Сегодня людей, выросших в верующих семьях, намного больше, чем было в советское время и в девяностые годы. Всё же среди прихожан по-прежнему много тех, кто пришел в Церковь уже во взрослом возрасте. И часто мы свои привычные душевные переживания принимаем за духовные. Хорошо это или плохо? И как избежать подмены? На эти и другие вопросы постарался ответить протоиерей Алексий Потокин.
— Отец Алексий, многие священники говорят, что очень редко к ним приходят на исповедь или на беседу с серьезными духовными вопросами. Чаще делятся душевными переживаниями или даже житейскими трудностями. Действительно ли есть такая проблема?
— В поиске подлинной духовной жизни – множество проблем, потому что мир не хочет, чтобы человек ожил. Мир хочет, чтобы человек запутался, пропал, поэтому нельзя найти того, кто уже поднялся на такую высоту, что хранит ясность духовного взора. Всё время идет спор, поиск и утверждение блага, отвержение тьмы, лжи. В сердце человеческом идет эта борьба. Она называется невидимая брань.
Многие со мной не согласятся, а некоторых, возможно, мои слова огорчат или возмутят, но я убежден, что бездуховной жизни не бывает. Душа не может жить без духа.
Другое дело, что дух бывает разный. Первый пример этого мы находим в Евангелии: Не знаете, какого вы духа (Лк. 9: 55). Это Христос говорит ученикам, предлагающим Ему строго наказать обидчиков, а точнее – истребить их. То есть ученики уже были рядом со Христом, понимали Его слова, старались понять Его жизнь, но еще не знали, какого они духа.
Также можем вспомнить молитвенную практику Церкви. Обращаясь к Святому Духу, человек признает, что пока живет без Него: «Прииди и вселися в ны». То есть я пока без Тебя. А вспомните молитву преподобного Ефрема Сирина, которая часто читается в Церкви во время Великого поста: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».
Распространенное понимание греха как некоего плохого поступка или недоброго слова – понимание узкое, неполное. На самом деле грех зиждется на жизни духа – тайной жизни сердца человека. Оно может быть полно всякой нечистоты. Это необязательно злоба, жадность, похотливость, стремление унизить другого или открытое богоборчество. Безусловно, всё это и многое другое нечистота, но на самом деле развитый темный дух – он вообще никакой. Потому и просим мы: не дай духа праздности и уныния. Праздность – это пустота, уныние – это отрицание жизни в себе и других, отрицание всякой взаимности между Богом и человеком и даже её возможности. Это разочарованность во всем и, в конце концов, отчаяние.
Дух равнодушия страшен. Равнодушному человеку всё равно, есть другой или нет. Я обойдусь без тебя, ты мне вообще ничто. Это свидетельство сердца. Вот самые страшные плоды темного духа. Какова тьма? А она, в конечном счете, никакая.
Состояние, когда человека охватывает тьма, можно назвать смертью. Имею в виду не конец земной жизни, а смерть души, личности. Земная жизнь человека еще продолжается, биологически он жив и часто даже здоров, но душой омертвел. Большинство из нас пребывает в таком состоянии, просто не замечаем этого, не понимаем, что мертвы. И когда человек в таком состоянии, то прежде чем думать о духе, надо, чтобы к нему вернулись чувства. Они могут так охладеть, что человека уже ничего не трогает. Его внимание сосредотачивается только на себе, он закрывается, ничто в него не проникает. В этом случае пробуждение душевности будет шагом вперед.
— То есть душевность – это не что-то плохое?
— Она должна быть на своем месте. Когда я мертвец, мне необходима душевность, а когда я стал душевным, должен сказать: «Мало, Господи! Я не хочу оставаться в этих рамках». Душевность всё-таки однобока. Духовность притягивает к себе всю жизнь, видит всецело.
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему».
Опять напомню молитву преподобного Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Что такое целомудрие? Многие понимают под этим словом только принципы, которые стараются (или не стараются) соблюдать в области взаимоотношения полов. Нет, целомудрие – это целостность человека.
Что разрушает нашу целостность? Грех. Он разбивает меня на части. Потому и просим Господа даровать нам дух целомудрия, что осознаем свою разделенность, потерю целостности. Если я не целый, то и беседуя с вами, воспринимаю только одну вашу сторону. Может быть, только интеллектуальную, может быть, только чувственную, но целиком я Вас не восприму, вы будете для меня тоже какая-то часть. А часть правды – это всегда ложь.
Духовность ищет целостной картины, а душевность… Она видит ближнего своего то плохим, то хорошим, а духовность понимает, что в нем соединено то и другое, и идет борьба. Иногда доброе так подавлено, что его не видно и не слышно, но если мы христиане, должны подражать Христу. А Он Своим примером показывает нам, как относиться к такому человеку. Я про исцеление бесноватого. Человек много лет духовно болен, сам молчит, только дух злобы в нем говорит, а Христос видит под этой оболочкой живую душу. Замученную, затравленную, забитую, но живую. И Он освобождает ее.
Ненавидь грех, а грешника люби. Этому учит нас Христос, этому учат святые. Я не могу принять какие-то поступки, слова, образ жизни человека, потому что он в своем нынешнем состоянии убивает себя и своих близких, но я понимаю, что его душа страдает от этих безобразий. Поэтому могу обратиться к Господу: помилуй и прости его, Господи, спаси его душу.
Однако сначала надо увидеть таким не другого, а себя. Покаяние – альфа и омега духовного пути. Именно оно признак того, что человек находится в духе. Покаяние (не формальное перечисление грехов, к чему, увы, часто сводится исповедь, а глубокое, искреннее) помогает человеку увидеть, что Царство Небесное вышло ему навстречу, чтобы его выручить.
Я увидел, что не просто борюсь с добром, а со своим спасением – убегаю от Пастыря, Который хочет меня выручить, и прячусь за закон, за душевность, за всё что угодно. Поэтому некоторые святые молились так: «Господи, дай мне сил помочь Тебе победить меня». Они осознавали, что хотя и узнали Бога, есть внутренняя сила, которая сопротивляется Ему всегда. И мне кажется, что подлинная духовная жизнь есть тогда, когда человек не теряет покаянного чувства ни днем, ни ночью. Оно бывает, как дыхание: «Жертва Богу дух сокрушен». Он живет этим сокрушенным духом.
— А нужно ли вообще человеку задумываться, душевный он или духовный? Полезно ли задавать себе такой вопрос? Понятно, что нужно бороться со своими страстями, учиться любить и прощать, пытаться понять и исполнить волю Божию.
— Мне кажется, стоит судить себя. Я понимаю, что часто не слышу ни Бога, ни людей, ни жизнь, которая меня окружает. То есть чаще всего я мертвец. Иногда, когда касается меня эта жизнь, и что-то по-настоящему трогает, оживают чувства, я должен сказать спасибо, что я ожил. Но один из признаков духовности – постоянство, а если то появилось, то исчезло, это уже душевность. Поэтому я должен, конечно, поблагодарить Господа за то, что хоть немножко соприкоснулся с действительностью, но полноты отношений нет, совершенства нет. И я прошу: дай мне, Господи, когда-нибудь принять дух и жить этим духом.
Но эту жизнь никому нельзя навязать. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода(2 Кор. 3:17). Преподобный Максим Исповедник говорил, что добро, сделанное насильно, есть зло. Добро не нуждается в рекламе или пропаганде. Оно по естеству необходимо человеку для блаженства. А пока человек не пережил взаимности в отношениях с Богом или ближним, он проходит мимо жизни, остается пуст.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин.3:8). Встреча с Богом бывает неожиданной, и когда она случается, душа поет, мысль оживает, человек начинает видеть неискаженную картину мира, подлинную. Такие посещения ощущаются, как маленькое счастье или блаженство. И когда эта встреча заканчивается… Христос позвал меня, а мое дело – откликнуться на зов. Но душа человеческая настолько забыла, что значит быть Божьей, что человек, не успев ожить, начинает всё, чем обязан Божьей милости, приписывать себе и хвалиться этим даже перед самим собой. Естественно, он быстро теряет чувство Божьего посещения, а душа его начинает тосковать о потерянном.
И вот тогда очень часто люди пытаются искусственно воспроизвести переживания, которые у них были в те счастливые минуты. Это как раз подмена духовности душевностью. Неслучайно святые советовали не вымысливать образы Бога. При таких вымыслах, такой мечтательности подлинной встречи не будет. Одно из условий взаимности – соблюдение свободы другого. Поэтому, чтобы принять Дух, я не должен господствовать над Ним. Просьба (а в молитвах мы просим Бога о милости, о помощи) подразумевает право другого откликнуться на эту просьбу или не откликнуться. Душевность требовательна к другим и снисходительна к себе, а духовность, наоборот, к себе требовательна, а другому дает свободу.
Любой шаг навстречу жизни угоден Богу. И надо помнить слова Господа: Я есмь путь, истина и жизнь (Ин. 14:6). Путь! В этой жизни он никогда не закончится. Мы всегда будем меняться, обновляться. Когда я считаю, что всё понял и всё знаю, это душевность. Когда я понял, что мне только начинает приоткрываться действительность, тогда я, как дитя.
Снова напомню слова Христа: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3).
Многие ли проповедники чувствуют себя детьми? А реальность такова, что подходя к совершенству, к вечности, мы дети.
Почему полезно читать святых отцов? Потому что они описывают, какова подлинная жизнь. Если я брошусь ей подражать, то разочаруюсь. У меня был такой момент разочарования, когда я только пришел в Церковь. Мне дали почитать святителя Игнатия Брянчанинова. Конечно, это чтение не для новоначальных. Я прочитал и перестал ходить в храм. Через какое-то время случайно встретил своего будущего духовника. Он узнал меня, так как уже видел в храме, и спросил, куда я пропал. Я ответил, что прочитал святителя Игнатия и понял, что так не могу. «Отложи подальше, потом прочитаешь», – сказал он.
А если я опыт и поучения святых отцов приму во внимание как цель, как сокровище, но честно скажу себе и Богу, что я пока этому сокровищу не соответствую, у меня оно помельче… Отец Сергий Булгаков описывал в своих воспоминаниях, как его, когда он еще был марксистом, поразила «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Можно без преувеличения сказать, что с этого начался его путь к Богу.
Через много лет (по-моему, тогда отец Сергий уже стал священником) он снова оказался в Дрездене, пришел в галерею, увидел «Сикстинскую Мадонну» и сказал: «Это же простая женщина, не икона, не понимаю, как она могла меня вдохновить». Но ведь не просто вдохновила, а возродила. Вот описание пути. Безусловно, на этой дороге мы находим нечто большее. И то, что в начале пути было для нас сокровищем, уже не воспринимается как таковое. Однако мы сохраняем благодарность тому, что помогло нам ожить.
— Вы говорили, что с тех пор как пришли в Церковь, основной круг вашего чтения — Библия и святоотеческая литература.
— Да, конечно. Но и классиков периодически перечитываю и могу объяснить, почему. У меня бывают периоды уныния, отчаяния, и в эти моменты Евангелие и святых отцов мне читать трудно. В такие минуты я беру книги, которые меня когда-то трогали, помогли мне. И как они возвращали мне жизнь в свое время, так возвращают сейчас. И когда возвращают, я их откладываю, потому что они мне уже не нужны.
— Я не сомневаюсь в том, что для вас это естественно, органично. Но, наверное, это не может быть общим правилом?
— Ригоризм – это всегда насилие. Всё должно быть органично. Христос сказал: И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:32). Многие, хотя и читали Евангелие, и перечитывают его, эти слова игнорируют. Дар свободы игнорируем, пытаемся загнать себя и других в какие-то схемы. Это относится и к нашей беседе. Всё время хочется сказать, как надо, а как не надо. Но вера не про схемы. Путь у каждого свой, уникальный.
Ригоризм (от лат. rigor — «твёрдость, строгость») — строгое проведение какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. Ригоризм исключает компромиссы и не учитывает другие принципы, отличные от исходного.
— Может ли человек, который давно в Церкви, прочитал Евангелие и много богословских книг, силен в теории, не сознавая этого, оставаться душевным?
— Легко. Кто такие были законники? Они всё знали. Не понимали они только одного – что им нужна милость от Бога. Есть хоть один человек, даже самой высокой жизни, который может обойтись без прощения? Я считаю, что нет. Всем необходима милость, и не один раз в жизни, не два, а постоянно.
Мы – спасаемые! Мы нуждаемся в милости, потому что изначально предали Бога, стоим за грех. Что значит «стоять за грех»? Человек видит свое счастье в том, что он будет получать удовольствие. Я забыл, что счастливым меня может сделать только радость другого человека: близких, друзей. Единство с ними меня вдохновляет и делает счастливым.
А благочестие в одиночестве есть смерть, и в таком состоянии человек уже не может сказать «прости», но думает, что он высок. Если он хоть чуть-чуть замедлит в своем умирании и подумает, как пуста его жизнь, как суха вера – только по букве: это уже прикосновение Бога. Если ты это прикосновение примешь, признаешь, оно позовет тебя на Исповедь.
Любое сопротивление греху, даже самое наивное, неосознанное – уже есть причастность к духу. Потому что дух животворит, воскрешает мертвого к жизни. Первый шаг в вере – оживание. Я помню свою первую любовь, помню, что меня оживили – простили мои грехи, безобразия. И раз это меня обрадовало, вдохновило, как я могу не пожелать такой же радости другому? Когда человек видит свое блаженство в соединенности с другим, в благополучии и преизбытке жизни в другом, это уже духовный путь. А если он стяжал все богатства мира (я имею в виду не материальные богатства), все таланты, но хранит их для себя… Отец Иоанн Мейендорф говорил, что первый сектантский признак – это когда человек чувствует себя владеющим путями спасения в отличие от других, а второй – когда он этому очень рад.
В молитве перед Причастием есть простые слова: «От нихже первый есмь аз». От грешников. Долгое время я во время чтения этой молитвы про себя говорил: «Господи, я это честно сказать не могу». Это тоже было покаяние. Повторяю, покаяние – основа духовной жизни.
— А теперь вы можете сказать эти слова от всего сердца?
— Да. Я понял, что это правда. Почему долго не мог понять и принять эту истину? Потому что как только хотел себя с кем-то сравнить, на память приходили разные злодеи и человеконенавистники, насильники и убийцы, и я себя утешал: конечно, я не такой. Но однажды во время Великого поста мне пришла мысль, что хорошо бы сопротивляться своей маленькой страстишке, дурной привычке. Выбрал самую простую, с которой, как мне казалось, легко справлюсь. Именно казалось, потому что не справился, хотя прикладывал большие усилия.
Победил меня грех, казавшийся мне мелким. Потому что на самом деле это – обман. Не бывает мелких грехов. Любой грех разделяет меня с Богом, и восстановить эту связь я могу только через глубокое искреннее покаяние. А когда я пытаюсь убедить себя, что совершенный мной грех не так уж тяжек, ни о каком глубоком покаянии речи быть не может.
Тогда мне пришла в голову другая мысль: я понял, что если бы у меня в жизни были более серьезные испытания, были бы и гораздо более страшные падения. Потом я только убеждался в этом. Открываются мысли, поступки, и ты чувствуешь свою беспомощность перед ними. Понял, что удерживает меня только Господь и Покров Пресвятой Богородицы.
Да, по человеческим меркам большинство из нас люди приличные, но у христиан другие критерии. Для меня очевидно, что я грех возлюбил больше, чем Бога, и, по большому счету, я враг Богу. И Он пришел ко мне как к врагу, чтобы сделать врага другом. Не силой сделать, а любовью и милостью. А человек волен принять милость, которая возводит его из врагов в друзья. Или не принять.
И даже когда принимаем… За других говорить не могу, а в себе я всё время чувствую сопротивление Богу. Всё хорошее мне трудно, а плохое желанно и легко. Брать мне легче, чем давать, бездельничать проще, чем трудиться. И так во всем. Когда я это осознал, что слова «от нихже первый есмь аз» относятся ко мне, сомнений в том у меня не осталось.
otrada.net
Просмотрено (1) раз