О чём мы проповедуем, принося в Вербное воскресенье в храмы веточки вербы? Почему народ встретил Христа при Его входе в Иерусалим? Кого символизирует ослёнок, на котором восседал тогда Господь?
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Уже, братья и сестры, приближались к концу дни земной жизни Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. За несколько дней до Своей вольной Страсти, до распятия, Господь, исполняя пророчества, совершает то, о чём воспоминает сегодня Церковь. Он торжественно входит во град Иерусалим.
Нужно помнить, что вчера Церковь праздновала событие воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного. Господь, как бы уверяя Своих учеников в догмате о воскресении мертвых и жизни будущего века, о котором проповедовал, — вопреки учению саддукеев, которые отрицали воскресение мертвых, — воскресил Лазаря.
Воскрешение Лазаря было поразительным, поскольку воскрешён был четверодневный, уже смердящий мертвец. Само селение, в котором произошло это событие, было недалеко от Иерусалима — буквально в трёх-четырёх километрах. Много народа стекалось тогда во град Иерусалим к Пасхе, чтобы отметить праздник у Храма Господня.
Весть о произошедшем разлетелась сразу повсюду. Весь город только и говорил об этом чуде. И вот Господь в сопровождении Лазаря Четверодневного грядет из селения Вифания во град Иерусалим. Но шествие Его было не таким, как обычно Он ходил по Палестине со Своими учениками. Он посылает двух апостолов в ближайшее селение и говорит: «Когда подойдёте к селению, то увидите ослицу привязанную и жеребёнка-осля возле неё. Отвязав, приведите ко Мне. И если будут спрашивать куда их уводите, то скажите, что Господь их требует».
Ученики пошли и обрели всё так, как сказал им Господь, — нашли ослицу привязанную и жеребёнка и на вопрос «Куда вы их забираете?» сказали: «Господь их требует». И никто не воспротивился. Ученики, взяв это осля, привели ко Спасителю.
На жеребёнка, на осля, постелили одежды. Бедные рыбаки, апостолы Христовы, постелили убогие свои одежды на спину осляти. На него воссел Христос. И так въезжал во град Иерусалим, показуя Своё смирение и ещё раз как бы акцентируя внимание всех, что Царство Его не от мира сего (смотр. Ин. 18:36).
Не на торжественной колеснице, не на великолепном коне, как завоеватель, въезжал Господь в Иерусалим — но как бедный селянИн. Ведь осёл был принадлежностью крестьян, ослов они использовали как тягловую силу в своих трудах. Это смиренное животное, и Спаситель избирает его для въезда, чтобы и этим подчеркнуть, что Царство Его не от мира сего.
Народ, ждавший Его пришествия в Иерусалим, вышел навстречу. Многие хотели видеть Самого Христа-Спасителя, потому что много слышали о Нём как о Чудотворце великом, как о Пророке, учение Которого совсем иное, не такое как у архиереев, книжников, фарисеев и саддукеев. Хотели они видеть и воскрешённого Им Лазаря, который шествовал за Христом вместе со святыми апостолами. Это всё подвигло множество народа выйти из города Ему навстречу.
И вот Господь восходит на гору Елеонскую и с горы смотрит на град Иерусалим.
Толпы ликующего народа встречают Его у стен города и вдоль дороги. А Он, взирая на Иерусалим, пророчески говорит плача: «Иерусалиме! О, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (смотр. Лк. 19:42). И пророчески говорил о скором разрушении города Иерусалима, которое последовало в 60-е годы I века. Это разрушение было страшным. И Господь, Бог Всеведец, прозревал и разрушенные в будущем стены Иерусалимские, и разрушенный Иерусалимский храм, и рассеяние народа, избиение жителей Иерусалима, которые они навлекли на себя за Богоубийство, требуя распятия Христа Спасителя и говоря: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Лк. 27:25).
Толпы народа ликуют. Почему же они ликуют? Нужно понимать исторические реалии того времени.
Город Иерусалим завоевали римляне. Дворцы Давида и Соломона, возвышавшиеся когда-то в Иерусалиме, были разрушены. Зато с Храмом соперничала своим благолепием выстроенная претория, где находился римский наместник. Иерусалим уже потерял значение великой столицы великого народа-богоносца. Да и многие из евреев уклонились в язычество. И от самой ветхозаветной религии во многих осталась только внешняя форма, без внутреннего содержания. Как говорил Господь: «Гробы повапленные. Снаружи прекрасные, а внутри исполненные всякой нечистоты» (смотр. Мф. 23:27), — вот такое состояние было у большинства еврейского общества.
И вдруг к городу приближается Тот, Кто воскрешает мертвых, Кто пятью хлебами насыщает пять тысяч, творит чудеса исцелений… Как бы древняя слава Иерусалима воскресла, и как бы древние встречи царей Иерусалимских воскресли в памяти народной. Они думали, что вот наконец идёт земной царь народа еврейского, который спасёт его от римского владычества, от униженного положения подчинённости и рабства. Они думают, что наконец-то вновь восстанавливается земной царство Израилево.
Древние пророки говорили о пришествии Небесного Царства, используя для доходчивости в своих пророчествах эпитеты о царстве Израильском. Они говорили о вечном, нескончаемом Небесном Царстве, о Царе славы, Который дарует бессмертие и вечную жизнь верующим в Него. Но из-за националистических настроений израильского народа эти пророчества настолько исказились и оземлянились в его сознании, что люди ждали только земного счастья, земного благополучия, земного владычества (пророками предсказывалось вознесение народа Божия над всеми народами).
Так предсказания пророков из-за патриотических, национальных чувств народа приняли земные формы. Абсолютно народ не думал о вечности, об исправлении своей нравственности, о духовности.
Поэтому Господь и был скорбен, когда въезжал в Иерусалим.
Народ же вокруг ликовал. Среза́ли ветви деревьев — потому что традиционно победителей и царей ликующие толпы встречали с ветвями в руках как с символами победы, славы, особого почёта, особого торжества. И вот они резали ветви деревьев и постилали на пути Христа Спасителя. Некоторые и одежды свои постилали.
И так весь город пришёл в движение (смотр. Мф. 21:10), и Господь входит в Иерусалим, входит на территорию Храма Господня. Здесь Он видит множество меновщиков денег, торговцев скотом, которые сидели и вокруг Храма, и во дворе Храма; шум торговли, рёв скота нарушали благоговейное отношение к службе Божией… И Господь изгоняет из Храма меновщиков и торгующих.
При встрече Христа в Храме младенцы, которые питались молоком, — по-церковнославянски «ссущии», — восклицали: «Оса́нна Сыну Давидову!» И народ весь восклицал: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!» (смотр. Мф. 21:9; Мк. 11:9–10; Ин. 12:13) «Осанна» — слово сирийское, оно значило «даруй спасение», или просто «спасение». То есть так восклицал народ: «Спасение в вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Благословен Царь Израилев!»
Слыша такое от младенцев и толп народа, видя непостижимую власть Христа, которой Он изгоняет торгующих из Храма, не могут всего этого терпеть книжники и фарисеи, которых всегда обличал Господь, называя их гробами покрашенными. Не могут терпеть и говорят: «Не слышишь, что эти говорят о Тебе?» Спаситель отвечает им словами пророчества: «„Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу“ (Пс. 8:3) Что ещё требуете?»
Не зная, как ещё досадить, они начинают Его искушать: «Какою властью ты это делаешь?» Тогда Он говорит: «Скажите Мне: откуда был Иоанн Предтеча — от человек или от Бога?» Фарисеи лукаво рассуждали между собой: «Если скажем, что от человек, — народ разгневается на нас, потому что почитает его пророком Божиим. Ответим „от Бога“ — Он скажет: „Почему же вы его не послушали?“» И тогда фарисеи лукаво сказали Спасителю: «Не знаем». — «Ну тогда и Я вам не скажу, коею властью творю сия».
И множество других искушений Ему предлагали — всё искали, как бы в чём-то уловить Христа.
Подходили и саддукеи, приводя вопрос о женщине и семи братьях умерших, которых она по очереди была женой, и говорили: «А кто же в воскресение мертвых будет её мужем?» И Он говорил, что в воскресение мертвых все как ангелы — не женятся и не выходят замуж.
Искушали и поднося Ему сребреники, говоря: «Нужно ли давать подать кесарю?» — зная националистические, патриотические веяния в народе, этим хотели уловить. Господь ответил: «Чьё изображение на монете?» — «Кесарево». — «Ну так отдайте кесарево кесареви, а Богу Богово».
Всё старались как-то Его уловить. Но Господь в открытую обличал их пред всем народом. И не покаяние, не чувство собственной вины у них в ответ возникло — злоба в них росла и росла. И уже они хотели убить и при народе Его, но боялись толпы народной. Им нужно было ещё время, чтобы заразить толпу народную ропотом и ненавистью.
А более всего ненавистно им было слышать слова «Царство Мое не от мира сего». Ведь они ждали царства земного, где они будут владыками, князьями, почитаемыми всеми земными народами. И вдруг услышать, что рухнуло всё их чаяние и ожидание, и те учения, которые они народу говорили!
Ненависть возрастала. А Господь, любовью обымая тех, кто был верен Ему, всё не перестаёт их поучать и поучать: именно в эти дни — сегодня, завтра… — Господь приводит Своим ученикам множество притч, говоря им о Царствии Божьем.
Он приводит и притчу о десяти девах со светильниками, из которых пять мудры и пять юродивы; и притчу о злых виноградарях, которые избили и слуг, и сына доброго господина. Спаситель приводит и другие притчи, множество притч Он приводит именно в эти дни, как бы желая больше и больше наставлять Своих учеников. Больше и больше наставлять, чтобы они укрепились в вере и в хранении того учения, которое Он им проповедовал.
И само шествие на осляти было неспроста. Оно было предсказано за столетия до этого события пророками Софонием и Захарией, который говорил: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).
Само Его восседание на осляти было символическим: молодой ослёнок прообразовал языческие народы, на которых воссядет Господь Своею славою и Своим истинным учением. А ослица, идущая сзади, символизировала народ иудейский, который мнил о своём избранничестве, величестве, кичился ими, но вместо них за свою духовную мертвенность услышал страшные, обличительные слова Христа Спасителя: «Вы говорите, что вы чада Авраамли есте? Я вам скажу, что отец ваш дьявол и вы похоти отца своего творити хощете. Он человекоубийца был искони́ и во истине не стоит, ибо нет истины в нём. Когда ложь говорит — своё говорит, ибо он лжец и отец лжи. Се, оставляется вам дом ваш пуст», — говорит Господь — но всё не внимают, всё лукавством, злобой, двоедушием, лестью ищут повода, как бы Его убить!..
Вскорости они найдут этот повод, найдут среди Его учеников предателя, который предаст ночью, без народа Христа на распятие. Народ они потом убедят, что только они праведники и что они правильно делают, убивая Христа.
Они убивали Того, Кто обличал их. Так часто и мы с вами, братья и сестры, убиваем голос совести, обличающий нас, когда мы совершаем какое-то дело неподобное и богопротивное. Тот голос, который вложил в нас Сам Господь как закон Свой, который наставляет нас на всякую добродетель. Мы его часто убиваем, преступая через этот закон совести и делая неправду. Вот так и тогда народ еврейский убивал Христа, делая неправду и при этом ещё оправдывал себя.
Мы сегодня, братья и сестры, слышим со страниц Евангелия, как народ, поднимая ветви, восклицает: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!» Но пройдёт три-четыре дня — и будут вопиять уже: «Распни, распни Его!» Как изменчива человеческая природа, как склонна она ко греху и ко всякому злу и ко всякой неправде! Как добро может изменяться на зло! И это мы можем видеть даже в собственных душах, когда мы, отвергая жизнь по заповедям Господним, живём по прихотям своим, по похотям своим, по злой своей неисправленной воле.
Господь, въезжая в Иерусалим, скорбен сегодня. Он пророчествует о погибели Иерусалима, плачет о Иерусалиме. И желал бы Спаситель, как наседка собирает своих птенцов, покрыть всех крыльями, обнять. Да только сам народ этого не захотел.
И мы сегодня, братья и сестры, пришли в храмы Божии навстречу Христу Спасителю. Мы пришли с ветвями в руках. Эти ветви являют собой не только знамения победы, но ещё и символ общего воскресения мертвых.
В наших краях Неделя ваий называется ещё Вербным воскресеньем, потому что первые распустившиеся ветви — ветви вербы приносят в этот день в храмы Божии. И как эта верба после зимнего, мертвенного периода оживает, расцветает, молодыми листьями украшается, так и в общее воскресение мертвых все умершие воскреснут всесильным повелением Божиим, мановением Его всесильной воли промыслительной о нас, грешных.
Будет всеобщее воскресение мертвых. И эта ветвь вербы как символ воскресения от смерти, от тления сегодня приносима нами в храмы Божии.
Христа встречали фарисеи, саддукеи, книжники — встречали с лукавством, злобой. Они вышли навстречу Ему только ради праздного любопытства или чтобы найти что-то во Христе такое, за что можно было бы Его укорить, обвинить, обличить.
Но вышли встречать Христа и младенцы незлобивые. Шли за Спасителем Его последователи, святые апостолы. Шёл Лазарь Четверодневный, воскрешённый Им. Шло множество будущих христиан — тех, кто останутся верны заповедям Христовым, Его слову, Его учению, и назовутся Его именем — христиане.
И мы сегодня, братья и сестры, пришли не как книжники, не как фарисеи, не как мертвенные сердцем — но с живым сердцем, с покаянием в своей неисправленности, своей греховности, своём несоответствии высоким идеалам учения Господнего. Мы сегодня пришли с сердцем сокрушенным и смиренным. И ветви принесли как символ нашей веры — этим мы как бы говорим: «Господи! Тогда Тебя встречали с ветвями, но у многих сердца были неискренние. Прими сегодня наши ветви, прими сегодня наши искренние по отношению к Тебе сердца. Прими нашу веру, хоть слабую, хрупкую, шаткую, но исполненную любви по отношению к Тебе как к Истинному Спасителю, Который может и земное благополучие нам даровать, но самое главное — и вечное бытие наше устроить».
Христос пришёл на землю и жил с нами ради того, чтобы даровать нам бессмертие. И символ этого бессмертия — бывшая мертвенной, а сегодня ожившая, процветшая ветвь. Мы пришли в храмы Господни, этой вербой проповедуя Христово учение о воскресении мертвых и жизни будущего века.
Сегодня, братья и сестры, Христос, со скорбью глядя на нашу греховную жизнь, наше богоотступничество, при этом верит нам. Наша вера по отношению к Нему малая и слабая, а Господь нам верит, ведь не даром Он благословляет сегодня открывать новые храмы, в которые приходят новые последователи Его святого учения. Но помните, какое обличение было книжникам, которые учение знали, но не исполняли: соблюдая внешнюю форму, они забывали о внутреннем духовно-нравственном содержании учения Христова. Помните об их участи, об их обличении Христом Спасителем и не подражайте им! Подражайте младенцам, подражайте ученикам Христовым!
Пускай наш народ будет как ослёнок, на котором Господь будет восседать! Пускай земля наша будет подножием ног Его! Пускай по земле нашей сила Господня, Его благословение и благодать разливается! А для того чтобы так было, необходимо, братья и сестры, не формально прийти в храм и поставить свечу, а искренне подойти к Исповеди, рассказать Христу о грехах своих, о неправде своей, покаяться в них, повиниться, обновиться через Исповедь; укрепиться и обожи́ться через принятие Святых Тайн Господних, к которым Господь особенно призывает нас в дни Великого поста.
Вспомним, что именно в нынешний день книжники и фарисеи задавали Господу вопрос: «Какая заповедь наибо́льшая?» И Спаситель отвечал им: «Первая и наибо́льшая заповедь — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем разумением твоим. И равная ей заповедь: возлюби ближнего своего как самого себя» (смотр. Мф. 22:37–40).
Братья и сестры, поставим эти две заповеди в своём уме и в сердце и, если увидим по отношению к ним какое-то несоответствие, давайте покаемся! Чтобы Пасха Христова для нас была праздником светлейшим, самым радостным.
Поверьте, что если в грехах Пасху встречать — той радости не испытаешь. А вот когда после Исповеди, когда с искренним намерением больше грехи и неправды свои не повторять приходишь к празднику Пасхи Христовой — это такое торжество, это такая радость, это такое утешение!..
Но, братья и сестры, прежде чем к этому утешению и радости прийти, нам необходимо пройти через поприще Страстной седмицы. И переживать вместе со Христом предательство, и участвовать в Тайной Вечери, и плакать на Страстных Евангелиях вместе с Ним, как плакал Он в саду Гефсиманском… И скорбеть вместе с Божией Матерью у плащаницы, и чаять воскресения Его, а вместе с Ним — и воскресения всего мира, которое мы исповедуем, братья и сестры, в нынешний день, празднуя сегодняшнее торжество, являясь по обетованию Божию наследниками блаженной вечности, нескончаемого бытия и Небесного Царствия. Мы сегодня, с торжеством поднимая ветви в руках своих, говорим: «По неложному слову Христову чаю воскресения мертвых и жизни будущего нескончаемого века». Аминь.
Митрополит Святогорский Арсений. Архивная проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), 20 апреля 2008 г.
Просмотрено (0) раз