Икона Божией Матери «Троеручица» (VIII)
Стихира на Господи, воззвах, глас 2
Приидите, возрадуемся Приснодеве за многую благостыню Ея, приидите, поклонимся Царице нашей Богородице, приидите, припадем и целуем икону Ея Троеручицу, яже по воли Всенепорочныя Девы на осляти, никимже водимем, принесена бысть во обитель Хиландарскую. Ейже покланяющеся, умильно помолимся: о Всемилостивая Покровительнице и Заступнице наша, покрый нас и заступи от всех бед и нужд душевных и телесных и даруй нам житие безгрешно, зачати и родити плоды покаяния.
Стихира на хвалитех, глас 8
Зряще пречуный образ Твой, Богомати Милосердая, Самую Тя воистинну зрим, Богородицу сущую, и слышим глас Твой сладковещанный, егоже к первописанней иконе Твоей со властию рекла еси: с тою Моя благодать. Та же благодать и в подобообразных истинствует и во иконе Троеручице преизбыточествует, юже почитающе, благодарение Тебе приносим: радуйся, Благодатная, с Тобою Господь, Тебе же ради и с нами, спасая нас всегда.
В VII веке Византийскую империю потрясала иконоборческая ересь. Император Лев III Исаврянин, вступив на престол, начал гонения на почитателей икон. Тем временем в Дамасском халифате, несмотря на мусульманское владычество, православные в своем исповедании веры стеснены не были. Туда и бежали священники, монахи и простые люди, спасавшиеся от преследований императора-еретика.
Первым министром халифа Язида II ибн Абдул-Малика, пользовавшимся его безусловным доверием, был Мансур ибн Сержун — ревностный христианин. Монарх не смущался вероисповеданием своего советника — его отец также был православным и в свое время верно послужил Дамасскому двору. Как-то Сергий (так звали отца советника) увидел на невольничьем рынке инока, обливавшегося горькими слезами оттого, что некому передать свои глубокие познания и духовный опыт. Он выкупил монаха и отдал ему на обучение своих детей — Мансура и приемного сына Косму. Это были будущие светильники Православной Церкви — преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский.
Судя по всему, инок вложил в души своих учеников много полезного, потому что «Три защитительных слова против порицающих святые иконы», написанные Мансуром ибн Сержуном, имели колоссальный успех. Дамасский чиновник ревностно направил всю мощь своих знаний и таланта на борьбу с иконоборческой ересью. Своим многочисленным знакомым в Византии он переправлял письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Его сочинения тайно переписывались, передавались из рук в руки, немало способствуя уверению в истине православных и обличению еретиков-иконоборцев.
Прп. Иоанн Дамаскин (Мансур ибн Сержун) жил в VII–VIII вв. в Сирии. По происхождению — сириец, по вере христианин, по социальному статусу аристократ, служивший на высокой должности логофета — министра и советника в налоговой администрации арабского халифата
В конце концов деятельность Мансура стала известна и начала раздражать даже императора-иконоборца. Тогда еретики пустили в ход свое излюбленное средство — ложь. Только на этот раз ложь была направлена не на догматы веры, а на подрыв репутации их защитника. Дамасского министра оболгали перед халифом, обвинив в заговоре и государственной измене. Писарь, подделав почерк святого, написал от его имени письмо Льву Исавру, в котором Мансур якобы обещал сдать византийцам город Дамаск. Это письмо коварный император-еретик преподнес халифу Язиду II. Не подозревая Льва в злой интриге, халиф не расследовал дело и жестоко наказал своего верноподданного: приговорил Мансура к отсечению правой кисти, которую после казни вывесили на базарной площади.
По преданию, Мансур упросил халифа отдать ему руку и со слезами долго молился перед старинной иконой Богородицы. Наконец, устав от нравственных страданий и измучившись от физической боли, он заснул. Во сне ему явилась Божия Матерь и произнесла: «Вот, рука твоя исцелена, не скорби же более и трудись прилежно этой рукой». Когда Мансур открыл глаза и снял плат, которым была завязана кисть, то лишь красный шрам на запястье напомнил ему о том, что там была рана. Свою благодарность к Исцелительнице Мансур излил в дивном песнопении «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь». А в память о своем дивном исцелении к иконе, перед которой молился, прикрепил изображение кисти руки, выполненное из серебра. С тех пор за этим образом Богоматери утвердилось наименование «Троеручица».
Весть об исцелении советника быстро разнеслась по Дамаску. Халиф, убежденный чудом в невиновности своего министра, просил у него прощения, призывая вернуться к делам государственного управления. Но сердце советника Мансура теперь принадлежало Единому Богу. Он решил, что отныне все свои силы и способности отдаст на служение Ему. Взяв с собой икону, ниспославшую ему исцеление, Мансур удалился в Палестину, где принял постриг в одном из монастырей с именем Иоанн. По преданию, это была Лавра преподобного Саввы Освященного.
Гроб прп. Иоанна Дамаскина и его келлия в Лавре прп. Саввы Освященного, Святая Земля
Образ пребывал в обители преподобного Саввы до XIII века. Основатель Лавры перед своей кончиной (†532) завещал передать свой посох царственному богомольцу по имени Савва, великому архиепископу, человеку Божию, который в будущем придет из далекой западной страны и посетит обитель. Пророчество преподобного Саввы Освященного исполнилось через семьсот лет: в XIII веке святой Савва, первый архиепископ Сербский, во время паломничества по святым местам Палестины посетил Лавру преподобного Саввы, и монахи передали ему благословение великого подвижника. Вместе с посохом Лавра благословила святителя Савву двумя чудотворными иконами Божией Матери «Млекопитательница» и «Троеручица».
Свт. Савва Сербский принимает посох и икону «Троеручица» в Лавре прп. Саввы Овященного
Так в XIII веке икона Божией Матери «Троеручица» была привезена в Сербию. В XIV веке во время турецкого нашествия благочестивые хранители иконы, чтобы избежать надругательства над святыней, возложили ее на осла и отпустили животное на волю Божию. Со своей чудесной ношей ослик беспрепятственно дошел до Святой Горы Афон и остановился у Хиландарского монастыря, где святыня была с благоговением принята братией. Икону поставили в соборном храме. А на месте обретения образа создаша, повествует история, малу стену и написаша на ней образ Пресвятыя Богородицы на воспоминание бывшаго ради чудесе. Этому событию посвящена служба, совершаемая 25 июля, в которой Православная Церковь прославляет чудесное пришествие «Троеручицы» в Хиландарскую обитель.
Икона и на Афоне явила свою чудотворную силу. Образ не раз защищал Хиландарскую обитель от вторжения иноплеменных. В эпоху русско-турецких войн, по свидетельству самих турок, над стенами монастыря часто появлялась недосягаемая для людей и оружия таинственная Жена. Вот пример одного из таких случаев. Однажды на монастырь решили напасть «френцы». Они разделились на два отряда и пошли вдоль стен обители навстречу друг другу — одни верхом, другие низом. Там, на месте, где обрели образ и где возвышается малая стена с иконой «Троеручица», они встретились, но, ослепленные страхом, не узнали друг друга, устремились якобы на врага и, продолжает историк, избишася междо собою даже до последнаго, и не един оста от ных.
Прошло около 300 лет, и в Хиландаре преставился игумен. Монахи выбирали нового настоятеля (по афонской традиции игумена в монастырях Святой Горы избирают монахи-насельники). Мнения иноков разделились, и они не могли принять решение. Придя утром на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери «Троеручица». Образ унесли в алтарь на обычное место и после вечерней службы запечатали двери собора. Святыня трижды становилась не в алтаре, а на игуменское место, и одному из монахов-затворников во сне была открыта воля Божия: Пресвятая Богородица Сама благоволит управлять обителью.
С тех времен в Хиландарском монастыре нет должности игумена и избирается только наместник. Иноки же почитают Царицу Небесную «Троеручицу» своей Игуменьей и прикладываются к руке Пресвятой Богородицы, испрашивая благословение на богоугодное несение своих послушаний.
Хиландарская Игумения. Икона «Троеручица» в монастыре располагается на игуменском месте. Справа от чудотворной иконы — стасидия наместника
Со временем «Троеручица» становится одним из самых известных чудотворных образов Богородицы. Списки с хиландарской иконы стали расходиться во все концы христианского мира.
Так, пройдя Сирию, Палестину, Сербию, достигнув Афона, прибыв в Своих чудотворных списках на Русь, икона Божией Матери «Троеручица» уже почти полторы тысячи лет укрепляет православных в вере. Да пребудет Ее державная помощь и заступление с нами!
***
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица», глас 4
Днесь всеми́рная ра́дость возсия́ нам ве́лия:/ дарова́ся святе́й Горе́ Афо́нстей/ цельбоно́сная Твоя́, Влады́чице Богоро́дице, ико́на,/ со изображе́нием тричи́сленно и неразде́льно пречи́стых рук Твои́х,/ в прославле́ние Святы́я Тро́ицы,/ созыва́еши бо ве́рных и моля́щихся Тебе́ о сем позна́ти,/ я́ко двема́ Сы́на и Го́спода держи́ши,/ тре́тию же яви́ на прибе́жище и покро́в чту́щих Тя,/ от вся́ких напа́стей и бед избавля́ти,/ да вси, притека́ющии к Тебе́ ве́рою прие́млют неоску́дно от всех зол свобожде́ние,/ от враго́в защище́ние,/ сего́ ра́ди и мы вку́пе с Афо́ном вопие́м:// ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица», глас 8
Днесь весе́лое наста́ ны́не Твое́ торжество́, Богома́ти Пречи́стая,/ вси́ ве́рнии испо́лнишася ра́дости и весе́лия,/ я́ко сподо́бльшеся изря́дно воспе́ти/ преди́вное явле́ние честна́го о́браза Твоего́/ и ро́ждшагося из Тебе́ Младе́нца, и́стинна же Бо́га,/ Его́же двема́ рука́ма объе́млеши,/ и тре́тиею от напа́стей и бед нас изыма́еши,// и избавля́еши от всех зол и обстоя́ний.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, ве́лие чу́до свято́му Иоа́нну Дамаски́ну яви́вшая, я́ко ве́ру и́стинную — наде́жду несумне́нную показа́вшему! Услы́ши нас, гре́шных, пред чудотво́рною Твое́ю ико́ною усе́рдно моля́щихся и прося́щих Твоея́ по́мощи: не отри́ни моле́ния сего́ мно́гих ра́ди прегреше́ний на́ших, но, я́ко Ма́ти милосе́рдия и щедро́т, изба́ви нас от боле́зней, скорбе́й и печа́лей, прости́ соде́янныя на́ми грехи́, испо́лни ра́дости и весе́лия всех, чту́щих святу́ю ико́ну Твою́, да ра́достно воспое́м и любо́вию просла́вим и́мя Твое́, я́ко Ты еси́ от всех родо́в избра́нная и благослове́нная во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»
Велича́ем Тя,/ Пренепоро́чная Де́во,/ и чтим чудеса́ о́браза свята́го Твоего́,/ трех пречи́стых рук Твои́х явле́ние// в сла́ву Божества́, в Тро́ице Бо́га на́шего.
Свято-Елизаветинский монастырь, Благовіст УПЦ
Просмотрено (2) раз