История возникновения монастыря у подножия Святых Гор. Свято-Успенская Святогорская Лавра

24 сентября Церковь празднует память ВСЕХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ СВЯТОГОРСКИХ (или Собор преподобных и богоносных отцов, во Святых Горах на Донце подвизавшихся).

В Собор входят 18 святых. День их памяти Церковь отмечает 24 сентября. Канонизация большинства преподобных (кроме преподобного Иоанна Затворника и преподобноисповедника Паисия, которые были прославлены в 1995-м и 1993-м соответственно) и установление даты соборного празднования их памяти состоялось в 2008 году.

В 1990-е и 2000-е гг. удалось найти и вернуть в Святогорскую обитель мощи 8-ми угодников: преподобных Германа, Лонгина, Феодосия, Киприана, Иоанникия, преподобноисповедников Трифона, Михаила и Иоанна. Мощи ещё трёх были обретены на территории Лавры — преподобного Иоанна Затворника (в 1989 г.) и святых Арсения и Исаакия (в 2009 г.). Имена остальных Святогорских преподобных: святитель Иларион, преподобные Фаддей, Рафаил, Феофил, Софроний, преподобноисповедники Иоиль и Паисий.

В день памяти Собора в Лавре прославляются также все отцы, просиявшие подвигами в Святых Горах во всё время существования Свято-Успенской обители, даже те, чьи имена не сохранила история.

Предлагаем к прочтению наш архивный материал о месте подвига преподобных — Святогорской Лавре.

 

У ПОДНОЖИЯ СВЯТЫХ ГОР

24 сентября Церковь празднует память всех преподобных, во Святых Горах на Донце подвизавшихся. Каков их монастырь сегодня?

Монастырские летописи и предания не называют ни точной даты, ни имён основателей одной из древнейшей обители. Само время стёрло имена и даты. Существует три версии, повествующие о том, как в эти края пришли черноризцы.

726 год по Рождеству Христову… В Константинополе горит высшая школа. Горит вместе с учителями и книгами. Для Церкви наступило время тяжелейших испытаний — период иконоборческих гонений. Почитателей икон по всей Византии подвергают истязаниям, пыткам, их убивают, а сами иконы рубят на куски и сжигают…

Из житий святых того времени известно, что большая часть гонимых императорами-еретиками православных переправилась через Черное море и нашла приют в Крыму. Они уходили от преследователей по окраинам империи в Северное Причерноморье и Приазовье, по водным артериям Танаиса (Северского Донца и Дона). Здесь, у подножия меловых гор, таких непохожих на окрестные степные пейзажи, сошли на берег беглецы — православные византийцы. Рубить пещеры в скале было для них делом уже привычным. Очень скоро мрак узких лабиринтов озарился светом лампад и свечей, а вековая тишина расступилась перед их стройным пением.

Трудно словами передать чувства, которые испытываешь, когда со вздрагивающим пламенем свечи в руках передвигаешься по «улицам» подземного монашеского города. Трудно представить и то, каково им было жить в этих темных лабиринтах. Здесь и в жаркий летний день и в морозную ночь температура одинакова — около 12 градусов выше нуля. Ещё труднее нам, христианам третьего тысячелетия, осознать их исповеднический подвиг.

Чтобы добраться до вершины скалы, нужно пройти около километра узкими тоннелями, вырубленными в толще мела более тысячи лет назад. Их высота — около 2.5 метров, ширина — метр. Кое-где на стенах видны следы от ударов древнего инструмента. В эти следы можно вложить руку и почувствовать связь с человеком, который когда‑то их оставил. Пещеры — это своего рода машина времени…

В VIII‑IX веках эти земли входили в состав Хазарии. Современные археологические раскопки открыли в этой местности несколько древних христианских поселений. Еще до крещения Руси святым князем Владимиром здесь, в Святых Горах, православный люд славил Единого в Троице Бога.

***

Еще одна версия возникновения монастыря у подножия Святых Гор связана с приходом сюда части Киево-Печерской братии после разорения ханом Батыем стольного града в 1240 году. В смутное время, в этом теперь уже диком, выжженном татарскими ордами поле возрождается, восстает из пепла монашеская обитель. На ней лежала великая духовная и нравственная обязанность — окормлять тех отважных людей, которые посвятили свою жизнь борьбе с врагами христианства, с врагами Отечества. Эти воины, сторожа и станичники, несли службу в степях, вдали от семей и приходских церквей.

В сложных для своей земли и своего народа условиях Святогорский монастырь стал обителью-крепостью, обителью-богадельней. Он принял на свое попечение раненых, больных, увечных и «полонянников» — выходцев из крымской неволи. В этот период в монастыре появились пушки и укрепления, а некоторые иноки освоили канонирское искусство. В Святогорском синодике поминается пушкарь монах Иаков, устроивший оборонительную батарею.

По старинному преданию здесь, на вершине горы, на меловом столпе иноки обрели чудотворный образ святителя Николая. Многочисленные паломники помазывали мелом с этого столба головы и больные части тела, некоторые ради исцеления даже грызли мел, уничтожив, таким образом, колонну практически до основания. Со временем ее пришлось выложить из кирпича, а место освятили, и теперь это пещерная церковь. Икона и сегодня находится в Свято-Николаевском храме, который, как ласточкино гнездо, приютился на уступе скалы.

Дух замирает, когда стоишь на вершине горы и следишь взглядом за причудливыми извивами реки, — будто летишь над этими бескрайними просторами. Именно об этом месте святитель Филарет (Гумилевский) сказал: «Здесь так близко к Небу, и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где!?..»

***

В XV веке православные монахи из греческих монастырей уходят от новых гонений, покидают свою родину, где водворилась Ферраро-Флорентийская уния, и поднимаются тем же маршрутом, что и их предки — вверх по течению Северского Донца.

Что влекло беглецов разных исторических эпох из разных географических мест в эти края? Чем привлекала их эта земля? За очередным поворотом реки иноки увидели местность, живо напоминавшую им Святую Гору Афон. Они поселились здесь и сообщили окрестностям дорогое их сердцу название Святые Горы.

Это третья версия основания монастыря. Ее подтверждает существование в Святогорье вплоть до конца XVII в. чина погребения по афонскому уставу, редкого для русских обителей и традиционного для Афона.

***

Трудно отдать предпочтение той или иной гипотезе основания обители. Скорее, все три версии имели свое место на протяжении исторического пути Святогорского монастыря, дополняя одна другую. Вероятно, место это было Самим Творцом создано и предназначено для благочестивых подвигов и служения Ему. Отмечено особой благодатью зримой и неотмирной невидимой, которая открывалась и открывается чистым сердцам, ищущим спасения.

Весь уклад современной жизни монастыря — теперь уже Лавры — подчинён молитве и богослужению. И надо отметить, что здесь к этому относятся очень серьёзно. Попадая в Успенский собор, отмечаешь, что ход службы отличается чинностью, во всём чувствуется старание и уважение к делу молитвы.

***

Здесь же, в Успенском соборе, находится Святогорская икона Божией Матери.

В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы два Святогорских образа Богородицы: одна — древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая — один из ее списков.

Древняя чудотворная икона пропала после закрытия монастыря в 1922 году. Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к XIX веку. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы, очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. В советское время Святогорский образ Божией Матери был чудесно сохранен благочестивыми людьми. 4 октября 1992 года икону крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. С тех пор многие больные получили исцеление после молитвы перед Святогорской иконой Богородицы. Ежегодно 30 июля в Лавру приезжают тысячи паломников, чтобы помолиться у величайшей святыни Донбасса, почитаемой в этот день.

 

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Святогорская Лавра — один из крупнейших монастырей Украинской Православной Церкви. Расположен в г. Святогорске (Донецкая область) на правом берегу Северского Донца.

Первые монахи поселились здесь, предположительно, еще в VIII–IX веках. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Оно встречается в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потёмкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены.

В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в стране.

В январе 1918 года началось разграбление обители советской властью. В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса, позже преобразованный в санаторий.

В 1992 году началось возрождение Святогорской обители. 4 октября 1992 года в монастырь была возвращена Святогорская икона Божией Матери. 24 августа 1995 года Украинской Православной Церковью был причислен к лику святых преподобный Иоанн Затворник, Святогорский Чудотворец.

9 марта 2004 года Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры. Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей в Украине Лаврой (после Киево-Печерской и Почаевской).

 

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Фейсбук

Просмотрено (4) раз

Оставить комментарий

Сохранен как История Церкви, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *