Толкование на Евангелие от Матфея, 95 зач., XXIII, 23-28

Комментирует священник Стефан Домусчи

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Сегодняшнее евангельское чтение является продолжением горестной и в тоже время строгой речи Христа, которую Он обращает к книжникам и фарисеям.
Обыкновенно мы видим Христа милостивым и терпеливым, проповедующим любовь, кротость и смирение. И всё же к книжникам и фарисеям Он обращает чрезвычайно жёсткие слова. Если посмотреть, в каких именно ситуациях это происходит, мы увидим, что Он бывает особенно строг к тем людям, которые взялись быть учителями, взялись ввести народ, учить добру, провозглашать свое мнение истинным… Они взялись это делать, но не выполнили взятого на себя подвига. Конечно, тех людей, которых воспитали такие лжеучителя, Бог будет судить, учитывая эти обстоятельства. Неслучайно в святоотеческой литературе есть классический образ двух сестер, которые были воспитаны в разных условиях – одна монахиней, другая блудницей… И Бог будет судить их по-разному, потому что Он действительно все видит и все учитывает.

Книжники и фарисеи взялись быть духовными вождями еврейского народа и Христос обращается к ним с очень строгой речью, потому что от того как они себя ведут зависит и то, как будут вести себя другие. Он говорит “Горе вам, книжники и фарисеи, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру”. Напоминая о десятине с разных трав и пряностей он подчеркивает их мелочность и скрупулезность в исполнении закона И в то же время эти люди, такие скрупулезный оставили самое главное – забыли правосудие, милость и веру. Может показаться, что так подробно исполнять закон – сложнее, но на деле – эти вещи формальные, внешние, не требующие сердечного труда и поэтому при всей внешней сложности оказывающиеся гораздо более простыми, чем проявление настоящей доброты, чем рассудительные и милосердные поступки. Всё это оставлено и поэтому внешне они выглядят добродетельными, но в самой сердцевине своей жизни, в самой ее сути, они – слепые вожди, которые отцеживают комара и поглощают верблюда, то есть следят за мелочами и пропускают в свою жизнь гораздо более пагубные поступки.

Кажется эти слова можно было бы отнести к тем, кто и сегодня берется учить народ: к священникам, проповедникам, церковными авторитетам… Но разве только к ним? Разве каждый из нас, оказываясь среди людей неверующих и нерелигиозных не являет собой образ христианина? Разве по нам, нашим мнениям и нашему поведению не судят о том, кто такие христиане? Несмотря на то, что в России огромное количество крещеных людей, они живут как слепорожденные, не знают как и для чего жить, не знают, что в христианстве главное, а что второстепенное… Они могу поститься и делать аборты, могут ставить свечи для привлечения удачи в нечестной сделке… И что же? Видят ли люди в нас пример того, какими должны быть христиане? Определяется ли наша жизнь тем, во что мы верим? К кому же обращены слова Христовы? Только ли к книжникам и фарисеям? Только ли к проповедникам? Или все же они обращены к каждому, кто в определенном смысле, пусть и не буквально может быть назван вождем, то есть тем, за кем могут пойти другие люди, тем, с кого будут брать пример…

Мы знаем, что иногда Христос обращается ко всем, обращается к внешним, говорит слова, которые должны зацепить даже того, кто погружен в быт и суету, кто занимается бизнесом, ходит по пабам, учится или развлекается и ни о каком Боге не думает… Но сегодняшние слова Христа обращены не к ним… они обращены к тем, кого можно было бы назвать “профессиональными верующими”, к тем, кто носит благочестивую одежду, говорит благочестивые слова. Читает, как принято говорить, «божественную литературу» и в то же время скандалит с соседями, проходит мимо голодного, не посещает больных родственников, пренебрегает заботой о собственных детях.
Христианство таких людей остается лишь внешним, оно не становится религией сердца, не соединяет человека со Христом, для которого главной ценностью оказывался ближний. Именно ради ближнего Христос был готов нарушить священность внешних форм и формальных требований. Конечно, будет неправдой, если мы скажем, что Христос разрушал их совершенно. Это не так. Он лишь показывал их условность и зависимость от главного. Он не сказал фарисеям «закон не важен», Его мысль о другом: «и это надо было делать, и того не оставлять». Он напоминает нам о том, что никакие внешние нормы не важны, если в нас нет любви, ведь все они обретают свое истинное значение только при правильном состоянии нашего сердца.

По материалам Радио.Вера

Просмотрено (73) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *