Сущность, содержание и специфические особенности Евангелия о страшном суде

протоиерей Иоанн Толмачев (†1897)

Содержание:

1. Практический очерк содержания рядового чтения
2. Как страшно будет второе пришествие Господа для грешников и как утешительно для праведников!
3. Как важно и спасительно для нас постоянное памятование о страшном суде
4. Страшный суд будет поистине страшен
5. Страшный суд
6. Различие между раем и адом
7. Несомненное воздаяние на небе, хотя бы на земле многое осталось без возмездия
8. Ужасное и вместе с тем отрадное учение евангелия о страшном суде
9. Нынешнее евангелие открывает нам зрелище вечности
10. Об огне геенском
11. Разлучение с жизнью ужасно для нераскаянных грешников, но разлучение в последний день будет еще ужаснее

1.ПРАКТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СОДЕРЖАНИЯ РЯДОВОГО ЧТЕНИЯ

Продолжая побуждать нас к покаянию, Святая Церковь в евангельском чтении Мясопустной недели указывает нам на страшный суд, который откроется со вторым пришествием Иисуса Христа при конце мира. Суд этот будет, по истине, страшный, потому что он будет:

  1. Славный.

Сын человеческий придет не в образе смиренного раба, a во славе своей, окруженный «всеми ангелами» и «сядет на престоле славы своей», как Царь и Судья вселенной, чтобы судить живых и мертвых (ст.31).

  1. Всеобщий.

«Возгласят трубы, и истощатся гробы, воскреснет человеческое все естество трепещущее.» (Служба в Неделю Мясопустную). Перед судом «соберутся пред Ним все народы» и всех времен, от сотворения мира до последнего дня (ст.32); на нем раскроются и изобличатся все мысли, слова и дела, тайные и явные.

  1. Нелицеприятный:

«и отделит одних от других», по их внутренним качествам, «как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец», людей добродетельных, кротких и незлобных, «по правую Свой сторону, а козлов», людей нечестивых и грехолюбивых, «по левую» (ст.32, 33). «Тамо ничтоже помощи может Богу сущу Судии, ни тщание, ни козни, ни слава, ни дружба, разве от дел крепость твоя». (Служба в Неделю Мясопустную)

  1. Окончательный и последний:

а) для праведников — утешительный: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (ст.34) за ваши дела милосердия (ст.35–36), которые вы совершали не для внешней славы и наград, но по одной любви к Богу и ближним (ст.37–40);

б) для грешников ужасный: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (ст.41) за то, что вы были немилосерды к ближним, которых вы не признавали своими братьями, заслуживающими сострадания ради Иисуса Христа (ст.42–45). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ст.46)!

Частные истины, предлагаемые дневным евангелием для церковного собеседования, могут быть следующие:

ст. 31 — «о том, к чему должна побуждать нас мысль о страшном суде».

Ст. 32–35 — «о вечном разлучении людей добрых от злых в будущей жизни, об овцах и козлищах».

Ст. 34 «о блаженстве праведных»

Ст. 35–40: «кто оказывает милостыню ближним, тот сам будет помилован на страшном суде»,

или о том, что «благотворительная деятельность на земле служит верным приготовлением к вечно-блаженной жизни на небе»,

или «о высоком нравственном достоинстве дел истинно-христианского милосердия».

Ст. 41–45: «немилосердие к ближним, оказываемое нами на земле, будет иметь влияние на решение нашей вечной участи».

Ст. 46: «о вечности мучений» и т. п.

2.КАК СТРАШНО БУДЕТ ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА ДЛЯ ГРЕШНИКОВ И КАК УТЕШИТЕЛЬНО ДЛЯ ПРАВЕДНИКОВ!

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (ст.31, 32).

Нынешнее евангелие изображает нам картину второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа на суд. Было время, когда Сын Человеческий приходил на землю «в образе раба», чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19:10).

Будет время, когда Он придет опять на землю, но уже «во славе своей», чтобы судить живых и мертвых, и воздать каждому по делам его:

“ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.” (2 Кор. 5:10)

  1. Страшно для грешников.

а) Приидет Сын Человеческий во славе своей:

“Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,
и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.” (Maр. 13:24–27)

“потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.” (1Фесс. 4:16–17)

“тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;” (Мат. 24:30)

и станет судить живых и мертвых.

Этот суд будет всеобщий. Пред ним предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, все великие и малые, старые и юные, богатые и бедные, знатные и простые. На нем раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные:

“И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.” (Апок. 20:12)

“Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.” (1 Кор. 4:5)

“О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря:
«се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах,
которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».” (Иуд. 1:14–15)

“Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.” (Лук. 12:2)

Этот суд будет праведнейший; ибо Судьей будет сам Господь, «воздающий каждому по делам»:

“Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева
и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его.” (Рим. 2:5–6)

без лицеприятия:

“Ибо нет лицеприятия у Бога.” (Рим. 2:11)

“И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего.” (1 Пет. 1:17)

Этот суд будет последний и окончательный. На нем решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел:

“оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.” (Мат. 13:30)

овцы — от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения:

“Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя” (Исаии 63:14)

б) Поистине, страшен будет этот суд, но страшен для грешников.

Каким позором и срамом покроются они, когда все их «постыдные дела тьмы» явятся во всем свете пред взорами всевидящего Бога, пред тьмами ангелов и человеков. — Тогда совесть представит грешнику всю его протекшую жизнь. Грешник узрит себя во всей наготе и прийдет в ужас, и раскается. Какой позор и смятение!

Но еще ужаснее приговор, какой услышат грешники от сидящего на престоле славы Господа: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный».

«Идите» — Я не признаю вас более своим народом; вы презрели мой крест, мое евангелие; вы отреклись от Меня, теперь и Я отрекаюсь вас. Время благодати и покаяния уже прошло и не возвратится:

“Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” (Мат. 7:22)

“Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.” (Лук. 13:26–27)

вся надежда на спасение потеряна”

“А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда.” (Прем. 3:18)

«И пойдут сии в муку вечную.» Тут вечный плач и скрежет зубов; тут огонь вечно горит и не угасает, мучениям нет предела, времени нет конца.

  1. Утешительно для праведников.

а) «Приидет Сын Человеческий во славе своей»

и это пришествие, столько страшное для грешников, будет невыразимо радостным для праведников.

«Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лук. 21:28), сказал Господь смущенным ученикам, после того, как возвестил им о грядущем суде своем.

Теперь избранные Божьи ведут мучительную борьбу с своею греховной природой; тогда настанет для них «избавление от этой борьбы».

Теперь они терпят поношения и оскорбления, тогда Бог «отымет всяку слезу от очей их»:

“И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.” (Апок. 20:4)

Теперь они скрываются во мраке и неизвестности, тогда «просветятся как солнце»:

“и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.” (Матф. 17:2)

«Приидите», скажет Господь одесную стоящим, «благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Приидите все, подвизавшиеся в вере и благочестии, и наследуйте не царство мира, земное, преходящее, но царство вечное. — И придут «праведники в жизнь вечную». Настанет блаженство, которого никакое слово человеческое не в состоянии выразить:

“Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.” (1 Коринф. 2:9)

“Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.” (Рим. 8:18)

“Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.” (1 Иоан. 3:2)

и этому блаженству не будет конца.

б) «Приидет Сын Человеческий во славе своей»:

итак вы, ревнующие о Господе, «вы же, братия, не унывайте, делая добро» (2 Фесс. 3:13).
«Труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58).
«В мире будете иметь скорбь» (Иоан. 16:33),
но «и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас»:

“Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;” (Иоан. 16:22)

“Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.” (Псал. 125:5)

Не унывайте и вы, которые в нужде и бедности пресмыкаетесь теперь при вратах немилосердых богачей. Имейте терпение. Пусть душа ваша очищается в несчастии, как золото в горниле, и потом думайте, что «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5).

«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною» (Апок, 22:12).

3.КАК ВАЖНО И СПАСИТЕЛЬНО ДЛЯ НАС ПОСТОЯННОЕ ПАМЯТОВАНИЕ О СТРАШНОМ СУДЕ

«приидет Сын Человеческий во славе Своей… и соберутся пред Ним все народы» (ст.31–32).

Что мы все некогда умрем, это мы знаем несомненно, об этом говорит нам наша природа и повседневный опыт. Но что после временной жизни настанет вечная, и мы предстанем некогда на суд Божий, об этом мы ничего не знали бы, если бы слово Божье не открыло нам этого. A как часто и ясно говорит оно об этом:

“И как человекам положено однажды умереть, а потом суд.” (Евр. 9:27)

“ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.” (Деян. 17:31)

Как выразительно в дневном евангелии представлен страшный суд, которого не избежит никто из нас!

  1. Оно должно пробудить нас от греховной беспечности и легкомыслия.

а) Нельзя отрицать, что большая часть людей проводит жизнь свою в крайней беспечности; смотрит на жизнь, как на игрище, и на отношения людей, как на торжище. Мало думают о едином на потребу; легко относятся к своим обязанностям, как людей и христиан.

б) Мысль о страшном суде выводит нас из этой беспечности. Как должна перемениться вся наша жизнь, если мы серьезно подумаем, что настанет некогда суд, на котором воздастся каждому по делам, где придется отвечать за всякую потерянную минуту, за каждое праздное слово и проч.

  1. Оно должно усугубить наше внимание к нашему нравственному состоянию.

а) Кто может за собой заметить, как часто он погрешает?

Должен со смирением сознаться каждый из нас. Между тем, нет ничего опаснее для нашей добродетели, как та нравственная дремота, находясь в которой многие, быть может, не замечая того сами, продолжают коснеть во грехе. Только постоянное внимание к самим себе, только частое испытание своей совести может предохранить нас от такого ослепления, в котором мы сами обманываемся на счет наших грехов.

б) Из этой опасной дремоты выводит нас постоянное памятование о том дне, когда «сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». Перед великим Судьей откроются все тайные и явные грехи каждого человека. Какой позор будет для нас, если мы своими поступками обманывали только мир, скрывая под личиной благочестия отвратительные пороки?

  1. Оно должно ободрять нас в подвигах добра.

а) Добродетель требует труда и жертв.

Путь, ведущий к вечной жизни, тесен и узок; на нем изнемогают часто лучшие и благороднейшие из людей. Что может так ободрить человека в подвигах добродетели, как не мысль о великом дне мздовоздаяния, где его труды оценятся, его стремления к добру вознаградятся?

б) Сила чувственных влечений и страстей очень велика и вызывает человека добродетельного на тягчайшую борьбу. Что может укреплять его в этой борьбе, как не память о том часе, в который Сын Человеческий воздаст каждому по делам?

в) Неисчислимые соблазны и искушения ко злу окружают добродетельного человека, и тем легче колеблют его в добре, чем менее его добро признается и оценивается миром. Как удобно он поддается тогда искушению! Но как сильно и здесь опять может ободрить его мысль о вечности, где каждое благородное самоотвержение не останется без возмездия!

  1. Оно должно утешать u укреплять нас среди несправедливых оскорблений и незаслуженных страданий.

а) Нет сомнения, что посредством мудрого и добродетельного образа жизни мы отвращаем от себя множество несчастий, которые часто постигают людей безумных и порочных. Но несомненно также и то, что самый добродетельный терпит в этом мире много лишений, огорчений, оскорблений.

б) Что может утешить и укрепить невинно страждущего, как не мысль о дне праведного мздовоздаяния? Временные страдания ничего не значат в сравнении с вечной славой, ожидающего добродетельных. Прийдет некогда день, в который страдания окончатся, слезы осушатся, незаслуженные оскорбления прекратятся.

4.СТРАШНЫЙ СУД БУДЕТ ПОИСТИНЕ СТРАШЕН

«Приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» и проч. (ст.31, 32).

Потому что это будет:

  1. Суд совести.

При наступлении страшного суда люди живые изменятся, a умершие воскреснут.

Затрубит труба архангела, и со всех концов мира соберутся все народы на суд. Совесть, которая прежде была усыплена, теперь пробудится, как пробуждаются утром после безобразно проведенный ночи. Она предстанет человеку как чистое зеркало. «Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои» (Псал. 49:21). Что же представит человеку некогда подавленная, a теперь свободная совесть?

а) Пренебрежение обязанностями звания.

«Пастыри церкви! учила ли я вас быть только наемниками в винограднике Господнем?»

«Судьи и начальники! не предохраняла ли я вас от всякого пристрастия и не возбраняла ли вам кривить правдой ради денег или лицеприятия?»

«Родители! как часто я увещевала вас приложить более труда и усилия к доброму воспитанию детей!»

«Богатые! не побуждала ли я вас постоянно приносить жертву для царствия Божия из дарованных вам Богом благ?»

«Не побуждала ли я „всех“ к верному исполнению обязанностей звания?».

б) Увлечение страстями.

«Ты предался честолюбию, и чрез оклеветание и очернение других и лучших вытеснил их из должности, лишил достоинства, чтобы самому занять их место!»

«Ты из суетного „тщеславия“ и страсти к „щегольству“ промотал состояние родителей и так часто огорчал их!»

«А ты, вопреки моим предостережениям, предавался по целым ночам „играм и пьянству“, между тем как твои родные ожидали тебя и скорбели!»

«А ты дозволил „плоти“ господствовать над духом и часто терял рассудок!»

«Ты служил гневу!» и т. д.

в) Причиненную неправду.

Как часто человек, совершивший вопиющую несправедливость, считает себя правым; Он не желал хорошо подумать, не превозмог себя, чтобы стать на беспристрастную точку зрения. Заметьте это вы, христиане, которые очень часто ссылаетесь на свое «право». Многим из вас совесть скажет тогда: «ты несправедливо обходился с своими старыми родителями, которых ты худо призревал; ты своею несправедливой ревностью мучил жену; ты обижал братьев и сестер, обделив их состоянием при разделе родительского имущества!» и т. д.

г) Пренебрежение покаянием.

«Я часто призывала тебя к покаянию: но ты упорствовал. Время жизни шло и смерть внезапно застигла тебя» и проч.

  1. Суд людей.

На месте суда соберутся все народы, колена, племена, люди дальние и близкие нам.

Те, которые не принесли покаяния на земле, не прощали и не исправились, сделают горькие «упреки» злым людям, которые соблазняли их и развращали. Кто же выступит с этими угрозами и упреками?

а) Пренебреженные,

о воспитании и исправлении которых не заботились во время земной жизни.

«Дети», по выражению Спасителя, будут судьями собственных родителей и скажут им: «на вас падает вина за нашу погибель, до которой вы довели нас своею обезьяньей любовью и своим дурным примером.»

«Слуги» скажут господам: «вы Препятствовали нам исполнять наши христианские обязанности.»

«Жены» мужьям: «вы пренебрегали нашими благочестивыми чувствами и отвлекали нас от посещения храма Божия.»

б) Угнетенные.

К одному: «ты лишал нас заслуженной платы за труд и тем понудил нас взяться за порочное ремесло.»

К другому: «ты пользовался нашей „нуждой“ и взимал непомерные проценты.»

К третьему «ты пред судом „ложно свидетельствовал“ на нас и мы потеряли правое дело.»

К четвертому: «ты выиграл Процесс посредством подкупа.»

Все угнетенные скажут угнетателям: «возмущенные вашими неправдами, мы проклинали вас и не прощали, и теперь вместе с вами подвергнемся вечному осуждению.»

в) Соблазненные.

«Мы жили в счастье невинности: вы похитили ее у нас.»

«Наша брачная жизнь была счастлива: но пришли вы и разрушили наше счастье.»

«Мы имели правую веру: но вы вашими насмешками и издевательствами совратили ее.»

«Мы радовались в служении Господу но вы отравляли это служение.»

«Мы верно исполняли обязанности нашего звания: но вы называли нас безумными, и мы пренебрегали нашим долгом.»

  1. Суд Сына Человеческого.

Кто в состоянии выразить ужас, который овладеет всеми, при появлении на суд Сына Человеческого? Самые праведные вострепещут. Сын Человеческий и вместе Сын Божий явится во всей славе, окруженный сонмом ангелов. Он всеведущ и все беззаконно тайное сделает явным. Что может быть ужаснее этого? Если бы Он судил только известные всем, явные дела: то это было бы сносно. Но Он судит сердце. Тут не устоят многие из тех, которые считали себя праведниками. Что же Он приведет во свет?

а) Тайные грехи плотские.

Одной толпе Господь скажет: «вы жили, по всей видимости, честно. Но в вашей плоти горел неугасаемый огонь. Самое хождение ваше в храм и ваши молитвы были отравляемы злыми похотями и пожеланиями: ваше сердце — яд.»

б) Сокровенное честолюбие.

Другой толпе скажет: «вы сделали много истинно доброго. Но вашим побуждением была не любовь к Богу и ближним, a искание похвалы и славы пред людьми. Вы получили уже мзду свою. Небо — награда только для любящих во смирении.»

в) Тайное корыстолюбие.

Третьей толпе скажет: «вы были бережливы, деятельны, умеренны, воздержны: но единственно из корыстолюбия. Вы доставляли другому хлеб и услугу: но только для того, чтобы самим обогатиться. Вы много жертвовали для бедных: но для того, чтобы еще более взять с богатых.»

г) Лицемерие.

Четвертой огромной толпе скажет: «Я часто видел вас в церкви, но в домашней клети вы никогда не молились. Молитва ваша, какую вы произносили устами, не исходила из сердца и не возносилась к небу.»

Заключение. Кто не устрашится суда совести, людей и Сына Человеческого? Тот, кто всегда поступает справедливо и непрестанно очищает грехи свои покаянием.

5.СТРАШНЫЙ СУД

«И соберутся пред Ним все народы» (ст.31–32).

  1. Он непременно наступит.

Иной думает и говорит: «всеобщего суда не будет. К чему он, когда каждый человек судится уже частным судом?» Но слово Божье и даже разум уверяют в противном. Будет, непременно будет последний, всеобщий суд.

а) Все сотворенное имеет конец, стремится к своему разложению.

Так и человек. Он живет, растет, стареется и умирает. По смерти он будет судим.

б) Tо же самое нужно сказать и обо всех народах.

Они возрастают, процветают, стареются, исчезают и находят свой суд. Так, иудейский народ рассеян и чрез то осужден; он более — не народ.

в) Так и со всем человечеством.

Оно имеет свой возраст детства, юности, мужества и старости. В великий день суда Бог хочет собрать все человечество вместе и подвергнуть его суду. Задачи, которые оно имело, должны быть сопоставлены между собой: решило ли оно их или нет? Все добрые должны быть противопоставлены всем злым, как при обширном судном процессе на земле, в котором замешаны весьма многие лица. Каждому частному человеку уже предуказано, часто ясно сказано, что его ожидает. И, однако же, Судья при конце мира хочет собрать всех вместе и пред всеми произнести приговор: одни выйдут оправданными, другие подвергнутся большему или меньшему наказанию.

Следовательно, всеобщий суд будет уже по требованию разума, тем более потому, что о нем сказал Спаситель.

  1. Он наступит неожиданно и при ужасных обстоятельствах.

а) «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мат. 24:42). Один будет застигнут врасплох в своем сластолюбии; другой — в начертании своих планов; третий — когда только начали поправляться его трудные обстоятельства и т. д. Какое будет смятение! Не ужаснее ли оно, чем если внезапно врывается пожар в дом?!

б) Пробьет последний час; нужно будет расстаться со всем земным. Как горька уже одна мысль об этом!

в) «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мат. 24:29)! Какой ужас наводит на нас уже землетрясение! Но оно — ничто, в сравнении со всем этим.

г) «Восплачутся все племена земные» (Мат. 24:30)! Каждое несчастие на земле становится тем сильнее и убийственнее, чем громче слышатся при этом раздирающие вопли. Осужденные возопиют: «горы, падите на нас; холмы, покройте нас» и т. д.

  1. Решение его будет последнее и вечное.

а) Для благочестивых — отрадное.

Они возрадуются и возвеселятся; внидут в царский чертог, в радость Господа, в царство Отца небесного! Борьба привела их к самой счастливой цели. Не напрасно подвизались они на земле, страдали, каялись.

б) Для нечестивых — ужасное.

Уже совесть судила их, теперь судит Бог. Никакие извинения и оправдания не помогут. Что они дали бы за то, если бы могли на веки умереть? Они увидят между избранными тех, которых при жизни презирали, угнетали, преследовали! Они увидят родителей, учителей, супругов, советы которых презирали. Они увидят Спасителя, который так много сделал для них (что?) и которого они отвергли! Теперь Он отвергнет их!

Заключение. Страшный суд непременно придет и решит навеки участь каждого из нас. Подумаем об этом серьезно, чтобы нам не погибнуть!

6.РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ РАЕМ И АДОМ

«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ст.46).

Вот участь, ожидающая людей праведных и грешных в вечности! Первые наследуют жизнь вечную, a вторые — муку вечную. Благочестивые будут в раю, a нечестивые — в аду. Какое же главное различие между этими двумя местами: раем и адом?

  1. Ад ужасен и, однако же, он дорого стоит людям.

а) Ад ужасен.

Мы не знаем всех адских мучений, но то, что известно нам из откровения Божьего, приводит нас в ужас.

Там живут только между одними нечестивыми людьми. Уже на земле бывает почти невыносимо жить со злыми людьми: но на земле зло еще не достигает полного развития; здесь находятся и добрые люди, здесь можно избегать злых.

Там страсти продолжаются. Как они пожирают души людей уже здесь! Как они сильно бушуют в груди человека! В аду они будут иметь еще больший для себя простор.

Там мучит совесть. Сколько мучений причиняет совесть уже здесь!

Там вина сделается сознательнее и яснее.

Там будут лишены лицезрения Божьего. И все эти мучения будут продолжаться вечно. Никакой надежды на спасение. При земных страданиях всегда имеют утешение в том, что они некогда прекратятся.

б) Но как ад ни ужасен, однако же, он покупается дорогой ценой.

Самые обыкновенные грехи, ведущие в ад, уже здесь отравляют жизнь и уже здесь делают людей несчастными. Таким образом, покупают горечь за горечь, погибель за погибель. Гневливость и нетерпение причиняют уже здесь огорчение, удваивают страдания, отравляют расположение духа и все радости: стыдятся самих себя за такую слабость. Изнеженностьнецеломудриеневоздержность похищают уже здесь мир, убивают всякие возвышенные стремления и самоуважение, причиняют раскаяние, тоску и досаду. Человек, подпавший этим страстям, чувствует себя рабом. Ложьнечестность и обман навлекают уже здесь презрение, позор, проклятие, дурное мнение и тысячи неприятностей. Ненависть, вражда и зависть сокрушают кости, отравляют всякое удовольствие, отпечатлеваются на лице. Во всех этих страстях — одно только огорчение для человека.

Таким образом, грех причиняет скорбь уже здесь и мучения там. Мучение за мучение! Как дорого стоит ад!

  1. Рай так привлекателен и, однако же, обходится дешево человеку.

а) Люди добродетельные, будущие обладатели рая, счастливы уже здесь.

Они — победители, a каждый победитель ощущает радость и восторг. Рай, таким образом, обходится им дешево. Возьмите самые обыкновенные добродетели, ведущие в рай; все они осчастливливают человека уже на земле. Самообладание доставляет радости; в нем чувствуют свою крепость, господствуют над самими собой, a господство — приятно. Воздержание есть не меньшее господство; оно облегчает стремление к Богу. Верность в своем звании и неутомимая деятельность награждаются уже тем, что пища и питье кажутся вкуснее, дневной труд вознаграждается радостным удовлетворением. Благожелательство и благотворительность доставляют многие радости; давать приятнее, чем принимать. Молитва ведет к небу, a Бог — бесконечно блажен. Так и со всеми добродетелями, ведущими в рай!

б) Кто имеет, тому дано будет.

Высочайшие блага, приобретаемые добродетелью, сокрыты в небе. Хотя их «ни око не видело, ни ухо не слышало» и т. д., однако же мы знаем много радостного о рае: он привлекателен и славен. Там нет никакой болезни и горя, там только радость и блаженство — настолько превышающие земные радости, насколько небо выше земли. Там созерцают истину, имеют высшее знание, проникаются мировыми планами Божьими. Там легко и охотно исполняют волю Божью и получают круг действий, как ангелы. Там живут только с одними добрыми. Какое счастье — там зреть лицо Божье. Там радость не имеет конца; она продолжается вечно. Здесь всякая радость омрачается мыслью, что она не долго продолжится.

7.НЕСОМНЕННОЕ ВОЗДАЯНИЕ НА НЕБЕ, ХОТЯ БЫ НА ЗЕМЛЕ МНОГОЕ ОСТАЛОСЬ БЕЗ ВОЗМЕЗДИЯ

«Приидет Сын Человеческий во славе Своей» (ст.31, 32):

“Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.” (Апок. 22:12)

  1. Для благочестивых — какое утешение!

В мире остается многое без возмездия:

“падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом.” (Иов. 12:4–5)

Посмотрите теперь на высшего Мздовоздаятеля.

а) Он воздает всякому и за все:

“где червь их не умирает и огонь не угасает.” (Maр. 9:44)

б) Он хочет воздать во времени и в вечности:

“давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.” (Лук. 6:38)

“и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.” (Лук. 14:14)

“Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.” (Мат. 19:27–29)

  1. Для грешников — какой ужас!

Как много зла в мире остается без наказания!

“Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в душе своей: «кто видит меня?
Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться?
Всевышний не воспомянет грехов моих». Страх его — только глаза человеческие.” (Сир. 23:24–26)

“Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне.” (Зах. 5:3)

И здесь Бог есть Мздовоздаятель:

а) потому что всякий грех оскорбляет его, как безгрешного.

б) грешник должен ожидать себе наказания уже здесь, на земле:

“ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].” (Псал. 49:21)

“гниль и черви наследуют его, и дерзкая душа истребится.” (Сир. 19:3)

“Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф.” (Иер. 2:19)

в) в вечности будет возмездие еще ужаснее:

“и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.” (Апок. 11:8)

“и не говори: “кто властен в делах моих?”, ибо Господь непременно отмстит за дерзость твою.” (Сир. 5:3)

“ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?” (1 Пет. 3:12)

” так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?” (Псал. 72:13-14)

8.УЖАСНОЕ И ВМЕСТЕ С ТЕМ ОТРАДНОЕ УЧЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

«Приидет Сын Человеческий во славе Своей» и т. д.

  1. Для кого оно ужасно.

Уже преображение Иисуса Христа на Фаворе привело учеников Его в страх:

“И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.” (Мат. 17:6)

не тем ли ужаснее будет Его явление во славе, как Судьи вселенной, в особенности:

а) Для грешника, имеющего злую совесть.

Все его грехи откроются:

“Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри,
разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.
Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.” (Гал. 5:19–21)

“И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».” (Еккл. 3:17)

Судья потребует отчета за всякое праздное слово:

“Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда.” (Мат. 12:36)

за всякое зло, им содеянное, за всякое добро, им упущенное. Ужасный день для омраченной грехами совести!

“Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.” (Еккл. 11:9)

“ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы.
Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка.” (Прем. 17:10–11)

б) По причине вечного наказания, ожидающего грешника.

«Идите от Меня, проклятые» и проч. Это несомненно последует. И грешник не убежит от карающего правосудия Божьего. Он ввержен будет в «озеро огненное»:

“И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою.” (Апок. 19:20)

во тьму кромешную, и на долго ли? Навсегда:

“И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.” (Исаии 66:24)

“и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.” (Апок. 14:11)

  1. Для кого оно отрадно.

а) Для праведников. Впрочем не все ли мы грешники?:

“и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.” (Псал. 142:2)

Какие шипы у самой прекрасной розы! — Есть обратившиеся, раскаявшиеся и примирившиеся с Богом грешники:

“Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.”(Иоан. 5:24)

которых сердце более не осуждает нас:

“Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,” (1 Иоан. 3:21)

которые праведно и благочестно жили в этом мире и всегда хранили свою совесть:

“Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои.” (Иов. 27:6)

Такие с радостью явятся пред судилищем Христовым:

“Очи Господа — на любящих Его. Он — могущественная защита и крепкая опора, покров от зноя и покров от полуденного жара, охранение от преткновения и защита от падения;” (Сир. 34:16)

б) По причине несомненной и вечной награды, ожидающей их. На их главе венец:

“а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.” (2 Тим. 4:8)

Невыразимое блаженство:

“Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.” (2 Кор. 4:17)

Радость после печали. Жатва после посева, награда после труда. Добрые дела их последуют за ними:

“И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.” (Апок. 14:13)

Судья воздаст им

“без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.” (Евр. 11:6)

“Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.” Мат. 5:12)

за каждую чашу воды:

“кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.” (Мат. 10:41)

за каждое дело их милосердия к меньшим братьям.

Заключение. Многие слушают об этом с холодным сердцем. О, слепой, беспечный человек:

“Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, — потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя».” (Исаии 28:15)

вспомни известного богача:

“и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.” (Лук. 16:24)

Cо смертью Судья уже при дверях. — Лицемер, Бог знает твое лукавое сердце:

“Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.” (Мат. 7:22–23)

Бедный Лазарь, не унывай духом!

9.НЫНЕШНЕЕ ЕВАНГЕЛИЕ ОТКРЫВАЕТ НАМ ЗРЕЛИЩЕ ВЕЧНОСТИ

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свой сторону, а козлов — по левую

  1. Все мы явимся перед судищем Христовым:

“ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.” (2 Кор. 5:10)

Кто Судья?

«Сын Человеческий во славе своей». Он явится как Царь всех царей:

“потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде.” (1 Фесс. 4:16)

сидящий на троне:

“Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.” (Мат. 26:64)

Перед Ним соберутся все народы. Никакого предпочтения к национальностям, к званию, состоянию, происхождению, возрастам и лицам. Те, которые доживут до страшного суда, также восхищены будут:

“потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.” (1 Фесс. 4:17)

  1. Все мы обнаружимся на судище Христовом со всеми своими делами.

Судья отделит одних от других, не по званию и достоинству земному, но по добродетели:

“И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.” (Мал. 3:18)

Благочестивый обнаружится здесь, как по своему внутреннему миру:

“но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.” (1 Пет. 3:4)

так и по своим внешним делам:

” Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.” (Мат. 6:34)

Нечестивый также обнаружится со всеми злыми помыслами, словами и делами:

“Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.” (Псал. 89:8)

Он даст отчет о каждом слове:

” Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.” (Мат. 12:36)

  1. Каждый получит мзду свою.

Праведный получит награду. «Приидите благословенные» и проч. Все, даже чаша воды:

“И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.” (Мат. 10:42)

богато вознаградится. Неправедный получит свое наказание. «Идите проклятые» и проч.:

“И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.” (Исаии 66:24)

Грешник, мера твоя переполнена; Христос взывает: ей гряду скоро:

“И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.” (Апок. 12:10)

Кто верует, для того не страшен суд:

“Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.” (Иоан. 3:17–18)

10.ОБ ОГНЕ ГЕЕНСКОМ

«Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (ст.41).

Ужасная участь ожидает немилосердных и нераскаянных грешников в вечности! «Идите … проклятые», скажет им Господь, «в огонь вечный.» «И пойдут сии в муку вечную» (ст.46).

Что это за мука вечная? Что это за огонь вечный?

  1. Это — огонь действительный по своему существу.

Слово Божье единогласно говорит об этом:

“что наказание нечестивому — огонь и червь.” (Сир. 7:19)

“Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.” (Псал. 20:10)

“не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней.” (Исаии 34:10)

Неведающие Бога и не принимающие евангелия будут гореть в «пламенеющем огне»:

“а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,” (2 Фесс. 1:7–8)

в «в озере, горящем огнем и серою»:

“Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.” (Апок. 21:8)

Не ясно ли?

Но, быть может, Иисус Христос употребляет слово «огонь» в смысле переносном, иносказательном? Нет. Господи, сказали некогда ученики, объясни нам притчу о поле и плевелах. Иисус Христос, исполняя их просьбу, объяснил им каждое иносказательное выражение в притче, но слово «огонь» оставил без объяснения, — почему? потому, конечно, что Он говорит о действительном, a не о мнимом огне:

“Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.” (Мат. 13:24–30)

“Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого;
враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит” (Мат. 13:36–43)

Может ли быть еще место сомнению, когда Спаситель выразительно говорит: «Идите … проклятые, в огонь вечный

  1. Это — огонь чудесный по своим действиям.

«Если во аде будет настоящий огонь, то как, возражают, он может сжигать душу, дух»?

A как, спросим, он может мучить «диавола и ангелов его», которые суть также духи? «Идите» сказано, «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.» Конечно, это может быть не иначе, как по особенному действию всемогущества Божьего; это будет огонь «чудесный», как в отношении душ, так и тел. Он будет мучить души, как бы они были тела, и тела, как бы они были души, потому что эти тела никогда не уничтожатся от огня. «Души в этом огне, говорит один святой отец (Блаженый Августин in рsal. 40) будут мучиться хотя чудесным, но действительным образом.» Следовательно, если Богу угодно будет сообщить действительному огню свойство мучить души, то он и будет выполнять это назначение. Священное Писание прямо говорит, что огонь геенский возгорится от ярости правосудного Бога, разжется до ада преисподнего:

“ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор;” (Втор. 32:22)

Если Бог сообщает воде крещения освятительную силу для крещаемых в ней душ, то не может ли Он сообщить и огню мучительную силу для грешных душ? Далее, если Бог в награду избранных одарит их тела некоторыми свойствами духовности, сделает их бессмертными, бесчувственными, проницаемыми, «духовными», как учит апостол Павел, то Он может также в наказание нечестивых дать их душам некоторые свойства телесности, сделать восприимчивыми к геенскому огню, телесными. Но самое чудесное в этом огне то, что степень его мучительности будет не для всех одинакова. Кто более согрешил, тот более будет и страдать, потому что правосудие требует, чтобы наказание было соразмерно с виною, как об этом говорится в откровении: «воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей» (Апок. 18:6–7).

Не думаете ли, быть может, что геенский огонь будет не так мучителен, как он изображается в Писании? Напрасно.

  1. Это — огонь ужасный по своей мучительности.

Посмотрите на действия естественного огня. Как они мучительны для человеческого тела! Мучения огнем самые ужасные из всех мучений. Но естественный огонь только тень геенского огня. О, как ужасно быть низвергнутым во ад! Ибо, что такое ад? Темница, всецело наполненная огнем. Идите, скажет праведный Судья, в огонь вечный.

Какой язык человеческий в состоянии выразить адские мучения, которым не будет ни предела, ни конца!

11.РАЗЛУЧЕНИЕ С ЖИЗНЬЮ УЖАСНО ДЛЯ НЕРАСКАЯННЫХ ГРЕШНИКОВ, НО РАЗЛУЧЕНИЕ В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ БУДЕТ ЕЩЕ УЖАСНЕЕ

«И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (ст.32).

  1. Разлучение с жизнью ужасно для нераскаянных грешников:

а) потому что души их разлучаются с телами, без надежды на другую жизнь, уничтожающей страх смерти;

б) потому что они разлучаются со всеми близкими их сердцу;

в) потому что они разлучаются со всеми благодатными средствами спасения, которыми они при жизни злоупотребляли;

г) потому что они разлучаются со всеми своими благами, в которых полагали всю свой надежду.

  1. Но разлучение в последний день будет еще ужаснее:

а) потому что тела их по воскресении соединятся с их душами для принятия вечных мучений, тогда как они желали бы быть вечно погребенными в земле с своими грехами;

б) потому что они разлучатся как козлища от овец, которых праведный Судья поставит «справа» (разлучение тяжкое, потому что оно разлучит детей с родителями, братьев с сестрами; для многих унизительное, потому что тут ни к чему не послужит ни знатность, ни богатство; вечное, а не временное, какое бывает на земле от продолжительного отсутствия или по причине смерти:

“и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.” (Лук. 16:26)

“Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его;
они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе:
«это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания.
Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною!
Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его — со святыми?»” (Прем. 5:l-5)

“Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням,
а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием?
Все это прошло как тень и как молва быстротечная.” (Прем. 7–9)

в) потому что они, по окончательному приговору Судьи, разлучатся от вечной надежды на милосердие Божье, между тем как ответ их показывает, что они не думали лишиться этой надежды:

“Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” (Матф. 7:22)

“Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.” (Лук. 8:27–28)

г) наконец, потому что они подвергнутся вечным мучениям и, таким образом, навеки отлучатся от Бога и небесного блаженства.

По материалам – Свято-Екатерининского кафедрального собора

Просмотрено (25) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Православный пост

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *