«А кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою…». Толкование Евангелия от Марка: 10: 43-44

«А кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (ст.43–44).

Все мы желаем быть старше других или стать выше других, пользоваться определенным уважением от людей и проч. Такое желание естественно в человеке, не осуждается и Божьим словом. Только слово Божье указывает нам иной путь для приобретения почестей и славы, чем тот, который большей частью избираем мы.

Вот этот путь:

Этим Иисус Христос учит, что:

1. Кто отличен уже мирскими почестями и преимуществами, тот не должен превозноситься ими, a пользоваться со смирением и употреблять их во благо другим да будет слуга»).

а) Достигшие почестей и облеченные какой-либо властью не должны превозноситься своими преимуществами, a пользоваться ими со смирением.

Потому что все наши преимущества — не наше приобретение, a дар Божий:

“Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.” (1 Цар. 2:7–8)

“Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду.” (Прит. 8:15)

“Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?” (Рим. 9:21)

“Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?” (1 Кор. 4:7)

Следовательно, гордиться ими, значит похищать славу у Бога.

Превозношение почестями и властью противно не только Богу, но и людям, и особенно подчиненным нашей власти

“Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих.” (Сир. 10:7)

которые хотя для видимости и будут оказывать нам почтение, но в душе — презрение.

Кроме того, кичливость властью или обнаруживает в нас отсутствие истинных достоинств, или же омрачает эти достоинства и отнимает у них цену в глазах других.

Все те, которые стоят ниже нас по своему званию и положению, суть наши братья, равные нам по природе и благодати, и может быть, несравненно выше нас по внутреннему достоинству.

Наконец, безумно было бы превозноситься почестями и потому, что они очень изменчивы, мы легко можем их утратить, и тогда, вместо уважения, мы встретим явную к себе ненависть и презрение:

“Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.” (1 Кор. 10:12)

б) Достигшие почестей должны употреблять свою власть и силу на пользу других.

Тогда они могут быть действительно «первыми» и «большими» других.

Всех, отличенных преимуществами чести и власти, слово Божье называет «Божий слуга, тебе на добро» для их подчиненных:

“ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.” (Рим. 13:4)

Они поставлены выше других, дабы служить добрым примером для других.

Пред ними открыт обширный круг деятельности не для того, чтобы стеснять тех, кто в этом круге заключены, но для того, чтобы всех их обнимать любовью и попечительностью. Им подчинены подобные им люди не для того, чтобы только властвовать над ними и употреблять их в орудие своей прихоти, но для того, чтобы устроить их земное благосостояние и вести их к небесному наследию:

“Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.” (Рим. 15:1)

Напротив, кто пользуется званием, но злоупотребляет им, — злоупотребляет правами, но не исполняет по-христиански своих обязанностей, — тот не только даст строгий отчет перед Богом:

“ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны.” (Прем. 6:6)

“а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.” (Лук. 12:48)

но и утратит истинное уважение от людей.

Поэтому пользующиеся властью должны быть и в духе и на самом деле слугами всех: «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою

2. Кто стремится еще к почестям, тот должен достигать их не иначе, как путем смирения и деятельного служения на пользу ближних да будет всем рабом»).

а) Путь смирения и деятельного служения на пользу других есть верный путь к достижению славы и величия. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (ст.45); «посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,»:

“Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени.” (Фил. 2:9)

Труден этот путь для нашего самолюбия; но он один только приводит нас к истинной славе. Ибо в чем состоит истинное величие? Не во внешних знаках почестей и отличий, a в добрых качествах души и сердца.

Величие и привлекательность сообщает человеку его смирение и готовность на всякое благое дело, с какими он служит пользе своих ближних, совершенно как бы забывая самого себя и не мечтая ни о каких своих достоинствах и выгодах. Поэтому:

б) Если мы желаем заслужить истинную честь и уважение не только у Бога, но и людей, для сего будем, как можно более, делать добра другим:

“Я был глазами слепому и ногами хромому;
отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно.” (Иов. 29:15–16)

без малейшего превозношения или желания и искательства чести и славы.

Тогда слава и честь сама отыщет нас и последует за нами.

Тогда сердца всех, знающих нас, обратятся к нам с искренней любовью, с нельстивыми благословениями, с полным уважением.

Тогда, если угодно Богу, достигнем и внешних преимуществ и отличий.

Честь и слава подобны тени нашей, за которой если сам погонишься, то она прочь убегает; a если от нее пойдешь, то она за тобой следует. Если мы идем прямо к свету или солнцу, то тень за нами следует; a когда идем в противную солнцу сторону, тогда тень от нас убегает. Будем ходить в свете добродетелей, тогда истинная честь и слава перед Богом и людьми будет нашим неотъемлемым достоянием.

 Иоанн Толмачев (†1897), протоиерей

 

 

Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;

Аверкий (Таушев) архиепископ. Толкование на группу стихов: Мк: 10: 43-44

В ответ на проявленное ими честолюбие Господь учит их, что основное правило нравственности членов Его Царства, в отличие от царств земных, – это смирение и самоотвержение.

 

Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;

Антоний Сурожский митрополит. Толкование на группу стихов: Мк: 10: 43-43

Это и было призванием человека: быть слугой; не в каком-то унизительном смысле, но быть тем, который служит всей твари в ее восхождении к Богу и ее постепенном укоренении в Боге и в вечной жизни.
Источник – “Человек пред Богом” М. “Паломникъ” 2000 г., с. 383

 

Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;

Ианнуарий (Ивлиев) архимандрит. Толкование на группу стихов: Мк: 10: 40-44

Кто размышляет о почетном месте в Царствии Иисуса, тот тем самым показывает, что он несерьезно относится к Богу. Это Бог, – а не Иисус, Сын Человеческий, – будет определять иерархию в Царствии. А Бог предпочитает отнюдь не «первых», не «властных» и «сильных». Вспомним: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). Или: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мк. 10:31). Итак, Иисус говорит, что окончательное решение во всем принадлежит Богу. Решать судьбу каждого будет Бог. Понятно, что поступок Иакова и Иоанна вызвал глубокое возмущение у других учеников. «И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна». Снова начал разгораться старый спор о преимуществах, о том, кто должен быть бoльшим. Но Иисус сразу принял меры. Он, «подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Именно так определяется иерархия в Церкви. Неслучайно Иисус Христос трижды упоминает: «между вами». Основание для такого, по земным понятиям абсурдного (!), переворачивания привычных отношений между учениками лежит в пришествии Самого Иисуса.
Источник – Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров»

 

 

Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;

Культурно-исторический комментарий. Толкование на группу стихов: Мк: 10: 43-43

Иисусово определение величия как рабского служения звучало парадоксально; несмотря на то что еврейский закон предписывал гуманно обращаться с рабами, свободные евреи, как и язычники, относились к рабам как к людям второго сорта.

 
Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;

Никифор (Феотокис) архиепископ. Толкование на группу стихов: Мк: 10: 42-44

Виждь, как премудро и кротко обличает и исправляет погрешность Своих учеников, и возводит их ум от земли на небо, показуя им, яко дела языческая, то есть мирских рабов, суть противныя делам учеников Его. Начальники, говорит, языков, как и вы знаете, требуют преимущества, и обладают своими людьми, и сущие из них велицыи, либо поколику богати суть, либо поколику высокаго достоинства, соодолевают им: вы же, Мои ученицы, не от мира сущие, но небесные, не должны таким образом провождать жизнь. Но кто из вас хощет быть велик, тот да будет ваш слуга, и кто хощет быть первый, да будет тот всем другим раб. Но почему же служение и рабство возвышает человека? Ибо кто бывает слугою и рабом других, тот имеет добродетель смирения; смирение же возвышает человека пред всеми людьми, творит его преимущественным, и подает истинное и вечное первоседательство: смиряяй бо себе, вознесется. Смиренным же дает благодать (Лк. 14:11; Притч. 3:34). Но да насадит на сердцах учеников Своих Богочеловек сие небесное учение, предлагает им Самого Себя в пример.

 

Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;

Николай Сербский святитель. Толкование на группу стихов: Мк: 10: 43-43

Хоть немного знающий о том, сколько зла принесла и доныне приносит миру борьба за первенство, поймет, как благотворно сие учение Христово. Оно производит переворот в обществе человеческом, самый великий и самый благословенный с тех пор, как общество человеческое существует. Только углубитесь в мысль, как жили бы люди, если бы сравнивали и оценивали себя и друг друга по величине служения и любви, вместо того чтобы сравнивать и оценивать по силе, богатству, роскоши и внешним знаниям. О, сколькие и сколькие из тех, кто считается последним, стали бы первыми! О, какая радость охватила бы сердца людей, и какой был бы лад, мир и гармония! Все бы состязались в служении другим, а не в господстве над другими. Всякий спешил бы дать и помочь, а не отнять и помешать. Каждое сердце было бы исполнено радости и света, а не злорадства и тьмы. Тогда диавол днем с огнем искал бы в мире безбожников – и не нашел бы ни единого. Ибо там, где царит любовь, Бог зрим и понятен для всякого.

Источник – святитель Николай Сербский Беседы Неделя пятая Великого поста. Евангелие о служении и страданиях Сына Божия

 

Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;

Новая Женевская учебная Библия
Толкование на группу стихов: Мк: 10: 43-43

Но между вами да не будет так. См. ком. к 4,11. Возможно, остальные десять учеников негодовали потому, что сами желали занять те места, на которые претендовали братья.

 

 

Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;

Феофилакт Болгарский блаженный. Толкование на группу стихов: Мк: 10: 43-44

А Мои, — говорит, — ученики не так: но кто из них хочет быть велик, тот пусть служит всем, потому что и это признак великой души — от всех терпеть и всем служить.

 

По материалам сайтов Свято-Екатерининского кафедрального собора, “Экзегет”

Просмотрено (991) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *