Святитель Анастасий I Синаит, патриарх Антиохийский
Синай — бесплодная пустыня, острые, скалистые горные вершины и уступы, девственное окружение исторического места, которого коснулся Бог, — с древних времен обладал непреодолимым притяжением для христиан, стремившихся к подлинной жизни во Христе. В VI веке сюда для совершения иноческого подвига пришел из Палестины подвижник, который в царствование императора Юстиниана от тихой монашеской жизни был избран в патриархи Антиохийские. На этом поприще святой претерпел искушения не меньшие, чем его собратья, подвизавшиеся в глубокой пустыне. При двух императорах он был судим за твердое исповедание православной веры, оклеветан, и только третий правитель вернул ему его высокое звание.
Места, где полагал начало своих подвигов святитель Анастасий I, патриарх Антиохийский
Звали этого монаха Анастасий, а поскольку местом его подвигов была Синайская гора, его именовали Синаитом. Учение святых отцов он впитал с самого детства. Преподобный Симеон Столпник, к которому Анастасий пришел за наставлением, предсказал ему святительское служение. Действительно, благочестие и духовная настроенность подвижника не остались незамеченными, и он был назначен апокрисиарием — полномочным представителем Александрийского патриарха при патриархе Антиохийской Церкви. После кончины патриарха Домнина III, как и было предсказано святым Симеоном, Анастасий в 562 году был избран его преемником по Антиохийской кафедре. На эту кафедру святого возвели свойственная ему добродетель, чистота жизни, большая духовная ученость и твердая вера.
Строгий к самому себе и бдительный по отношению к сохранению божественных догматов, святитель обычно предпочитал молчание, но когда истинная вера подвергалась опасности, патриарх Анастасий устремлялся в бой как словом, так и писаниями, в своих посланиях призывая всех епископов встать на защиту Православия. Это произошло, когда в царствование императора Юстиниана распространилась ересь монофизитов. Заблуждением был увлечен даже сам император. Все колебавшиеся по незнанию — принять это учение или нет — ждали слова патриарха Антиохийского Анастасия как мужа сведущего в Божественном Писании, стойкого в исповедании православной веры и святого по своей жизни.
Монастырь великомученицы Екатерины у подножия горы Синай, в котором святитель Анастасий подвизался как простой монах
Еретики приложили все усилия, чтобы склонить святого Анастасия на свою сторону, в надежде, что, все православные последуют его примеру. С этою целью они обращались за помощью к императору, но успеха не имели: святой Анастасий письменно обличил Юстиниана в его заблуждении и безбоязненно, почти в одиночку, открыто выступил против ереси. Он рассылал послания по всем церквам и ежедневно разъяснял в своем храме православное учение о двух естествах Господа Иисуса Христа.
Разгневанный Юстиниан, узнав об этом, хотел низвергнуть святителя Анастасия с Антиохийского престола, но внезапно тяжело заболел. Перед смертью он принес покаяние Церкви и составил прекрасное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», в котором выразил православное учение о двух естествах Господа Иисуса Христа.
Император Иустин Младший (565–578), вступивший на престол после Юстиниана, возобновил гонение на святителя Анастасия и в 572 году сослал его в заточение. Во время долгой ссылки, продолжавшейся более 20 лет, святой Анастасий Синаит продолжал борьбу против ересей, составив пять философских трактатов в форме проповеди, которые дошли до нас в латинском переводе: «О Пресвятой Троице», где говорится о вечности и единосущности Бога-Слова с Отцом и Святым Духом и ведется полемика против тритеистов и Иоанна Филопона; «О беспредельном», где проводится мысль о вездесущем и вечном присутствии Творца в творении; «О божественном домостроительстве, или о Боговоплощении», где объясняются причины Воплощения Бога Слова и отстаивается ипостасное единство во Христе двух неслиянных природ; «О страсти и бесстрастности Христа», где четко проводится идея о «взаимообщении свойств», и «О Воскресении Христовом», где идет речь об истинной смерти, сошествии во ад и Воскресении Спасителя, Его Вознесении и Втором Пришествии.
Юрисдикции православных патриархатов в Африке и на Ближнем Востоке во времена святителя Анастасия I
Многие творения святителя Анастасия Синаита не сохранились, от иных уцелели только несколько отрывков. Ему приписывается также четыре гомилии, однако принадлежность их остается под вопросом; его авторство несомненно лишь в случае с гомилией от 25 марта 593 г., которую патриарх Анастасий I адресовал своей пастве при вторичном вступлении на Антиохийский престол. Святитель в течение этих лет составлял догматические трактаты, несмотря на отсутствие книг, по памяти приводя многочисленные цитаты из Священного Писания и святых отцов. В изгнании святой патриарх также перевел на греческий язык труд святителя Григория Двоеслова «О пастырском служении».
В переводе издано:
«Слово на праздник Благовещения Пренепорочныя Богородицы Марии» — в сборнике «Христианское чтение».
«О пользе чтения Священного Писания» в книге «Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания».
Слова и поучения в книге «Сборник, или Избранные слова о чести святых икон и о поклонении им».
Святителя Анастасия связывали узы духовной дружбы со святителем Григорием Двоесловом, с которым он познакомился во время пребывания в Константинополе, когда святой Григорий исполнял должность апокрисиария римского архипастыря. Когда императором стал Маврикий, святой Григорий взошел на Римскую кафедру и стал ходатайствовать о возвращении святителя Анастасия из ссылки. Но святой Анастасий предпочел пребывать в посте и молитве. . Только кончина патриарха Григория*, также поминаемого 3 мая в лике святых, занимавшего Антиохийский престол после изгнания святого Анастасия, убедила последнего на двадцать третьем году изгнания вернуться в Антиохию и вновь принять на себя святительское служение.
В 593 году патриарх Анастасий снова возглавил Антиохийскую Церковь. Святой Григорий Двоеслов приветствовал друга, сравнивая его с большой рекой, которая, вернувшись в свое русло, отныне сможет питать пашню, чтобы она приносила обильные духовные плоды: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! Великая река, оставившая некогда иссохшие камни Антиохии, возвратилась наконец на свое логовище и орошает близлежащие долины да приносит семена плод ово на тридесять, ово на шестьдесят и ово на сто (ср.: Мф. 13: 23). Теперь уже нет сомнения, что на сих долинах возрастают многие цветы душ и силою струй языка Вашего достигают зрелых плодов».
Икона Собор святых, подвизавшихся на горе Синай
Святитель Анастасий I предположительно изображен в первом ряду третьим слева
В другом письме к святителю Анастасию святой Григорий Двоеслов говорит: «Ты сообщаешь мне, святой отец, что, если бы было возможно, то ты желал бы вести со мною беседу без бумаги и пера, и соболезнуешь, что сему препятствует слишком большое расстояние между востоком и западом. Но я говорю правду, что и на бумаге со мною мысль твоя ведет собеседование — как бы без бумаги. Из слов твоей беседы я вижу твою любовь ко мне, и мы, соединенные по благодати всесильного Бога союзом любви, не разделены расстоянием. К чему ты желаешь иметь позолоченные голубиные крылья, которые ты уже имеешь? Ибо сии крылья суть любовь к Богу и ближнему. На сих крыльях возлетает святая Церковь, ими она превосходит всё земное. Если бы ты, святой отец, не имел сих крыльев, то не прилетел бы ко мне с такою любовью в письме. Итак, умоляю тебя, молись о мне немощном, дабы твоими молитвами Господь скорее освободил бы меня от столь великих (причиняемых Риму лангобардами) бедствий и волнений, и привел бы к пристанищу вечного покоя. Я с благодарностью принял твои добрые благопожелания, которые ты, человек Божий, будучи смирен духом, выражал мне и относительно которых ты говоришь: что в состоянии отдать нищий кроме того, что принадлежит нищему? Но, если бы ты не соделал себя нищим духом, то не были бы столь щедрыми твои благословения. Всесильный Бог да защитит тебя Своим покровом от всякого зла. И, так как твоя жизнь весьма важна для всех добрых людей, то по прошествии лишь многих лет да переселит тебя Всевышний в вечные обители Отечества Небесного».
Патриарх Анастасий управлял Антиохийской Церковью еще шесть лет, до своей мирной кончины 3 мая 599 года. Борьба святителя Анастасия за чистоту веры и стойкость в испытаниях сделали его одним из столпов нашей Церкви. Преподобный Максим Исповедник именует блаженного Анастасия I, патриарха Антиохийского, «мудрым толкователем и учителем», «Божественным и великим наставником», подчеркивая несомненный авторитет этого святого отца и значимость его богословских трудов. Его же молитвами укрепи нас, Боже.
Свято-Елизаветинский монастырь, Фотографии из интернета
Использовались материалы:
Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского
Святитель Анастасий Антиохийский. Слово на Благовещение Всенепорочныя Богородицы Марии.
Св. Григория Двоеслова, папы Римского, письма к бл. Анастасию, патриарху Антиохийскому. // Воскресное чтение
Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова
Просмотрено (0) раз