Исцеление бесноватого отрока, или Почему вера животворна, а неверие смертоносно. Толкование на евангельское зачало об исцелении бесноватого отрока (Мф. 17:14–23)

В нынешнее воскресенье на Литургии читается евангельское зачало об исцелении бесноватого отрока:

Евангелие от Матфея, Гл. 17 стихи 14–23, зач. 72.

И при­­ше́дшымъ и́мъ къ наро́ду, при­­ступи́ къ Нему́ человѣ́къ, кла́няяся Ему́
и глаго́ля: Го́споди, поми́луй сы́на мо­его́, я́ко на но́вы ме́сяцы бѣсну́ет­ся и злѣ́ стра́ждетъ: мно́жицею бо па́даетъ во о́гнь и мно́жицею въ во́ду:
и при­­ведо́хъ его́ ко ученико́мъ Тво­и́мъ, и не воз­мого́ша его́ исцѣли́ти.
Отвѣща́въ же Иису́съ рече́: о, ро́де невѣ́рный и развраще́н­ный, доко́лѣ бу́ду съ ва́ми? Доко́лѣ терплю́ ва́мъ? При­­веди́те Ми́ его́ сѣ́мо.
И запрети́ ему́ Иису́съ, и изы́де изъ него́ бѣ́съ: и исцѣлѣ́ о́трокъ от­ часа́ того́.
Тогда́ при­­сту́пльше ученицы́ ко Иису́су на еди́нѣ, рѣ́ша: почто́ мы́ не воз­мого́хомъ изгна́ти его́?
Иису́съ же рече́ и́мъ: за невѣ́р­ст­вiе ва́­ше: ами́нь бо глаго́лю ва́мъ: а́ще и́мате вѣ́ру я́ко зе́рно гору́шно, рече́те горѣ́ се́й: прейди́ от­сю́ду та́мо, и пре́йдетъ: и ничто́же невоз­мо́жно бу́детъ ва́мъ:
се́й же ро́дъ не исхо́дитъ, то́кмо моли́твою и посто́мъ.
Живу́щымъ же и́мъ въ Галиле́и, рече́ и́мъ Иису́съ: пре́данъ и́мать бы́ти Сы́нъ Человѣ́ческiй въ ру́цѣ человѣ́комъ,
и убiю́тъ его́, и въ тре́тiй де́нь воста́нетъ. И ско́рбни бы́ша зѣло́.

Сразу оговорим, что данное исцеление настолько важно, что оно присутствует у трех синоптических евангелистов Матфея, Марка и Луки (см. Мк. 9:17–29; Лк. 9:38–42).

Кроме того, это чтение, получившее в богословской литературе название «об исцелении бесноватого отрока», святые отцы Церкви вывели в одно из воскресных евангельских чтений, а это говорит о важности его смысла. Ведь воскресная Литургия – одна из главнейших служб богослужебного цикла, часто совершаемая при большом стечении народа.

Итак, почему так важно это исцеление? Потому что оно нам говорит о животворности веры и смертоносности неверия.

Не верил отец в Бога и в пагубной традиции воспитал сына. И вот к семье приложился бес. Ребенок стал бесноватым. И нечистый дух страшно его мучил: «…И многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его» (Мк. 9:22). Т. е. бес пытался довести этого отрока до самоубийства.

Страдающий отец приводит свое больное чадо к Господу нашему Иисусу Христу. Спаситель сразу ставит диагноз болезни: неверие. Он прямо говорит: «…Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9:23).

И тогда отец произносит парадоксальные и в то же время удивительные слова. Сердце его пробуждается, и он, борясь со своим грехом атеизма, не просто говорит, но изнутри всей своей души, из глубин всего своего сердца вопиет со слезами: «…Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Т. е. он еще не верит, но уже хочет поверить, уже старается поверить и словно бы начинает уже верить. И просит у Бога, чтобы тот помог справиться с его грехом, пробить темный, мертвый, каменный панцирь неверия и вывести его вместе с чадом к свету, направить на путь истинный, спасительный.

Далее следует исцеление. Его описание тоже поучительно: «Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал» (Мк. 9:25–27).

Это всё, конечно, очень сильно напоминает воскрешение из мертвых. Многолетний паразитизм человеконенавистнического диавольского существа внутри души ребенка почти привел его к духовной и телесной смерти, так что он уже падает и умирает. Так силен был грех. Но Милосердный Господь наш Иисус Христос берет по-отечески его за руку и возвращает ему жизнь. И ребенок оживает и встает. При этом бес изгнан уже – и мальчик очистился, исцелился и воскрес спасительно!

После этого ученики приступили ко Христу и спросили, почему за некоторое время до этого они пытались исцелить отрока, но у них ничего не получилось. Господь им прямо и точно отвечает: «…По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда тудаˮ, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:20, 21).

Господь есть единственно Источник и Податель жизни. Тот, кто отвергает Его существование, лишает себя жизни. Внутренне, духовно он словно бы уходит из зеленого полноводного пышного оазиса в раскаленную каменную пустыню безводную, которую населяют львы, волки и гиены, сколопендры, гадюки да скорпионы. Такой человек обрекает себя на смерть, если не вернется в Божественный оазис веры.

Мы должны понять, что невозможно прожить жизнь без Бога. Потому что жизнь проистекает от Него. Не может быть такого, что ты отвергнешь Господа и будешь счастливо жить. Диавол с бесами гораздо хитрее тебя. Ты обязательно попадешь в их лапы. Почему? Потому что ты, как и все люди, человек грешный. И без сугубой Божией благодати будешь внутренне следовать своим страстям. И через них попадешь в плен к диаволу. Как это произошло с бесноватым отроком. И рабство это будет очень мучительное и гибельное.

Потому имей разум, который начинается с веры в Того, Кто создал всё и в Ком только и есть жизнь, спасение и свет человеков. И это, конечно, Пресвятая Троица Отец и Сын и Святой Дух.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь!

 

Протоиерей Андрей Чиженко

Просмотрено (12) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *