Блаженны трезвые духом! О духовной всеядности – одной из главных болезней нашего времени. Проповедь в Неделю Торжества Православия

В Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, на Литургии читается Евангелие от Иоанна Глава 1, стихи 43-51.

Иоанна 1:43-51

43На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49Нафанаил отвечал Ему: Равви’! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 

Отрывок из Евангелия от Иоанна (глава 1, стихи 43–51), который читался сегодня во время Литургии, рассказывает, казалось бы, самую обыденную историю. Иисус Христос выходит на общественное служение, на проповедь, и собирает вокруг Себя группу последователей-апостолов. Он не агитирует, не покупает и не вербует — Он просто свидетельствует об Истине. А уже пойти за Ним или нет — каждый решает по-своему. Кто-то идет, кто-то остается безучастным. Вроде бы ничего необычного. Но есть один очень интересный момент.

Когда молва о Спасителе доходит до Нафана́ила, — рядового жителя иудейского городка Вифсаида, — тот сначала ставит под сомнение достоинство Христа и желает лично с Ним познакомиться. Но даже когда эта встреча все-таки происходит, то Господь не укоряет недоверчивого мужчину, а, наоборот, хвалит его: «Вот, воистину израильтянин, ибо нет в нем лести». И вдобавок обещает, что будущий апостол сподобится видеть Божью славу и стать наследником грядущего Царства Небесного.

Наверное, отрывок об обращении Нафанаила неслучайно читается именно в воскресенье Торжества Православия — в тот праздник, когда Церковь отмечает победу над самыми опасными и самыми страшными заблуждениями в истории христианства. По большому счету, богословие Церкви — это стройная система, которая основана не просто на некоем опыте или на конкретных философских постулатах. Православие — это вера выверенная и выстраданная. Вера, которая сначала прошла некую рецепцию и сверку с духом Евангелия и лишь затем утвердилась святыми отцами. И именно такую веру проявил Нафанаил при знакомстве со Христом.

Одна из главных болезней нашего времени — духовная всеядность. К сожалению, все больше людей, в том числе — и вполне церковных, совершенно некритично воспринимает любую подаваемую им информацию. В голове среднестатистического обывателя религиозные знания могут легко уживаться с оккультизмом, мистицизмом, эзотерикой. Человек, годами посещающий храм, может без тени сомнения обращаться к различным гадалкам и знахарям, участвовать в каких-нибудь спиритических сеансах. И, что совсем уже дико с точки зрения богословия, в одном приходе могут наряду с хорошими светлыми книгами распространять сомнительную литературу о «конце света», псевдочудесах и псевдостарцах.

Во всей описываемой ситуации самое страшное то, что сторонники такой всеядности руководствуются мнением, будто вера — это слепое доверие всему, что тебе говорят авторитетные люди. Что вера — даже не доверие, а некое покорное принятие всего, что в той или иной мере связано с именем Христа, Богородицы и святых. И что всякое сомнение — даже базирующееся на критическом подходе к вещам — является греховным. Однако Господь говорит нам совершенно иные слова: «Блаженны трезвые духом!».

Именно так можно перевести на современный язык ту фразу, которую Христос произнес в адрес апостола Нафанаила. Этот человек вполне резонно усомнился, когда ему сказали о бродячем Учителе. Ведь до этого было немало проповедников, обещавших скорый приход эры благоденствия и объявлявших себя чуть ли не богами. Но все они либо были пойманы властями, либо ушли сами, захватив с собою кругленькую сумму, собранную с доверчивых слушателей. Нафанаил отнесся ко Христу со скепсисом, однако полностью изменил свое мнение, когда Господь намекнул ему на то, о чем знал только Он Сам. И похвалил осторожность и трезвомыслие «настоящего израильтянина».

Церковь нас тоже призывает быть настоящими израильтянами — гражданами Израиля духовного, причастниками вечных обетований Божьих. Призывает фильтровать все, что мы слышим и видим, и соизмерять увиденное и услышанное с Евангелием и наследием святых отцов. Тех самых святых, которые утвердили Православие и которые в основу своей жизни положили одну из важнейших христианских добродетелей — трезвость ума.

Александр Моисеенков

Иллюстрация — фрагмент страницы из Четвероевангелия царя Иоанна Александра, Болгария, 1356 г.

Просмотрено (4) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *