Вмч. Иоанн Новый, Сочавский (1330–1340)
День памяти – 15 июня н.ст.
Св. великомуч. Иоанн новый, память коего совершается ныне, называется сочавским, потому что мощи его находятся в г. Сочаве, Молдовлахийской столице, в Австрии. Св. Иоанн жил в Трапезунде и занимался торговлею. Торговые дела не мешали ему быть хорошим христианином. Он любил изучать слово Божие, и это направляло его жизнь и деятельность ко всему святому и богоугодному.
Однажды, когда он ехал на корабле с товарами, то начальник корабля, который был, по всей вероятности, католической веры, вступая с ним в споры о вере, не мог оспорить и решился из ненависти погубить его. Пристав с кораблем к г. Аккерману, он явился к начальнику города – магометанину и сказал об Иоанне, что он хочет оставить христианство и принять магометанскую веру.
Градоначальник призвал Иоанна и предложил ему принять магометанство; но Иоанн сказал: «избави меня Бог, чтобы когда-либо я отрекся от Христа!» Градоначальник начал грозить ему казнями; но Iоанн отвечал: «руби, жги, вешай, бей, мучь меня, как только можешь; я готов все перенести по любви к Христу моему».
Тогда палачи начали бить его палками из шиповника, так что тело кусками разлеталось по воздуху, и кровь лилась ручьями, но Иоанн «благодарил Бога за то, что Онь сподобил его омыть» «грехи своею собственною кровию». Наконец, привязали его за ноги к хвосту коня и влачили по улицам города. Тут смеялись над ним и отсекли голову. Св. мученик скончался 1492 года 2 июня. Ночью над телом Иоанна видели возженные лампады и трех ангелов, которые пели и кадили, и оно было похоронено. Чрез 70 лет св. мощи великомученика Иоанна перенесены были в Сочаву, в Молдавовалахский город.
Хотя весьма много поучительных уроков представляет нам св. великомученик Иоанн, но только на одном самом важнейшем из них мы остановим ваше внимание, благочестивые слушатели, именно на его благодарении Бога за то, что Он сподобил его пострадать за Иисуса Христа и омыть грехи в собственной крови. Какой поучительный урок для всех христиан благодарить Господа в скорби, и в радости, и во время благоденствия, и в часы страданий, вообще благодарить Господа за все!
«Куда ни посмотрим, поучает святитель Тихон Задонский, куда ни обратим очи и ум наш, везде имеем довольные случаи благость Божию прославлять.
В нощи смотришь на небо чистое, звездами как бисером украшенное, и между звезд луну сияющую, – тебе сия служат: благодари «Сотворшему луну и звезды во область нощи» (Псал. 135, 9).
Возсиял день; солнце лучи свои по всей вселенной распустило, – тебе свет его сияет: благодари «Сотворшему солнце во область дне» (ст. 8).
Облака дождь кропят, – тебе кропят: благодари «Одевающему небо облаки, и уготовляющему земли дождь» (Псал. 146, 8).
Возстал ветр и начал облака прогонять и очищать небо, – тебе он служит: благодари «Изводящему ветры от сокровищ Своих» (Пс. 134, 7).
Видишь поля, различными плодами исполненныя; луга и леса зеленеющиеся, садовная древесна изобилующая плодами, – то благости Божией дело; тебе то от Бога посылается: благодари Даровавшему, глаголя: «благослови душе моя Господа» (Псал. 102, 1). Пришла зима, оделась земля снегом, мраз связал озера, реки и болота, и так везде свободный устроился путь, нет нужды в мостах и прочих к переправам надобностях, – Божие то благодеяние есть; твоей потребе служит сие: благослови «Дающего снег свой яко волну» (Пс. 147, 5).
Проходит зима, и весна наступает, – тем тебе возвещается приближающееся как бы некое воскресение всея твари, мразом умершия: благослови «Благоволившего тако». Наступила весна; тут новое открывается Божиих дарований сокровище; солнце благоприятно сияет и греет, чувствуется благорастворенный воздух, земля из недр своих издает сокровища своя, семян и корней плоды являются и всем себя подают в употребление; луга, нивы, поля, леса одеваются и зеленеют, украшаются цветами и издают всякое благоухание; протекают источники и реки и не только зрение, но и слух веселят; всюду слышится различный птиц глас, как сладкая некая музыка; расходятся по полям и степям скоты, не требуют от нас корма, питаются и насыщаются с довольствием, что рука Божия отверзла им, довольствуются, едят и играют, и тако как бы благости Божией благодарят; вся поднебесная в новый прекрасный и веселый пременяется вид; безчувственная и чувством одаренная тварь как бы вновь рождается. Тебе, разумной твари, сие все богатство благости Божией открылося, глаголи благодарно: «благослови душе моя Господа!» (Пс. 102, 1). Принесла земля различные плоды к насыщению и утешению твоему: благослови Устроившему тако, глаголя радостным духом со пророком: «возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем!» (Пс. 91, 5).
Вкушаешь пищу: благодари Благодетелю. Греется покой твой, или варится пища огнем, – Божий дар есть огнь, который тебе работает и служит: благослови Сотворившего его.
День прешед, пой благодарно, ибо сподобил тебя Господь без вреда и погибели проводити его; пой сердцем и устами: песнословлю Тя, Господи! Уснул в нощи, и спав возстал, глаголи: благословлю Тя, Господи! глаголи со пророком: «аз уснух и спах, возстах, яко Господь заступит мя» (Пс. 3, 6).
Чувствуешь угрызение совести за грехи: благодарение Богу приноси, потерпевшему согрешения твоя и не предавшему тебя в руки врага твоего: исповедайся благодарно со пророком: «исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое во век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс. 35, 12, 13).
Ощущаешь страх суда Божия или желание вечного живота Божия, – то благодать зовет тебя на покаяние, глаголи: благословен Господь, «Иже хощет всем спастися и в разум истины приити!» (1 “Тим. 2, 4); спеши на зов Божией благодати, пока время благоприятно и день спасения, пока слушает и помогает Господь. «Глаголет бо: во время благоприятно послушах тебе, и в день спасения помогох тебе. Се ныне время благоприятно ! Се ныне день спасения!» (2Кор. 6, 2).
Пришла скорбь, печаль, болезнь или иная какая неприятность, – спасения твоего тако ищет Господь твой: благодари Хотящему и Ищущему спасения твоего: говори с царем и пророком Давидом: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим!» (Псал. 118, 71).
Помышляешь о спасительном Сына Божия к роду человеческому смотрении (всегда же должен помышлять о так великом и важном деле): с радостию и глубоким смирением воспой: «благослови, душе моя», «Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его! благослови душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его!» (Пс. 102, 1, 2).
Слышишь гласы пророческие и апостольские, слышишь проповедающих Божие слово, – разумей, что тебе сии посланники Божии служат, иже «благовествуют мир, благовествуют благая» (Рим. 10, 15), проповедуют отпущение грехов, приближающееся царствие небесное, научают правде, наставляют на путь правый, ведут к вечному блаженству: «говори благодарным духом»: слава Богу, Благодетелю нашему во веки!
Таким образом, как в благоденствии, так и в бедствиях должны мы Бога благодарить.
В благоденствии: потому что благодеяния Его мы, недостойные, даром получаем от Него, и теми утешаемся.
В злоденствии: потому что исправляемся от Него, в чувство приходим, познаем себя, свое недостоинство и окаянство, научаемся благая Божия за велико иметь и благих Дателя почитать. «Слава Богу, Благодетелю нашему, во веки, аминь». (Сост. по Ч.-М. и твор. св. Тихона Задонскаго, т. II, стр. 285).
Молитвословия великомученику Иоанну Новому, Сочавскому
Тропарь великомученику Иоанну Новому, Сочавскому, глас 4
Житие́ на земли́ до́бре окормля́я, страда́льче,/ ми́лостынями, и ча́стыми моли́твами, и слеза́ми,/ па́ки же ко страда́нию му́жески устреми́вся,/ пе́рсское обличи́л еси́ нече́стие./ Те́мже Це́ркве был еси́ утвержде́ние/ и христиа́н похвало́,// Иоа́нне приснопа́мятне.
Перевод: Земную жизнь верно направляя, мученик, милостынями, частыми молитвами и слезами, но сверх того ты мужественно устремился к мученичеству, обличив нечестие персов. Потому ты стал крепостью Церкви и славой христиан, Иоанн всегда вспоминаемый.
Кондак великомученику Иоанну Новому, Сочавскому, глас 4
Морску́ю пла́вая пучи́ну ку́плею,/ от восто́ка тща́лся еси́ к се́веру,/ но Бо́гу призва́вшу тя,/ я́коже Матфе́й мы́тницу, ты же ку́плю оста́вль/ и Тому́ после́довал еси́ кро́вию му́чения,/ вре́менными искупи́в непроходи́мая,// и вене́ц прия́л еси́ непобеди́мый.
Перевод: Ты переплывал морскую пучину по торговым делам и торопился с востока на север, но Бог призвал тебя и ты оставил торговлю, как Матфей сбор налогов (Мф.9:9), и последовал за Богом мученической кровью, став искупительной жертвой, и принял ты венец непобедимый.
Молитва великомученику Иоанну Новому, Сочавскому
Святый, славный и всехвальный великомучениче Христов Иоанне, несумненный ходатаю нашего спасения. Молим тя раби твои, собрании днесь в Божественнем твоем храме и раце святых мощей поклоняющиеся; милостив буди якоже нам, тако и далече отстоящим и на помощь тя призывающим и мученическия твоя страдания похвалами ублажающим. Испроси нам всем у многомилостиваго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа прощения и оставления грехов, до сего дне и часа содеянных нами. Сохрани нас невредимых от всех козней лукаваго и ненаветну жизнь нашу соблюди от всех зол душевных и телесных, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва 2-я великомученику Иоанну Новому, Сочавскому
О, святы́й уго́дниче Бо́жий, Иоа́нне! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́кого зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). – 1896. – XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). – 1897. – XXXII, 795 с.
Азбука
Просмотрено (29) раз