Антифоны в христианском богослужении. Антифоны Вечерни, Утрени и Литургии


Антифо́н — (от греч. ἀντίφωνος — отвечающий звуком на звук, противогласие) – песнопение, осуществляемое попеременно двумя, расположенными друг против друга хорами (ликами). Исторически антифон — это прежде всего исполнительский приём и только потом — гимнографический жанр.
Кроме этого значения, как способа пения, слово антифон используется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.

В христианском богослужении антифонное пение появляется уже в начале II века: по сообщению историка Сократа Схоластика, такой принцип пения ввел священномученик Игнатий Богоносец в Антиохии и уже отсюда оно распространилось по всему Востоку; есть много свидетельств, что уже в IV веке антифонное пение практиковали в разных Поместных Церквах.

Наряду с древнейшим значением способа пения, слово «антифон» примерно с VII–VIII вв. начинает употребляться для обозначения жанра песнопений. Сначала в Византии термин «антифон» обозначал рефрен к стихам псалма, который является внешним, инородным по отношению к самому псалму (в этом смысле антифон противопоставлялся прокимену, в котором припевом являлся стих того же псалма).

Впоследствии термин антифон стал обозначать всю композицию. В константинопольском кафедральном богослужении в составе так называемого песненного последования антифоны были одним из основных структурных элементов; в последование вечерни и утрени входило большое количество (более 10 для каждой службы) разных антифонов. Отличительной особенностью антифонов было пение «Слава» и «И ныне» с припевом в конце псалма; эта особенность сохранилась в большинстве современных антифонов. В монастырском богослужении Константинополя антифоны использовались не столь широко, именно это монастырское богослужение стало основой современного.

Сейчас антифонное пение в храмах – редкость, в виду организационной сложности построения двух хоров. Именно конкретно антифонное (попеременное пение двумя хорами песнопений) становится свойственным большим архиерейским или монастырским хорам. Например, хору Киево-Печерской Лавры.)

В настоящее время антифоны можно классифицировать по их употреблению в общественных службах, то есть выделить антифоны вечерни, утрени и литургии.

 

1. АНТИФОНЫ ЛИТУРГИИ используются чаще всего, эти песнопения в первую очередь ассоциируются с понятием «антифон». Антифоны литургии бывают праздничные, вседневные и изобразительные; при этом первые два типа антифонов восприняты нами из кафедрального богослужения Константинополя.

Праздничные антифоны. Праздничные антифоны поются на литургии в двунадесятые Господские праздники. Они составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются с особыми припевами: к каждому стиху 1‑го антифона поется «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», припев 2‑го антифона особый у каждого праздника («Спаси ны, Сыне Божий… <изменяемая часть в зависимости от праздника> поющия Ти: Аллилуиа») (см.прим.1). Для 3‑го антифона припевом служит тропарь данного праздника. Находятся праздничные антифоны в Апостоле и последованиях служб соответствующих праздников в Минее и Триоди.

Вседневные антифоны очень похожи по своей структуре на праздничные, что закономерно, так как антифоны такого типа использовались в кафедральном богослужении Константинополя и они в полной мере соответствуют древнейшему жанру антифона. Вседневные антифоны — псалмы 91, 92, 94 с припевами (соответственно «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас» и «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: Аллилуия»). В Константинополе они пелись регулярно, у нас же они поются редко (только в седмичные дни в случае святых без знака). Эти антифоны находятся в Ирмологии и Апостоле.

Изобразительные антифоны – в настоящее время основной (самый частый) тип антифонов на литургии. Это Псалмы 102, 145 и Заповеди блаженства. Они не являются антифонами в классическом смысле, так как поются без рефрена. Эти антифоны перешли к нам из чина изобразительных, который использовался в монастырском богослужении Константинополя.

Собственно говоря, после проскомидии Литургия начинается со священнического возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков», на который хор отвечает «Аминь» (с еврейского «да будет так, истинно так»). После этого начинается пение трех изобразительных антифонов.

Изобразительными они называются потому, что в древности эти псалмы (102-й, 145-й) и заповеди блаженств, или просто «блаженства» (Мф. 5:3–12), входили в состав келейного чина самопричащения запасными Дарами палестинских монахов. Они для них словно бы изображали Литургию. Отсюда и название «изобразительные».

В VIII–IX веке монахи Студийского монастыря объединили чинопоследования византийских и палестинских богослужебных традиций в единое целое, получившее наименование Студийский устав. Так изобразительные антифоны становятся на свое современное место – в начале Литургии. Позже Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь получает Студийский устав для богослужений. И такое чинопоследование Литургии начинает распространяться на Руси.

Собственно говоря, все три изобразительных антифона начала Божественной литургии отвечают духу и смыслу этого богослужения. Служится евхаристия (с греческого «благодарение»), благодарственная жертва. А именно 102-й и 145-й псалмы имеют своей целью благодарение Богу. Они начинаются стихами: «Благослови, душе моя, Господа…» и «Хвали, душе моя, Господа»…Третий же изобразительный антифон «блаженства» показывает людям связь Ветхого (102-й и 145-й псалмы) и Нового (заповеди блаженств) Заветов и то, что во Христе Иисусе Господе нашем Ветхий Завет исполнился.

Кроме того, именно в заповедях блаженств, в краткой форме, удобной, чтобы их вложить в песенно-вокальные композиции, говорится о главных принципах (заповедях) учения Спасителя, которые должен знать каждый православный христианин. Поэтому они точно так же, как и молитвы «Символ веры» и «Отче наш», поются на Божественной литургии.

И если предыдущие антифоны – наша молитва к Богу, то третий антифон – слово Господа, обращенное к нам. Господь говорит нам о том, какими мы должны быть, чтобы наследовать жизнь вечную и войти в рай.

 

2. АНТИФОНЫ ВЕЧЕРНИ. В первую очередь этот термин применяется к 1‑й кафисме, которая поется целиком в воскресные дни и в формате только 1‑го антифона (то есть первой «Славы») на праздничных богослужениях в седмичные дни. «Блажен муж…» в полной мере соответствует древнему константинопольскому антифону, так как имеет все необходимые атрибуты: поется с припевом «Аллилуиа», имеет «Слава» и «И ныне» в конце. Также антифонами именуют части кафисмы, читаемой на литургии Преждеосвященных Даров (хотя эта кафисма не поется).

 

3. АНТИФОНЫ УТРЕНИ — степенные антифоны. Эти антифоны являются частью торжественной полиелейной утрени и представляют собой подобие степенных псалмов (то есть Пс.119–133), или «песней степеней». Степенных антифонов всего 8 (по числу гласов), и текст их находится в Октоихе. Каждый антифон любого гласа состоит из трех частей, кроме 8‑го, где имеются четыре части. Эти антифоны не имеют рефрена, то есть отличаются от антифонов в первоначальном смысле этого слова. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенному антифону присоединено в конце прославление Святаго Духа.

 

Кроме перечисленных регулярно используемых антифонов в годичном круге встречаются отдельные песнопения, которые также называются антифонами, но имеют своеобразную структуру. В частности, на утрени Великой Пятницы поется 15 антифонов, однако эти антифоны больше похоже на седальны или стихиры.

Как видим, в православном богослужении нет ничего лишнего, всё увязано в единую ткань, в единый богослужебный «организм», с помощью которого человеку открывается дверь в Царствие Небесное.

 

Примечание:

1 – Исключением является праздник Пятидесятницы, когда полагается иной припев: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа».

 

 

Использованы материалы сайтов: Азбука; Православная жизнь (иерей Андрей Чиженко)

Просмотрено (84) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Богослужения, Таинства церкви, Правила, Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *