Как Бог являет Своё присутствие среди нас в праздник Крещения? Почему православные каждый день утром пьют крещенскую воду? Что такое святость и как она достигается? Проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Господь по любви Своей, состраданию к падшему Своему созданию, ради спасения мира, будучи Ипостасью Святой Троицы, Богом Сыном, Богом Словом, принял на Себя человеческую плоть и возрастает в послушании Своим земным родителям. Он не выходит на проповедь ранее 30-летнего возраста, потому что по еврейскому закону только тот, кому исполнилось 30 лет, мог учительствовать, наставлять и поучать других.

И вот незадолго до Его явления миру на берегах реки Иордан, в пустынной местности, невдалеке от впадения Иордана в Мёртвое море выходит проповедовать и крестить Предтеча Иоанн, как его называют — Ангел пустыни. На иконах его иногда даже изображают с ангельскими крыльями — символом его чистого и ангельского жития. Он был воспитан пустыней, долгое время жил не в человеческом сообществе, не среди суеты мирской, а в пустынном общении с небожителями. И, наставляемый благодатью Святой Троицы, он выходит, чтобы уготовать путь Господень.

Явление Иоанна Предтечи и его выход на Иордан предсказывали пророки ещё за сотни и за тысячи лет прежде, называя его ангелом, называя его предтечей, который должен прийти прежде Спасителя мира, Мессии, чтобы уготовать путь Ему, уготовать путь Его проповеди.

Что же это за уготование было? Это было призывание народа израильского к покаянию. Иоанн проповедует и обличая грехи современного ему общества. Сотни, тысячи людей стекались к нему на Иордан, чтобы послушать живое слово проповеди. И многие, тронутые его проповедью, приносили покаяние в грехах своих. И таковых он крестил: он входил с ними в реку Иордан, и они, погружённые по шею в воде, исповедовали грехи свои, а затем он троекратно их погружал в воды, как бы омывая скверну греховную с них.

Иоанн говорил: «Я крещу вас водою, но за мною грядет Тот, Который будет вас крестить Духом Святым; Которому я не достоин развязать и ремень на Его обуви» (смотр. Мф. 3:11; Лк. 3:16).

И вот однажды, когда множество народа собралось на берегах Иордана, слушая Иоанна Предтечу и крестясь от него, вдруг толпа расступилась, и из толпы вышел Тот, Кого ожидали пророки, Тот, о Ком языческие древнеримские и древнегреческие философы говорили: только Бог может, придя в этот мир, исправить это общество, идущее прямо к погибели.

И вот Он пришёл к Иоанну Предтече, и тот в смятении говорил: «Я ли Тебя должен крестить, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Господь остановил его кротким словом: «Умолчи. Ныне нам надлежит исполнить всякую правду» (смотр. Мф. 3:14–15), — и со смирением, подобно грешнику, вместе с грешниками входит в воды иорданские. Без исповеди, тотчас крещает Его Иоанн Предтеча, трепетною рукою касаясь верху главы Его, Творца мира, Который на Себя принял плоть человеческую действом Духа Святого.

И в этот момент разверзлись небеса. И Дух Божий, Третья Ипостась Святой Троицы, также Всесовершенный Дух, сходит на Него, приняв на Себя образ белого голубя, тем самым символизируя Собой чистоту и безгрешие Сына Божия, Который принял на Себя плоть человеческую, но не совершил в жизни Своей греха. И вслед за этим разверзнутые небеса потряслись громоподобным гласом Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. 3:17).

Подобные слова будут произнесены потом перед страстями Христовыми, перед самым Его входом в Иерусалим, перед самым Его распятием, когда Господь, желая укрепить веру Своих учеников, возведёт их на гору Фаворскую и там покажет им славу Своего Божества, преобразившись перед ними. Там тоже будет греметь Отчий глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте» (Мф. 17:5).

И сегодня Отеческий глас, братья и сестры, гремит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих». Но слушаем ли мы Его? Живём ли мы по Его заповедям, не забываем ли мы, братья и сестры, такого простого завещания, которое Он дал нам: «Не делай другому того, чего себе не желаешь» (смотр. Мф. 7:12)?

Не даром этот день называют ещё Богоявление: Три Лица Святой Троицы являются на Иордане, Бог Единый, в Триех Лицах славимый. Бог Отец гласом Своим вещает над рекою, над водами иорданскими гремит Его Отеческий глас; Бог Сын крестится; Бог Дух Святый в виде голубине сходит на Него.

Многие могут сказать: «Ну как это Три во Единице? Как Единство разделяется на Три?» Святые отцы говорили просто, приводя примеры из окружающих нас созданий и творений Божьих. Они говорили: «Воззрите на солнце. Вот вы видели шар Солнца. Вот вы видите свет, исходящий из Солнца, и Вы чувствуете тепло, которое принёс луч солнечного света. Планета Солнца, свет и тепло — различны, но все вместе, в совокупности, они составляют единое светило. Вот так точно и Бог в Троице — различный в Лицах, но Единый в Божестве».

И мы, братья и сестры, исповедуем этот догмат и крещаемся от купели крещенской во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня также день установления двух таинств: Крещения и Покаяния. В Крещении смываются все наши грехи и даётся нам залог благодати для борьбы с грехом через Таинства Церкви. И зная немощь нашей природы, поползновение наше к греху, Господь утверждает сегодня и через Иоанна Предтечу преподаёт нам ещё и второе таинство — Таинство Покаяния, и мы можем омывать слезами своими, как водами в купели крещения, душу от грехов и можем вновь приобретать чистоту душевную через искренность нашего покаяния и через осознание собственной греховности.

Сегодня, братья и сестры, Господь творит явное действенное чудо. Будь то в кафедральном соборе, будь то в великолепных лаврах, будь то в простом бедном сельском приходе — являет чудо, когда люди, хоть и разные по степени церковности, разные по степени духовности и нравственности, но с верою приходят, принося с собой сосуды с водою, и эта вода, которую они принесли, по милосердию Божию становится святой.

Сегодня истинный праздник Богоявления — не только тогда на Иордане, но и сегодня Господь открывается каждому из нас по мере его веры, по мере его покаяния, по мере его чистоты сердечной. Потому что говорится: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). И Господь является всем нам, и печать Своего присутствия, печать Своего пребывания вместе с нами видимым образом полагает перед нашими очами телесными: вода, которую мы принесли, простая набранная под кранами в домах наших вода вдруг становится не портящейся, нетленной.

Крещенская вода десятилетиями нетленной может стоять. Я вспоминаю матушку Евдокию, которая 17 лет каторги отбыла за веру. Так вот, она хранила воду, освящённую духовником её, святогорским иеромонахом Иустином. Ещё в 1931 г. он освящал воду на Крещение, и она десятилетиями ту воду хранила нетленную.

И любой священник Церкви, даже молодой, только-только принявший посвящение в священнический сан и через это получивший благодать, неложную благодать священства, способную творить таинства Церкви, и он уже может творить это хоть и небольшое и привычное для нас, но всё-таки чудо, чудо присутствия Божьего в Святой Православной Церкви.

Мы, братья и сестры, почему этой водой особо дорожим? Она называется агиасма, что в переводе с греческого значит «святыня». Хранится она обычно не в холодильниках, а в святом углу, под иконами. Но хранится не так, что мы поставим её завтра под святые иконы, а через год будем спрашивать: «А куда её вылить, батюшка? Куда святую воду прошлогоднюю девать?» Её не выливать надо — ею надо пользоваться в течение года, пить каждый день натощак. А почему, братья и сестры? Да потому, что она даёт физическое здоровье, и с духовными страстями, греховными наклонностями помогает человеку бороться. Всякое зло отгоняет, которое через духов злобы и им подвластных людей, бывает, действует на рабов Божьих. Посредством действия святой воды мы избегаем этого.

Дивное чудо являет Господь на Святой Земле в этот праздник, братья и сестры. Сегодня мы слышим слова прокимна: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113:3).

Владыка Алипий (схиархиепископ Алипий (Погребняк) (1945–2021). — Ред.) присутствовал в своё время на освящении патриархом Иерусалимским воды на месте крещения Господня, невдалеке от места впадения Иордана в Мёртвое море. И вот, когда патриарх бросил деревянный крест на воды речные, на тихой поверхности реки вдруг сделалось возмущение воды, поднялась волна и пошла против течения вверх по Иордану, неся на себе крест. И настолько сильна была эта волна и течение, что в русло Иордана даже зашла солёная вода из Мёртвого моря.

Явное чудо, о котором говорил Давид Псалмопевец: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113:3). Такое чудо было при крещении Господнем, и ежегодно оно повторяется на Иордане. Так же, как и повторяется в день накануне православной Пасхи, Воскресения Господня, схождение Благодатного огня на Гроб Господень, огня, который поначалу светит, но не опаляет, и только через некоторое время приобретает свойства обыкновенного огня. И тысячи народа стекаются смотреть и видят это чудо. И инославные турки радуются схождению Благодатного огня, потому что есть предание, что в год пришествия в мир антихриста Благодатный огонь не сойдёт. Поэтому весь мир радуется, когда православный Иерусалимский патриарх принимает это чудо.

Когда мы пьём святую крещенскую воду, то мы оздоровляемся физически. Но мы и духовную радость чувствуем, братья и сестры, при соприкосновении со святой водой. Посмотрите сегодня на людей: зима, холод, бывает мороз крепкий, с ветром может даже, но после освящения воды идут батюшки, кропят народ, а народ тянется и кричит: «Ещё, батюшка, давайте ещё! Меня покропите, меня!» Подставляют лица и становятся, как дети, простые, чистые, незлобные, кроткие. Забывают свой возраст, забывают тягость ночной службы, забывают своё, может, административное положение в обществе, забывают всё. Все становятся как дети, когда Господь идёт мимо них незримо и каждого из них, наверное, десницей Своей по голове ласкает, как дитя Своё любимое, делая воду в его сосудах святой.

И мы приходим с этой водой домой, окропляем ею родных, окропляем своё жилище, окропляем надворные постройки, скот окропляем, окропляем нивы свои, поля… Для чего? Да как когда-то Троица Святая спустилась и явила Себя на Иордане, так и при окроплении сходит с небесного престола в наш дом Святая Троица. Бог нас посещает. Бог нас утешает, братья и сестры, в этот день великим утешением. Подумайте: Он пребывает с нами в наших домах. Он благословляет всё, где мы живём и чем мы живём. И бедное жилище, и хоромы более зажиточных людей, и храмы наши…

Потому, братья и сестры, мы два раза освящаем воду. Один раз водосвятие совершается в Навечерие, когда мы в храм низводим действие Святой Троицы и силу Троичного Божества, а потом, в сам праздник, мы выходим на реки, на кладези, на источники и там освящаем воду, чтобы вся Вселенная явилась причастной снисхождению Святой Троицы, действию Бога Творца, изменяющего всё в нас и вокруг нас к лучшему.

И мы, братья и сестры, сейчас с вами тоже пойдём на Иордан. Не на Донец! Сегодня Северский Донец становится Иорданом, потому что Господь Иисус Христос, изображённый на кресте, будет опускаться с крестом в воду, как бы входя в неё. Дух Святый действовать будет силою Своею над водами, делая воду святой. Громом Отеческого гласа, призывающего нас почитать это действо и Церковь Святую, будут греметь колокола церковные: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих».

А мы, братья и сестры, будем петь тропарь Крещению, радуясь вместе со всей Вселенной, что Бог с нами. И хотя мы отступаем от Бога, грешим, Бог не отступает от нас.

Дай, Боже, нам держаться Церкви единомысленно, единодушно, как наши деды и прадеды. Наша Церковь на гонения шла, на расстрелы шла, на каторги шла и не отрекалась от Бога. Наша Церковь — это Церковь не малодушных людей. И не надо понимать смирение как малодушие. Смирение — это величие. Церковь в смирении являла величие своего подвига, подвига за Христа, самоотверженности своей ради Христа.

И мы, братья и сестры, сегодня принадлежим этой Церкви, которая дедами и прадедами нашими выстрадана, которая безбожный страшнейший период гонений прошла, в которой мы крещены были, в которой мы исповедуемся и причащаемся, которая молится, поминая о здравии и об упокоении всех наших близких и сродников.

Я благодарю вас за то, что вы в эту ночь не предпочли спать дома, а пришли в дом Божий. Разве может Господь этот ваш подвиг отвергнуть? Разве может Господь отвернуться от вас? Нет.

За тот труд, который вы понесли, за ту любовь и веру, которую явили, за самое главное, что у вас есть, — живое чувство к Богу, ведь вы голос души своей, и совести, и сердца своего послушали и пришли в храм Божий — за это, верьте, что Господь, являющий силу Свою благодатную на водах, явит её и на каждом из вас. Каждого из вас сегодня Он десницей Своей Творческой благословит, молитву каждого из вас сегодня услышит. А вы, верой вооружившись, дерзайте: как любимое чадо любящего нас Бога просите у Бога, что хотите.

Конечно, мы сегодня просим, чтобы век с Ним не разлучаться, всегда быть с Ним в вечности, в Царствии Небесном. Но мы переживаем и за Отечество наше земное, в котором живём. И сегодня, братья и сестры, единодушно, просто, по-детски попросите у Бога мира. Каждый из нас.

И подойдя к чудотворному образу Божией Матери, всё Ей расскажите — просто как мамке своей вы в детстве выговаривались, жалуясь на что-либо и зная, что она услышит, пожалеет и поможет. Может, не вслух расскажите. Но Богородица сегодня тоже нас слышит, как и видит наш подвиг ради Её Сына.

И дай, Боже, чтобы за нашим приходом в храмы Божии пришла в наши сердца благодать Божия, научающая нас, как жить по правде Божией, как жить по совести. Научащая нас с сокрушением и с чувством вины переживать то, в чём мы Бога прогневили и что против Его святых заповедей сотворили в нашей жизни.

Сегодня Господь нас учит, братья и сестры, любви друг к другу через Свою любовь к нам, грешным. Бог не отступил от нас — мы от Него отступаем, изгоняем Бога из своей жизни, забываем о Нём, машем рукой, говоря: «Все так живут!»

Нет, братья и сестры. Не все так живут. И много примеров у нас и святых, и нравственных. Не только из древности, но и современных. И святость — это не завидный удел избранных. Святость — это постоянство в добре. И дай, Боже, вам, братья и сестры, быть счастливыми. А счастливый человек только один может быть: это добрый человек. Дай, Боже, вам быть добрыми, Божьими и счастливыми.

И пускай Господь, в нынешний день так близко возле нас являющий Себя в освящении святой воды, так близко рядом с вами будет во все дни вашей земной жизни и там, в блаженной вечности, в которую Он нас неложным словом Своим призывает. Аминь.

 

Фейсбук.  Проповедь митрополита Святогорского Арсения в праздник Крещения Господня, 19 января 2016 г.

Просмотрено (8) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *