Сегодня, в Неделю о слепом, наш разговор будет не совсем обычный. Он о том, как часто духовенство манипулирует своими прихожанами. Конечно, как правило, это делается не из злого умысла, а неосознанно. Но, тем не менее, это имеет место.
Дело в том, что манипуляция вообще встречается в нашей жизни намного чаще, чем нам кажется. Дети манипулируют взрослыми, вызывая у них чувство жалости. Родители, состарившись, нередко таким же образом начинают манипулировать своим детьми: «Я тебя рожала, растила, ночей не спала… и т.п.». Нами манипулируют СМИ, политики, торговцы и даже домашние животные. То же самое происходит и в храме. Но здесь мы уже не должны себе этого позволять, потому что Бог даровал человеку свободу, которую у него никто не вправе отнимать.
Начну с распространённых способов манипуляции. Самый очевидный из них – это диктатура авторитета.
Я, епископ или иерей, – и это единственное основание, которое должно делать мои слова значимыми, а указания – обязательными к исполнению. Проще говоря, я начальник, а вы обязаны меня слушать. В светских институтах так и есть, это называется подчинением младших старшему. Но Церковь, она в принципе призвана иметь совершенно иную систему управления. Христос пришел не для того, чтобы командовать и отдавать приказы. Он пришел, чтобы служить людям и, как Человек, дал нам пример такого служения. Спаситель омывал ноги Своим ученикам, говорил, что кто хочет быть большим, должен быть меньшим. Христос никогда и никого ни к чему не принуждал, хотя Он-то как раз и имел на это право.
Самая главная подмена здесь та, что «подчинение» называют «послушанием». Но послушание – это дитя любви и уважения. А подчинение – это дитя страха и лицемерия. Слушаются того, кому доверяют. Подчиняются тому, кого боятся. Если священнослужитель не имеет авторитета среди своих прихожан, то нередко он пытается компенсировать это ссылкой на свое право власти.
Апеллировать к власти проще, чем завоевать любовь и уважение. Именно поэтому в монастырской традиции игумен монастыря избирался братией, а не назначался священноначалием, как это стало практиковаться позже.
Конечно, главная причина этой манипуляция – искушение властью, желанием повелевать и ложным убеждением, что ты на это имеешь право только в силу занимаемого иерархического положения в Церкви. Но это не только ложное убеждение, но и глупое. Слушать и бояться такого человека будут ровно до тех пор, пока он занимает свою должность. После этого, как правило, эти люди остаются забытыми, одинокими и никому не нужными.
Далее идет манипуляция чувством вины.
По сути, это продолжение диктатуры авторитета. Ты не слушаешься – значит виноват, потому что в тебе живет гордость и нет смирения. А гордым, как мы знаем, Бог противится, а смиренным дает благодать. Внушение чувства вины делает человека уязвимым и покорным. Виноватый всегда будет послушным. Самая распространённая тема наших проповедей – это обличение в грехах. Т.е., по сути, навязывания чувства вины. Что человек должен чувствовать после таких обличений? Он выходит из храма раздавленным, а нередко и унылым. Это одна из самых распространенных манипуляций.
Естественно возникает вопрос: «А как же быть? Ведь священник обязан обличать пороки, указывать на недостатки, направлять на путь спасения. Ведь и Христос указывал на грехи, обличал, учил как нужно жить». Все это так. Но, во-первых, не будем забывать, что Христос был, в отличие от нас, безгрешным и имел на это право. А мы (я имею ввиду духовенство) – такие же грешники, как и наши прихожане. Поэтому уж если и обличать, то лучше начинать с фразы: «Я говорю в первую очередь о себе». Не нужно в этом плане отделять себя от своей паствы. А во-вторых, и это главное, обличение должно вызывать чувство покаяния, а не унижения человека. Если обличение в грехах вводит только в комплекс неполноценности, то это ничего, кроме вреда, не принесет.
К сожалению, очень многие жития святых, особенно те, которые были написаны в средневековый период, подобные чувства и вызывают. Читая эти сочинения, у человека, создается впечатление, что святые – это люди, вообще на нас непохожие. Они, как какие-то инопланетяне, были бесчувственны к мукам и истязаниям, безупречны в духовной жизни, и вообще является недостижимым эталоном чистоты и нравственности. А себя мы видим совершенно иными.
И понимание этой гигантской пропасти между житийными святыми и нами приводит к тому, что человек даже не пытается им подражать. Кто сможет, когда с него сдирают кожу, проповедовать мучителям о Христе? Мне делали лапароскопическую операцию по удалению желчного пузыря, и я только через день смог потихоньку ходить вдоль стены. К утюгу прикоснёшься и вскрикнешь от боли, а мученики, когда их жарили на решетке, спокойно говорили, что их уже пора переворачивать на другой бок, потому что этот уже запекся. Что должен чувствовать человек, который читает подобные повествования? К сожалению, и в житиях современных святых книжные редакторы убирают те моменты, которые свидетельствуют о проявлении слабости, трусости, малодушия, которые испытывали подвижники веры. А ведь это очень важные свидетельства того, что эти люди были такие же, как и мы. Но они старались, и Бог помогал им преодолевать слабости.
Манипуляция страхом проистекает из манипуляции чувством вины.
Вообще страх – это самый мощный мотиватор. И, соответственно, самый распространённый способ манипуляции. Мы с ним встречаемся с самого раннего возраста. «Не будешь есть суп – не вырастишь и тебя девочки не будут любить», – так говорила мне мама. «Будешь плохо учиться – пойдешь волам хвосты крутить», – учила бабушка. Я не знал зачем волам крутить хвосты, но понимал, что это что-то нехорошее. И чтобы этим не заниматься, нужно заниматься уроками.
В Церкви самый очевидный страх, который навязывается проповедниками, это страх лишиться спасения, погибнуть, попасть в ад, уйти в муку вечную. Притом есть такая удивительная категория духовенства, которая точно знает, кто попадет в ад и за что. Уровень их компетенции в раздаче повестки в адские обители зависит от уровня их личного понимания православия. Причиной попадания в ад может быть хождение без платка или в брюках, наличие кода ИНН, невенчанный брак, грех экуменизма и еще масса разных причин.
Сюда же можно отнести угрозы погибели или болезни. Если ты не будешь делать то-то или поступать так-то, то будешь болеть и страдать. Точно такая же манипуляция происходит и тогда, когда человек с каким-то горем или болезнью приходит в храм, и ему начинают говорить, что это случилось с тобой, потому что… И опять-таки далее идет манипуляция с навязыванием чувства вины. Мы должны понимать, что все это не имеет никакого отношения к истинному пониманию промысла Божия, о котором эти священнослужители не имеют никакого представления.
Отдельно я бы хотел обратиться к знатокам адских распределений и сказать им, что, принимая решения кто пойдет в ад, а кто в рай, вы становитесь антихристами местного масштаба. Потому что решать кто куда пойдет, может только Господь, и больше никто. Апостол Иуда в своем послании цитирует один из древних апокрифов, который говорит о том, что «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». (Иуды 1:9). А нам уж тем более не нужно судить других людей, кто бы они не были и какие бы они не были.
Еще один способ манипуляции — это манипуляция любовью.
В быту она встречается часто. Родители манипулируют любовью в отношении своих детей: «Я буду тебя любить, если ты сделаешь то-то». Точно так же жена манипулирует мужем, а муж женой. Невыполнение этих условий чревато эмоциональной изоляцией и отторжением. Когда священник в присутствии других прихожан начинает «смирять» кого-то в храме, это сигнал для всех остальных. Хотите, чтобы вас любили, соответствуйте моим требованиям. Часто эта манипуляция действует совместно с манипуляцией силой авторитета. Священник может отказать в Причастии, отпевании, в тех или иных действиях, связанных со спасением души. Я помню, как много лет назад услышал от одного, уже в общем-то пожилого священника, такую фразу, сказанную прихожанке: «Я вот сейчас как одену епитрахиль, да как наложу на тебя анафему». Разбирать каноническую абсурдность этой фразы здесь не к месту, но интересен сам факт поведения этого батюшки.
Вспомнился и еще один забавный эпизод из жизни духовенства. Священник в семинарии, где я учился, рассказывал такой случай из своей жизни. Его завезли на какое-то далекое кладбище для отпевания усопшего, а после этого назад везти отказались, потому что им было не по пути. Священник сказал: «Ну, раз так, то я как запечатал вашего покойника, так его сейчас и распечатаю», – и решительно направился с лопатой в руках к свежей могиле. И эта угроза быстро сработала. Как видим, иногда такие манипуляции могут иметь и положительный эффект.
Можно манипулировать и неуверенностью в себе.
Я закончил семинарию, академию, я профессионал в духовной жизни, я все знаю! Поэтому слушайте меня и повинуйтесь. Если вы увидите профессора, пусть даже самой лучшей в мире богословской академии, который, не задумываясь, сходу отвечает на любые вопросы в любой сфере богословских знаний, мой вам совет – обходите лучше его десятой дорогой. Если священник будет настойчиво навязывать вам свою волю и принуждать к ее исполнению, также лучше избегайте обращаться к нему за духовным советом.
Но тут нужно сказать и обратное. Манипулируют не только священники своими прихожанами, но и наоборот. Бывает так, что неуверенность в себе приводит к тому, что прихожане решают переложить ответственность за свою душу на священника, называя это «послушанием» духовному отцу. Священник, сам того не понимая, ведется на эту манипуляцию, и начинается спектакль под названием «духовное руководство». Прихожане мучают батюшку вопросами о том, как им поступать во всех, даже незначительных, жизненных ситуациях, а тот пытается решать эти ребусы, наивно думая, что занимается духовным окормлением пасомых.
На самом деле здесь происходит манипуляционная подмена. Человек хочет переложить ответственность с себя на другого, называя это «отсечением своей воли». При этом он не понимает значения этой фразы и что за ней стоит. Отсечение своей воли, о которой пишут древние отцы, возможно только перед духовником, который точно знает волю Божию! Т.е. не пытается ее угадать, не выводит ее из собственных ложных предпосылок, а знает наверняка. Таких священников, по крайней мере среди белого духовенства, я не знаю, и за десятки лет своего служения в Церкви ни разу не встречал. Но зато встречал немало младостарцев, которые с радостью начинали участвовать в этом спектакле. Они получали в свое распоряжение небольшую империю послушных солдатиков и чувствовали себя маленькими императорами. Эта игра затягивала в себя все больше и больше участников, особенно если младостарец обладал свойствами лидера и имел харизму и обаяние.
Делясь своим опытом, могу сказать, что за тридцать лет служения я ни разу не согласился быть ничьим духовным отцом и не соглашаюсь до сих пор. Если ко мне обращаются с такой просьбой, то я говорю, что могу быть советчиком, собеседником, но не духовником. Мои советы остаются лишь моими советами, да и те я не раздаю, когда меня об этом не просят. Во всех наших советах мы руководствуемся логикой, житейским опытом и проч. Но это не имеет никакого отношения к воле Божией, которую мы не знаем! Нужно быть честными перед собой и перед людьми.
Рукоположение дает священнослужителю право совершать таинства при содействии и молитве церковного народа и озвучивать во время богослужения просьбы наших прихожан к Богу. Но хиротония не дает ни добродетели рассуждения, ни ведения судеб Божьих, ни права духовничества.
Это особые, отдельные дары Духа Святого, и если их у тебя нет, то не нужно притворяться. Не нужно играть роль духовника, это мерзко в очах Божиих. Поэтому ответственность за свою жизнь у каждого перед Богом своя. И не нужно ее перекладывать на плечи тех священников, которые вам в этом плане помочь ничем не смогут.
Иногда можно услышать, что священник должен давать советы не от себя, а из того, чему учит Священное Писание и Отцы. На поверхностный взгляд это правильно, но на практике это не работает по двум причинам. Первая – жизненные ситуации зачастую выходят за рамки Священной истории, не имеют аналогии и однозначного ответа на то, как нужно поступить в той или иной жизненной ситуации. Вторая – богоносные духовники даже на похожие вопросы часто давали разные советы. Потому что люди разные, и разный промысел Божий в отношении каждого из них. Здесь мы не найдем однозначного ответа на большинство жизненных вопросов.
Кроме того, я считаю, что на том уровне духовной жизни, на котором находится большинство из нас, для духовного руководства достаточно жизни по заповедям Евангелия и внимание к совести, просвещённой молитвой и духом жизни Священного Предания. Путь праведности, по которому мы все стараемся идти, не несет в себе каких-то сложностей, которые бы требовали особых компетенций. Все, что нам нужно знать, есть в Евангелии и в традиции. Только делай, понуждай себя, живи верой, надеждой, любовью, устремленностью к Богу. Ходи по жизни в смирении, покаянии и молитвенной тишине. Терпи, благодари Господа за все, радуйся, что у тебя есть такой Бог, люби Его и людей. Какие тебе еще нужны советы? Все есть в Слове Божьем. А если человек, пройдя дорогой праведности, дойдет до пути преподобничества, то Господь пошлет ему и духовника, соответствующего его нуждам.
Можно манипулировать на гордости и тщеславии. Говорить, к примеру, об особом избранничестве тех, кто присутствует в нашем храме, на их инаковости в отличии от тех, кто сейчас лежит дома под телевизором или сидит в кафе. И для того, чтобы этому избранничеству соответствовать, нужно делать то и то. Дело в том, что человек ищет гарантий. Ищет, где нужно расписаться, чтобы быть уверенным в том, что он спасен. И манипуляторы дают эти гарантии.
Они учат, что ты должен быть в канонической Церкви, должен причащаться, молиться, поститься, жить по уставу, читать Евангелие. Т.е. собрать определенное количество лайков от Бога. Это все, конечно, хорошо и правильно, но это не гарантии. Гарантия может быть только одна – постоянное присутствие благодати Духа Святого в сердце человека. Никакой другой гарантии нет. А если ее нет, то нужно каяться и бояться потерять Бога. Потому что если нет в душе плодов Духа Святого, о которых пишет апостол Павел, то чем выше иерархическая ступень в земной церкви, тем меньше гарантий, тем сильнее должно быть это покаяние и этот страх.
Завершая беседу о манипуляциях, я хочу пожелать своим читателям не быть слепцами в духовной жизни и стараться с Божьей помощью различать, где вам хотят оказать помощь на пути спасения, а где вами манипулируют.
Протоиерей Сергий Успенский
Просмотрено (0) раз