«Еще не было на них Духа Святаго» (Ин. 7:37–52; 8:12). Почему сошествие Святого Духа на апостолов считается началом новой христианской жизни на земле, началом жизни Церкви Христовой?

Тропарь Пятидесятницы, глас 8

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

 

Кондак, глас 8

Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

 

Задостойник (читается дома и в храме вместо молитвы Достойно есть до отдания праздника, до 13 января включительно)

Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася,// ка́ко в ви́де о́гненых язы́к яви́ся Дух Святы́й.
Ра́дуйся, Цари́це,/ матероде́вственная сла́во:/ вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут/ Тебе́ пе́ти досто́йно;/ изумева́ет же ум всяк твое́ Рождество́ разуме́ти.// Те́мже Тя согла́сно сла́вим.

***

Сошествие Святого Духа на апостолов считается началом новой христианской жизни на земле, началом жизни Церкви Христовой. Но почему?
Разве до Сошествия Святого Духа на апостолов подобного явления не было на земле? Разве раньше этого в Ветхом Завете Дух Святой не сходил ни на кого? Разве Он не сходил на царей: Саула и Давида, так что они, исполненные Святого Духа, даже пророчествовали? Разве Он не сходил на святых пророков?

Наконец, разве до Сошествия Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы они не имели на себе Духа Святого, когда были с Самим Господом Иисусом Христом, когда по Его повелению ходили на проповедь и многие чудеса творили? Почему же День Пятидесятницы, когда на собрание апостолов в Иерусалиме сошел Дух Святой, считается днем новой христианской жизни на земле?
А потому, что с этого дня в мире явилась благодать Святого Духа людям во спасение. Это значит, что христиан Дух Святой Своею благодатью спасает, очищает от греха и приготовляет для вечной жизни в Боге, а нехристиан, и в том числе и всех даже ветхозаветных праведников, Дух Святой Своею благодатью только вел и ведет к Своим особым Божественным целям. На Саула, на Давида, на всех пророков, праведных и неправедных, как например пророка Валаама, сходил Дух Святой, поставляя их на служение
Господу, но само по себе и это наитие Святого Духа, и их служение Богу не спасало их, не очищало от греха, не вводило их в Царство Божие, ибо не было еще дано спасения миру, не было свободы от греха, не было еще доступа в Царство Небесное… Не было спасительной благодати Духа Святого, потому что Иисус Христос еще не совершил Своего спасительного дела, и еще не был прославлен. Ведь спасение наше заслужено нам нашим Господом Спасителем Иисусом Христом, на Нем оно зиждется, за веру в Него нам ниспосылается.
Со Дня Сошествия Святого Духа на апостолов началась эта спасительная жизнь христиан в Духе Святом. Христиане Духом Святым стали в самое тесное единение с Богом и между собою. На внешний вид, в своем житейском быту, они жили и живут, мало чем отличаясь от других людей, от евреев и язычников, но в духовной своей жизни они представляют собою одно тело и один дух. Они соединены в Церковь Христову, которая есть Тело Христово. Они друг для друга как разные члены одного общего тела. Они живут и в меру каждого члена действуют, управляясь невидимым Главою своим, Христом. И все это совершает Дух Святой и совершает для того, чтобы соединить нас с Богом, чтобы освятить нас, чтобы поставить нас на уготованное нам место в Царствии Небесном…
Верим-ли мы этому, братия? Проникаем-ли мы своим чувством в эту таинственную связь нашу с Богом, со всеми святыми и друг с другом? Ощущаем-ли мы наше спасение, совершаемое в Церкви Христовой Духом Святым?

 

Канонарх
Статья из журнала Киево-Печерской Лавры «Свет Печерский» № 1 / 1915 год, 1 января

Просмотрено (1) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *