Где можно ощутить Божию любовь? Почему Святой Дух назван Утешителем? Что является важным условием для спасения? О радости Божественной Любви. Проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сколько доброго и светлого сделано в этом мире с призыванием имени Пресвятой Троицы! Сколько начато этими словами священнических проповедей, которые, поразив перешагнувших порог храма людей, заставили их по-другому посмотреть на свою прежнюю жизнь и обрести жизнь с Богом в Духе Святом!

Не единожды чтение Святого Евангелия оказывало разительное действие на душу человека, и он, задумываясь над евангельскими словами, изменял своё мировоззрение. Неоднократно, братья и сестры, мы, сталкиваясь с человеком, живущим духовно, пленялись красотой его души, его добродетельной жизни и навсегда прилеплялись к этому человеку, будь то духовник, будь то верующая молитвенница-мама, будь то добрая соседка, которые не только словом, но и примером своей жизни сеяли в нас те семена, давшие плод духовной жизни, так что сегодня мы стоим в храме.

Призыванием Пресвятой Троицы в этом мире совершались дивные и славные чудеса. Достаточно вспомнить, как в IV веке в Византийской империи к продолжительному мору, в который умирали сотни и тысячи людей, добавилось страшное землетрясение. Люди, боясь, чтобы их не привалило разрушаемыми домами, храмами, вышли из городов в поля. И до нас сохранилось историческое свидетельство, что, когда народ в отчаянии уже не знал, что делать, стоя на поле за городом Константинополем, вдруг на глазах у всех неведомая сила взяла юного отрока и подняла от земли на воздух. Подняла настолько, что он вскоре скрылся из виду. Люди стояли в недоумении. Через некоторое время так же тихо и спокойно этот отрок был опущен на землю. Обступившая мальчика толпа спрашивала его: «Где ты был? Что ты видел?» И он сказал: «Я был в Небесном Царстве. И я слышал пение ангелов, которые восхваляли Святую Троицу, воспевая: „Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный“». Тогда народ воскликнул в один голос: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» И как только народ это воскликнул, тотчас прекратилось землетрясение. Свидетельство об этом сохранилось в истории за подписью тысяч людей.

С тех пор в наших храмах мы, братья и сестры, часто слышим эти слова. Ими начинается любое церковное богослужение, а подчас и посреди богослужения мы слышим призывание Святой Троицы, которое когда-то слышал юный отрок как пение ангельское: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Мы можем по-разному слышать эти слова. Кто-то по привычке, машинально перекрестится и сделает три поклона. Кто-то с сокрушенным сердцем, а то и со слезами воскликнет про себя эти слова. И по мере нашего духовного участия в слышании этих слов будет соответствующее действие Божие в нашей душе и в нашем обществе. Ведь наши внутренние потрясения и потрясения внешние, общественные, мировые могут прекратиться точно так же, как прекратилось от призывания имени Святыя Троицы землетрясение тогда в Византии.

 

Без чего невозможно вести духовную брань?

«Святы́м Ду́хом вся́ка душа́ живи́тся», — слышим мы, братья и сестры, на всенощном бдении. И кажется, стараемся и соблюдать посты, и молиться, подавать милостыню, творить добрые дела… Но почему мы не чувствуем в себе горения Духа Святаго? Почему душа наша не горит тем попаляющим греховные страсти огнём, как действие Духа Святаго было у святых угодников Божьих и праведных?

Да потому, братья и сестры, что мы, творя добрые дела и стараясь соблюдать посты и молитвенные правила, параллельно как должное и привычное совершаем грехи. Мы как бы разжигаем костёр благочестия и тут же тушим его водою греховною. Наши мысли не имеют чистоты — даже стоя в храме, мы думаем о чём-то земном, суетном, а то и греховном… Нет, братья и сестры, у нас чистоты мысли, нету чистоты сердечной в нас. Почему? Да потому что, если мы и просим Духа Святаго, чтобы Он пришёл, чтобы Он в нас вселился («Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сы́й и вся́ исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны́…»), но тут же, при вселении Духа Святаго через покаяние, стремление на таинстве Исповеди очистить свою душу, поднимаются изнутри нас, из нашей души приобретённые нами греховные страсти. И внутри борьба начинается. Эта борьба может длиться у человека всю жизнь. Борьба за то, чтобы быть с Богом и быть Божьим.

И борясь за то, чтобы стяжать чистоту души своей, мы, когда впадаем в грязь греха, вновь омываемся слезами покаяния и встаём, как бы воскресая от умерщвления греховного, вновь воскресая к духовной жизни.

А бороться, братья и сестры, невозможно без помощи Божией, без действия Духа Святаго. Мы не можем стяжать чистую совесть, не живя по заповедям Божьим. Мы не можем стяжать чистую совесть без искреннего раскаяния. Мы не можем стяжать чистую совесть без стремления стяжать добродетель и отвергнуть грех. Мы без Бога не можем примириться с нашим ближним, потому что только Бог даёт нам силы прощать друг друга «седмьдесят крат седмерицею» (Мф. 18:22) и не делать другому того, чего себе не желаешь (смотр. Мф. 7:12).

Только в свете Божественного слова мы, братья и сестры, можем своей душе прилепить свет духовный. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Цель христианской жизни — стяжание благодати Духа Святаго. Как купец торгует тем товаром, который приносит прибыль, так и христианин должен жить такой жизнью, творить такие дела, говорить такие слова, иметь такие мысли, которые даровали бы ему силу благодати Духа Святаго, которые сделали бы его духоносным человеком». Ведь мы просим Духа Святаго: «Прииди́ и всели́ся в ны́…». Но вселение Духа Святаго после чего происходит? Для вселения Духа Святаго мы должны предочистить свою душу. А затем Дух Святый по милосердию Божию даёт окончательное очищение души: «…и очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны».

 

Что произошло в Пятидесятницу две тысячи лет назад?

Мы сегодня празднуем День Святыя Троицы, праздник Творца и Создателя нашего, промышляющего и дающего жизнь нам и всему живому. История этого праздника началась в пятидесятый день по воскресении Христовом.

Господь после Своего вознесения дал благословение апостолам не отлучаться из Иерусалима. И они пребывали всегда вместе, единодушно посещая храм Иерусалимский и находясь в Сионской горнице, где на Тайной Вечери было впервые совершено таинство Причащения.

И вот наступил пятидесятый день после воскресения Христова. В этот день как раз был ветхозаветный праздник Пятидесятницы, и для участия в нём в Иерусалим сошлось множество людей со всех стран и народов. В этот праздник ветхозаветная Церковь воспоминала дарование Моисею на Синае ветхозаветных заповедей, которые были высечены силой Божией на каменных скрижалях и которые каждый из нас знает (смотр. Исх. 19–20). Дарование этих заповедей и праздновал народ еврейский и все, кто принял ветхозаветную религию. Множество людей собрались для этого в Иерусалиме, и в храме совершались торжественные богослужения и принесения жертв.

День был праздничный. Апостолы находились в Сионской горнице. Утром, в третий час дня (по-современному это значит 9 часов утра; тогда сутки делились на ночные и дневные часы, исчисление дневных начиналось с наших шести часов утра), сделался шум как бы от бурного ветра. Этот шум слышали все люди, находящиеся в Иерусалиме. И вот не было урагана, не было ветра, но был шум как бы от урагана, и он сосредоточился возле Сионской горницы, где находились апостолы. И множество народа собралось возле неё, привлечённые этим чудом.

А в горнице после этого шума, как бы обращающего внимание апостолов на особое действо, сошёл на них в виде разделяющихся огненных языков Дух Святый, Третья Ипостась Святой Троицы, Который ранее, во время крещения Христа Спасителя, Сына Божия, на Иордане, сходил на Него в виде голубине, указывая на чистоту, непорочность Христа, символизируя примирение человека с Богом, как та голубица, которая прилетела с масличной ветвью в клюве в Ноев ковчег, остановившийся на горах Араратских.

Теперь Дух Святый, Дух Всесовершенный, принимает вид огненных языков и снисходит, почивая на каждом из апостолов, сообщая им особые дары пророчества, духовного ведения и знания языков разных народов.

Они вышли из горницы ко множеству собравшегося народа. При этом люди слышали от апостолов каждый своё наречие. И они думали: «Не простые ли это галилейские мужики-рыбари? Как же мы от них, неграмотных, неучёных людей, слышим каждый своё наречие?» А собравшиеся были и из Египта, и из Ливии, из Рима и из других стран…

Тогда апостол Пётр, которого часто называют устами апостолов, обратился ко всем и рассказал им о Христе Спасителе, об истинном Мессии, и о той жестокости, с которой Его распяли, о Его воскресении и вознесении на небо, о Его обетовании послать Духа Утешителя, Который наставит на всяку истину (смотр. Ин. 16:13).

И тогда собравшиеся спросили: «Что делать нам?» И отвечал апостол Пётр: «Пока́йтеся, и да крести́тся ки́йждо ва́с во и́мя Иису́са Христа́ и приими́те благода́ть Свята́го Ду́ха» (смотр. Деян. 2:38).

И три тысячи мужей приняли крещение. С этого момента начала возрастать количественно Церковь Христова. Вот почему называется этот день ещё днём рождения Церкви.

 

Почему в День Святой Троицы храмы украшают зеленью?

Сегодня, братья и сестры, в храме мы видим под ногами посыпанную траву, ветви деревьев. А в конце службы, когда будут читаться особые коленопреклоненные молитвы, многие из нас будут повергаться ниц на принесённые нами букеты и молиться Богу о нашей жизни, прося здравия духовного и телесного себе и близким, прося мира всему миру, прося упокоения душ наших почивших. Мы будем слушать эти молитвы, как в старину говорили, «на листу».

Почему же зелень сегодня украшает храм?

Это была традиция ветхозаветного народа — день Пятидесятницы праздновали, украшая свои жилища ветками, цветами и травою в воспоминание 40-летнего своего странствования по пустыне, когда они жили в простых шалашах из ветвей деревьев, окружённые природой. Празднуя дарование заповедей Моисею на Синайской горе, они вспоминали своё путешествие, когда жили посреди природы, и, напоминая себе об этом, украшали так жилища.

Но есть ещё одна причина, почему мы украшаем зеленью храмы и дома наши. Для того, чтобы вспомнить пребывание Адама и Евы, первозданных людей, в раю, в земном Эдеме, где человек имел общение с Богом. В саду земном, Эдеме, насаждённом Богом для первозданного человека, происходило посреди красоты природы и мироздания Божия общение Бога и человека. И вот оно восстанавливается — мы, братья и сестры, вновь становимся способны общаться с Богом. Мало того, мы способны соединяться с Ним в таинстве Причащения, питаясь Телом и Кровью Христовыми и через это обретая силы для борьбы с грехом.

 

Радость покаяния

Мы, братья и сестры, общаемся с Богом через действие Духа Святаго.

Дух Святый — истинный Бог, Одно из Лиц Пресвятой Троицы. Ведь не даром апостол Пётр Анании и Сапфире, утаившим и слукавившим, сказал: «Вы солгали не мне, вы солгали Духу Святому» (смотр. Деян. 5:3–4), — называя Его личностью. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19), — сказал Господь апостолам, указывая на три Лица Святой Троицы. И исповедуем мы, братья и сестры, Единое Божество в Триех Лицах.

Человеческим разумом невозможно объять тайну Троичности Божества. Но для более лёгкого её нами понимания Господь, создавая этот мир заложил в него как бы иконы Своей Троичности и Своего единства в Трёх Лицах.

Возьмём солнце. Недавно этот пример приводил в своей проповеди Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Солнце — это, в частности, непосредственно само небесное тело, как прообраз Бога Отца. Из этого небесного тела, как бы непрестанно рождаясь, исходят лучи и посылаются на землю, как послан был Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы, почему мы Его и называем Свете Тихий святыя Славы, почему мы и говорим «свет Христов». И исходящее от солнечного светила тепло вместе с лучом и через луч подаётся нам — это образ действия через Сына Божия Духа Святого, исходящего от Отца.

Господь назвал Святого Духа Утешителем (смотр. Ин. 14:16, 26; 15:26; 16:7). Насколько Он утешителен для нас, братья и сестры, это каждый из вас знает. Кто на Исповеди чистосердечно, искренне, без лукавства каялся в грехах своих, себя обвиняя, а не кого-то другого, тот обретал утешение такое, что слёзы стыда у него превращались в слёзы радости. И не только у него были слёзы. Ведь подчас мы видим, как и священник с нами, улыбаясь, плачет — от радости, что человек нашёл в себе силы перебороть свою греховную природу и стремится быть Божьим, очистить свою душу для вселения в неё Духа Святаго.

Каждый христианин испытывал такое чувство и поэтому стремится вновь и вновь прийти на Исповедь, если что-то опять накапливается греховное. Господь недаром учредил для нас таинство Покаяния, чтобы мы могли обновляться силою Духа Святаго.

Ведь Исповедь и другие таинства церковные совершаются не благодаря авторитету и совершенству священника — Сам Бог действует через таинства, а мы лишь служители и свидетели этого великого чуда, которое творит Господь с душою человека, возрождая её. И не найти нам, братья и сестры, для возрождения нашей бессмертной души иного места, как храм Божий, и другого действия, как таинство Покаяния.

И это утешение, радостное чувство души, которое после покаяния на Исповеди наступает, даёт нам действие Духа Святаго, Утешителя.

 

Святый Дух — Утешитель

А какое утешение видят священники, когда приходят в дом к уже лежащему на смертном одре человеку. Уже, казалось бы, какое может быть здесь утешение? Кругом слёзы, плач, люди понимают, что со дня на день уйдёт от них любимый человек: или отец, или мать, или кто-то другой близкий… И люди приглашают священника, чтобы поддержать своего близкого через таинства церковные — через Исповедь, Причастие, Елеосвящение, или Соборование, в котором прощаются забытые грехи. Те грехи, о которых помнит, человек исповедует, а те, о которых он забыл, прощаются в таинстве Соборования. Так через Исповедь и Елеосвящение человек стремится максимально очиститься перед тем, как принять Тайны Христовы, Причастие.

Мне как священнослужителю доводилось приходить в такие дома и видеть человека, который уже был, казалось, при последнем издыхании. Но когда его исповедовали, соборовали и причащали, он потом с облегчением вздыхал и, улыбаясь, говорил: «Батюшка! Спаси Вас Господи!». А своим сродникам с радостью сказал: «Теперь мне ничего не страшно!» — человек почувствовал, что он не сам, он с Богом, что он Богу нужен. И ещё радовался: «А со мною батюшка аж два часа молился!».

Казалось бы, откуда быть утешению у человека умирающего? А тут человек утешен и ещё и улыбается и других подбадривает!

Сколько, братья и сестры, мы видели радостных и утешенных взоров и слышали восторженных восклицаний на Пасху Христову, когда на слова священника «Христос Воскресе!» весь храм громом отзывается: «Воистину Воскресе!». И дети, крича «Воистину Воскресе!», аж подпрыгивают и не могут сдержать смех от радости.

Откуда такая радость, которую детское чистое сердце чувствует и которая заставляет детей не спать, а нас при виде всего этого торжества — улыбаться, становиться причастными к этой радости?!

А сколько, братья и сестры, радостных возгласов и пожеланий «Батюшка, брызните ещё!» мы слышим при окроплении народа святой водой? Водой, которая становится после молитвы священника нетленной, — и мы все знаем об этом чуде и воспринимаем его как норму жизни. Попадание нескольких капель святой воды на наше лицо вдруг приносит нам очистительную радость и чувство общения с Богом. Почему так? Это Дух Утешитель коснулся вас, братья и сестры, и каждого, как ребёнка, по голове погладил, каждого приласкал, утешил. В каком бы мы духовном состоянии не были, Господь в этот момент любящим Своим присутствием прикасается к каждому из нас как к Своему ребёнку, Своему созданию, как к тому существу, которое Бог любит и ради которого распялся, которому даровал заповеди и жизнь вечную. Мы, братья и сестры, знаем это утешительное и радостное действие.

Не без действия Духа Святаго совершается и таинство Хиротонии, когда архиерей, возложив руки на молодого диакона, читает особые молитвы при свидетельстве всего народа, на Божественной литургии, — и приклонивший колена пред Престолом диакон по преемству от апостолов, которые получили дар Святаго Духа, также получает дар Духа Святаго. В чём проявляется этот дар? Юноша, который вчера имел дерзновение только принимать окропление святой водой, в день своей хиротонии, став священником, уже освящает воду, и она годами не портится, не истлевает.

Мало того, та сугубая благодать, которая им принята, отражается радостью на церковном народе. Я вспоминаю последнюю священническую хиротонию, после которой молодой иеромонах, прочитав Евангелие, начал кропить вышедший на крестный ход народ святой водой, и народ не только улыбок не мог сдерживать — радостный смех в открытую звучал из уст народа! И это не было каким-то кощунством, это был избыток, переполненность радостью и утешением!

 

Условие достижения святости

И вот уныние современного мира, подчас истерика, и напряжённость, и возникающая из-за этого некая озлобленность, раздражительность уничтожаются здесь, в Церкви. Люди это чувствуют и понимают, что ни болезни телесные, ни болезни духовные, ни страсти внутри тебя, ни грех нельзя перебороть без живой жизни в Церкви, без церковных таинств.

Ведь все мы крещённые во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

А некоторые из нас и пострижены в монашество, а некоторые рукоположены во священники и епископы. И в этом для нас, священнослужителей, тоже утешение: ведь это доверие к нам Бога! Бог доверяет нам настолько, что принимает нас как Своих, поручая нам стадо Христово, собранное Его жертвою, Его кровью, Его Божественным словом — проповедью святых апостолов, святостью жизни многих живущих в Церкви.

Святые угодники Божьи разные несли подвиги. Кто-то был преподобным пустынником, кто-то жил в общежительном монастыре, кто-то был архиереем, патриархом, кто-то был благоверным князем, кто-то был просто мирянином-праведником, кто-то был воином… Множество святых у Бога, но у всех у них есть одно общее, общий знаменатель: они все были людьми церковными. Святость их не без Церкви.

И чистота совести нашей не может быть без Церкви и без жизни церковной. Да, мы люди грешные, и каждый из нас имеет свои неисправленности, ошибки, грехи. Мы подчас коснеем в страстях, но мы это несём в церковь не для того, чтобы осквернить церковь, а для того, чтобы избавиться от этого. И Церковь имеет все средства для избавления нас от этой грязи. Церковь имеет все средства для того, чтобы нас, из-за грехов отлучившихся от Бога и потерявших мир духовный, вновь соединить с Богом. И через это единение с Богом, через возрождение нашей чистоты совести, чистоты духовной, чистоты помыслов, чистоты деяний, нас, братья и сестры, сроднить друг с другом в той радости и утешении, которые знает только человек церковный, тот, кто живёт церковной жизнью.

И эта радость, это утешение — всего лишь тень, залог, обещание той радости и того утешения, которые мы в полноте будем иметь в вечном бытии, пребывая с Богом и с Его святыми.

 

Бог любит нас

Сегодня, братья и сестры, Дух Божий приходит в мир. Сегодня Святая Троица открывается нам в полноте Своего Божества, как бы напоминая нам слова из книги Бытия. Бог прежде чем создать человека, высшее творение, предпринимает совет. И есть слова в книге Бытия: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Если Бог не троичен в Лицах, то к кому были обращены эти слова?

У Иоанна Богослова мы читаем: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16). А любовь не может быть одна, ей требуется предмет или существо, на который она бы изливалась. Любовь и единство Святой Троицы явились причиной творения нашего мира и человека. Ответной любовью в нынешний день и мы, братья и сестры, наполним свою душу, своё сердце, свой ум! Отвяжемся от земных пристрастий, с брезгливостью посмотрим на грех, с покаянием осознаем свои ошибки! И как Бог, создавая нас, доверял нам, так мы сегодня доверим свои души Его всесильному действу благодати. Благодати, которую дарует нам Святая Троица: Отец, Сын и Дух Святый, — подавая нам силу жить с Богом и в Боге и быть Божьими не только в этот день праздника, но целую вечность.

И мы, наполняя сегодня храмы, свидетельствуем, что не просто верим в Бога — мы любим Бога, мы доверяем Богу и знаем, что Бог нас любит, и Церковь, Мать наша, тоже нас любит, и пастыри церковные, наши духовники, нас любят и желают нам добра, а не зла.

Нас сегодня в храмы привело сердце наше, наша любовь, наше желание молиться, быть с Богом, исцелить души свои, за чем последует исцеление и наших тел. Сегодня мы пришли в храмы, чтобы не чувствовать себя никому не нужными беспризорниками, находящимися в унынии и отчаянии. Мы сюда пришли просто для того, чтобы купаться в море любви Божественной, любви наших пастырей к нам, любви друг к другу, когда мы собрались и стоим вместе в храме, единодушно молясь Творцу нашему и Создателю.

Так человек в наше ожесточённое время соскучился по любви! Так каждому человеку хочется, чтобы его как в детстве приласкали, прижали к себе и сказали доброе слово, как мамка когда-то делала!.. А Господь сказал: «Аще и мать забудет чадо свое, Аз не забуду тебе» (смотр. Ис. 49:15). Так Господь сказал каждому из нас. Он не сказал, хороших это касается или плохих… Он ко всем нам это сказал!

И вот мы по этому слову пришли, потому что здесь, в Церкви, и есть добро, ласка, защищённость, сила, целительная и для души, и для тела.

Каждый из вас, братья и сестры, не просто так стоит в храме. Каждый из вас стоит на том месте, которое является началом пути для встречи с Богом. С Богом, Который совсем рядом, рядом с нами. А захотим ли мы быть с Богом, быть рядом с Ним, это зависит от живого чувства каждого из нас, от нашего сердечного движения к Богу, от нашей искренности в молитве, нелукавства на Исповеди, не оправдывающего себя и не обвиняющего кого-то другого покаянного чувства. Вот здесь, в сию минуту начинается, братья и сестры, наше вечное бытие.

Сегодня, братья и сестры, мы находимся в общении с Богом, а в Боге — друг с другом, составляя Церковь Христову, которая сегодня празднует свой день рождения. Аминь.

 

Митрополит Святогорский Арсений. Архивная проповедь в праздник Пятидесятницы (День Святой Троицы), 7 июня 2020 г.

Просмотрено (1) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *