При встрече люди часто говорят: «Ну, будем надеяться на лучшее». Что стоит за этой фразой?
Надежда на лучшее вообще свойственна каждому человеку, и обычно это выражается утешающим речением «Всё будет хорошо». Только вот уверены ли те, кто произносит эти слова, что в самом деле будет хорошо? Конечно, нет. Такого рода фразы давно стали формальностью, своеобразным социальным ритуалом. Меж тем за ними стоит пусть и подсознательная, но постоянная надежда на лучшее.
И это повод поговорить о наших надеждах. Ведь есть святая надежда, которая является христианской добродетелью, а есть приземленная бездуховная утопическая надежда. Она, как правило, манит, однако никогда не сбывается.
Об этой второй, мирской и часто безбожной, надежде говорит Священное Писание: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце…» (Притч. 13:12), «Ожидание праведников ‒ радость, а надежда нечестивых погибнет» (Притч. 10:28).
Как же отличить небесную надежду от земной?
Прежде всего нужно отметить, что христианская надежда не пассивное ожидание благ. Это труд. Это одна из ступеней совершенствования души, сопряженная с терпением и приобретением духовной опытности.
Как говорит об этом апостол: «…Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым…» (Рим. 5:3‒5).
Иными словами, дар надежды приходит с терпением скорбей. Читаем далее: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4).
Вот почему во все времена тяжелейших гонений христиане не бездумно говорили: «Будем надеяться на лучшее», но в самом деле имели в сердце самую действенную надежду на Господа, сопровождаемую верой и любовью. Только такая надежда чиста и светла, и только такая надежда дает плоды.
Митрополит Антоний (Паканич)
Просмотрено (3) раз