они сами расположились бы к щедрости. Сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет. Кто сеет скудно, у того скудна будет и жатва: а кто сеет обильно, у того и жатва обильна будет. То есть: кто благотворит скупо, тот не имеет права на щедрое воздаяние; а кто благотворит щедро, тот получит обильный плод благотворения и щедрую награду от Бога.

Здесь представляется не незатруднительный вопрос: что значит: сеять обильно? Если скажем, что это значит сеять в большом количестве: то надобно будет заключить, что жребий сеять обильно, и в следствие того иметь обильную жатву, то-есть, щедрую от Бога награду, может достаться только немногим людям богатым; и что, напротив того, наибольшее число людей, люди, не обладающие богатством, по необходимости должны ограничиться скудным сеянием, и потому не могут надеяться обильной жатвы благословений Божиих. Но можно ли думать, что таков суд Божий? – Верно не таков, как можем усмотреть из примера упоминаемой в Евангелии вдовицы, которая подала в Церковь только две лепты, и однако, по свидетельству и суду Христову, посеяла обильнее всех богатых. Воистину глаголю вам, яко вдовица сия убогая множае всех вверже (Лук. XXI. 3). Если бы она имела еще две лепты, и подала их нищему: Господь, без сомнения, также сказал бы, что она обильнее всех подала милостыню.

Предлагаем меру благотворения, никогда не затруднительную, всегда верную и благонадежную: такая мера есть – любовь. Тот сеет о благословении, и о благословении пожнет, кто благотворит из любви к Богу, из любви ко Христу, из любви к ближнему.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867) Слово в день Тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича. 1850 год

***

Се же глаголю, этим я хочу сказать, то есть тем, чтоб подаяние было яко благословение, а не яко лихоимство. Объясняет, почему милостыня должна быть яко благословение, ибо она приносит благословение. Святой Златоуст выше сказал: «Видишь ли, как в самом увещании показывает тотчас и плод, подаянием приносимый, то есть что подающие исполняются благословения».

Эту мысль, прежде заключенную в одно слово: благословение, полнее разъясняет теперь Апостол сравнением подаяния с сеянием. Общеизвестна истина: что посеешь, то и пожнешь. Знает это сеющий, потому сеет и с охотою, и без щадения семян. Воодушевляет его уверенность, что непременно пожнет посеянное с преизбытком, то есть в 30, 60, 100 раз больше. Это применяет Апостол к милостынеподаянию.

Сеющий будто тратит, разбрасывает семена, невесть для чего. Так мог бы о нем подумать всякий, не знающий, к чему идет сеятва и что даст. Милостыню дающий будто разбрасывает свое добро незнать для чего; а между тем несомненно, что это дело приносит плод, и приносит его вернее, чем сеятва. От сеятвы не всегда урожай бывает, хотя всегда ожидается, а от сеяния милостыни неурожая не бывает,– всегда она приносит плод.

Надобно только вложить в нее доброхотство, чтоб она изливалась из сердца, с желанием истощить свое для других. Это расположение то же, что дождь вовремя на сеятву. Оскудение же такого расположения в милостынеподаянии есть то же для нее, что засуха для сеятвы.– Выражения Апостола именно на это и намекают. Сеяй, говорит,– скудостию, φειδομενως с щадением и жалением семян, или, что то же, скупо, скудостию и пожнет – и пожнет φειδομενως; земля сожмет недра свои, как он руку, и прорастит ему посеянное скупо.– Сеяй о благословении, с желанием рассеять сколько можно больше, с преизливающимся из сердца своего непощадением себя и своего, о благословении и пожнет: земля также разверзет щедро ему недра свои, как он руки сеющие.

Что земля дает сеющему, то Бог – подающему милостыню, соразмеряя щедрость воздаяния с доброхотством подаяния. Феодорит пишет: «Апостол весьма кстати употребил переносимый образ речи и щедрость назвал сеянием, указуя на обильный плод благотворительности; выставил на вид и тех, которые водятся скупостию, сказав, что жатва бывает соразмерна количеству посева».

Святой Златоуст говорит: «Сеяй скудостию, φειδομενως. Не сказал: скупо, но употребил благороднейшее наименование бережливого (φειδολου); и сеянием назвал самое действие, дабы ты тотчас вспомнил о воздаянии, представил себе жатву и понял, что, подавая другим, более получаешь сам, нежели даешь. Посему не сказал: дающий, но сеяй. Не сказал также: если вы сеете, но общее употребил выражение. Не сказал опять – щедро, но, что гораздо важнее: о благословении».

Феофан Затворник, свт. (†1894) 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

***

Законы физические и законы духовные, как происшедшие от одного Творца, большею частию сходны между собою. Как земледелец, посеявший немного и недобрых семян, немного и соберет их, так и тот, кто немного творит добрых дел, и не совсем чистых, доброхотных, не пожнет обильных плодов от них. Напротив, тот, кто не пожалел хороших семян бросить в землю и в достаточном количестве, получит хорошие и обильные плоды, равно как и тот, кто щедро и доброхотно творил добрые дела.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909) Дневник. Том II. 1857–1858

***

Павел говорит о скупце, когда говорит о сеющих скупо, и у которого приходится вымогать, дабы внес, поскольку пожалел обещанного.

Амвросиаст (†IVв.) На Послания к Коринфянам

***

Кто сеет скупо, для того и жатва скупа. Сеющий – подающий милостыню. Милостыня, как семя, бросаемое на ниве, подается бедным или нищим. Кто мало бросает семян, тот, обыкновенно, мало получает и жатвы в сравнении с тем, кто посеял много. Таким же образом, кто мало подает милостыни, тот малую получит от Бога и награду в сравнении с тем, кто подает милостыни много. Впрочем, Апостол преимущественно имеет в виду не количество милостыни, а усердие подающего милостыню (2Кор. 8, 12). Можно слова Апостола изложить так: кто мало имеет усердия при раздаче милостыни; тот малую получит и награду за такую милостыню. Из Евангельской истории мы знаем, как высоко оценил Иисус Христос и малую жертву бедной вдовы, положившей в сокровищницу храма Божия две лепты, – и почему? Потому что она имела много усердия. Господь сказал о ней: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила. Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу; а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела (Лк. 21:2-4).

А кто сеет щедро, для того щедра и жатва. Кто подает милостыню с усердием, с любовью к ближнему, искренно желая помочь нужде его столько, сколько может; тот за свою милостыню получит и великое воздаяние от Бога. По той мере, сколько подающий милостыню покажет своего усердия и любви к ближнему, ради Бога, – соответственную милость получит и сам он от Бога: Бог являет свое благоволение не по внешним дарам, какие раздаются бедным, а по той любви, какую подающий милостыню питает к Нему, Подателю всех благ, и к ближним своим, по заповеди Божией.

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883) Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

***

Апостол, конечно, имеет в виду здесь награду, какую милостивый получит на небе (ср. Мф. гл. 5).

Ст. 6-15 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.

Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его

Апостол пользуется случаем для того, чтобы здесь сказать и о расположении, в каком должно подавать милостыню, и о могуществе Божием, в силу которого подающий может быть всегда уверен в том, что Бог всегда может дать ему средства к щедрому благотворению, и, наконец, о той пользе, какую приносит щедрая милостыня. Заключает свою речь Апостол воссыланием хвалы Богу за Его величайший дар, какой человечество получило в Христе Иисусе и какой еще более побуждает христиан быть щедрыми к другим.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904) Толковая Библия

***

Указывая сердечные чувства и расположения, коими должно сопровождаться дело помощи бедствующим, Апостол увещевает к щедрому и радушному подаянию, причем выясняет, что по мере нашей щедрости бывает и благословение Божие (2Cor. 9:6-11) и что щедростию возбуждается жизнь всего христианского мира, возрастает слава церкви и возвеличивается христ. исповедание (2Cor. 9:12-15).

епископ Никанор (Каменский) (†1908) Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

***

Сказав, что милостыня должна быть благословением, а не лихоимством, святой Павел теперь объясняет, почему она должна быть благословением. Он сравнивает милостыню с посевом и говорит, что кто посеет скупо, мало семян, тот скупо, мало соберет их, а кто щедро их посеет, тот много и соберет их. Так и в раздаче милостыни, кто подает и щедро и доброжелательно, тот и плод получит обильный – Божье благословение, а кто подает скупо и без доброжелательства, тому и плоды будут скудные от Бога.
священник Николай Рудинский (†1937) Жизнь и труды святого Апостола Павла

 

Азбука

Просмотрено (3) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *