“И не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога”
Святые отцы: Ефрем Сирин, прп. (†373), Иоанн Златоуст, свт. (†407), Феодорит Кирский, блж. (†457), Феофилакт Болгарский, блж. (†1107), Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие: Марий Викторин (†IVв.), Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904), епископ Никанор (Каменский) (†1908), священник Николай Рудинский (†1937), Николай Петрович Розанов (†1941)
***
Ст. 27-28 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога
Посему и ни в чем не страшитесь пред противниками, – это, то есть конец, для них к погибели, а для вас к жизни и вечному спасению.
Ефрем Сирин, прп. (†373) Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам
***
и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога
«И не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения». Хорошо сказано: «Не страшитесь» (не устрашаясь), – потому что действия врагов таковы, что только устрашают. Говорит: «ни в чем»: что бы ни случилось, опасности ли, козни ли. Таково свойство людей мужественных. Враги ничего не могут сделать (им), разве только устрашить. Так как, вероятно, (Филиппийцев) приводили в смущение бесчисленные страдания Павла, то он не говорит: не беспокойтесь, но – не устрашайтесь, и даже совершенно пренебрегайте (врагами). И если вы будете в таком расположении духа, то это будет явным признаком их погибели, а вашего спасения. Когда они увидят, что бесчисленные их козни не могут даже устрашить вас, то убедятся в своей собственной погибели. Когда гонители не преодолевают гонимых, строящие козни – тех, кому строят эти козни, властители – подвластных, то не явно ли для них бывает, что они сами гибнут, что они не имеют никакой силы, что (надежды) их тщетны, (усилия) их слабы?
Иоанн Златоуст, свт. (†407) Беседы на послание к Филиппийцам
***
ст.27-30 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Посему умоляю вас возлюбить жизнь, сообразную Евангелию, чтобы мне, приду ли к вам или буду жить где в другом месте, увеселяться восписуемыми вам похвалами; доставляют же мне это веселие ваше согласие, единомыслие в Божественном, общий вам подвиг в деле истины и то, что нимало не приводят вас в смятение противники; потому что сие им готовит погибель, а вам спасение. Впрочем, надобно знать, что Апостол написал это не просто, но узнав, что высота добродетели произвела в некоторых высокое о себе мнение. Посему и присовокупил совет о единомыслии и согласии. Сверх того, надлежит принять во внимание, что обещал им свое прибытие не неопределенно, но к обещанию присоединил некое ограничение, ибо сказал так: «приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас».
«И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне». Дарами Божиими назвал Апостол – и веровать, и славно подвизаться, не отвергая сим свободы произволения, но научая, что произволение, лишенное благодати, само по себе не может преуспевать в добром. Ибо потребно то и другое – и наше усердие, и Божия помощь; и не имеющим усердия недостаточно благодати Духа; а также и усердие, лишенное благодати, не может собрать богатства добродетели.
Феодорит Кирский, блж. (†457) Толкования на послание к Филиппийцам
***
И не страшитесь ни в чем противников
Не говорю, пишет, просто: не колеблитесь, но и не страшитесь, то есть не смущайтесь ничем, хотя бы вам угрожали опасностью, или пугали смертью; ибо они ничего не могут сделать, только угрожать, – до того они слабы.
Это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения
Когда они увидят, что все их бесчисленные ухищрения не в состоянии устрашить вас, то не будут ли считать это явным доказательством того, что дела их погибнут, а ваши останутся твердыми и нерушимыми, и в то же время спасительными.
И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа, не только веровать в Него, но и страдать за Него
Называя страдание за Христа даром, Павел делает филиппийцам два следующие наставления: во-первых, чтобы они не стыдились и не падали духом во время страданий; во-вторых, чтобы не гордились, потому что все это, говорит, от Бога. Он и добродетель называет даром. Говорит так не потому, чтобы он не признавал свободной воли, но с тем, чтобы научить их думать о себе скромно; потому что без Бога мы ничего не можем делать. Быть может, этот дар больше дара воскрешения мертвых, потому что там я должник, здесь же имею должником Христа. О, чудо! мне дарует и чрез это самое остается мне должен.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107) Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла
***
И не колеблющеся ни о едином же от сопротивных: еже тем убо есть явление погибели, вам же спасения. И сие от Бога
Стойте неколеблющеся, не боясь, не колеблясь страхом,— мужественно. Это то же, что говорил и Спаситель: не убойтеся от убивающих тело (Мф. 10:28). Держите то убеждение, что враги ваши никогда вам существенно зла сделать не могут, и никак не допускайте мысли, что они находятся в выгоднейшем против вас положении; напротив, из того самого, что они вооружаются против вас, выводите верное заключение, что они идут путем погибельным, а вы — спасительным. Так Бог устроил, что истина и добро терпят притеснения в мире: от чего Господь всем, держащимся Его, не рай на земле обетовал, а что? В мире скорбны будете (Ин. 16:33). Убедитесь вы в спасительности страдания и не только не будете бояться врагов, но будете желать их нападений, чтобы причаститься спасительности страдания за Господа и веру Его.
Сопротивные здесь не иномыслящие какие, а вообще — неверующие, какими они были окружены, иудеи ли то, или язычники. Неприязненность со стороны их не предполагается только Апостолом, но указывается как действительная. Об этом мог известить его Епафродит. Говоря: ни о едином же — ни в чем, — дает знать, что неверующие теснили верующих не с одной стороны и выступали против них не с одним орудием. Что бы они ни делали и что бы ни замышляли, не бойтесь ничего; они вам не повредят, напротив, действуя так, они себе заготовляют погибель, а вам yглаждают путь спасения. — Спасение здесь значит, что конец вашего мужества будет спасителен для вас, а их восстание против вас будет для них пагубно. И не только будет, но уже и есть так. Вы спасение содеваете, а они гибнут. Святой Златоуст говорит: «хорошо сказано: не колеблющеся — не страшась; ибо действия врагов таковы, что они только устрашают. Говорит: ни о едином же; что бы ни случилось, опасности ли, казни ли. Ибо таково свойство людей мужественных. Враги ничего не могут сделать им».
Феофан Затворник, свт. (†1894) Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном
***
и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога
И не страшитесь ни в чем противников. Это также относится к разъяснению того, что значит жить достойно благовествования Христа. Не страшитесь ни в чем противников и ничего другого. И это от Бога, то есть это Божий дар, и мы не должны считать, будто это наши труды… Ведь я уже неоднократно говорил, что все свершается по соизволению, милосердию и милости Божиим.
Марий Викторин (†IVв.) Комментарий на Послание к Филиппийцам
***
и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога
Противников, т. е. противников веры христианской – неверующих язычников и иудеев. – Это, т. е. то обстоятельство, что вы не страшитесь своих противников. – Погибель и спасение – здесь имеются в виду как окончательные, вечные (ср. 2Сол. 1:5-10). -И сие от Бога. И страх врагов, какой в них производит твердость христиан, и спасение христиан – все от Бога. Естественнее, впрочем, это прибавление относить только к выражению «а для вас – спасения».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904) Толковая Библия.
***
28. и не страшитесь ни в чем противников; это для них есть предзнаменование погибели, а для вас спасения. И сие от Бога,
29. потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него,
30. таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Апостол воодушевляет Филиппийцев на твердость стояния в вере спасительностию страданий, преимуществом веры с страданием пред простою верою, своим примером. По слову св. Иоанна Златоуста, «хорошо сказано: «не колеблющеся» – не страшась; ибо действия врагов таковы, что они только устрашают. Говорит: «ни о единем же», – что бы ни случилось, опасности ли, козни ли. Ибо таково общество людей мужественных. Враги ничего не могут сделать им». О страданиях же он как бы внушает им: «не стыдитесь сего дарования: оно гораздо чудеснее дара воскрешать мертвых и творить чудеса. Не только вы не должны сего стыдиться, а напротив радоваться». Св. мученики все призвание к венцу мученичества считали особым даром Божиим. Без указания свыше не решались на него; но, получая указания, с радостию вступали на сей подвиг.
епископ Никанор (Каменский) (†1908) Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
***
1.28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога,
1:28. Видно, Епафродит известил святого Павла, что филиппийских христиан неверующие враги из язычников и иудеев обижают различным способом, даже угрожая им смертью. Святой Павел в утешение им говорит: не страшитесь ни в чем противников, что бы они ни делали, что бы ни замышляли против вас, не бойтесь ничего, они вам не повредят, напротив, действуя так, они себе готовят погибель, а вам приготовляют путь спасения, как мученикам. Так определил Бог, чтобы истина и добро терпели притеснения в мире (см. Ин. 16:33).
Далее святой Павел воодушевляет филиппийцев стоять мужественно против врагов тем, что мученичество за веру есть высший простой веры дар Божий.
священник Николай Рудинский (†1937) Жизнь и труды святого Апостола Павла
***
Ст. 27-28 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога.
Не имея возможности лично помочь христианскому развитию филиппийцев, апостол делает это теперь письменно. Он убеждает своих читателей жить так, как требует достоинство принятого ими евангелия, чтобы апостол или при личном свидании, или находясь в узах мог услышать о филиппийцах (в первом случае от них самих, в последнем – от какого-нибудь посланника их), что они, не смотря на угрожающие им опасности, по-прежнему проникнуты единодушием (ἐν ἑνὶ πνεύματι) и борются вместе с Павлом (συναθλοῦντες, ср. Флп. 1:30) за веру в евангелие, с одинаковыми чувствами (μιᾷ ψυχῇ). Апостолу желательно, чтобы читатели ни в одном пункте не уступили противникам, т. е. неверующим, потому что эта непобедимая стойкость верующих будет для неверующих не обманным (и сие от Бога) предуказанием на их вечную погибель, а для верующих – столь же истинным указанием на предназначенное им блаженство.
Николай Петрович Розанов (†1941) Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.
Азбука
Просмотрено (2) раз