Житие, подвиги, блаженная кончина и посмертные чудеса преподобного Саввы Освященного

Преподобный Савва Освященный

День памяти – 18 декабря н.ст./5 декабря ст.ст.

 

В VI в. имя Саввы Освященного гремело на всю Палестину, и не напрасно, ведь освятил он множество монастырей, которые довелось ему основать.

Пре­по­доб­ный Сав­ва Освя­щен­ный ро­дил­ся в V ве­ке в Кап­па­до­кии, в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье Иоан­на и Со­фии. Его отец был во­е­на­чаль­ни­ком. Уехав по де­лам служ­бы в Алек­сан­дрию, он взял с со­бой же­ну, а пя­ти­лет­не­го сы­на оста­вил на по­пе­че­ние дя­ди. Ко­гда маль­чи­ку шел вось­мой год, он по­сту­пил в на­хо­див­ший­ся по­бли­зо­сти мо­на­стырь свя­той Фла­виа­ны. Ода­рен­ный ре­бе­нок ско­ро на­учил­ся чи­тать и хо­ро­шо изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние. На­прас­но ро­ди­те­ли уго­ва­ри­ва­ли свя­то­го Сав­ву вер­нуть­ся в мир и всту­пить в брак.

В 17 лет он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и так пре­успел в по­сте и мо­лит­вах, что был удо­сто­ен да­ра чу­до­тво­ре­ний. Про­ве­дя де­сять лет в оби­те­ли Фла­виа­ны, пре­по­доб­ный от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, а от­ту­да в оби­тель пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го. Но пре­по­доб­ный Ев­фи­мий (па­мять 20 ян­ва­ря) на­пра­вил свя­то­го Сав­ву к ав­ве Фео­к­ти­сту, на­сто­я­те­лю близ­ле­жа­ще­го мо­на­сты­ря со стро­гим об­ще­жи­тель­ным уста­вом. В той оби­те­ли про­был пре­по­доб­ный Сав­ва по­слуш­ни­ком до 30-лет­не­го воз­рас­та.

По­сле смер­ти стар­ца Фео­к­ти­ста его пре­ем­ник бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го Сав­ву за­тво­рить­ся в пе­ще­ре: лишь в суб­бо­ту свя­той по­ки­дал за­твор и при­хо­дил в оби­тель, участ­во­вал в бо­го­слу­же­нии и при­ни­мал пи­щу. Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­но­му раз­ре­ши­ли со­всем не остав­лять за­тво­ра, и свя­той Сав­ва под­ви­зал­ся в пе­ще­ре в те­че­ние 5 лет.

Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий вни­ма­тель­но сле­дил за жиз­нью юно­го ино­ка и, ви­дя, как он ду­хов­но воз­рос, стал брать его с со­бой в пу­сты­ню Рув (у Мерт­во­го мо­ря). Они вы­хо­ди­ли 14 ян­ва­ря и пре­бы­ва­ли в ней до Неде­ли ва­ий. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий на­зы­вал свя­то­го Сав­ву от­ро­ком-стар­цем и за­бот­ли­во вос­пи­ты­вал его в выс­ших ино­че­ских доб­ро­де­те­лях.

Ко­гда пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ото­шел ко Гос­по­ду († 473), свя­той Сав­ва ушел из Лав­ры и по­се­лил­ся в пе­ще­ре близ оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма Иор­дан­ско­го († 475; па­мять 4 мар­та) Через несколь­ко лет к пре­по­доб­но­му Сав­ве ста­ли со­би­рать­ся уче­ни­ки – все, кто хо­тел ино­че­ской жиз­ни. Так воз­ник­ла Ве­ли­кая Лав­ра. По ука­за­нию свы­ше (через ог­нен­ный столп) ино­ки устро­и­ли в пе­ще­ре цер­ковь.

Пре­по­доб­ный Сав­ва ос­но­вал еще несколь­ко оби­те­лей. Мно­гие чу­де­са бы­ли яв­ле­ны по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Сав­вы: сре­ди Лав­ры за­бил ис­точ­ник, во вре­мя за­су­хи про­лил­ся обиль­ный дождь, про­ис­хо­ди­ли ис­це­ле­ния боль­ных и бес­но­ва­тых. Пре­по­доб­ный Сав­ва на­пи­сал пер­вый устав цер­ков­ных служб, так на­зы­ва­е­мый «Иеру­са­лим­ский», при­ня­тый все­ми Па­ле­стин­ски­ми мо­на­сты­ря­ми. Свя­той мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 532 го­ду.

 

О блаженной кончине и посмертных чудесах преподобного отца нашего Саввы

В начале декабря, лежа на одре в своей небольшой башне, старец призвал к себе отцов Лавры и поставил им вместо себя игуменом некоего Мелита, родом виритянина. Он завещал нерушимо сохранять правила, введенные им в своих монастырях, вручил Мелиту эти правила, записанные на бумаге, потом четыре дня пребывал без всякой пищи, никого к себе не допуская. В субботу вечером приобщился Святых Тайн и, наконец, сказав: «В руце Твои предложу дух мой…» (Пс. 30, 6), – предал Богу душу.
Так отец наш Савва подвигом добрым… подвизался, течение совершил, веру сохранил и украсился венцом… правды… (2 Тим. 4, 7-8).

Смерть настигла его в пятый день декабря, десятого индиктиона, в 6024 году от сотворения мира, то есть от того события, когда время стало измеряться движением солнца, а от воплощения и плотского рождения Бога Слова от Девы – в 532 году.
Смерть преподобного Саввы совершилась в те времена, которые прежде их наступления описаны нашими святыми отцами: Ипполитом, писателем древним и близким к апостолам, Епифанием, епископом Кипрским, и Героном, философом и исповедником. Исчисление времени жизни святого следующее: в Палестину он пришел восемнадцати лет, в киновии жил семнадцать лет, в пустыне и в Великой Лавре провел пятьдесят девять лет, умер на девяносто четвертом году, во второй год после консульства Лампадия и Ореста и в шестой год настоящего богохранимого царствования Юстиниана.

Когда слух о его смерти разнесся по всей стране, собралось бесчисленное множество монахов и мирян. Прибыл и Святейший патриарх Петр с епископами и со знаменитыми мужами Святого Города. Честные мощи святого Саввы Освященного положены в Великой Лавре, между двумя церквами, на том месте, где некогда преподобный видел огненный столп.

Но не умер этот святой, а спит, потому что он провел жизнь свою неукоризненно, Писание же говорит: «..Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (Прем. 3, 1). Действительно, тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. Это я видел своими глазами в прошедший индиктион. Когда открыли драгоценный гроб, чтобы положить в него останки блаженного Кассиана, то я сошел в него, чтобы поклониться мощам божественного старца, и увидел, что они были целы и нетленны. Удивившись этому, я прославил Бога, который прославил раба Своего и почтил его нетлением прежде общего и всемирного Воскресения. Что касается его духа, то он получил великий доступ к Богу.

В Святом Городе был один мастер серебряных дел, родом из Дамаска, по имени Ромул, первый из диаконов, служащих при святой Гефсимании. Ромул рассказывал следующее: «Во время кончины блаженного Саввы обокрали мою мастерскую, и пропало почти сто литр серебра. Я тотчас пошел в храм святого мученика Феодора, в продолжение пяти дней возжигал в нем свечу, и день и ночь пребывал в слезах при решетке алтаря. Около полуночи пятого дня я заснул и увидел святого мученика Христова Феодора. Он спросил: «Какую нужду имеешь ты во мне, что так тужишь и плачешь?» Я ответил ему, что лишился своего и чужого серебра, молился, но не получил никакой пользы. Святой сказал мне: «Меня здесь не было. Нам повеление было идти и встретить святую душу аввы Саввы и отвести ее в место упокоения. Теперь ты пойди в такое-то место и найдешь там твое серебро». В самом деле, мы нашли серебро там, где указано было в видении».

Два брата по плоти, родом из селения Вурия, имея веру к святому Савве, усердно принимали и угощали всех приходивших из его монастырей по каким-нибудь делам. Они и в остальном жили богоугодно. Но, по действию сатаны, во время сбора винограда оба впали в столь сильную болезнь, что домашние не надеялись на их выздоровление. Сокрушаясь о потере винограда, братья вспомнили о святом Савве и молились ему о помощи. Святой явился каждому из них особо и сказал: «Я молил Бога о вашем здравии, и Бог услышал мою молитву. Во имя Иисуса Христа, Истинного Бога, встаньте и пойдите на свою работу». Они тотчас исцелились, рассказали об этом чуде домашним и пошли работать. С того времени ежегодно, в день этого чудотворения, они устраивают всему селению большой праздник.

Некая жена из нашего города Скифополя, по имени Генара, решила сделать две церковные завесы: одну – для Кастеллийского, другую – для Пещерного монастырей. Когда она все приготовила для работы, женщины, согласившиеся было ткать, отказались от своего обещания. Генара опечалилась, но тут явился ей во сне блаженный Савва и сказал: «Поутру призови ткачих, они придут и исполнят свое дело. Не печалься, твое приношение будет угодно». В ту же ночь святой явился и ткачихам и укорил их за то, что работа отложена. С наступлением утра все они, собравшись вместе, рассказали друг другу о видениях и закончили дело с благодарением.

Однажды эконом Великой Лавры нанял сарацинских верблюдов для перевозки от Мертвого моря зерна, купленного в Макерунте. Когда верблюды с грузом пришли в Лавру, один из них, потеряв равновесие на дороге, которая ведет вверх к гостинице, упал вместе с грузом с утеса в ров, высотой почти в десять раз больше человеческого роста. Хозяин верблюда, хотя и был сарацин, закричал: «Авва Савва, твоими молитвами помоги моему верблюду». И пока верблюд падал вниз, сарацин продолжал кричать: «Авва Савва, помоги!» Вдруг он увидел некоего старца, сидящего на падающем верблюде. Но, когда сбежал вниз и приблизился к верблюду, старца не было, верблюда же своего он нашел невредимым и, подняв его вместе с грузом, привел к гостинице другой, ровной дорогой. Пораженный этим чудом, сарацин потом ежегодно приходил в Лавру поклониться гробу старца и приносил эконому третью часть своих доходов в благодарность авве Савве.

В те времена был устроен большой водоем под башней святого отца нашего Саввы, в пещере, где находится потайной ход, ведущий вверх от нерукотворной церкви к упомянутой башне. А в высокой скале, расположенной над пещерой, монахи устроили другое вместилище, из которого вода, очищаясь, должна была стекать в нижний водоем. Все это устройство сделал некий мастер Мамант, родом из Вифлеема. Когда он со своим учеником, отроком Авксентием, был занят работой, внезапно налетела буря, вода начала собираться в водоем, и тот от скопления воды разрушился. Мамант, человек сильный, успел избежать опасности. Отрок же мощным потоком воды и камней был снесен с утеса вниз, в то место между двух церквей, где ныне покоятся честные мощи святого отца нашего Саввы. Высота этого утеса почти равняется десяти оргиям. Когда дождь перестал, отрока нашли под упавшими камнями перед созданной Богом церковью совершенно невредимым. Я сам был очевидцем этого чуда. В те дни я пришел из Новой Лавры в Великую, с тем, чтобы получить в ней место и построить себе келлию.

из Жития преп.Саввы, написанного Кириллом Скифопольским около 555 г. от Р.Х.

Монастырь прп.Саввы Освященного

Лавра Саввы Освященного – православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви.

Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нем были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков.

В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера в которой он жил и его гробница. В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году.
В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:
“Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии – прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы.”

За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников.

По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

В монастыре уже при жизни основателя был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время. На создание Иерусалимского устава, содержащего кроме богослужебных указаний сведения о монашеских традициях палестинских монастырей VI века, оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.

Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита см. ниже). Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей.

Настоятелем монастыря является сам патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен. Среди строений монастыря выделяются две башни. Первая называется башней Юстиниана и находится в самой высокой точке монастыря . Она была построена на деньги, полученные св. Саввой в дар от императора Юстиниана во время его последнего посещения Константинополя в 531 году в возрасте 92-х лет. В принципе, этот “дар” был своего рода великодушной компенсацией, которой император поддержал палестинских монахов за ущерб, нанесенный лавре самаритянским бунтом в 529 году.

В настоящее время в этой башне размещается уникальная библиотека монастыря. Другая башня находится несколько в стороне и за пределами стен монастыря. Называется она “башней женщин”, так как периодически служит гостиницей для женщин, которым строго воспрещено входить на территорию монастыря.

Согласно Кириллу Скифопольскому, эта башня была построена императрицей Евдокией, женой императора Феодосия II, посещавшей монастырь в 455 г. и помогавшей строительству многих церквей Палестины, в том числе монастырь Стефана.
В восьмом веке в монастыре прожил свои последние 50 лет жизни великий богослов и отец Церкви Иоанн Дамаскин (675-753). Монахи и сейчас показывают его келью и могилу. В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший приблизительно в 560 году.
В монастыре никогда не было и по сей день нет электричества.

Часовня-усыпальница Саввы Освященного

 

Рака с мощами преп.Саввы

 

Тропарь преподобному Савве Освященному
глас 8

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Са́вво о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

 

Кондак преподобному Савве Освященному
глас 8

Я́ко от младе́нства Бо́гу же́ртва непоро́чная/ прине́слся еси́ доброде́телию, Са́вво блаже́нне,/ садоде́латель быв благоче́стия./ Те́мже был еси́ преподо́бных удобре́ние,/ граждани́н же пусты́нный достохва́лен./ Те́мже зове́м ти:// ра́дуйся, Са́вво пребога́те.

 

Молитва преподобному Савве Освященному
О, преди́вный и всехва́льный уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче Са́вво! Днесь (во святе́м хра́ме твое́м) благогове́йно предстоя́ще пред свято́ю ико́ною твое́ю и ра́достно соверша́юще пресве́тлую па́мять твою́, ублажа́ем тя засту́пника на́шего. Почита́юще же твое́ ве́лие дерзнове́ние пред Го́сподом, смире́нно мо́лим тя, преблаже́нне приими́ ми́лостивно от нас хвале́бное пе́ние сие́, от любве́ и усе́рдия тебе́ приноси́мое. И, я́ко име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду, потщи́ся Богоприя́тным твои́м хода́тайством испроси́ти у Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих, я́ко да проба́вит вели́кия и бога́тыя ми́лости Своя́ на нас гре́шных, да пода́ст нам дух пра́выя ве́ры, дух ве́дения и любве́, дух ми́ра и ра́дости о Ду́се Свя́те, да изба́вит от бед и напа́стей, да низпослет вся поле́зная ко спасе́нию душ на́ших. Всем же правосла́вным да низпослет мир, тишину́, безмяте́жие, усе́рдие ко исполне́нию за́поведей Его́, изоби́лие плодо́в земны́х; да изба́вит всю Росси́йскую страну́ от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла. Ей, уго́дниче Бо́жий! Не пре́зри моле́ний на́ших, но услы́ши нас моля́щихся тебе́, и под кро́вом заступле́ния твоего́ сохрани́ нас (и оби́тель сию́) ненаве́тны от враго́в ви́димых и неви́димых, да сподо́бимся сконча́ти житие́ на́ше в покая́нии и восприи́мем ве́чная блага́я во ца́рствии Христа́ Бо́га на́шего, иде́же восхва́лим с тобо́ю и все́ми святы́ми достопокланя́емое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

По материалам – Азбука.ру, фото – guide-israel.ru, abc-people

Просмотрено (144) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *