Смысл словосочетания “порождения ехиднины”

Иоанн Креститель и фарисеи (Джеймс Тиссо, 1886—1894)

Порождения ехиднины (греч. γεννήματα ἐχιδνῶν) — словосочетание, несколько раз встречающееся в Библии (три раза в Евангелии от Матфея и один раз в Евангелии от Луки). Применяется в виде обращения от лица Иоанна Предтечи к фарисеям, а также от лица Иисуса Христа к книжникам и фарисеям. В святоотеческой литературе рассматривается и как обвинение, и как похвала.

Содержание
1 Упоминание в Библии
2 Смысл словосочетания
3 Святоотеческое толкование
4 Примеры использования словосочетания
5 Примечания

Упоминание в Библии

В Библии словосочетание встречается четыре раза: три раза в Евангелии от Матфея и один раз в Евангелии от Луки.

В первый раз в Евангелии от Матфея словосочетание использует Иоанн Предтеча по отношению к фарисеямпришедшим к нему:

«

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеевидущих к нему креститьсясказал им: 

порождения ехидниныкто внушил вам бежать от будущего гнева?

»

Во второй раз словосочетание используется Иисусом Христом по отношению к фарисеямК Иисусу привели бесноватого человекакоторый был ослепшим и немымХристос его исцелилФарисеи женаблюдавшие за этимукорили Его в этом поступкеСловосочетание «Порождения ехиднины» встречаются в следующем фрагменте ответной речи Спасителя:

« Порождения ехидниныкак вы можете говорить доброебудучи злыИбо от избытка сердца говорят уста.

»

В третий раз словосочетание встречается в 23 главе Евангелия от Матфеяв которой Иисус Христос обличает книжников и фарисеев.

« Змиипорождения ехидниныкак убежите вы от осуждения в геенну?

»

В Евангелии от Луки словосочетание упоминается один разиспользует его Иоанн ПредтечаСитуация во многом схожа с описываемой в Евангелии от Матфея (Иоанн обращается к пришедшим и спрашивает: кто внушил вам бежать от будущего гнева?). Дело в томчто Евангелия от Матфея и от Луки (вместе с Евангелием от Маркаявляются синоптическими и во многом сюжетами между собой перекликаются.

Смысл словосочетания

С греческого языка «ἐχιδνῶν» переводится как змеягадюкаНо словосочетание «порождения ехиднины» явно имеет несколько иной смыслчем просто змеяСамо по себе слово ехидна в Библии встречается три разаиз них один раз в Новом ЗаветеПо крайней мерета ехиднакоторая описана в Деянияхуж точно понимается как змея (змеянапавшая на Павла на острове Мелит).[источник не указан 64 дня] Но словосочетание применяется по отношению к людям.

По мнению некоторых исследователей[кто?]в те временакоторые описаны в Евангелиинарод под словосочетанием «порождения ехиднины» понимал змей после линькиДело в томчто многие животные несколько раз в год сбрасывают прежнюю шкуруу некоторых из них эта прежняя шкура во многом очень похожа на мёртвую особьВозможнодревние люди думаличто на самом деле это детёныш начинает расти внутри материнской особии в конце концов он извергается из материта погибаетПолучаетсячто та прежняя шкура которая остаётся после линьки — это погибшая материнская особьа то существокоторое остаётся после сбрасывания шкуры — это её детёныш (порождение). Таким образомскорее всего в понимании древнего человека словосочетание «порождения ехиднины» понималось как «матереубийца».

Святоотеческое толкование

Изъяснения по данной тематике можно встретить в Беседах Иоанна ЗлатоустаИоанн Златоуст изъясняет отдельно все три случая использования словосочетания в Евангелии от Матфея.

В том случаекогда словосочетание «порождения ехиднины» используется Иоанном Предтечей по отношению к фарисеямпришедшим на ИорданИоанн Златоуст изъясняетчто оно могло использоваться не как обвинениеа как похвалаВедь фарисеи пришли послушать его проповедь оставив свой город и свои домаПочему именно порождения ехидниныВозможно потомучто как змея сбрасывает свою шкуру при линькетак и фарисеи на время сбросили с себя шкуру лицемерияжестокосердия.

«

Ведь он видел их не согрешающимино кающимисяказалось быпоэтомуон должен был не порицать иха похвалить

и принять за то именночто ониоставив город и свои домапришли слушать его проповедь.[1]

»

Однакотолкования данного места весьма разнятьсяНекоторые богословы склонны к версиичто Иоанн Предтеча именно порицал фарисеев[2]так как онипо их мнениюне шли каятьсяа шли просто поглядетьнет ли в проповеди Крестителя угрозы.[3]

В случаекогда Иисус Христос обращается к фарисеям (которые посмели упрекнуть за исцеление бесноватого), называя их порождениями ехиднинымиИоанн Златоуст объясняетчто в данном случае Иисус Христос именно обвиняет:

« произносит обличения Свои с большей строгостью: „порождения ехидниныкак вы можете говорить доброебудучи злы“ (Матф12:34)? В этих словах заключается и обвинение фарисеевпорождениями ехидн назвал их потомучто они хвастались своими предками[4] »

Третий случай использования словосочетания порождения ехиднины в Евангелии от Матфея (когда Иисус Христос обличает фарисеевИоанн Златоуст тоже также трактуеткак обвинение фарисеев:

« Змиипорождения ехиднины!”, — то есть: злые дети злых отцови ещё злее их.[5] »

Примеры использования словосочетания

  • «Порождение ехидны» использовал Иоанн Кронштадтский по отношению ко Льву ТолстомуДело в томчто Лев Толстой написал богохульное сочинение «Обращение к духовенству»[6]а Иоанн Кронштадский в своём ответном сочинении критиковал и Толстогои его богохульное сочинение:
«

НаконецЛев Толстой договорился до тогочто священные книги Ветхого и Нового Завета не удостаивает даже и 

названия сказкиа называет их „самыми вредными книгами в христианском миреужасною книгою“. 

При этом невольно восклицаем: окак ты сам ужасенЛев Толстойпорождение ехидныотверзший уста свои на хуление 

богодуховного Писания Ветхого и Нового Заветасоставляющего святыню и неоцененное сокровище всего христианского мира![7]

»
  • Известный современный богослов Андрей Кураевпредварительно объяснивчто словосочетание «порождения ехиднины» может использоваться в качестве похвалызаявилчто любит называть порождениями ехидниными молодых людей из атеистических семейпришедших на его лекцииза точто они сумели прорваться через шкуру семейной традиции безбожия.[8]

Примечания
1.Иоанн Златоуст. Беседа 11 на Евангелие от Матфея
2. Евангелие от Матфея. Глава 3 — Толкования Нового Завета Феофилактом Болгарским
3.Анатолий Куликов. Передача «Читаем Евангелие вместе с Церковью»
4. Иоанн Златоуст. Беседа 42 на Евангелие от Матфея
5. Иоанн Златоуст. Беседа 74 на Евангелие от Матфея
6. Л. Н. Толстой. Обращение к духовенству / Журнал «Толстовский Листок — Запрещенный Толстой», Выпуск третий. — М.: АВИКО ПРЕСС, 1993.
7. Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л. Н. Толстого к духовенству
8. Диакон Андрей Кураев: «Бог и мир»

По материалам сайта “Дик.академик”

Просмотрено (1008) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *