Житие святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского

Святитель Иоасаф, еп. Белгородский (8.09.1705–10.12.1754)

(Горленко Иоаким Андреевич)

Дни памяти: 4 (17) сентября , 10 (23) декабря

 

Горленко Иоаким Андреевич родился в украинской казачьей семье. Прадед И. Лазарь Горленко дослужился до должности полковника Прилуцкого полка, в 1665 г. был пожалован дворянством, в 1687 г., во время Крымского похода кн. В. В. Голицына, убит взбунтовавшимися казаками. Останки Л. Горленко перенесли в Густынский во имя Святой Троицы монастырь, где устроена родовая усыпальница.

Д. Л. Горленко, дед И., также занимал должность полковника Прилуцкого полка, был близок к гетману И. С. Мазепе, после разгрома шведов под Полтавой в 1709 г. бежал из России вместе с сыном А. Д. Горленко. Впосл. они вернулись и были прощены царем Петром I, хотя долго находились под подозрением. Сыновья Д. Л. Горленко получили образование в школе киевского Братского в честь Богоявления монастыря.

Святитель родился в день Рождества Пресв. Богородицы. По преданию, явившийся отцу ангел покрыл мальчика архиерейской мантией, возвестив о святительском служении сына.

В 1713 г. Иоаким был направлен в Киево-Могилянскую академию. Уже в 1716 г. юноша, по его словам, «возлюбил монашество», собирался принять постриг, однако долго не решался открыть свое желание родителям. В эти годы покровителем и духовником Иоакима был его дядя, насельник Киево-Печерской лавры инок Пахомий. В 1723 г. Иоаким приехал домой попросить у родителей благословение на постриг, но получил отказ. Тогда он поехал в Киев под предлогом завершения обучения и поступил в находившийся в окрестностях города Межигорский в честь Преображения Господня монастырь, а в Киеве оставил слугу для доставки ему писем из дома и отправки ответов родителям.

Вел строгий монашеский образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 окт. 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских Межигорского монастыря иеросхим. Феодором был пострижен в рясофор с именем Иларион. Родители примирились со случившимся и благословили сына на дальнейшее служение. В 1727 г. рясофорный монах был переведен в киевский Братский монастырь, где 21 нояб. настоятелем игум. Иларионом (Левицким) пострижен в мантию с именем Иоасаф в честь прп. Иоасафа, царевича Индийского. 6 янв. 1728 г. Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) И. был рукоположен во диакона.

С 1729 г. служил преподавателем словесности низшего отд-ния Киево-Могилянской академии, с 1731 г.- среднего отд-ния. В 1732 г. от имени академии И. приветствовал нового Киевского архиеп. Рафаила (Заборовского) поэмой собственного сочинения «Брань честных седьми добродетелей с седьми грехами смертными…». Поэма написана образным языком, в котором чувствуется влияние народной украинской речи.

С 13 сент. 1734 г. принимал экзамены у буд. молодых священников перед посвящением их в сан. 8 нояб. того же года в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила монастыре архиеп. Рафаилом И. был рукоположен во иерея и 23 нояб. переведен в киевский кафедральный Софийский собор. Вскоре определен членом Киевской духовной консистории. В 1735-1737 гг. по поручению Киевского архиеп. Рафаила И. периодически совершал поездки по Малороссии, собирая пожертвования на академию.

24 июня 1737 г. И. был возведен в сан игумена и по настоянию архиеп. Рафаила вопреки собственному желанию назначен настоятелем Мгарского в честь Преображения Господня монастыря. 7 июля того же года прибыл на новое место служения.

10 сент. 1742 г. отправился в Москву и С.-Петербург для сбора средств на благоустройство обители, сильно пострадавшей при пожаре 1736 г. и не имевшей даже ограды. И. привлек своих родственников, а через них и др. состоятельных людей к оказанию материальной помощи мон-рю. Вскоре был выстроен большой каменный братский корпус. 28 нояб. 1742 г. в Москве в присутствии имп. Елизаветы Петровны И. произнес проповедь о любви к Богу и ближнему.

В С.-Петербурге через знакомых представил свою сборную книгу императрице, и она распорядилась выдать 2 тыс. р. на восстановление монастырского храма. 16 авг. 1744 г. И. вернулся в обитель. Проявил себя как строгий постник, неутомимый молитвенник и деятельный восстановитель монастыря, при том что страдал от хронического заболевания (предположительно от туберкулеза).

Судя по автобиографии И. («Путешествие в свете сем грешника Иоасафа, игум. Мгарского»), серьезные обострения болезни относились к периодам с 16 авг. 1737 по янв. 1738 г., с 27 сент. 1740 по февр. 1741 г., с 4 апр. по кон. мая 1746 г. В автобиографии И. также записал вещие сны, в к-рых ему являлся почитаемый им свт. Афанасий III Пателларий, погребенный в Мгарском мон-ре.

В сент. 1742 г. явившийся в тонком сне Киевский архиеп. Рафаил возвестил И.: «Будешь архимандритом». 10 янв. 1744 г. монастырская братия подала прошение митр. Рафаилу об учреждении в обители архимандрии и о возведении И. в сан архимандрита. Прошение подписали наместник обители иером. Наркисс, 3 иеросхимонаха, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 3 монаха. 14 сент. того же года по указу имп. Елизаветы Петровны в Киеве митр. Рафаил возвел И. в сан архимандрита.

Параман свт. Иоасафа, еп. Белгородского

 

В нояб. 1744 г. И. был вызван в Москву, прибыл туда в дек. того же года. При расставании, Киевский митр. Рафаил подарил подвижнику на память янтарные четки. 29 янв. 1745 г. был подписан указ о назначении И. наместником Троице-Сергиевой лавры. В короткий срок он восстановил и перестроил здания, сгоревшие при пожаре 17 мая 1746 г. При И. было возобновлено Троицкое подворье в Москве, приведена в порядок лаврская б-ка, отлит лаврский царь-колокол. В 1747 г. он вызвал из Межигорского монастыря иером. Павла (Казановича), который расписал лаврские храмы и преобразовал лаврскую иконописную мастерскую.

Указом имп. Елизаветы Петровны от 15 марта 1748 г. И. был назначен епископом Белгородским и Обоянским. В ее присутствии 2 июня того же года в Петропавловском соборе в С.-Петербурге состоялась хиротония И., к-рую возглавил Псковский архиеп. Симон (Тодорский). 6 авг. И. прибыл на кафедру. Церковное хозяйство в обширной Белгородской епархии находилось в полуразрушенном состоянии.

Для более эффективного управления епархией И. реорганизовал ее адм. органы. На местах, в протопопиях, открывали духовные правления, в составе к-рых помимо протоиерея были также проповедник (место проповедника мог занимать 2-й священник) и священник. Указ святителя от 3 авг. 1749 г. предписывал разработать для каждого духовного правления инструкцию.

Одновременно И. обратился в Святейший Синод с просьбой о выделении 7 тыс. р. на благоустройство кафедрального Свято-Троицкого собора в Белгороде и архиерейского дома, т. е. на продолжение работ, начатых, но не завершенных предшественником святителя митр. Антонием (Черновским). Также И. просил Синод о содействии в пополнении соборной ризницы, находившейся в «крайней скудости и ветхости». Не дожидаясь ответа, И. направил для сбора пожертвований по городам епархии эконома белгородского Николаевского мон-ря иером. Пахомия.

Собранные пожертвования и присланные Синодом казенные средства пошли на возведение и покрытие железом каменных приделов Троицкого собора, на обновление его иконостаса. Литейщику из Полтавы Андрею Дубенскому было заказано 2 колокола для соборной звонницы. И. одобрил образец для отливки на колоколах изображения Живоначальной Троицы и портрета имп. Елизаветы Петровны.

На среднем ярусе большого колокола была помещена надпись: «…от Рождества Христова 1752 г. вылит сей колокол иждивением Преосвященнейшего Иоасафа Горленко епископа Белоградского и Обоянского к кафедральной Троицкой церкви…» Этот колокол находился на соборной звоннице до закрытия храма 22 авг. 1923 г. В 1750 г. в домовой архиерейской церкви был установлен новый иконостас.

 


Святители Митрофан Воронежский, Иоасаф Белгородский, Питирим Тамбовский.

Фрагмент росписи Преображенского собора в Тамбове. Ок. 1914 г.
Бóльшую часть времени И. занимали поездки по епархии. По преданию, подтверждаемому материалами архива Курской духовной консистории, он осмотрел все церкви епархии. Старался сделать свои посещения необременительными для приходов, совершал богослужения в храмах. Предпочитал останавливаться не в домах богатых помещиков, а в жилищах священников или крестьян, часто простаивал целую ночь на молитве. Результаты инспекций были зафиксированы в записках святителя.

Так, он отмечал отсутствие крестов над куполами церквей и иконостасов в храмах, ветхость антиминсов, балдахинов над престолами и жертвенниками. «Вместо дарохранительниц ящики деревянные или жестяные, весьма дурные, а иные, хотя и оловянные, но старые и дырявые»,- писал И. Во мн. храмах не было колодцев для выливания воды после совершения таинства Крещения, в алтарях отсутствовали печи и «умывальницы», не хватало церковных книг, молебных табелей и панихидных реестров.

Святитель принимал меры для устранения замеченных недостатков: обветшавшие церкви закрывал на ремонт; предписал приобрести для всех храмов серебряные или оловянные церковные сосуды вместо деревянных, установить на храмах железные 4-конечные кресты (требовал не ставить 8-конечные кресты, чтобы не допускать распространения старообрядчества), прорубить окна в церквах и стеклить их для создания достаточного освещения, особенно в алтарях. И. распорядился «безобразных украшений не делать, ручников, платков на иконы и кресты святые не прицеплять… дурные раскольнические иконы и на бумагах неудачные изображения по стенам… поотобрать и раздать, кто принес» (имелись в виду неканонические изображения на литографиях, отпечатанных в Речи Посполитой). Купцов, привозивших такие иконы для продажи, И. предлагал арестовывать.

Нерадивых клириков И. подвергал прещениям, отрешал от должности. Когда святителю стало известно, что некий священник, дабы не отапливать храм зимой, устроил в своем доме большую «умывальницу», в к-рой и крестил детей, И. распорядился «наказать попа в духовном правлении плетьми, чтобы он вымыслов не чинил, а содержал бы место к тому потребное по правилам Церкви». Др. священник был извержен из сана за небрежное хранение Св. Даров – в бумаге на полке между цветочными горшками.

Сфера деятельности И. не ограничивалась церковным администрированием. Заботясь о духовном просвещении паствы, он рассылал по епархии указы с предписанием всем священникам в воскресные дни после литургии учить прихожан молитвам (заставлять их повторять текст до тех пор, пока они не запомнят слова), произносить проповеди с обличением распространенных суеверий (наговоров, заломов колоса, гаданий, чтения «заговорных волшебных тетрадей» и т. д.).

Требовал искоренения языческих обычаев: не разрешал постройку качелей на Светлой седмице и в день апостолов Петра и Павла, отмечание праздника березы в Троицкую неделю, купалы и вечерницы, совершавшиеся в день Рождества св. Иоанна Предтечи. И. обличал пороки и применял меры архипастырского воздействия к нарушителям норм церковной жизни.

Большое внимание уделял Харьковскому коллегиуму, регулярно присутствовал на диспутах и экзаменах, знакомился с учениками, лучших из них брал к себе в келейники. Заботился о материальном положении коллегиума. В частности, по просьбе И., отправленной ко всем протоиереям Белгородской епархии, коллегиуму были выделены подводы для подвоза строительных материалов, необходимых для перестройки его зданий. Сохранилось предание, что И. перед большими праздниками посылал келейника, чтобы тот, не привлекая внимания, оставлял перед домами бедных людей одежду и деньги; иногда и сам святитель, переодевшись, ночью отправлялся помогать бедным.

В 1754 г. И. собирался в очередной раз осмотреть епархию. По преданию, накануне отъезда из Белгорода он увидел во сне церковь и в ней на куче мусора образ Божией Матери. От иконы исходило сияние и раздавался голос: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма! Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Пораженный сновидением, И. стал обращать особое внимание на иконы Божией Матери при осмотре каждой церкви.

Однажды он вошел в небольшой храм, расположенный в предместье Замостье г. Изюма. В притворе И. обнаружил икону Божией Матери, используемую в качестве перегородки, за которую ссыпали уголь для кадила. По повелению И. образ был помещен в киот за левым клиросом. В течение 3 дней пребывания в Изюме архиерей ежедневно приходил молиться перед обретенной святыней. Впосл. этот образ Божией Матери стал называться Песчанским. 29 мая 1754 г. И. отслужил последнюю литургию в белгородском Свято-Троицком соборе. После службы владыка обратился к прихожанам, сказав, что больше не увидит города, просил прощения у всех и сам всех простил и благословил.

Отъезжая на родину для свидания с престарелыми родителями, И. распорядился о постройке у юго-зап. стены собора каменного склепа для погребения. Общение И. с родными имело для них большое значение, племянник святителя Наркисс Квитка впосл. стал архимандритом. Побывав у родителей, И. посетил Мгарский мон-рь и отправился в Белгородскую епархию.

В последних числах сентября болезнь,обострившаяся в дороге, заставила его остановиться в слободе Грайворон, где располагался архиерейский дом. К больному святителю приехали мать, брат полковник А. А. Горленко и сестра Параскева. И. болел ок. 2 месяцев, был окружен заботой родственников. Перед кончиной соборовался, исповедался и причастился.

Тело усопшего святителя привезли в Белгород. В описи б-ки, оставшейся после смерти И., значатся как духовные, так и светские сочинения («Краткое руководство к познанию простых и сложных машин», «Книга кунштовая архитектурная», «Книжка к математической и натуральной географии») (см.: ОДДС. Т. 34: 1754 г. Прил. XXVI. С. 695-696).

После кончины И. среди его келейного имущества было обнаружено лишь 7 р., 3 червонных и 9 талеров. Для торжественного погребения и поминовения этих средств было недостаточно, и Синод 15 янв. 1755 г. распорядился выделить до 300 р. Назначенный Синодом для отпевания Переяславский еп. Иоанн (Козлович) из-за разлива рек смог прибыть в Белгород только в февр. того же года. 23 февр. 1755 г. состоялось погребение святителя в склепе у Троицкого собора. По инициативе брата И. полковника А. А. Горленко распоряжением Синода от 8 июля 1755 г. над склепом была освящена придельная церковь.

Через неск. лет духовенство Троицкого собора открыло вход в склеп и удостоверилось в нетленности останков подвижника. С сер. XVIII в. место упокоения И. стали посещать паломники, верующие из Белгородской епархии и др. регионов. Количество богомольцев было столь велико, что в марте 1791 г. еп. Курский Феоктист (Мочульский) был вынужден на нек-рое время ограничить доступ желающих в склеп, закрыв его на замок и опечатав вход в усыпальницу.

Однако после чудесного явления епископу И. («Что ты меня гонишь?») доступ к склепу с мощами был вновь открыт. После перевода в 1833 г. архиерейской кафедры в Курск архиеп. Илиодор (Чистяков) и его преемники «совершенно закрыли мощи святителя Иоасафа, облекли их поверх одежд в глухой саван» (Курские ЕВ. 1910. № 10. С. 190).

Епитрахиль свт. Иоасафа, еп. Белгородского (Николо-Иоасафовский собор в Белгороде)

 

Несмотря на «охранительные» меры, свидетельства многочисленных чудес и исцелений, связанных с И., распространялись по России. Напр., в 1905 г. белгородская мещанка католич. исповедания А. И. Резок, узнавшая об И. из сонного видения, после молитвы у его мощей получила исцеление от 30-летних мучительных головных болей.

Посещавшие Белгород в окт. 1817 г. имп. Александр I и в сент. 1832 г. имп. Николай I поклонялись мощам святителя. Имп. мч. Николай II, прибывший в Белгород для напутствия 5-й батареи 31-й артиллерийской бригады, отправлявшейся на фронт во время русско-япон. войны, 4 мая 1904 г. долго молился перед гробом И. Материалы к канонизации и ходатайства о причислении И. к лику святителей готовили мн. архиереи и клирики Белгородской (начиная с 20-х гг. XIX в.- Курской) епархии.

Пребывавший в 1872-1876 гг. в белгородском Троицком мон-ре на покое архиеп. Варлаам (Успенский) составил жизнеописание И., в 1874 г. отправил в Синод необходимые материалы к его канонизации. Однако Синод оставил ходатайство без удовлетворения как «не заключающее в себе никаких новых обстоятельств».

В дек. 1904 г. в связи со 150-летием со дня кончины И. сторонники его прославления активизировали деятельность. В 1907 г. в С.-Петербурге по инициативе кн. Н. Д. Жевахова был организован общественный кружок по содействию прославлению святителя. Жевахов собрал и опубликовал наиболее подробные материалы о жизни И., его предках, свидетельства чудес, сочинения святителя.

Одновременно в Белгороде было создано специальное хранилище, а в Курске – историко-археологическая комиссия для сбора и издания документов, относящихся к служению святителя. В дек. 1910 г. Синод принял решение о канонизации, ссылаясь на 54 достоверных свидетельства «чудесных действий», совершенных по предстательству И., и на нетление мощей, засвидетельствованное 19-25 мая того же года Киевским митр. Флавианом (Городецким) и Курским архиеп. Питиримом (Окновым). 10 дек. того же года (день кончины святителя) Николай II наложил на доклад Синода следующую резолюцию: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Святейшего Синода с искренним умилением и полным сочувствием». При этом император назначил и дату канонизации – 4 сент. 1911 г.

К торжествам было отпечатано множество жизнеописаний И., текстов его проповедей и молитв общим тиражом более 950 тыс. экз. Для мощей фирмой придворных поставщиков Хлебниковых по проекту архит. В. А. Покровского была изготовлена рака с сенью. Стоимость раки составляла 11 тыс. р., на нее израсходовано ок. 130 кг серебра. Общий вес всего сооружения из меди, латуни, золота и серебра составил более 2 т.

Почитатели И. пожертвовали для украшения раки и сени 105 драгоценных лампад. 3 сент. 1911 г. мощи святителя торжественно переоблачили и поместили в новый кипарисовый гроб, к-рый был перенесен в Троицкий собор и поставлен в раку. Прежнее облачение архиерея поместили в особый застекленный шкаф, поставленный недалеко от раки.

В торжественном богослужении 4 сент. принимали участие митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский), Харьковский архиеп. Арсений (Брянцев), Полтавский архиеп. Назарий (Кириллов), Рижский еп. Иоанн (Смирнов), Орловский еп. Григорий (Вахнин), Сухумский еп. Андрей (Ухтомский), Белгородский еп. Иоанникий (Ефремов), сщмч. Никодим (Кононов), еп. Рыльский, Гродненский еп. Елевферий (Богоявленский), всего ок. 400 чел. духовенства. На торжествах присутствовали вел. кн. Константин Константинович, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна.

Осенью 1911 г. в Белгород прибыло более 200 тыс. паломников, для размещения которых в окрестностях города выстроили 6 деревянных бараков на 10 тыс. чел. каждый, разбили более 2 тыс. палаток. В дни торжеств было зафиксировано 30 исцелений. После канонизации поток паломников к мощам не иссякал. 17 дек. 1911 г. своим присутствием почтил память И. имп. мч. Николай II с семьей.

Еще в 1881 г. еп. Курский и Белгородский Ефрем (Рязанов) учредил стипендию им. И. для поддержки одаренных воспитанников семинарии. В 1912 г. в С.-Петербурге было учреждено Всероссийское братство свт. Иоасафа под председательством адмирала Д. С. Арсеньева (затем его сменил генерал от инфантерии Л. К. Артамонов), товарищами председателя были Жевахов и прот. Александр Маляревский.

На одном из собраний братство предложило отметить памятным знаком место, на к-ром И., уезжая в мае 1754 г. из Белгорода, по преданию, совершил последнюю остановку, осенив город архипастырским благословением. Почетный гражданин Белгорода Г. В. Булгаков и настоятель белгородского Успенско-Николаевского собора прот. Порфирий Амфитеатров приблизительно определили это место у подножия Харьковской (Тавровской) горы.

При участии еп. Белгородского сщмч. Никодима (Кононова) 5 июля 1915 г. состоялось открытие памятника, к-рый представлял собой деревянный крест, установленный на кирпичном конусообразном постаменте. На лицевой стороне креста, обращенной к городу, находилось изображение распятия, под ним, на постаменте,- поясное изображение И. На противоположной стороне креста помещались образы свт. Николая (Николая Ратного), свт. Афанасия III Пателлария и И. В советское время памятник был уничтожен.

Рака с мощами свт. Иоасафа, еп. Белгородского (Преображенский кафедральный собор в Белгороде)
25 авг. 1920 г. Народный комиссариат юстиции принял решение о ликвидации мощей в России. По постановлению V Белгородского съезда Советов 1 дек. того же года состоялось вскрытие раки И., сопровождавшееся кощунственным «анатомическим исследованием» мощей. Сохранились «Протокол вскрытия…», специально отпечатанный во 2-й типографии Белгорода, и «Акт вскрытия…», опубликованный 10 дек. в газ. «Курская правда» (см. подробнее: Кобец О., прот., и др. История Белгородской епархии. Белгород, 2006. С. 210-211).

В кон. дек. 1920 г. останки, находившиеся, как отметила специальная комиссия, «в стадии мумификации», были переданы для экспонирования в Музей Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, находившийся в Москве. К сер. 30-х гг. XX в. мощи были переданы в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе в Ленинграде. Там они иногда выставлялись в сев. приделе, напротив могилы М. И. Кутузова. Поскольку демонстрация мощей вызывала приток верующих в музей, от их показа отказались и поместили их в подвал.

В 1970 г. на юге СССР были отмечены случаи холеры, в связи с чем в музее должна была пройти проверка санитарной инспекции. В ожидании ее комендант Казанского собора распорядилась закопать мощи И. в сыром подвале. Однако рабочие не решились сделать это и зарыли останки в шлаке чердачного перекрытия собора в надежде, что они лучше сохранятся. Спустя 20 лет один из рабочих, прятавших тело, А. В. Соколов, сообщил об этом представителям РПЦ.

28 февр. 1991 г. мощи были обретены. Специальная комиссия из представителей духовенства Ленинграда, Курска и Белгорода провела идентификацию. С 28 февр. по 10 авг. 1991 г. мощи хранились в Преображенском соборе Ленинграда. 11 авг. они были доставлены в Москву, где до 3 сент. находились в Богоявленском соборе в Елохове. 16 сент. гробница с мощами прибыла в Белгород. Всенощное бдение в тот день и Божественную литургию 17 сент. в Преображенском кафедральном соборе возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 2010 г. мощи И. находятся в Преображенском соборе, рака располагается справа от юж. дверей иконостаса. Резная сень над ракой выполнена резчиком И. В. Олейником. С 1998 г. в Белгородской и Старооскольской епархии поддерживается традиция в праздник Преображения Господня по совершении Божественной литургии торжественным крестным ходом переносить мощи И. из Преображенского собора в Николо-Иоасафовский собор, где они пребывают до 16 сент., когда крестным ходом переносятся обратно.

Во имя И. в Белгородской епархии освящены престолы нескольких храмов, часовни, открыты духовно-просветительские центры его имени, действует Белгородская обл. клиническая больница свт. Иоасафа. 2 нояб. 2001 г. был открыт и освящен памятник И., установленный первоначально перед зданием Белгородской ДС (авторы памятника скульптор А. А. Шишков и воспитанник семинарии А. Колесников), в 2004 г. перенесен в сквер Свято-Троицкого бульвара в Белгороде. С 2003 г. в Белгороде ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция «Иоасафовские чтения», в к-рой участвуют представители гос. власти, священнослужители, ученые, деятели культуры, учащиеся.

В мае-июне 2009 г. археологической экспедицией Белгородского гос. ун-та под рук. В. А. Сарапулкина были проведены раскопки на территории, где располагался Троицкий собор, уничтоженный в 20-30-х гг. ХХ в. Обнаружены остатки фундамента собора и выявлена усыпальница («пещерка») И., в к-рой почивали его мощи до 1911 г. В ходе работ было расчищено подвальное помещение, выстроенное из красного кирпича. По проекту, подготовленному белгородскими архитекторами и утвержденному Белгородским архиеп. Иоанном (Поповым), на месте упокоения И. планируются возведение часовни и воссоздание обстановки, которая была при жизни святителя.

 

По материалам сайта – Православная энциклопедия

 

Просмотрено (69) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *