Как передать и сохранить веру для наших детей. Размышления о воспитании

Содержание: Духовная подготовка детей к переходному возрасту. Три грани юности. Ответственность за тех, кого подарил нам Бог. Сначала пример, потом знания. Родительское самовоспитание. «Гневаясь, не согрешайте». Учить с детства думать о жизни в вере. 

Духовная подготовка детей к переходному возрасту
Педагогическое дело – тема творческая. Родители, дедушки и бабушки призваны созидательно подойти к спасению во Христе своих детей и внуков. Церковь смотрит с надеждой на семью. Оттуда в нее придут или не придут христиане.

Тем более если речь идёт о подростке. Как остаться авторитетом для своего ребенка-подростка? Как стать доверенным лицом своего сына или дочери, чтобы «секреты» не привели к тяжелым последствиям? Как сохранить веру, чтобы ребенок остался в Церкви? В Литургии свт. Василия Великого молимся: «Младенцы – воспитай, юные настави». В рассматриваемом возрасте мы перестаем «воспитывать» и призваны стать наставниками. Это не значит, что воспитательные меры необходимо устранить, их надо трансформировать в наставничество как созидательное сотрудничество.

Данные основаны на недавнем исследовании автора статьи, который провел опрос среди верующих родителей и детей о том, как подростков сохранить в вере. Мы получили множество писем от родителей и молодых людей, прошедших данный критический возраст или находящихся в нем, и попытаемся проанализировать материал на основании опыта жизни в Церкви старшего и младшего поколений, который дает возможность подвести важные итоги.

 

Три грани юности
Во-первых, юность – начало взрослости. В этот период раскрывается «свобода» как черта образа Божия в человеке. Свобода начинается тогда, когда появляется ответственность. Мы это видим из истории грехопадения. В гражданском законодательстве говорится о том, что уже с 14 лет предусмотрена «мера наказания» за проступок.

Во-вторых, для детей этого возраста важен самостоятельный поступок как вызов взрослому пониманию мира. Тут может иметь место революционный лозунг «Мы против серых будней». Данный период характеризируется постоянным поиском, и гормональные всплески порождают нестабильность. Родители, близкие призваны уловить этот момент взросления, принять самостоятельность как черту образа Божия в ребенке и начать с ней работать. Важно определить, что мы принимаем, а где надо «договариваться» или родительской властью ограждать. Для нас критерием должна быть гарантия безопасности жизни тела и души юного человека, ведь свобода может начать реализовывается пагубным образом. При этом нужно понимать, что подросток учится ходить в свободе, поэтому надо достаточно деликатно реагировать на его поступки и слова, но при этом быть бдительным. Если не принять этот факт, неизбежны бурные конфликты или утаивания реального положения дел.

В-третьих, это возраст падения прежних авторитетов и появления кумиров и идолов, что угрожает душе настоящим идолопоклонством. Грех обрастает силой страсти, и подросток подвержен гордыне, блуду, сребролюбию, которые могут укорениться на пьедестале на всю жизнь.

Именно в период ранней юности большое число молодых людей покидают Церковь и могут больше никогда в нее не вернуться, что для верующих родителей нередко становится жизненной трагедией.

 

Ответственность за тех, кого подарил нам Бог
Чтобы подготовить детей к этому периоду, родителям необходимо закладывать крепкий духовный фундамент с раннего детства, осознавая свою ответственность за воспитание в вере сына или дочери. Советы священника должны помочь расширить концепцию воспитания от светского воспитания до церковного.

Святая Библия дает нам несколько назидательных примеров роли начальствующих и родителей. Когда Моисей был на горе Синай, говорил с Богом и получал Десятословие, народ в это время сотворил себе кумира и впал в идолослужение. Писание говорит: «Этот народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению» (Исх. 32:25). Таким образом, ответственность за необузданность лежит на священнике и родителе. Часто мы не нагибаем, по слову Писания, «выю своих детей» (Сир. 30:12), хотя это необходимо. Вспомним первосвященника Илия, который не смирял детей своих. И Бог задает ему тяжелый вопрос: для чего он предпочел не Его, а сыновей своих (1 Цар. 2:29)?

Авторитетный духовный наставник схиархимандрит Иона (Игнатенко) часто повторял, что детей ныне рождают для ада. А христианин призван детей рождать для рая и воспитывать по законам жизни приблизившегося Царствия Небесного (Мф. 4:17).

Для того чтобы заложить крепкий духовный фундамент с раннего детства, важно учитывать несколько факторов.

 

Сначала пример, потом знания
Бог называется святыми отцами Педагогом. Он готовил человечество ко принятию Спасителя. «Детский» возраст человечества ознаменован Ветхим Заветом в иудействе и философией у язычников. Тут Закон и любомудрие были путеводителями или воспитателями, ведущими ко Христу. По этой модели призваны воспитывать и христиане своих детей. Мы учим закону Божию и любомудрию с раннего детства. Апостол Павел о Тимофее говорит, что он «с детства знает Священные Писания» (2 Тим. 3:15), и это дало ему фундамент для зрелой христианской жизни.

Мы часто слышим выражение «Ребенок впитывает как губка». А значит, учить его надо своим примером. И при этом постоянно помнить слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

«Если родители подают пример христианского поведения в жизни: по отношению друг к другу, к старикам, к младшим и более слабым себя – дети это поймут интуитивно», – пишет многодетная мама и преподаватель воскресной школы.

Нам недостаточно ставить во главу угла интеллектуальные знания Закона Божия. Так мы будем воспитывать разум, но не сердце. Дети желают видеть заповеди Божии «в деле». Это лучший аргумент в их истинности. Надо полюбить Христа, жить по Его уставу. В этой связи отец-педагог приводит простой пример: «Если мы с любовью смотрим на деньги – ребенок полюбит деньги. Если на Иисуса Христа – Его и полюбит». В воспитании мы не можем служить двум господам (Мф. 6:24).

 

Родительское самовоспитание
Духовное созревание детей напрямую зависит от духовной зрелости родителей. Директор православного лицея пишет: «Искренность родителей – это основа для воспитания в вере».

Детьми легко считываются сомнения родителей, они могут транслироваться дома, в кругу семьи, и тогда тень этих сомнений охватывает сердце ребенка. А ему необходима стабильная духовная атмосфера, поэтому родитель призван стать духовной опорой сам или же показать её во священнике. Для родителей важно выбрать храм, священника-духовника. Должна быть духовная гавань, куда заходит корабль детской души.

 

«Гневаясь, не согрешайте»
Великодушие, мужество и христианское достоинство – основные добродетели родителей подростков. Над их приобретением необходимо более всего трудиться отцу и матери. И наоборот, жёсткая позиция родителей, проявляющаяся в гневе, раздражении, ненависти, соперничестве, душепагубна для ребенка. Родителям необходимо всегда помнить назидание апостола: «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3:21). Это значит: наказание должно быть соразмерно проступку, чтобы не вызывать лишних эмоций. Еще древний Авиценна говорил, что с раннего детства важно оберегать подрастающее поколение от чрезмерной эмоциональности. Для этого нужно постоянно разъяснять проступок, наказание и заповеди Божии относительно данного дела. Родители должны сосредоточиться на приобретении внутренней силы действовать по образцу доброты, правды, любви. Достигнуть этого возможно посредством евангельского образа жизни, основанного на церковности и сознательном участии в Таинствах. Вот как пишет мать, горюя о детях, ушедших из Церкви: «Мне необходимо приобретать в своей душе хоть каплю смирения и тишину, тогда и дети увидят, что Церковь – это благо, а пока не смогу унять свою гордость, обиду и боль, ничего у меня не выйдет, детей к Богу не смогу привести».

 

Учить с детства думать о жизни в вере
Заслуживает внимания отрывок из письма матери-христианки о методах воспитания: «Систему христианских ценностей я объясняла на жизненных примерах, не книжных, так сказать, показала налицо, “оживилаˮ евангельские истории, приходилось проводить параллели между библейскими примерами и настоящим. В целом учила детей искать правильное жизненное решение с помощью Библии. Прививала мнение, что нет никакой жизненной ситуации, которая не была бы решена для нас в Новом Завете. Показывала, как все решения в жизни можно анализировать через призму Евангелия. Сначала это походило на игру, как в повести Елинор Портер “Полианнаˮ, но впоследствии, в 13-14 лет, дети, сначала дочь (она посещала воскресную школу при храме), а тогда и старший сын, самостоятельно прочитали иллюстрированную книгу «Закон Божий» и начали на многие вопросы находить ответы сами, сверяя свои мысли с моими… Это и побудило меня прочесть самостоятельно Библию и много другой духовной литературы».

Итоги нашего исследования еще полностью не подведены, продолжается работа по анализу живого опыта современного церковного воспитания. Ибо Христос живет в Своем церковном Теле и Его члены во все времена хотят, чтобы с ними были в Его Царстве их дети и внуки.

 

Протоиерей Андрей Гавриленко

Просмотрено (5) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Семейная страница

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *