Воскрешение сына вдовы Наинской. Евангелие от Луки (Лк.7:11-16)

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Евангелие от Луки (Лк.7:11-16)

  1. Практический очерк содержания рядового чтения
  2. Какие чувства должны возбуждаться в нас при взгляде на гроб юности?
  3. Высокое достоинство материнской любви
  4. О греховной смерти
  5. Об обязанностях детей к родителям
  6. Неверие современных саддукеев в воскресение мертвых
  7. Утешение христианина в тяжких семейных потерях
  8. Христианская скорбь о почивших родных и друзьях
  9. Неизвестность смертного часа благодетельна для нас
  10. Чего заслуживают честные и благородные вдовы
  11. Утешение родителей в ранней разлуке с своими детьми

1.Практический очерк содержания рядового чтения

История нынешнего Евангелия о воскрешении Наинского юноши убеждает нас в той истине, что Иисус Христос есть победитель смерти. Здесь изображаются нам:

  1. Его милосердая любовь к людям, открывающаяся:

а) из того, что множество народа следует за Ним, ст. 11;

6) из Его сердечного сострадания к горестям матери, ст. 12–13 (“сжалился над нею”);

в) из Его любвеобильного слова утешения, ст. 13 (“не плачь”);

г) из его деятельной и немедленной помощи, которую Он оказывает, не дожидаясь просьбы, ст. 14 (“подойдя, прикоснулся к одру”).

  1. Его божественное всемогущество и слава, открывающиеся:

а) из Его всесильного слова, ст. 14 (“и Он сказал”);

б) из воскрешения умершего юноши, ст. 15 (“мертвый, поднявшись, сел и стал говорить”);

в) из возвращения сына матери, ст. 15 (“и отдал его Иисус матери его”) и

Всматриваясь глубже во все частные обстоятельства, сопровождавшие воскрешение Наинского юноши, проповедник может найти повод беседовать:

Ст. 11: “О том, что множество народа, следующего за Иисусом Христом, не всегда служит признаком истинной веры в Него.”

Ст. 12: “О чувствах христианина при взгляде на гроб юноши. Почему смерть разрывает наш кровный союз часто так преждевременно, всегда так болезненно? Родители никогда не должны забывать, что дети их могуть быть ранней жертвой смерти. О христианском участии к горю вдов и сирот. Почему достойно желания, чтобы погребение наших умерших не было лишаемо некоторой религиозной торжественности? Жизнь коротка, но достаточна для цели.”

Ст. 13: “Господь призирает на нужды вдовиц. Об утешении родителей в тяжких семейных потерях. Слезы, проливаемые любовию, осушаются верою.”

Ст. 15: “О несомненности свидания за гробом” (отдал его … матери его) и т. п.

 

2.Какие чувства должны возбуждаться в нас при взгляде на гроб юности?

“Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова”(ст.12)

 

Трогательное зрелище представилось Спасителю при входе Его в град Наин! Мертвый, которого выносили, не был какой-либо усталый странник или отживший старец, который, после трудов, ищет покоя; это был юноша, полный сил и надежд, единственный сын матери, которого несли для предания земле.

Кто из нас не вспомнит при этом множества подобных примеров, встречавшихся в жизни и, быть может, в собственной семье? Ранний гроб, к сожалению, нередкое явление. Многие в подобных случаях предаются ропоту и жалобам на Провидение, но мы, как христиане, должны одушевляться при этом лучшими чувствами.

 

КАКИЕ ЧУВСТВА ДОЛЖНЫ ВОЗБУЖДАТЬСЯ В НАС ПРИ ВЗГЛЯДЕ НА ГРОБ ЮНОСТИ?

  1. СЕТОВАНИЕ И СКОРБЬ, СОЕДИНЕННЫЕ ОДНАКО С НЕПОКОЛЕБИМЫМ УПОВАНИЕМ НА БОГА.

Много скорбных дум невольно возбуждается в душе, при виде юных жертв, похищаемых смертью. Понятно отсюда трогательное сочувствие Спасителя в нынешнем Евангелии!

Только человек огрубелый и бесчувственный может относиться равнодушно к подобным случаям. Как прискорбна должна быть, например, мысль, что с ранней смертью доброго дитяти потеряны для родительского сердца многие радости и надежды!

Какую скорбь должен ощущать в себе истинный друг человечества, если он замечает, что иная юность своим легкомыслием и безрассудством готовит часто сама себе раннюю могилу!

Чувство скорби еще более увеличивается при обстоятельствах, подобных тем, о каких упоминается в нынешнем Евангелии (“единственный сын”“вдова”).

Однако истинный христианин во всех этих случаях хранит непоколебимое упование на вседобрейшего Бога, и к этому он имеет причину:

“и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно” (Иов. 1:21)

“И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего. Тогда сказал [Илий]: Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит” (1 Цар. 3:18)

“Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?” (Ис. 45:9)

“Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище” (Псал. 67:6)

 

  1. ИСКРЕННЕЙШЕЕ УЧАСТИЕ.

Какое трогательное участие оказал Иисус Христос в нынешнем Евангелии!

Будем и мы подражать этому примеру. Как много значит для убитого горем дружеское слово утешения! Конечно, самое лучшее и успокоительнейшее утешение мы находим в вере. Но в минуту глубочайшей скорби мы неспособны пользоваться им, мы совершенно предаемся тогда нашему безутешному горю.

Но вот является к нам участливый друг, которого мы любим и уважаем, и в расположении которого твердо убеждены. Мы замечаем, как наше жестокое горе причиняет боль ему самому, и поэтому его утешительное слово становится успокоительным бальзамом для нашего уязвленного сердца.

Но не словами только, а и делом он должен оказывать свое участие, подобно Иисусу Христу в нынешнем Евангелии.

 

  1. ЖИВЕЙШЕЕ ЧУВСТВО НЕПРОЧНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Многие люди имеют опаснейшую привычку откладывать на будущее время то добро, которое они могут сделать сегодня.

Сластолюбец думает, что у него еще довольно времени для обращения на путь добродетели, — и беспечено предается своим похотям, откладывает свое исправление на завтрашний день.

Богатолюбец сознает, что пора уже сделать из своего богатства более благородное и полезное употребление: но он желает еще некоторое времени насладиться богатством и откладывает исполнение святой обязанности на будущее время.

Несчастные, можете ли вы с уверенностью сказать, что завтрашний день застанет вас еще в живых? Посмотрите на гробы юности и убедитесь в непрочности жизни.

Здесь христианский мудрец извлекает для себя важные уроки. Он искупает время, не откладывает на завтра того, что может сделать сегодня, и если смерть позовет его в неизвестную страну, он готов, подобно страннику, долгое время уже приготовлявшемуся в путь.

 

  1. ВОЗВЫШЕННОЕ И УТЕШИТЕЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ БЕССМЕРТИЯ.

Гроб юности ясно говорит нам, что наша жизнь — не здесь, что мы бессмертны.

Здесь на земле мы стоим только на низшей ступени духовно-нравственного развития.

Что любовь и добродетель соединила здесь, того никогда не разлучит небо.

Как на земле есть цветы, полузрелые и созрелые плоды, так дожно быть и там.

Даже во внешней природе ничто не подвержено совершенному уничтожению, а только превращению и переходу в другие виды и явления. Не тем ли более бессмертный дух человека будет жить вечно:

“Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога” (1 Иоан. 4:2)

“Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому” (1 Пет. 1:3)

“Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный” (2 Кор. 5:1)

 

3.Высокое достоинство материнской любви

““Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова”” (ст.12)

 

В группе лиц, окружавших гроб наинского юноши, обращает на себя наше внимание мать умершего. Мы видим в ней нежную материнскую любовь, плачущую о потере своего единственного сына.

Пользуясь этим случаем, изобразим — высокое достоинство материнской любви.

 

ОНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ:

  1. В ЕЕ ЧИСТОТЕ.

Велика любовь матери к своим детям. С любовью она охраняет, защищает и заботится о своих детях. Что сделала мать наинского юноши из любви к своему сыну с самого раннего детства его?

Но эта материнская любовь не только велика, но и чиста, и эта чистота составляет ее достоинство.

а) Случается иногда, что мать любит в своем дитяти красивое лицо, беззаботный смех, ранние проблески ума, подобие свое или своего мужа. Но она любит дитя и тогда, когда оно обижено природой, некрасиво, невзрачно, болезненно. Такое дитя пользуется часто гораздо большей материнской любовью, чем дитя благообразное.

Так чиста любовь матери! В любви к ближним любят иногда только самих себя. Но с материнской любовью этого не бывает, поэтому она способна на величайшие жертвы. Какие?

б) Материнская любовь действует в тиши, незримо, без всяких рассчетов на похвалу, награду и выгоды.

Иначе действует любовь корыстная, недостойно выдающая себя за любовь. Она рассчитывает, что может приобрести, что за это получить, домогается чести и славы. Но любящая мать укрывается со своим питомцем от взоров человеческих, самые величайшие подвиги подъемлет она ночью, и если она благоразумна, то сторонние люди никогда не заметят ее любви и ласк. Она лелеет своих чад, не имея и мысли о том, что за это получит. Ее любовь совершенно бескорыстна, следовательно, чиста. Какой благодарности заслуживает такая любовь?

в) Любовь матери направлена к небу, она есть небесная любовь. Мать знает, что дитя дано ей БогомЕсли она бодрствует, она уверена, что с ней бодрствует и Бог. Молитвой низводит она ангела хранителя на ложе малютки. Она угрожает, указывая на небо, угрозой Небесного Отца. Рано приучает она детей складывать руки для молитвы и произносить слова молитвы.

Так чиста материнская любовь, потому что она не земная, а небесная. Но если мать нерелигиозна? В таком случае дитя вовсе не имеет матери, а носит только тело матери!

Все глубочайшие религиозные чувства мы получаем от благочестивых матерей. Чистая материнская любовь насаждает их в нашем сердце.

 

  1. В ЕЕ КРЕПОСТИ И СИЛЕ.

Материнская любовь отважна, не теряет духа, не щадит никаких жертв и трудов для блага детей. Такова сила и крепость материнской любви, и в этом состоит ее высокое достоинство. Эта крепость обнаруживается:

а) В нищете и нужде. Мать всегда находчива. Дитя редко голодает и мерзнет, скорее мерзнет и голодает мать. Надобно поистине удивляться, как многие бедные матери питают и одевают своих детей.

Дети, живущие на чужбине, часто получают от нее сбереженную копейку. Мать охотно отказывает себе в том, что нужно для ее сына или дочери. Как крепка материнская любовь! Не заслуживает ли она столь же крепкой благодарности со стороны детей?

Но, к сожалению, не всегда так бывает.

б) В болезнях и страданиях. Мать — в собственном смысле прислужница и врач своих больных детей. К ней спешат они, когда чувствуют боль. Если все бежит из удушливой комнаты больного — одна мать не убегает. Много может сделать дочь для больных родителей, жена для мужа; но более делает мать для дитяти.

Иисус Христос не возвратил бы назад наинской вдове ее сына, если бы она не была истинной матерью при одре больного и умирающего юноши.

в) В нравственных заблуждениях. Дети нередко ступают на опасный, скользкий путь. Отец грозит и наказывает, и иногда исправляет заблудших. Но еще более делает мать, если только остается еще что-либо делать. Она зорко подмечает начало падения, убедительна в своих увещаниях, слезы поддерживают ее угрозы и наставления. Матери по преимуществу умеют выбирать надлежащую минуту и принимать надлежащий тон для своих наставлений. Они молятся. Как действовала святая Моника на блаженного Августина?

Кто всегда здоров телом и душой, тот обязан этим крепчайшей материнской любви.

 

  1. В ПРОЧНОСТИ ЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЙ.

Что любящая, благочестивая мать делает для блага и счастья своих детей, то помогает им и спасает их. Такова прочность благословений материнской любви, и в этом опять заключается ее высокое достоинство.

Посмотрим только на то, что мать молится!

а) Она молится при жизни. Пробуждается ли дитя, хочет ли спать, идет ли в церковь — мать наставляет его к молитве. Кто научил тебя, христианин, класть на себе крестное знамение, отходя ко сну, садясь за стол и т. д.? Мать!

И если сын или дочь оставляют домашний очаг на долгое время, то мать напутствует их словами: “Бог с тобою, молись Богу!”

И это наставление материнское остается на всю жизнь, если сердце сына или дочери не совершенно испорчено.

Часто говорят, что домашнее хозяйство, при всей беспечности мужа, редко приходит в упадок, если хозяйка верно исполняет свои обязанности. Так редко погибают и дети, имеющие благочестивых матерей. Поэтому вы, матери! молитесь с вашими детьми и дайте им через это истинную жизнь.

б) Она молится в случае смерти. Если мать, что чаще случается, умирает прежде детей, она дает им свое благословение, напуствует их последними увещаниями. И если ничего другого не остается в памяти, то эти увещания остаются и защищают от греха. И там на небе молит она Бога, чтобы он послал благодать и благословение ее детям.

в) Она молится по смерти. Если дитя умирает прежде матери, если она видит его во гробе, как пламенно она молится! Спаситель услышал вопль несчастной матери наинскиго юноши и спас ее сына. Услышит и ныне Господь молитву матери, молящейся о спасении души своего почившего дитяти.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Родители, не пренебрегайте воспитанием дочерей! Они будут некогда матерями, которым предстоит славный круг деятельности.

Матери, будьте благочестивыми матерями!

Дети, будьте признательны матерям за их чистую, крепкую и благосклонную любовь к вам!

 

4.О греховной смерти

“И Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!” (ст.14)

 

Иисус Христос воскрешает умершего юношу. Это воскрешение доставило величайшую радость как самому воскресшему, так и любящей матери и всему народу, окружавшему гроб мертвеца.

Но есть другого рода смерть, гораздо страшнее смерти телесной, это – смерть духовная, причиняемая грехом, которой подвергается бесчисленное множество людей, но от которой они могут опять воскреснуть к радости своей и других. В одном церковном песнопении душа, умерщвленная грехами, сравнивается с умершим сыном наинской вдовы (см. Акафист Иисусу Сладчайшему, конд. 2). Об этой греховной смерти и воскрешении да будет наше слово!

 

  1. ГРЕХ ЕСТЬ СМЕРТЬ.

Много существует определений греха, но самое верное, если назовем его смертью. В чем же грех, и смерть сходны между собой?

а) Тот и другая причиняют горечь и боль. Смерть есть нечто горькое, разлучение между душой и телом — неестественно. Смертный пот, хрипы, судороги!

Грех также причиняет много горьких страданий и скорбей. Каждый грех есть хмель, пробуждение после которого весьма неприятно.

Нашими грехами мы приготовляем себе неизбежный крест. Грех и скорбь связаны между собой неразрывной цепью.

“Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое” (Рим. 2:9)

“Грех — причина всех зол.” (святой Иоанн Златоуст, аd роеnit)

“Это — горчайший виноград, от употребления которого бывает сильная оскомина.” (блаженный Августин, in рs. V)

б) И грех и смерть сопровождаются бесчувственностью. В смерти и особенно после смерти человек становится бесчувственным, он ничего более не видит и не слышит.

Не иначе бывает и с грехом. Как бесчувственен человек высокомерный, любостяжательный, завистливый ко всякой нужде ближнего? Как слеп каждый, одержимый страстью? Как глух отец семейства, преданный греху, сын развратный, дочь непокорная?

“С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение” (Прит. 18:3)

в) В том и в другой заключается разлучение. Собственно, так называемая смерть есть, по выражению святого Амвросия, разлучение души от тела, тела от души.

Каждый тяжкий грех разлучает от Бога, источника всякой жизни. Грехолюбец презирает истинного Бога и покланяется самому себе, или плоти, или земным сокровищам, как идолу.

“Сколько мы имеем глупостей и грехов, столько у нас новых богов; если я во гневе, мой бог — гнев; если я с похотию взираю на чужую жену, моя похоть — мой бог; ибо каждый почитает то, чем желает обладать.” (блаженный Иероним, in рs. VIII)

 

  1. ИИСУС ХРИСТОС ХОЧЕТ ВОСКРЕСИТЬ НАС ОТ ЭТОЙ СМЕРТИ.

Для этого он приходил на землю, творил чудеса, пострадал, умер, дал учение, установил таинства, обещал небо. Он воскресил:

а) Наинского юношу. Мать была так прискорбна, так убита горем. Не скорбит ли, быть может, и о тебе, сын и дочь, твоя мать, живущая на небе, взирая на твое жестокосердие, твою любостяжательность, твои неправедные приобретения и прочее.

б) Дочь Иаира. Отец умолил об этом Господа. Заметьте это вы, сыны и дочери! Ваши отцы также молят Бога, чтобы вы пробудились от греха, высокомерия, сластолюбия, постыдного образа жизни. Пробудитесь!

в) Лазаря. Там, в Вифании, плакали сестры: быть может, и о тебе, грешный муж и грешная жена, плачут твои братья, сестры и дети! Сам Спаситель плакал: Он плачет также и о тебе, закоренелый грешник.

Тело Лазаря, после четырех дней, подверглось зловонию, отталкивавшему других от приближения к гробу: твои злословия, враждолюбие, клеветы также отталкивают от тебя людей!

“Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог” (Иер. 2:22)

Присутствовавшие при воскрешении Лазаря веровали: веруй и ты, грешник, в Спасителя, — и воскреснешь от греховной смерти! Вера и грех не терпят друг друга.

 

  1. ЗА ВОСКРЕШЕНИЕМ ОТ ГРЕХОВНОЙ СМЕРТИ СЛЕДУЕТ ВЕЛИКАЯ РАДОСТЬ.

Воскрешение наинского юноши навело на всех страх, но вместе и великую радость, ибо говорится: “славили Бога” (ст.16). Радость воскресшего юноши! Радость счастливой матери!

Дозволим и мы Спасителю воскресить нас от греховной смерти — и будет великая радость:

а) Радость для людей. Об обратившемся грешнике радуются родители, дети, родственники, все добрые люди. Если только эти радуются, то насмешки и издевательства злых людей ничего не значат!

Любовь и уважение возвращаются снова. Прежние преступления скоро забываются и прощаются!

б) Радость для собственного сердца. Тяжелый камень, налагаемый грехом, сваливается. Страх смерти исчезает. Совесть награждает и одобряет. Мир, утешение и бодрость снова возвращаются душе. Сознают себя победителями.

“И возрадуются; в восторге будет сердце их о Господе”. (Зах. 10:7)

в) Радость для неба. На небе бывает великая радость о кающемся грешнике. Доставим эту радость ангелам и святым!

Угроза Спасителя: “если не обратитесь … не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18:3), превращается для обратившихся в обетование. На небе только радость!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Кто живет всегда во грехе, пусть расстанется со грехом! Спаситель хочет воскресить нас: последуем Его любвеобильному зову!

 

5.Об обязанностях детей к родителям

“И отдал его Иисус матери его” (ст.15)

 

Спаситель наш возвратил несчастной матери ее утешение, отдал ей сына. Как должна была обрадоваться мать? Но и сын ее не будет ли отныне еще более, чем прежде, любить, почитать и поддерживать свою мать?

Нет никакого сомнения, что этот сын и прежде был добрым сыном, иначе Спаситель не воскресил бы его; еще менее сомнительно, чтобы после воскрешения не был добрым сыном, не исполнял своих обязанностей в отношении к любящей и любимой матери.

Это дает нам случай беседовать — об обязанностях детей к родителям.

Они состоят:

 

  1. В ПОЧТИТЕЛЬНОСТИ.

а) Почтение имеют к тем лицам, которые отличаются высоким достоинством. Родители “как представители Божии” (святой Кирилл АлександрийскийБ., Lib. VI in Gеn) имеют весьма высокое достоинство. Поэтому заповедует Бог в пятой заповеди: “чти отца и мать!”

б) К почтению относятся: нежностьискренность и ласковость. Непочтение напротив состоит в невежливости или грубости, в замкнутости или неискренности и в неласковости. В первом обнаруживается всякое истинно-христианское добро, последнее служит признаком всего худого. Примеры!

 

  1. В ПОСЛУШАНИИ.

а) Дети обязаны слушаться родителей, потому что они их любят. Любовь есть послушание, любящий охотно исполняет желание любимого.

б) Бог ясно заповедует это.

“Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе” (Ефес. 6:1)

Как Иисус Христос повиновался своей матери и своему мнимому отцу?

“Если Бог повиновался рабам, то почему вы не повинуетесь вашим родителям?” (святой Амвросий, Lib. VIII in Luс. с. 7)

в) В непослушании к родителям заключается всякое зло, в послушании — напротив — всякое добро. Примеры!

 

  1. В БЛАГОДАРНОСТИ.

а) Мы обязаны благодарностью тем, которые делают или сделали нам добро. Но как много оказали и оказывают нам добра наши родители?

“Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то мы будем поражены неизмеримостью нашего долга.” (святой Амвросий, Lib. VIII)

Им после Бога мы обязаны воздавать величайшую благодарность.

б) Как благодарен был Иосиф Египетский?

в) Черная неблагодарность к родителям есть величайший грех.

 

6.Неверие современных саддукеев в воскресение мертвых

“Юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить”(ст.14, 15)

 

Воскресив умершего юношу, Иисус Христос ясно доказал, что Он обладает живыми и мертвыми:

“Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми” (Рим. 14:9)

и тем самым заверил нас в истине нашего воскресения.

Есть однако не мало людей, отвергающих истину воскресения мертвых, это – современные саддукеи:

“Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших” (Мф. 9:4)

“досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых” Деян. 4:2)

“А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших” (1 Кор. 15:17)

Неверие современных саддукеев в воскресение мертвых.

 

  1. ОНО В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ НЕРАЗУМНО.

Какое безумие отвергать воскресение:

“Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою” (Езек. 3:21)

считать душу угасающей искрой:

“От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло.
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится” (Прит. 13: 2–4)

Непреодолимое требование лучшего мира, замечаемое в бессмертном духе, природа, весна со своими распускающимися почками, громко проповедуют воскресение.

Наинский юноша, Лазарь, дочь Иаира.

Безумно не верить никакой вечности, никакому мздовоздаянию за гробом:

“Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там»” (Еккл. 3:16–17)

Где тогда награда добродетели и наказание порока, и как несчастен человек, не имеющий никакой надежды на лучшую будущность!

Безумно отвергать Откровение, которое признает даже диавол:

“Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их” (1 Кор. 3:19)

“называя себя мудрыми, обезумели” (Рим. 1:22)

 

  1. ОНО ПРИВОДИТ К ВЕЛИЧАЙШИМ ГРЕХАМ:

“Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога” (Езек. 5:6)

 

Саддукеи были люди тщеславные, сластолюбивые, жестокосердые, легкомысленные. Ирод, принадлежавший к их секте, отличался тиранством и прелюбодеянием. Кто не имеет никакой религии и совести, для того не существует никакого закона. Через попрание страха Божия и Евангельского учения:

“По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем” (1 Кор. 15:32)

открывается широкий путь всем грехам. Тогда жизнь проводится в похотях плоти:

“в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления” (Ефес. 2:2)

 

  1. ОНО НЕ ДАЕТ СЕРДЦУ НИКАКОЙ ОТРАДЫ.

Иисус Христос говорит: “не плачь” (ст.13), — и те, которые чают воскресения мертвых, утешаются верой и надеждой:

“утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны” (Рим. 12:12)

Но какое утешение для тебя, неверующий?

“А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой” (Ис. 57:20–21)

Представь себе, если бы было действительно так, как ты хочешь: не чувствовал ли бы ты тогда еще большей скорби:

“Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды” (1 Фес. 4:13)

Вечная разлука с близкими сердцу! Потерять все со смертью и ничего не приобрести:

“Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь” (2 Макк. 7:14)

“Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает” (Прит. 11:7)

Быть вечно мертвым:

“но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света” (Псал. 48:20)

 

7.Утешение христианина в тяжких семейных потерях

“Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь” (ст. 13)

 

Смерть близких естественно возбуждает плачь и рыдание:

“Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет” (Иер. 31:15)

Так и должно быть. Сам Спаситель проливал слезы при гробе Лазаря:

“Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его?
Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
Иисус прослезился.
Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его” (Иоан. 11:33–36)

Но эти естественные чувства природы мы должны препобеждать благодатью:

“нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем” (2 Кор. 6:10)

“Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое” (Псал. 61:2)

Неверие современных саддукеев в воскресение мертвых.

 

  1. БЕЗ ВОЛИ БОЖЬЕЙ НИЧТО НЕ ПРОИСХОДИТ.

Так думает христианин:

а) Во всех обстоятельствах. Особенно в скорбных случаях жизни. Вдова, мать единственного сына. Хотя я вижу даже только человеческие руки и человеческие действия:

“И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему” (2 Цар. 16:11)

однако я думаю: так не случилось бы со мной, если бы это не было допущено Богом.

б) Бог имеет власть делать со своим творением, что хочет. Следовательно, дерзну ли я спрашивать: что Ты делаешь?

“Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?” (Ис. 45:9)

Он делает, что Ему угодно:

“И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего. Тогда сказал [Илий]: Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит” (1 Цар. 3:18)

имя Его да будет благословенно:

“и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно” (Иов. 1:21)

в) Что Бог делает, то сделано хорошо. Как ни трудно сердцу примириться с мыслью, что Бог посылает нам горе:

“Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть” (Руф. 1:20)

но христианин однако проходит с верой через все шипы, уязвляющие земных странников, и следует неуклонно за своим Богом через горы и долы. В видимом горе всегда скрывается невидимое благо. Поэтому христианин утешается:

“О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои” (Псал. 115:7)

 

  1. БОГ ВСЕ УСТРАИВАЕТ К НАШЕМУ БЛАГУ.

Христианская надежда имеет прочное основание, потому что она основывается:

а) На любви и милосердии Божьем:

“И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: «в кровях твоих живи!» Так, Я сказал тебе: «в кровях твоих живи!”(Езек. 16:6)

“Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха” (Евр. 4:15)

“но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет” (Иер. 31:30)

б) На Его непреложных обетованиях. Обетованиями этими наполнена вся Библия:

“Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: «станем вместе на суд»” (Ис. 41:1)

“оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его” Осии 6:2)

Бог даже клянется:

“Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя.
Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.” (Ис. 54:9. 10)

Пока я твердо держусь этих обетований, я спокоен, и если горы рушатся, я уверен, что они не поразят меняБог чуден и может от смерти избавить:

“вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими” (Псал. 51:11)

в) На опыте. Уже пример других укрепляет нас. Наинский юноша, ИосифРуфьДаниил:

“Не вей при всяком ветре и не ходи всякою стезею: таков двоязычный грешник” (Сир. 2:11)

Бог никогда и ничего не пропускает без внимания в своем управлении. Он спасал нас доселе:

“В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло” (Иов. 5:19)

г) На будущей вечности. Это мое последнее утешение:

“Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность [такого] человека есть мир” (Псал. 36:37)

 

8.Христианская скорбь о почивших родных и друзьях

“И сказал ей: не плачь” (ст. 13)

 

Над мертвым проливай слезы и оплакивай его:

“Сын мой! над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его” (Сир. 38:16)

Но не будь безутешен, подобно неимущим упования:

“Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды” (1 Фес. 4:13)

 

  1. ХРИСТИАНИН МОЖЕТ ПРОЛИВАТЬ СЛЕЗЫ ЛЮБВИ О ПОЧИВШИХ РОДНЫХ И ДРУЗЬЯХ.

а) Это свойственно христианской любви. Христианство не запрещает человеку быть человеком, окаменелые сердца не угодны Богу. Любовь плачет также с плачущими:

“Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими” (Рим. 12:15)

“Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше” (Еккл. 7:3)

Сам Христос проливал слезы при гробе Лазаря:

“Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его?
Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
Иисус прослезился.
Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его” (Иоан. 11:33–36)

б) Чем больше потеря, тем горьче слезы. Вдова, лишившаяся своей последней опоры и утешения в единственном сыне:

“И вот, восстало все родство на рабу твою, и говорят: «отдай убийцу брата своего; мы убьем его за душу брата его, которую он погубил, и истребим даже наследника». И так они погасят остальную искру мою, чтобы не оставить мужу моему имени и потомства на лице земли” (2 Цар. 14:7)

“Дочь народа моего! опояшь себя вретищем и посыпь себя пеплом; сокрушайся, как бы о смерти единственного сына, горько плачь; ибо внезапно придет на нас губитель” (Иер. 6:26)

“А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце” (Зах. 12:10)

Дети исходят от сердца и трогают сердце. Если умирает дерево, под сенью которого мы находили тень и прохладу. Как горько плакал Давид над другом своим Ионафаном:

“Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской” (2 Цар. 1:26)

в) Христианин оплакивает при этом человеческие бедствия, в которые низвергнул нас грех:

“Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5:12)

“Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его” (Прем. 2:23–24)

 

  1. ВЕРА ОСУШАЕТ СЛЕЗЫ, ПРОЛИВАЕМЫЕ ЛЮБОВЬЮ, ИБО ОНА ВЗИРАЕТ:

а) на БогаКоторый есть Владыка жизни и смерти:

“Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог” (Псал. 89:3)

Он определяет время и место, род и способ смерти. Его святой и благой воле я повинуюсь:

“и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно” (Иов. 1:21)

“И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего. Тогда сказал [Илий]: Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит” (1 Цар. 3:18)

б) На Вседобрейшего Помощника и ЗаступникаКоторый принимает с любовью всех страждущих и оставленных, уповающих на НегоХристос видит их, милосердо взирает на них, простирает им руку, обещает им свою помощь:

“так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек” (Евр. 13:6)

“Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их” (Иер. 31:13)

“Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых” (Мф. 22:32)

а что он обещает, то исполняет, Это показал Он на Руфи:

“И сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых! И сказала ей Ноеминь: человек этот близок к нам; он из наших родственников” (гл. 2:20)

на Есфири:

“И был он воспитателем Гадассы, — она же Есфирь, — дочери дяди его, так как не было у нее ни отца, ни матери.
Девица эта была красива станом и пригожа лицем.
И по смерти отца ее и матери ее, Мардохей взял ее к себе вместо дочери…
И взята была Есфирь к царю Артаксерксу, в царский дом его, в десятом месяце, то есть в месяце Тебефе, в седьмой год его царствования.
И полюбил царь Есфирь более всех жен, и она приобрела его благоволение и благорасположение более всех девиц;
и он возложил царский венец на голову ее и сделал ее царицею на место Астинь” (гл. 2:7-17)

и покажет также на нас, потому что Он есть Отец сирот и вдовиц:

“Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище” (Псал. 67: 6)

в) Еще более осушаются слезы, если вера подумает о блаженстве усопшего друга:

“Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих” (Ис. 57:2)

“Бывает унижение для славы, а иной от унижения поднимает голову” (Сир. 20:11)

“Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли” (Апок. 14:13)

“А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их” (Прем. 3:1)

Содействуй венцу возлюбленного твоего:

“И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя?
И сказали: умерло. Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился.
Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел” (2 Цар. 12:19–20)

“А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне” (2 Цар. 12:23)

г) Наконец, если вера издали взирает на день всеобщего воскресения, день свидания:

“Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим” (Апок. 20:13)

“Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.
Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?
Итак они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? Не знаем, что говорит.
Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?
Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.
Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” Иоан. 16:16–22)

 

9.Неизвестность смертного часа благодетельна для нас

“Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова” (ст. 12)

 

Какое грустное зрелище представилось Иисусу Христу при входе Его во град Наин! Умерший юноша, единственный сын матери! Вдова!

Мы не имеем здесь настоящего пристанища, но чаем грядущего. Земля не есть наше истинное отечество. Все мы некогда должны оставить ее, один раньше, другой позже, но кто знает, когда именно: в юности или старости? Потому что никому неизвестен смертный час.

Иной желает знать конец своего земного странствования. Я поступал бы тогда, говорит он, совершенно иначе, мог бы во время устроить свой дом, приготовиться надлежащим образом к смерти.

Безрассудное желание! Опасное самообольщение! Пусть никто не желает знать час свой смерти! Это — благодетельно для нас.

 

  1. ДЛЯ СЧАСТЬЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ.

Каждый человек, дитя как и старец, стремится к счастью жизни. С самого детства ищем мы приятных занятий, стремимся к благополучию, радостям и удовольствиям.

Всеблагой Творец даровал нам не только способности, но и средства к достижению нашего земного счастья.

Но сама жизнь есть условие, под которым лишь единственно возможно наслаждение этим счастьем. Только пока продолжается жизнь, мы можем наслаждаться и ее радостями.

Поэтому любовь к жизни есть сильнейшее влечение нашей природы, которое замечается даже в глубокой старости. Могут, конечно, наступить времена и обстоятельства, где человек становится равнодушным к жизни — но проходят они, и жизнь опять имеет новую прелесть для него.

Положим теперь, что наш смертный час был бы в точности известен нам: не отравлялись ли бы тогда все радости и удовольствия жизни? Какими несчастными чувствовали бы мы себя, если бы знали наперед, что мы оставляем необеспеченное семейство, что мы должны расстаться с самыми дорогими привязанностями нашего сердца! Пусть день нашей смерти будет еще далеко от нас, однако ж мысль о нем омрачала бы нас.

Мы старались бы заглушить эту мысль развлечениями, занятиями, удовольствиями, но и среди развлечений она являлась бы перед нами и смущала бы нас.

Мы знаем теперь, что мы смертны, но при неизвестности смертного часа большая часть людей надеется жить еще долго, и этой надеждой смягчается страх смерти.

Какое, следовательно, Божье благодеяние, что час смерти сокрыт от нас!

Но при неизвестности продолжения жизни мы должны думать о возможности, что мы скоро умрем.

 

  1. ДЛЯ НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

По премудрому Божьему устроению каждый человек должен жить в определенном ему звании и употреблять свои силы и время для полезных занятий и сообразной с долгом деятельности.

Эти занятия нам приятны, исполнение их доставляет нам важные выгоды.

Надежда на счастливый успех деятельности, виды на благосостояние, имущество и честь, желание содействовать этим счастью своих детей и родных, поощряют многих к неутомимой деятельности, к великим и славным предприятиям, от которых и другие могут иметь выгоды.

Но если бы нам был известен час смерти, если бы мы знали, что нам остается только короткое время для жизни — не утратили ли бы тогда многие духа и охоты к деятельности в своем звании, к великим и общеполезным планам и предприятиям?

Не думали ли бы они тогда: зачем мне напрягать свои силы, когда вскоре должен буду расстаться со своим званием и должностью?

Зачем я стану предпринимать что-либо такое, чего я однако ж не могу выполнить, плодов чего не могу пожать, что другие, быть может, опять разрушат после меня?

Не думали ли бы так многие? Не перестали ли бы они вовсе принимать участие в благе людей и заботиться о нем?

Не благодетельно ли, следовательно, что Бог сокрыл от нас час смерти?

Не полезно ли для нашей деятельности, когда мы, в надежде на долгую жизнь, думаем окончить то, что предприняли?

При неизвестности смертного часа и при возможности скорой разлуки с миром, мы должны стараться о надлежащем провождении нашей жизни, об употреблении каждого дня для себя и других, для обеспечения семьи, для устройства хозяйства, чтобы каждую минуту быть готовыми к смерти.

 

  1. ДЛЯ НАШЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ.

Нравственное исправление должно быть делом всей нашей жизни. С каждым прожитым нами днем мы должны преуспевать в добре, возрастать в послушании Божьей воле, в преодолении чувственных пожеланий. Вся наша жизнь должна быть приготовлением к небу.

Потому что, чем совершеннее мы на земле, тем совершеннее и блаженнее будем на небе.

Но так ли было бы, если бы был известен нам час нашей смерти?

Тогда, думаешь ты, многие избежали бы вечной погибели за свои грехи, тогда, по твоему мнению, самый отчаянный злодей, проведший всю свою жизнь в постыдных делах, мог бы перед концом жизни покаяться, исправиться и умереть блаженным. Напрасная мечта!

Такого ли покаяния и исправления требует вера Христова от тех, которые желают войти в царство Божье? Тогда приступник, оканчивающий жизнь свою на плахе, должен 6ы был умирать также блаженно, как и человек благочестивый, который всю жизнь свою преготовлялся к вечности. Можно ли это согласовать со святостью и Божьимправосудием?

Покаяние, которое начинается незадолго перед смертью и не может принести никаких плодов, имеет ли такие свойства, чтобы ими можно было угодить Богу и заслужить Егонаграду?

Благо нам, что Всеведущий сокрыл от нас час смерти! Теперь мы не знаем, когда Онпозовет нас к отчету.

Теперь мы не можем и не должны без опасности для нашего вечного спасения отлагать покаяние и исправление до конца нашей жизни. Теперь мы должны пользоваться каждым днем жизни и употреблять все усердие для приготовления к вечности.

“Не зная, в каком месте и в какое время ожидает нас смерть, мы ожидаем ее во всякое время и во всяком месте.” (блаженный Августин, dе disс. Сhristi. Lаtеt ultimus diеs, ut оbsеrvеtur оmnis diеs)

 

10.Чего заслуживают честные и благородные вдовы

“Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова” (ст. 12)

 

а) Нашего особенного внимания;

б) Нашего особенного участия;

в) Нашей особенной помощи.

 

11.Утешение родителей в ранней разлуке с своими детьми

“Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь” (ст. 13)

 

Дитя, которого вы так рано лишились, освободилось со смертью:

а) от всяких земных скорбей и бедствий;

б) от всякого соблазна;

в) некогда вы опять увидите его.

 

 

Практическая Гомилетика. Том 4. Неделя по Троице 20-я. протоиерей Иоанн Толмачев (†1897)

Гомилетика – наука о сущности, содержании и специфических особенностях христианской проповеди (гомилии)

По материалам Свято-Екатерининского кафедрального собора

Просмотрено (231) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Семейная страница, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *