Что стало причиной Всемирного потопа? Только в Библии мы можем найти полноценный ответ на этот вопрос

Один мудрец сказал: если ты по-настоящему познал какой-то предмет, познал его до конца, то значит ты постиг все знание мира. В православном учении все наполнено смыслом, все важно – даже из-за одного слова, понятого и истолкованного неправильно, человек и целый народ могут впасть в ересь и духовную погибель.

Едва ли много найдется людей, которые ничего не знают о Всемирном потопе. Даже у дикарей, в самых глухих уголках планеты, существуют легенды, повествующие об этой страшной катастрофе. Что же стало ее причиной?

Легенды в лучшем случае отделываются общими фразами, что люди были наказаны, наверное, за какие-то грехи. В худшем случае говорится о необъяснимом капризе богов. И только в Библии мы можем найти полноценный ответ на этот вопрос. Книга Бытия повествует нам о том, что сыны Божии стали брать в жены “дочерей человеческих” и родились от них исполины, т.е. очень сильные гордые люди, герои (“издревле славные люди” (Быт.6,4)) того времени. И восскорбел тогда Господь и сказал: “истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил…” (Быт. 6, 6-7) Кто же такие сыны Божии? На этот вопрос есть две точки зрения. Одни считают, что сынами Божьими были благочестивые сифиты. Другие убеждены, что сыны Божии – это падшие ангелы.

Как известно, у Адама было три сына: Каин, Авель и Сиф. Все они считались сынами Божьими в том смысле, что Бог создал людей. Но Авель был убит. Каин – проклят и лишен сыновства как убийца. На земле остался только один сын Божий – Сиф, потомки которого должны были хранить чистоту сыновства, не смешиваясь с проклятыми.

Моисей, написавший со слов Господа первые пять книг Библии, в том числе и книгу Бытия, из личного опыта знал, как тяжело уберечь своих соплеменников и чистоту веры от заразы “просвещения”, от смешения с нечестивыми. Евреи ведь долго жили среди египтян.

Версию же об ангелах впоследствии выдвинуло послепленное иудейство. Эта мысль перекочевала и в раннее христианство. Стройного православного учения тогда еще не было, и поэтому в вопросах не слишком насущных первохристианам приходилось довольствоваться мнениями иудейских книжников. “Ангельскую” гипотезу принимали Иустин Философ, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан и др. В результате развития православного богословия эта точка зрения была опровергнута такими учителями Церкви, как Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др. Они видели в “сынах Божьих” потомков верного Богу праведного Сифа, а в дочерях человеческих – порочных представительниц рода Каина.

Другая гипотеза – о соитии девушек с ангелами – отдает низкопробной мистикой, что противоречит всему строю Библии. По духу это мнение вполне соответствует языческим верованиям, оккультистским учениям, но не находит никакой моральной опоры в других текстах Писания и Предания. Противоречит она и элементарному здравому смыслу. За что, спрашивается, было наказывать человечество потопом? Если ангелы переступили свое естество, взяв в жены женщин, то их и наказывать нужно. Причем здесь все человечество? Таких доводов существует множество.

Тем не менее в научных кругах “ангельская” гипотеза сегодня является доминирующей, потому что отвечает их представлениям о Библии как о сборнике поэтических мифов. Привлекает она, естественно, и мистиков теософского толка. Доказательства они находят как в апокрифических текстах, не вошедших в Ветхий Завет из-за своей сомнительности, так и в Талмуде – сборнике работ, составленном раввинами после распятия Христа. Определенное смущение вносит в умы и то, что в синодальном переводе Библии, предпринятом в XIX веке с позднеиудейского текста, сынами Божьими действительно именуются только ангелы. Но в латинском Пятикнижии, переведенном в IV веке блаж. Иеронимом с древнееврейского текста, сынами Божьими называют и людей. Например: “Праведники, сыны Божьи, будут навеки соединены с ангелами, сынами Божьими”, и т.п.

Но конечно же, не на почве борьбы с нелепицей, а только с помощью положительного взгляда на этот вопрос мы можем утвердиться в том, что именно сифитов имел в виду Моисей при составлении Пятикнижия.

Известно: потомки Каина (каиниты) были гораздо цивилизованней сифитов, они преуспели в развитии культуры, ремесел, наук, но вместе с тем, и порока. Каинитки, много внимания уделявшие зову плоти, нарядам и украшениям, были несомненно женщинами обольстительными, недаром сестра Тувалкаина Ноэма, как полагает Иоанн Златоуст, была изобретательницей проституции. Насколько трудно противостоять прелестям и порокам цивилизации, нам сегодня хорошо известно. Не справились с этим искушением и сифиты.

О том, сколь велико было милосердие Господа, сколь долго Он ждал раскаяния от людей, свидетельствует то, что одна лишь семья – семья Ноя – сохранила ко времени потопа преданность Богу, послушалась предупреждения Господа о надвигающемся возмездии. Даже звери дикие – и те взошли на построенный Ноем Ковчег, люди же им пренебрегли. Они пали слишком низко. Умри Ной, и эта участь постигла бы и его семью, последний оплот веры. Поэтому потоп стал неизбежностью.

Три ключевых события, описанных в Ветхом Завете, – это исход Ноя, исход Лота из Содома и исход евреев из Египта. Тема исхода из среды нечестивых пронизывает Предание красной нитью.

Степень важности истории исхода Лота подчеркивается в Предании тем, что единственный раз в истории ветхозаветного иудейства людям дано было узреть Троицу. Бог-Отец, Бог -Сын и Дух Святой явились людям, но только праведный Лот смог понять, Кто перед ним. И снова потоп, на этот раз погубивший не все человечество, а только два города, безнадежно погрязших в распутстве.

Подобно Ною, бежал от цивилизации и Моисей. Как и каиниты, египтяне весьма преуспели в делах земных, но утратили трепет перед Богом Истинным. Смешение с египтянами представляло для будущего народа Божьего смертельную опасность. И Господь вывел сынов Своих из этого страшного места, а войско фараона, бросившееся вдогонку, погибло от наводнения. В напоминание о Всемирном потопе Господь повелел Моисею создать Ковчег – эту величайшую святыню иудеев, в которой хранился текст десяти заповедей.

Именно смешение с нечестивыми людьми является самым страшным грехом для ветхозаветных иудеев. Тема же ангелов в Предании находится почти в полном забвении, чего, конечно, не случилось бы, если б Моисей при описании причин потопа имел в виду служебных духов.

Чтобы осознать важность поднятого здесь вопроса, вспомним, как трактуется история потопа в Талмуде, главной книге тех иудеев, что отвергли Христа. Из этой книги мы можем “узнать” не только о том, что сыны Божьи были ангелами, но и о том, что женой Ноя была Ноэма (“Берешит рабба” – 23,4) – та самая каинитка, которая, по мнению многих православных богословов, и стояла во главе “дочерей человеческих”, растливших сифитов. Талмуду вторит и древняя секта каинитов (фактически сатанистов, которые родословие свое ведут от самого Каина: будто бы несколько потомков его смогли проникнуть на Ковчег и поэтому сохранились на земле). И создатели Талмуда, и каиниты-сатанисты с каким-то непонятным упорством настаивают на “ангельской” версии причины потопа. Что двигает ими?

На протяжении нескольких тысячелетий экуменизм уже растлил сотни народов и погубил миллионы душ. Но от начала мира до наших дней всегда существовала хотя бы маленькая группка людей, ничем не запятнавшая себя, почитающая истинного Бога, правильно славящая Его. Веру в это и пытаются подорвать враги христианства.

Крови Каина-братоубийцы в нас нет. Корабль, останки которого до сих пор, говорят, покоятся на горе Арарат, уберег нас от нее. И все мы знаем: Ковчег, спасающий людей среди гибнущего мира, есть символ нашей Христовой Церкви.

 

В. Григорян

 

По материалам сайта храма святителя Тихона

Просмотрено (72) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *