Святые отцы I Вселенского собора (325)
Содержание: Участники собора. Ход Собора. Результаты Собора. Другие решения Собора. Легенды и спорные суждения о I Вселенском cоборе. Библия. Пасхалия (Запрещение праздновать с иудеями). Заушение Ария. Литература
***
Недели святых отцов I Вселенского Собора
Тропарь, глас 8
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 8
Апо́стол пропове́дание, и оте́ц догма́ты,/ Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́щи и́стины,/ истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.
***
I Вселенский собор был собран святым императором Константином Великим в 325 году в пригороде Константинополя городе Никее, почему также называется Никейским собором. Память святых отцов I Вселенского собора совершается в Неделю 7-ю по Пасхе (в 2022 году — 23 мая/5 июня) и в день памяти святых отцов шести вселенских соборов (в неделю, ближайшую к 16/29 июля).
Собор созывался прежде всего для того, чтобы разрешить богословский спор между сторонниками александрийского протопресвитера Ария (учившего, что второе Лицо Троицы, Логос, меньше Первого Лица, Бога Отца, и было создано Богом Отцом) с епископом Александрийским Александром и его сторонниками [1]. Этот спор быстро вышел за пределы Александрии и захватил значительную часть Римской империи, грозя миру в Церкви.
Император Константин, видя в Церкви основу стабильности Римской империи, поспешил созвать епископов со всех концов земли для решения этого спора и установления мира в Церкви и империи. Для осуществления этого император Константин предоставил епископам средства передвижения и оплатил им проживание.
Участники собора
Богослужебная традиция закрепила количество участников собора как 318. Согласно речи святого царя Константина Великого к собору, отцов было «более 300». Афанасий Великий, папа Иулий, Люцифер Калабрийский говорят о 300. Участник собора Евстафий Антиохийский говорит о 270. Другой участник, Евсевий Кесарийский, называет цифру «более 250». В дошедших до нас рукописных списках на греческом, коптском, сирийском, арабском и других языках находим до 220 имен.
До нас не дошли протоколы этого собора, однако о чем велись на нем споры и каковы были его постановления, известно достаточно подробно из произведений и переписки его участников [2].
Со стороны ариан на собор приехали, помимо самого Ария, его ближайшие сподвижники Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский, а также местный епископ Феогнис Никейский и Марий Халкидонский. Вместе с Евсевием Кесарийским присутствовали и его соборные единомышленники — Павлин Тирский и Патрофил Скифопольский, были и земляки Ария — ливийцы, поддерживающие его: Секунд Птолемаидский (Киренаика) и Феона Мармарикский.
Православная сторона была представлена на соборе выдающимися епископами, как по учености, так и по подвижничеству и исповедничеству: Александр I Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский. Леонтий, епископ Кесарии Каппадокийской, и Иаков Низибийский были известны святостью своей жизни. Исповедниками были Амфион из Епифании Киликийской, Сисиний Кизический, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Пафнутий Фиваидский и Потамон Египтянин с выколотыми глазами. У Потамона также были вывихнуты ноги, и в таком состоянии он работал в ссылке в каменоломнях; он был известен как чудотворец и целитель. С острова Кипра прибыл Спиридон Тримифунтский — святой простец, продолжавший и в епископстве пастушествовать; он был известен как прозорливец и чудотворец. Константин, входя в залу при парадном открытии собора, демонстративно приветствовал, обнимал и целовал в выколотые очи этих исповедников.
Так как арианские споры нарушали спокойствие только в восточной части Римской империи, Западная церковь не посчитала нужным послать многих своих представителей на собор. Римский папа Сильвестр своими заместителями делегировал двух пресвитеров — Викентия и Витона [3]. Помимо этого, из латиноговорящих провинций прибыли только святитель Осия Кордувийский (из Испании) — по некоторым сообщениям, председатель собора, — Марк Калабрийский и Евстафий Миланский (из Италии), Кекилиан Карфагенский (из Африки), Никасий Дижонский (из Галии) и Домн Стридонский (из Далмации).
Из-за пределов Римской империи на собор прибыли делегаты из Питиунта на Кавказе, из Воспорского (Босфорского) царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении и один — Иаков Низибийский — из Персии.
Ход Собора
Согласно Сократу, собор открылся 20 мая, а торжественное его закрытие было приурочено к 25 августа — дню празднования двадцатилетнего юбилея царствования императора. Но некоторые историки называют 14 июня как день начала собора. Акты Халкидонского собора (451) датируют принятие Никейского постановления 19 июня. А. Карташев предлагает согласовать эти даты следующим образом: «20 мая был парад открытия Собора. Парад церковный, вставленный в рамки парада придворного, небывалый еще до тех пор „смотр сил“ церкви. Пленум Собора определился и формальные голосования начались только с 14 июня. A 19 июня проголосовано главное вероопределение. 25 августа состоялось уже торжество закрытия Собора. Тут Евсевий Кесарийский произнес свою похвальную речь императору, помещенную им в его „Жизни Константина“. Завершилось празднество пышным обедом».
Собор начался с речи императора Константина на латинском языке. «Не медлите, — сказал император, — о други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему сослужителю». Затем эта речь была переведена на греческий язык, и начались горячие прения, в которых император принимал активное участие. Вот как описывает их Евсевий Кесарийский: «Кротко беседуя с каждым на эллинском языке, василевс был как-то усладителен и приятен. Одних убеждая, других усовещевая, иных, говорящих хорошо, хваля и каждого склоняя к единомыслию, василевс, наконец, согласил понятия и мнения всех о спорных предметах».
Во время прений Арий и его единомышленники высказывали свою позицию прямо и смело, рассчитывая на веротерпимость императора и надеясь убедить его и привлечь на свою сторону. Их богохульные речи возмущали православных. Накал страстей нарастал. В нужную минуту Евсевий Кесарийский выступил с хитрым дипломатическим предложением, которое состояло в том, чтобы взять за основу определения собора текст крещального символа веры, для большинства привычный:
Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех (άπάντων) видимых и невидимых. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Слово Божие, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, Перворожденного всей твари (Кол. 1, 15), прежде всех веков от Отца Рожденного, через Которого и произошло всё.. Воплотившегося… Веруем во Единого Духа Святого.
Замысел Евсевия состоял в том, чтобы, отчаявшись убедить большинство епископов на соборе в своей ереси или переманить императора на свою сторону, свести этот собор к формальности, приняв православную, привычную для всех формулировку, на которую легко должно согласиться большинство, но при этом недостаточно четко сформулированную и оставляющую место для еретического учения Ария. Но император Константин перехитрил схитрившего Евсевия. Одобрив этот текст, он как бы между прочим предложил обогатить его лишь маленьким дополнением — одним словом «единосущный» (омоусион). Большинство епископата, которое, будучи православным, не было тем не менее достаточно образованным для того, чтобы вникнуть во все тонкости этого вопроса, благодаря поддержке авторитетных православных епископов проголосовало за это предложенное императором добавление, надежно отсекающее арианскую ересь от православия.
После этого главного для ариан поражения ряд других небольших поправок и дополнений к символу веры, также направленных против арианства, но уже не имевших принципиального значения, был принят уже без споров. Вот эти дополнения, согласно Карташеву:
Опущен термин «Логос», но прибавлено «рожденного» с отрицательным, антиарианским «несотворенного». К термину «Единородного» (Моногени) добавлено тяжеловесное разъяснение: «то есть из сущности Отца». К термину «рожденного» добавлено решающее «омоусион».
В результате получилось следующее знаменитое вероопределение — орос — I Вселенского собора:
Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа.
Далее — анафематизм:
А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошел из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем, — таковых анафематствует кафолическая церковь.
Это — не символ (часто его смешивают с Никео-Цареградским символом II Вселенского собора), а именно орос, ибо в символе не место анафематизму.
Результаты Собора
А.В. Карташев:
Масса «восточного» епископата под давлением императорской воли подписала Никейский орос без достаточного внутреннего понимания и убеждения. Смирились пред волей Константина и открытые противники «единосущия». И Евсевий Кесарийский, столь заносчиво щеголявший своей рационалистической логикой перед Александром Александрийским, теперь, желая сохранить благоволение императора Константина, решил оппортунистически (а не умом и сердцем) подписать чуждое ему вероизложение. Он затем опубликовал перед своей паствой лукавое софистическое объяснение своего поступка. Святой Афанасий не без ядовитости рассказывает нам об этой изворотливости Евсевия. Другой оппортунист, придворный Евсевий Никомидийский, и местный Никейский епископ Феогнис решили подписать орос, но уперлись перед подписанием анафематизма. A вот провинциальные некарьеристы, от начала друзья Ария, ливийцы Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский честно отказались от подписи. Все трое вместе с Арием немедленно были сняты с мест своей службы и высланы государственной властью в Иллирию. Прямой провинциал Секунд упрекал придворного Евсевия: «Ты, Евсевий, подписал, чтобы не попасть в ссылку. Но я верю Богу, не пройдет и года, как тебя тоже вышлют». И действительно, уже в конце 325 года и Евсевий, и Феогнис были сосланы.
К сожалению, формально приняв правильную формулировку православной веры как бы извне, Церковь внутренне не была готова к ее признанию «своей» истиной. Поэтому за кажущимся торжеством православия на I Вселенском соборе последовала такая острая антиникеевская реакция, что порой казалось, что Церковь не устоит и падет под натиском ереси. Понадобилось почти 70 лет, чтобы Церковь внутренне усвоила решение I Вселенского собора, осознав, уточнив и дополнив его богословие.
Другие решения Собора
Помимо решения главного вопроса, стоявшего перед I Вселенским собором, — выработать отношение Церкви к учению Ария и его последователей, — отцы собора приняли и ряд других — второстепенных, но тоже важных — решений.
Первый в ряду этих решений вопрос о вычислении даты празднования Пасхи. Во времена I Вселенского собора различные поместные церкви пользовались разными правилами для вычисления даты Пасхи. Некоторые церкви (Сирийская, Месопотамская и Киликийская) вычисляли Пасху, опираясь на иудейский календарь, другие (Александрийская и Римская) пользовались иной схемой, при которой христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской. Император Константин, созвавший собор, придавал вопросу об праздновании Пасхи в один день всей Церковью не меньшее значение, чем арианской ереси. Вот что пишет об этом В.В. Болотов: «Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычая праздновать Пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, — говорил он, — что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычая. А что этот последний ошибочен, Константин доказывал тем, что иудеи иногда празднуют две Пасхи в год. Во всяком случае неприлично следовать этому богоубийственному народу».
Отцы I Вселенского собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (то есть даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать о дате Пасхи остальным церквам, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемую Александрийской и Римской церквами [4].
Помимо этого, отцы I Вселенского собора постановили уврачевать мелитианский раскол.
В.В. Болотов:
По вопросу о наличных мелитианах Собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ Александрийский.
Также на соборе было принято 20 канонических правил, регулирующих жизнь Церкви.
Легенды и спорные суждения о I Вселенском cоборе
Библия
На I Вселенском соборе было решено, какие книги должны входить в Библию, а какие — нет.
Выше в этой статье описаны все известные решения, принятые на I Вселенском соборе, — никаких указаний о том, что на нем редактировался канон библейских книг или сами книги, нет. Также это не подтверждается дошедшими до нас древними списками Библии, сделанными до I Вселенского собора.
Пасхалия (Запрещение праздновать с иудеями)
На I Вселенском соборе были приняты правила вычисления Пасхи и запрещено празднование Пасхи в один день с иудеями.
Как было описано выше, на cоборе было решено поручить Александрийской церкви вычислять пасхалию. Что касается запрещения праздновать с иудеями, то оно было принято не на I Вселенском соборе, а указано в Правилах святых апостолов (правило седьмое) и позднее подтверждено первым правилом Антиохийского Поместного собора 341 года.
Заушение Ария
Святитель Николай Мирликийский был одним из участников I Вселенского собора и даже заушил (ударил) на нем Ария за его коварство.
Эта история есть в житии святителя Николая Мирликийского, однако подтверждения ей или самого факта участия святителя Николая в I Вселенском соборе нет (нет упоминания в сохранившихся документах). По мнению некоторых исследователей, это может свидетельствовать о том, что описанный в житии случай произошел не на I Вселенском, а на каком-то местном соборе.
***
[1] Ряд православных историков (Феодорит, Епифаний) считали причиной еретического упорства Ария его раненое честолюбие: Арий и Александр были двумя кандидатами на Александрийскую кафедру.
[2] Святитель Афанасий Великий написал специальное письмо, озаглавленное «О Никейских постановлениях», а также письмо «К африканцам». Полезные сведения содержатся в письмах Евстафия Антиохийского, в «Жизни Константина» Евсевия Кесарийского. Равным образом — в истории Сократа и Феодорита. Позднее, уже при императоре Зеноне (476–491), Геласий Кизический дает опыт целой «Истории» Никейского собора. Это собрание легендарных материалов, скопившихся уже к концу IV века. Все эти материалы в русском переводе напечатаны в «Деяниях Вселенских соборов», изданных Казанской духовной академией.
[3] В разных источниках это имя также приводится как Вит или Виктор.
[4] Выбор Александрийской церкви как ответственной за вычисление пасхалии не был случаен: в то время в Александрии процветала наука, и в особенности астрономия.
Литература
В.В. Болотов. История древней Церкви. Т. 3.
А.В. Карташев. Вселенские соборы.
Храм Св. Романа
Просмотрено (1) раз