“Но вы – род избранный, царственное священство…” Толкования Священного Писания. 1-е послание Петра 2:9

                                                                                                                 Изучаем Библию

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. (синодальный перевод)

Перевод: Но вы – избранный род, священство Царя, святой народ, Божье владение, избранные, чтобы возвестить о великих деяниях Того, кто призвал вас из тьмы в Свой дивный свет.

Толкования: Свт. Григория Богослова, Свт. Климента Александрийского,  Свт. Льва Великого, Прп. Исидора Пелусиота, Прп. Макария Великого, Блж. Августина, Блж. Феофилакта Болгарского, Оригена, Беды Достопочтенного, Дидима Слепца, Лопухина А.П.

Свт. Григорий Богослов

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Мне казалось, что слышу, как говорит это Господь <…> что взывает Он и народу этому: проходите вратами Моими (Ис 62:10) и расширяйтесь <…> Взывает Он и ангелам-покровителям: <…> путь разровняйте людям Моим, и камни, которые на пути, разметите (Ис 62:10), чтобы не было затруднения и препятствия народу Моему в божественном шествии и вхождении – ныне в рукотворенные храмы, а впоследствии в горний Иерусалим и в тамошнее Святая-святых, где, сколько знаю, будет конец здешнего злострадания и усилия шествующих доблестно, в числе которых находитесь и вы – званые святые (Рим 1:7)люди избранные (Тит 2:14)царственное священство.

Слово прощальное.

Свт. Климент Александрийский

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Так как мы поистине избранный народ избранием Бога, это более чем ясно; царским же назвал, так как мы призваны в царство и приверженцы Христа; священством же – из-за приношения, которое делается речами и учениями, привлекающими души, которые приносятся Богу.

Заметки на Кафолические послания.

Свт. Лев Великий

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Ведь всех во Христе возрожденных знак креста делает царями, умащивание Святого Духа посвящает в священство.

Проповеди.

Прп. Исидор Пелусиот

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

В Ветхом Завете никому не позволено было священнодействовать, кроме одних иереев, но во время пасхи все некоторым образом удостаивались сана священства, ибо каждый закалал агнца. Так и в Новом и непреемственном Завете, хотя священнодействовать бескровную жертву могут те, кому дозволено приносить сию жертву, но и каждый поставляется иереем собственного своего тела: не для того, чтобы нерукоположенный присвоил себе право начальства над подчиненными, но для того, чтобы, подчинив своей власти порок, уготовал он тело свое в храм или святилище непорочности.

Письма.

Прп. Макарий Великий

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Христианство не есть что-нибудь маловажное; оно — великая тайна. Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское достоинство, что ты — «род избран, священие и язык свят». Тайна Христианства необычайна для мира сего. Видимая слава и богатство царя суть нечто земное, тленное, преходящее; а то царство и то богатство божественны, небесны, славны, никогда не преходят или никогда не прекращаются. Ибо в небесной Церкви соцарствуют с небесным Царем; и как сам Он «перворожден из мертвых» (Кол. 1:18), так и соцарствующие с Ним первородны. Но хотя таковы избранные и благоискусные пред Богом; однако же сами себя признают они весьма малыми и крайне не благоискусными, и для них стало естественным и непременным делом почитать себя низкими, или даже ничем.

Собрание рукописей типа II. Беседа 27.

Блж. Августин

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Тогда ведь один только священник помазывался, теперь же все христиане принимают помазание.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 9-10 Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы

Не одобрив худое поведение неверующих, сказав, что они сами стали виновны в своем неверии, апостол переходит теперь к одобрению правильно поступивших и говорит: вы, поступившие правильно, – род избранный, царственное священство. Он как бы так говорит: те по своей жестокости и упорству преткнулись о краеугольный камень, а не вошли вместе с ним в состав здания; вы же чрез свою благопокорность стали частью царственного священства, как род избранный, как народ святый. Впрочем, чтобы не расслабить их лишней похвалой и чтобы они не подумали, что стали народом святымпо наследству, что удостоились такой чести потому, что происходят от Авраама и никогда не претыкались, апостол, дабы удержать их от такой мысли, прибавляет и говорит: не думайте много о роде; вы избраны в царственное священство не ради Авраама, ибо происшедшие от него имели священство, отдельное от царства; вы народ святой и род избранный и назначены в царственное священство не ради Авраама, но ради Христа, который назван и священником по чину Мелхиседекову(Пс. 109:4), и Царем кротким, праведным и спасающим (Зах. 9:9). Итак, от Него, имевшего и то и другое (и священство, и царство), вы, возрожденные чрез святое крещение, справедливо называетесь и родом избранным и царственным священством. Это вы имеете по милости Его, призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет, посему делами света возвещайте совершенства Его и прочим людям. Это, говорит, вы имеете по Его человеколюбию. Посему к вам прилично приложить сказанное: некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные (ср. Ос. 2, 23). Чтобы речь эта не показалась тяжелой, он укоризненные слова приводит из пророка Осии. Итак, возвещайте совершенстваЕго своею добродетелью. А как им возвещать их? Этому научает сам Господь, когда говорит: так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:6)Люди, взятые в удел (είς περιποίησιν), то есть народ взятый во владение, или в наследство. Ибо создание Божие – все, а удел Божий – одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель.

Ориген

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Итак, если ты хочешь совершить священство души твоей, пусть не исчезнет никогда огонь с алтаря твоего.

…Следовательно, вы – народ святой и потому приближаетесь к священному.

Гомилии на Книгу Левит.

Беда Достопочтенный

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Это свидетельство поощрения, некогда данное древнему народу Божиему через Моисея, апостол Петр ныне справедливо дает язычникам, поскольку они очевидно уверовали в Христа, словно краеугольный камень, объединивший их в том спасении, которое в Нем обрел Израиль. И называет их родом избранным– за их веру, чтобы отличить их от тех, кто, камень живой отвергая, сами сделались негодными. Царственным же священством – поскольку они соединены в теле Того, Кто есть всевышний царь и истинный первосвященник, Царство своим дарующий, как царь, и, как первосвященник, смывая их прегрешения жертвою Своею кровью.

О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Согласно старому установлению закона, другое было царство, другой был священнический род: священнический ведь наследовал от Левия, а царский – от Иуды. Один правил у иудеев, а другой владел священническим саном. Итак, после этого установления последовало Евангелие, устанавливая, что один и тот же священник и царь. Ведь Христос – и то, и другое. Тот, кто одновременно царь и священник, избрал народ одновременно и царский, и священнический. Следует исследовать, каким образом, когда из всех народов были призваны верные, Он сказал, что они – единый священный народ. И нужно сказать, что, пожалуй, хоть и из разных народов были призваны, однако так как они отвергли всякую тщету, из-за которой народы оказались рассеянными, то приняли одну волю, один и тот же разум, обращаясь особенно к одному учению и одной вере. Поскольку душа и сердце едино для всех верующих, постольку они называются одним народом.

На 1-е послание Петра.


Ведь поскольку Родивший имеет оба этих начала, то необходимо, чтобы ими обладали и они, подобно тому как от царя происходит царство и от священника священство, посему они являются народом святым, призванные от воистину святого, призывающего: будьте святы.

Краткое изложение.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы

В противоположность печальной участи неверующих и отверженных, Апостол светлыми и сильными чертами рисует высокое призвание и назначение людей верующих, для которых Христос есть истинно краеугольный и драгоценный камень. Черты эти заимствованы Апостолом из Ветхого Завета, частью из закона Моисеева, Исх. 19:5-6; Втор. 7:6, частью из пророков Ос. 1:6, 8; 2:23 -24, употребляя о христианах выражения: «род избранный», «царственное священство» (ср. Откр. 1:6; 5:10)«народ святой», «люди, взятые в удел» – все эти почетные наименования ветхозаветного Израиля имеют высший смысл в приложении к христианам, искупленным кровью Сына Божия. Так возвеличенные и облагодатствованные, христиане имеют высокое предназначение и цель жизни – возвещать совершенства Призвавшего – Бога. «Этому научает Сам Господь, когда говорит: «так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:6). Ибо создание Божие – все, а удел Божий – одни только те, которое удостоились этого за свою добродетель» (блаж. Феофил.). Противоположность прежнего и нового состояния призванных в ст. 10 обозначена изречением пророка Осии (приводимым не буквально): вы – «некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы» (Ос. 2:23), «чтобы речь эта не показалась тяжелою, он укоризненные слова приводит из пророка Осии» (блаж. Феофил.).

Толковая Библия.

По материалам сайта Оптина.ру

Просмотрено (191) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *