Катакомбная Церковь первых веков христианства. Римские катакомбы. Что они из себя представляли?

Как-то раз рабочие ремонтировали одну из дорог Рима. Что-то они там долбили, ломали, копали, – выравнивали проезжий путь. И вдруг один рабочий куда-то провалился. Можно представить, как испугался бедняга! Когда же стали рассматривать помещение, куда он попал, увидели, что оно сплошь расписано непонятными изображениями. Это были христианские катакомбы.

Благодаря этой истории, случившейся в XVI веке, был обнаружен давно забытый вход в римские катакомбы. Что они из себя представляли?

Само слово «катакомбы» в переводе на  означает: «лежать внизу». Действительно, это был настоящий подземный город. Катакомбы могли быть многоэтажными – иметь до пяти этажей вглубь земли! Согласно одной из версий, вначале это были обыкновенные каменоломни, из которых каменотёсы добывали камень для строительства Рима. Камня нужно было много. Поэтому постепенно каменоломни углублялись и расширялись, и, наконец, стали представлять собой сложную разветвленную систему многочисленных коридоров, комнат, переходов, люминариев – световых колодцев, через которые вниз поступал свет и воздух. Позже катакомбы стали служить некрополями (кладбищами).

Существовали языческие, иудейские катакомбы. А потом появились и христианские.

В катакомбах христиане не жили. Там, в коридорах и в кубикулах – комнатах по сторонам коридоров, они хоронили собратьев по вере. Для этого выкапывали четырехугольные ниши (локулы). Усопшего заворачивали в саван и клали в нишу. Отверстие закрывалось плитой и замуровывалось цементом. На плите писали имя усопшего, дату смерти и количество прожитых им лет, месяцев, дней и даже часов. Плита расписывалась рисунками христианского содержания: птичка с масличною веткою в клюве, монограмма имени Иисуса Христа, пальмовая ветка.

Там же, в криптах и капеллах – храмах внутри катакомб [1], проходили христианские богослужения. Службы, и прежде всего Литургия, совершалась на гробах (саркофагах) мучеников. Престолом служила крышка саркофага. Традиция совершать Богослужение на мощах мучеников, сохранена и поныне. Все христианские храмы имеют в своём основании частичку мощей святого.

Почему богослужения совершались в катакомбах? Согласно римскому законодательству, места захоронений пользовались неприкосновенностью. Существовали специальные погребальные ассоциации, которые «пользовались правом собраний в местах погребения своих сочленов и даже могли иметь свои алтари для отправления их культов… Пользуясь этим правом наряду со всеми гражданами Римской империи, христиане могли собираться в местах погребения или катакомбах. Здесь, вдали от злобы и ненависти людской, христиане находили нравственный отдых; здесь росла и крепла христианская вера, развивалась христианская обрядность; здесь же положены были и первые начала христианского искусства» [2].

Таким образом, в катакомбах первые христиане хоронили умерших, поминали их, совершали богослужения. Это совмещение функций, как пишет один из исследователей византийского искусства Г. С. Колпакова, «определило тематику катакомбной живописи, где главными стали темы воскресения мёртвых, евхаристические изображения и образы молитвы» [3].

Рассмотрим росписи катакомб согласно выделенным темам.

Живя во времена постоянно вспыхивавших гонений, в окружении враждебного языческого мира, первые христиане должны были постоянно пребывать в памяти смертной, готовыми в любой момент предстать перед Христом. Это было время, когда основным подвигом, которым христиане прославляли Христа, был подвиг мученичества. Но радость о Воскресшем Господе была так велика, что картин страданий и казни мучеников в катакомбах почти не было. А образов, говорящих о грядущем воскресении, было много.

Начнём с сюжетов, заимствованных из греко-римских мифов. Неудивительно, что они присутствовали в христианских катакомбах, поскольку многие из христиан были вчерашними язычниками. Образы и сюжеты античного мира окружали их с детства, были привычны и понятны. Но «язык» этих образов использовался ими уже иначе: не как прямая иллюстрация к тому или иному мифологическому сюжету, а – метафорически. С их помощью христиане говорили о совершенно иной, открывшейся им реальности: о Христе, о христианской жизни, смерти и последующим за ней воскресении.

К примеру, есть в христианских катакомбах изображение Психеи (земной женщины) и Амура (бога). Психея, согласно мифу, нарушила клятву, данную своему возлюбленному, и он покинул её. После долгих скитаний и мук она вновь обретает его, а из рук Зевса получает особый напиток – амброзию, который делает её бессмертной. Психея обретает бессмертную жизнь и душевное успокоение. Так человек, нарушивший заповедь Божию и тем самым удалившийся от Господа, должен был долгое время пребывать в богооставленности, прежде нежели он вновь обрёл через Христа вечную жизнь и успокоение.

А вот образы братьев Диоскуров, вырезанные на саркофагах мучеников. Эти образы также взяты из греческого мифа, согласно которому братья Полидевк и Кастор были дружны и неразлучны. Только Полидевк обладал бессмертием, а Кастор был смертным. И вот когда Кастор был повержен в схватке, Полидевк горячо молит Зевса не разлучать их и после смерти Кастора. Зевс исполняет его просьбу. Как видим, и здесь присутствуют мотивы преодоления смерти и обретения бессмертия.

Другое популярное изображение – птицы феникса. Её изображали на саркофагах, на сосудах, других предметах. Древние верили, что феникс, сгорая, вновь восстаёт из пепла. Вечное обновление феникса символизировало бессмертие. Интересно, что и святой Григорий Богослов использовал образ феникса для выражения своей мысли: «Как умирающий феникс расцветает для новой юности, после многих лет рождаясь в огне, и из ветхого пепла возникает бессмертное тело, так должны жить вечно и умирающие, которые сгорают пламенным стремлением к Царю Христу»[4].

Ещё одним символом языческого происхождения, с помощью которого христиане выражали идею воскресения тел после смерти, был павлин: считалось, что его мясо никогда не портится. Интересно, что образ павлина упоминает в своём произведении «О граде Божием» другой святой отец – блаженный Августин. Он пишет: «Кто как не Бог, Творец всего, сообщил мясу мертвого павлина свойство не портиться”! Хотя рассказ мой и покажется, пожалуй, невероятным, однако с нами был такой случай. В Карфагене нам предложили эту птицу сваренную; мы приказали из её груди вырезать кусок мякоти достаточной на наш взгляд величины и спрятать; этот кусок, спустя такое количество дней, после которого всякое другое мясо испортилось бы, когда его нам предложили, не имел для нашего обоняния ни малейшего неприятного запаха. Спрятав его снова, мы нашли его таким же по истечении более чем тридцати дней, и таким же по истечении года, с той только разницей, что мясо сделалось несколько суше и жестче» [5].

Языческие образы, своим символическим языком повествовавшие о грядущем восстании человека от смерти, соседствовали со сценами из Священного Писания, также посвящёнными будущему воскресению мёртвых.

Обратимся к образам ветхозаветным.

Часто встречается изображение Ноя в ковчеге, спасающегося в водах потопа. Можно отметить, что в первое время «изображение Ноя весьма просто и характеристично. Он пред­ставляется обыкновенно бородатым, иногда, впрочем, и безбородым юношей, стоящим в четырехугольном ящике, изображающем ковчег. Руки его подняты по направлению к голубю, несущему ему оливко­вую ветвь – знак мира… Внутренность ковчега с его содержанием, сцена впуска и выпуска животных, изображение семейства Ноева – всё это уже принадлежит позднейшему искусству, а в древних памятниках встречается лишь одно характерное дополнение в виде фигуры, стоящей около ковчега с поднятыми руками и означающей погребённое на этом месте лицо»[6].

А вот образ пророка Ионы, уцелевшем во чреве китовом. Чудесное спасение Ионы было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя. Как Христос воскрес, так воскреснут все верующие в Него для жизни вечной. Какая волнительная, прекрасная перспектива! Не удивительно, что изображение пророка Ионы было одним из излюбленным изображений. Он изображался или в момент, когда морское чудище выбрасывает его не берег, или когда корабельщики сбрасывают его в море. «Без сомнения, – пишет профессор Голубцов, – в первой сцене хотели изобразить момент воскре­сения, а в последней – момент смерти, разрешающейся оживлением» [7].

Не менее распространённым было изображение пророка Даниила, который также служит символом воскресения: брошенный в ров со львами, он остался невредим. Даниил изображается посреди двух львов. Руки пророка воздеты в молитве к Богу. Первоначально и Даниил, и пророк Иоанна пишутся обнажёнными – это следы античной традиции. Потом у пророков появляется одежда. Например, Даниил «на памятниках сравнительно позднего времени (от IV в.)… является уже в поясе, затем – в тунике, наконец – в полной финикийской одежде»[8].

О спасении от смерти говорят и фрески, на которых изображены друзья пророка Даниила: иудейские юноши Анания, Азария и Мисаил. Они были брошены в огонь царём Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но чудесным образом остались невредимы в пламени огня. Киприан Карфагенский писал, что «отроки верили, что могут избегнуть смерти по вере своей» [9]. Также верили первые христиане, что Христос-Спаситель избавил всех верующих от вечной смерти.

Такую же смысловую нагрузку несли другие ветхозаветные образы: жертвоприношение Авраама, видение пророком Иезекиилем поля, усеянного сухими костями и оживающими по слову Божию. Образ Иова напоминал, что, потеряв всё, Иов вновь всё обретает в умноженном количестве. Изображение пророка Моисея, который во время сорокалетнего странствия, по повелению Господа, сотворил чудо: ударом жезла вывел из скалы водный источник, чтобы напоить людей (и другие сцены из жизни Моисея). Все эти образы свидетельствуют об ожидаемом воскресении человека для вечной жизни с Богом, в Царстве Его.

А теперь рассмотрим новозаветные образы. Пожалуй, самый излюбленный среди них – воскрешение Лазаря четверодневного. Этот сюжет очень часто встречается в катакомбах, настолько ярко он передаёт бесконечное могущество Господа восставить мёртвого к жизни и несомненную веру христиан в грядущее воскресение. «Изображение это, несмотря на схематичность рисунка, в лучших образцах поражает своею грандиозностью и величавой фигурой Христа, Который или с повелительным жестом обращается к пещере, где лежит Лазарь, или жезлом касается выходящего из нее мертвеца. Лазарь изображается обыкновенно в виде спеленатой мумии, стоящей или, лучше сказать, прислоненной к порталу небольшого античного монумента, представляющего со­бою пещеру. В рельефах саркофагов сцена эта дополняется изоб­ражением плачущей у ног Христовых Марии, присутствием апо­столов и других свидетелей этого чудесного события»[10].

О спасении через Христа всех народов, каждого уверовавшего в Него, говорят сцены поклонения волхвов, разговор Христа с Самарянкой, притча о десяти девах. Как образец мысли первых христиан, запечатлённой через образы, можно привести слова из Апостольских Постановлений – памятника церковной литературы III-IV веков: «Воскресивший четверодневного Лазаря, и дочь Иаира, и сына вдовы, и Самого Себя воздвигнувший по воле Отца, давший нам залог воскресения в лице Ионы, изведенного после трёх дней пребывания во чреве китовом, освободивший трёх отроков из печи и Даниила из уст Львовых, не бессилен будет и нас воскресить из мертвых».

Следующей важной темой, наряду с воскресением мёртвых, были евхаристические изображения. Они также весьма разнообразны.

Рассмотрим один из важнейших христианских символов – изображение рыбы. Для начала приведём слова святого Аверкия, епископа Иерапольского: «Вера вела меня повсюду и повсюду предлагала мне в пищу рыбу от источника жизни, ту большую и чистую рыбу, которую держала в своих недрах Непорочная Дева и которую Она давала друзьям для ядения во все времена, предлагая еще прекрасное вино, которое Она дает смешанным с водой и хлебом». Рыба, о которой говорит епископ Аверкий – это Христос. Хлеб и вино, смешанное с водой, – Евхаристия. Вероятно, сейчас это известно не только христианам. В те далёкие времена эти символы были понятны только им.

Сохранились самые разные изображения рыбы. Нарисованную рыбу можно было встретить и на стенах катакомб, и на отдельных предметах. Почему эти изображения были так распространены? Во-первых, образ рыбы часто употребляется в евангельском повествовании. Вот, например, будущие апостолы, – они ведь были простыми рыбаками. Или, как говорит Евангелие – рыболовами. Обращаясь к ним, Христос употреблял близкие и понятные им образы, связанные с морем, с рыбной ловлей, называл их «ловцами человеков». Говоря о Царствии Божием, Господь сравнивал его с неводом, закинутом в море и захватившим множество рыб всякого рода. Ещё можно вспомнить о том, как Господь чудесным образом напитал пять тысяч человек пятью хлебами и двумя маленькими рыбками.

Рыба была символом Самого Христа. Дело вот в чём. Слово «рыба», произносимое по-русски, имеет четыре буквы. А в греческом языке оно состоит из пяти букв. И вот эти пять букв, составляющих греческое слово «рыба», являются первыми буквами пяти самых важных слов, говорящих о Христе: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Если эти пять слов написать на греческом языке, и не в строчку, а в столбик, одно под другим, то из первых букв этих слов получится слово РЫБА. Вот потому, что это слово как бы заключало внутри себя самые важные слова, говорящие о Господе, рыба и была Его символом.

Изображение рыбы обозначало не только Спасителя, но и христиан. Христос посреди христиан изображался как большая рыба, окруженная маленькими рыбками. До наших дней археологи находят в катакомбах маленьких рыбок из металла, перламутра, из стекла и камня. Их первые христиане носили на шее, подобно тому, как мы носим нательные крестики. На этих рыбках встречаются слова «спаси» или «да спасёшь», как и на наших крестах присутствует надпись: «Спаси и сохрани». Есть такое изображение Евхаристии: рыба, на спине которой корзина с хлебами и кувшин красного вина.

А вот изображение виноградной лозы. «В Ветхом Завете виноградная лоза, принесенная посланцами Моисея из земли Ханаанской, была символом Земли Обетованной. В Новом Завете она поэтому также служит символом рая, земли, обетованной тем, кто причащается Телу и Крови Христовым, – членам Церкви. Виноградная лоза, в качестве декоративного сюжета, продолжает существовать в Церкви и по сей день с тем же символическим значением»[11]. Сам Господь говорит о Себе: «Я есть истинная виноградная лоза… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15, 1, 4). Поэтому изображение виноградной лозы и её ветвей указывает на Христа и Его Церковь.

Часто встречается изображение лозы с гроздьями спелого винограда. Это может быть сцена сбора винограда, или изображение птиц, которые клюют виноградные ягоды. Все эти рисунки прикровенно указывают на главное таинство нашей Церкви: Евхаристию. Люди, собирающие виноград, или птицы, клюющие виноградные гроздья, представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми.

И, наконец, третья тема, которая выделяется профессором кафедры всеобщей истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества Г.С. Колпаковой – это образы молитвы. В катакомбах мы встречаем изображения фигур, руки которых воздеты в характерной молитвенной позе – оранте. Эта молитвенная поза (обе руки, воздетые к Богу) была известна и в ветхозаветные времена, использовалась и в языческих религиях (Древнего Египта и Месопотамии). Слово «оранта», в переводе означает «молящая». В катакомбах изображение молящейся женской фигуры с характерно воздетыми вверх руками, помещали рядом с захоронениями.

Возможно, первоначально такие образы молящихся были реальными лицами. Пример такого изображения приводит Голубцов: «на одном древнем саркофаге представлена стоящая в ковчеге женщина с поднятыми молитвенно руками и, как видно из надписи, эта фигура есть не что иное, как просто изображение или в своём роде портрет положенной в этом саркофаге покойницы»[12].

Поза оранты становится символом христианской молитвы. Она приобретает «вполне определенное значение человеческой души, со своей личной судьбой и индивидуальным путем ко Спасителю»[13]. Тип «оранты» будет воспринят в иконографии Божией Матери, Которая молится Своему Господу и Сыну за весь род человеческий. Можно вспомнить икону праздника Вознесения Господня, а также отдельный тип изображения Богородицы, который так и называется «Оранта» – Молящаяся.

Не только «оранта», но и некоторые иные сюжеты катакомбной живописи будут восприняты последующими поколениями христиан. А что-то останется достоянием тех прекрасных времён. Мы же, друзья, продолжим наш разговор и поговорим о том, каким образом в катакомбах изображался Иисус Христос.

Юлия БЕЛКИНА

[1] Крипта отличается от капеллы своими большими размерами. Что касается росписей, то и в крипте, и в капелле их было гораздо больше, чем в кубикулах (погребальных комнатах).

[2] Покровский Н. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период (электронный вариант)

[3] Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. С-П., 2005. С. 39

[4] Цитируется по: Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. (электронный вариант).

[5] Цитируется по: Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. (электронный вариант).

[6] Голубцов А. П. Указ. соч.

[7] Голубцов А. П. Там же.

[8] Покровский Н.В. Живопись катакомб. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период.(электронный вариант).

[9] Киприан Карфагенский. Письмо к фиваретянам, с увещанием к мученичеству.

[10] Голубцов. Из чтений по церковной археологии и литургике.

[11] Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. (электронный вариант).

[12] Голубцов. Из чтений по церковной археологии и литургике.

[13] Джованна Парравичини. Живопись римских катакомб. (электронный вариант).

 

По материалам сайта Донского ставропигиального мужского монастыря

Просмотрено (172) раз

Оставить комментарий

Сохранен как История Церкви, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *