Мы — взрослые — знаем, насколько бывает трудно молиться: как сложно порой себя собрать, удержать внимание на словах молитвы, как, к сожалению, часто молитва для нас становится лишь исполнением некоего правила. А что же говорить о детях… У многих из нас нет своего опыта церковного детства — мы пришли в храм в зрелые годы, а кто-то и под конец жизни, и учиться всему, в том числе и молитве, нам приходилось с нуля. Но мы бы очень хотели, чтобы наши дети, внуки, крестники были с Богом с колыбели и никогда не теряли связь с Ним. Вот только как их научить этой молитвенной жизни, если мы сами — кто «в начальной школе», а кто-то и «в детском саду»? И вообще, нужно ли целенаправленно учить детей молиться? Об этом мы поговорили со священнослужителями.
«Когда мне было лет восемь, я наступил на ржавый гвоздь и пропорол ногу. Сказали, что я могу умереть от заражения крови. Моя семья не была церковной, я ничего не знал о молитвах, но тогда впервые обратился к Богу, потому что понимал: кроме Него мне никто в этой ситуации помочь не сможет. Это был настоящий вопль о спасении из самой глубины души…» Такие воспоминания сохранились у одного из наших собеседников — священника Дионисия Каменщикова, настоятеля Ильинского храма.
А вот первый опыт молитвы другого участника разговора — священника Сергия Протасова, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы: «Я помню, как молилась моя бабушка Варвара. В ее доме был красный угол с иконами, горела лампадка. Молитва у нее была горячей, истовой, и я, глядя на это, тоже пытался молиться. О чем? Сначала это были просительные молитвы: где-то пошалил, должны были наказать, и я молился, чтобы Господь отвел от меня эту беду. Позже стал стараться вникать в слова молитв. Но радость от того, что Бог на твои просьбы откликается, я познал еще в ранние детские годы».
Как видим, обстоятельства жизни могут быть разными, но сердце маленького человека безошибочно находит Того, к Кому следует обращаться в сложные моменты. Так, может быть, и не нужно учить ребенка молиться? Ведь каждая душа по природе своей христианка. Может, и правда, достаточно того, чтобы дети видели пример родителей? Или нужно ждать, когда произойдет их личная встреча с Богом и молитва станет потребностью — и тогда уже рассказывать о ней? По словам наших собеседников, такая точка зрения в православной среде распространена.
— Категорически с этим не согласен,— говорит отец Дионисий Каменщиков.— Если так рассуждать, то тогда не нужно учить ребенка читать, писать, соблюдать этикет и правила гигиены. Сам научится — ведь родители это делают. Но любой взрослый скажет: нет, безусловно, с ним нужно заниматься. Чтобы научиться молиться, нужно начать молиться самому, а не просто видеть пример того, как это делают другие. Как можно научиться общаться с Богом, не общаясь с Ним? Полагаю, многие родители сталкивались с детскими бунтами, когда ребенок по каким-то причинам не хотел идти в школу. Но мы же не соглашаемся: не хочешь, ну и не ходи. Нет, мы объясняем, почему это необходимо, принуждаем даже. Почему мы о светском образовании печемся, считаем неприемлемым, чтобы ребенок в школу не ходил, а о духовном воспитании не заботимся? Если любой воспитательный процесс пустить на самотек, то у воспитуемых начнется стремительная деградация. И в отношении молитвы — нужно понуждать, нужно сподвигать ребенка к ней. Вопрос только в мере. Когда на ребенка, впадая в крайность, накладывают такое же большое молитвенное правило, как на взрослого, при том что он к этому еще не готов, понятно, чем это заканчивается. Как только повзрослевший ребенок обретет свободу, он перестанет молиться. Для него молитва — это обязаловка, каторга, а не разговор с Богом, от которого оживает душа.
Согласен с тем, что нельзя в вопросе духовного воспитания просто отпускать ребенка в свободное плавание, и отец Сергий Протасов. Но все-таки с поправкой.
— Пока дети маленькие, в четыре-пять лет, они сами тянутся к молитве: встают рядом с родителями, слушают, крестятся, кланяются. Но вот ребенок взрослеет, у него появляются обязанности по учебе, свободного времени все меньше, и порой родители могут столкнуться с тем, что сын или дочь могут сказать: не хочу молиться. Важно в такие моменты сохранять спокойствие и не заставлять ребенка молиться, что называется, из-под палки. Все-таки жесткого принуждения быть не должно.
— Если кто-то из наших детей не хочет молиться, мы обычно просим прочитать только одну молитву — «Отче наш»,— рассказывает священник Василий Куценко, клирик Петропавловского храма.— Это работает. Или можно предложить ребенку просто побыть на молитве вместе со взрослыми, чтобы он послушал, что читают папа или мама. А вот наказывать за отказ молиться я бы не стал. Родители порой прибегают к таким мерам: «Если ты не будешь сейчас молиться вместе со мной, то не разрешу играть на компьютере» и так далее. Лучше, как я уже сказал, попросить ребенка сделать минимум и таким образом договориться с ним, чем применить санкции. Молитва должна преображать человека, а не отпугивать.
Итак, молитвенное делание нельзя пускать на самотек, но и перегибать палку не следует. Но как определить для ребенка меру молитвы? По словам наших собеседников, в этом вопросе все должно быть индивидуально. Одно дело, если ребенок молится с родителями с самых ранних лет — тогда годам к десяти-двенадцати ему уже вполне по силам полное молитвенное правило.
И совсем другое, если воцерковление ребенка началось в школьном возрасте: тогда стоит начинать с небольшого правила, хотя бы от «Трисвятого» до «Отче наш», наращивая его постепенно за счет добавления 50-го псалма, «Символа веры», молитвы Ангелу-хранителю и т.д.
Мы спросили наших собеседников, какие действия родителей позволяют настроить ребенка на молитву. Вот какие ответы мы получили:
— Создать молитвенную атмосферу: особое место в доме, выделенное под иконы, свечи, лампаду. Выключить свет и попросить ребенка держать свечу.
— Поручить ребенку следить за чистотой иконостаса: вытирать пыль, доливать масло в лампаду.
— В иконостасе иметь иконы тех святых, имена которых носят дети.
— Пока ребенок маленький, читать молитвы на русском языке, чтобы ему был понятен смысл.
— По возможности собираться на молитву всей семьей — пусть хотя бы только вечером или даже раз в неделю.
— Доверять ребенку читать вслух молитвы на общем правиле, даже если он будет ошибаться или читать медленно.
— Подарить ребенку его личный молитвослов.
Но что если родители всё же не могут никакими уговорами убедить свое чадо в необходимости молиться? Как быть тогда?
— Оставить ребенка в покое и продолжать молиться самим,— говорит отец Сергий Протасов.— Патриарх Сербский Павел очень хорошо об этом сказал: «В наше время родители много говорят с детьми о Боге, и мало — с Богом о детях». То есть получается, что мы детей учим тому, что сами делаем недостаточно. Нужно научиться доверять своих детей Богу. Когда сын или дочка побудут какое-то время без этого общения и поймут, что им дают возможность сделать свой собственный, а не кем-то навязанный выбор, им легче будет вернуться к правилу.
Газета «Православная вера» № 04 (648)
Просмотрено (17) раз