Слово о молитве

Симеон Новый Богослов

Память: 12/25 марта

1) Есть семь классовъ лицъ, для которыхъ потребна молитва Церкви о спасеніи ихъ.

2) Тѣ, которые молятся Богу, а между тѣмъ сами не знаютъ, о чемъ просятъ, не бываютъ услышаны.

3) Всуе трудятся тѣ, которые не молятся въ духѣ.

1. Есть семь классовъ лицъ, о спасеніи коихъ потребна молитва Церкви: погибшіе, плѣненные, заблуждшіе, уязвленные, падающіе, возставшіе, шествующіе. Есть еще и осьмой классъ — совершенные, которые, задняя забывая, все въ предняя простираются. Каждый изъ этихъ осьми классовъ имѣетъ нужду въ особой молитвѣ Церкви Божіей о спасеніи его:

погибшіе имѣютъ нужду въ молитвѣ о томъ, чтобы ихъ взыскалъ и обрѣлъ вездѣсущій Богъ, для Котораго явны и адъ и пагуба;

плѣнные, т.-е. порабощенные (страстямъ и діаволу), — чтобъ ихъ освободилъ божественною благодатію своею Тотъ, Кто все содержитъ и надъ всѣмъ господствуетъ, потому что такого рода порабощенникъ не можетъ освободиться самъ собою;

заблуждшіе, — чтобы просвѣтила ихъ божественная благодать и направила на путь истины, какъ учитъ и Псаломъ: настави мя Господи на путь Твой, и пойду во истинѣ Твоей (Пс. 85, 11);

уязвленные, т.-е. сокрушенные, чтобы ихъ уврачевалъ и поднялъ съ одра Господь, потому что ни одинъ изъ уязвленныхъ не можетъ исцѣлиться и стать на ноги собственною своею силою;

падающіе, т.-е. тѣ, которые впадаютъ въ грѣхи, — да укрѣпитъ ихъ великомощная десница Всевышняго Бога, чтобъ они не падали;

возставшіе, т.-е. тѣ, которые перестали грѣшить, — да утвердитъ ихъ божественная благодать, чтобъ они не низвергались болѣе въ ровъ сей;

шествующіе, т.-е. тѣ, которые подвизаются въ добродѣтели, — да шествуютъ безъ преткновеній, и Ангелъ Господень да устраняетъ камни и препятствія съ долгой и тѣсной стези добрѣтелей, чтобъ имъ не подвергаться болѣе по причинѣ ихъ крайнимъ бѣдамъ и /с. 129/ опасностямъ;

осьмой же классъ, т.-е. совершенные, — чтобъ не гордились и не думали о себѣ, что они лучше другихъ, но скорбѣли и сокрушались, чувствуя, что они ниже всѣхъ, и сознавая, сколь многаго еще недостаетъ имъ до той истинной высоты, которая выше всего. Дѣло совершенныхъ, какъ говоритъ Апостолъ, есть — къ намѣренному тещи къ почести вышняго званія: ибо сказавъ сіе, онъ присовокупилъ: eлицы совершенни, сіе да мудрствуемъ (Филип. 3, 14. 15).

2. Итакъ, самъ ли кто восхощетъ, по любви Божіей, или упрошенъ будетъ другими помолиться о какомъ-либо изъ показанныхъ осьми классовъ, пусть позаботится сдѣлать молитву свою сообразною съ каждымъ изъ нихъ, чтобъ не потрудиться понапрасну, испрашивая того, чтó несообразно съ тѣмъ или другимъ. Ибо въ такомъ случаѣ какъ можно, чтобъ услышалъ его Богъ? — Одинъ изъ отцевъ Церкви нашей такъ поучаетъ настоятеля (обители) [1]: не неради молить Бога о тѣхъ, кои крайне нерадивы, но проси Его не о томъ, чтобъ Онъ помиловалъ ихъ, потому что это невозможно, пока сами они сидятъ въ бездѣйствіи и съ мѣста не двигаются, — а о томъ проси, чтобъ Онъ просвѣтилъ ихъ, пробудилъ отъ усыпленія и сдѣлалъ рачительными. Кто станетъ кормить грубою и тяжелою пищею дитя, еще отдоеваемое грудьми, тотъ не оживлять его будетъ, а разстраивать его жизнь и убивать. Равнымъ образомъ кто сталъ бы отдоевать мужа совершенна, былъ бы безсмысленъ и безсмысленнаго отдоевалъ бы. Такъ и здѣсь всему свой чинъ и свое время. Ибо Богъ есть Богъ порядка и мира. Правда, что большею частію не имѣютъ вѣдѣнія о сказанныхъ осьми классахъ людей; но всячески необходимо, чтобы тотъ, кто молится, просилъ у Бога того, чтó потребно тому, о комъ онъ молится. Такъ и Христосъ Спаситель молился ко Отцу своему, говоря: не якоже Азъ хощу, но якоже Ты.

/с. 130/ Если кто молится о себѣ самомъ и проситъ наприм. объ избавленіи отъ тлѣнія и смерти, пусть послушаетъ напередъ и разузнаетъ, что такое есть тлѣніе и что жизнь, и тогда уже проситъ Бога объ освобожденіи отъ тлѣнія и смерти, имѣетъ ли онъ дерзновеніе къ Богу или не имѣетъ. Ибо кто испрашиваетъ что либо, тотъ долженъ знать, чтó испрашиваетъ, и ясно то представлять, чтобъ, когда получитъ, возблагодарить Подателя и всегда пребыть Ему благодарнымъ. Если же кто, молясь, самъ не знаетъ, чего испрашиваетъ, то какъ узнаетъ онъ, что получилъ просимое, и слѣд. какъ станетъ благодарить Бога, который подалъ ему то? А не возблагодаривъ, повиненъ будетъ осужденію, какъ неблагодарный. Кто говоритъ: освободи меня, явно находится въ плѣну и состоитъ въ рабствѣ; также кто говоритъ: избавь меня, конечно сидитъ въ темницѣ и заключенъ въ узы. Но если тѣ, которые говорятъ такія слова, говорятъ ихъ такъ себѣ, просто какъ попало, по обычаю (потому холодно и безучастно), не сознавая бѣды, въ какой находятся, и не чувствуя тѣсноты, рабства, темницы и узъ, то кто ихъ станетъ слушать? Равнымъ образомъ и тѣ, которые день и ночь взываютъ къ Богу: Господи, спаси мя! Господи избави мя! Господи, изми мя! но не знаютъ бѣды, въ которой находятся, не чувствуютъ ни горечи рабства, ни мрачности темницы, ни тяготы узъ, даже не сознаютъ, что попали въ крайнюю бѣду, несутъ иго рабства, заключены въ темницу, закованы въ желѣза, — таковые никогда не были, не бываютъ и не будутъ услышаны отъ Бога.

Посему необходимо намъ напередъ послушать обо всемъ этомъ, поучиться тому и познать то отъ тѣхъ, которые знаютъ то, и потомъ уже молиться о томъ Богу. Если не удобно найти такихъ знающихъ вблизи, поищемъ ихъ со тщаніемъ вдали; если же и въ другихъ мѣстахъ не видно будетъ таковыхъ, обратимся съ молитвою къ Богу, чтобъ Онъ самъ невидимо показалъ намъ и бѣду, и плѣнъ, и рабство, и узы, въ какихъ находимся; и когда познаемъ, сколь великое во всемъ этомъ зло, тогда начнемъ и вопіять /с. 131/ къ Нему, со слезами, гласомъ веліимъ, чтобъ сжалился надъ нами и явилъ милость свою къ намъ, недостойнымъ никакой милости, и спасъ насъ, освободилъ и избавилъ. И невозможно, чтобы Богъ помиловалъ насъ другимъ способомъ или путемъ. Ибо и человѣкъ, имѣющій возможность оказывать милость, не можетъ оказать ее единородному съ собою человѣку, если не знаетъ, чтó ему потребно и чего онъ ищетъ. Богъ конечно все можетъ; но не можетъ Онъ солгать, ни отрещися Себя Самого; почему не можетъ помиловать того, кто не кается, ни дать тому, кто не проситъ, ни поруководить къ обрѣтенію того, кто не ищетъ, ни отверзть двери милосердія тому, кто не ударяетъ въ нихъ; равно не можетъ Онъ дать и тому, кто хотя и проситъ, но злѣ проситъ, ни помиловать того, кто самъ не милуетъ другаго, хотя и вопіетъ онъ: Господи помилуй мя. Ибо Богъ сколько всемогущъ, столько и праведенъ; могущество Его съ правдою, и милость съ вѣсомъ и мѣрою. Итакъ необходимо, чтобы человѣкъ навѣрное позналъ, чтó можетъ Богъ сдѣлать для него, и тогда испрашивалъ то у него, да получитъ.

(И то еще надлежитъ имѣть въ разсужденіи, что если дать что-либо человѣку не во время, то такой даръ не въ пользу будетъ, а во вредъ). Но если плотской отецъ не можетъ дать чаду своему смертоносной снѣди, просимой имъ; тѣмъ паче не даетъ чего либо такого человѣку Богъ, Который говоритъ: еда забудетъ жена отроча свое?.. Аще же и забудетъ сихъ жена, но Азъ не забуду тебе (Исаіи 49, 15), и опять: вопросите Мeне о сынѣхъ Моихъ и дщерѣхъ Моихъ (Ис. 45, 11). Итакъ, поелику Онъ считаетъ людей сынами Своими и дщерями; то какъ возможно, чтобъ Онъ подалъ имъ что-либо смертоносное, хотя бы они сами испрашивали себѣ того у Него долгое время, съ воздыханіями и слезами? Богъ подастъ христіанину, если проситъ, слѣдующія великія и высокія дарованія, коихъ самъ собою никто стяжать не можетъ, именно — сердце сокрушенное и смиренное, трезвенное и цѣломудренное, /с. 132/ покаянное и плачущее, — подастъ ему память о смерти и будущемъ судѣ, мудрость и разумъ — понимать божественныя Писанія, смыслъ боятися Бога, силу молиться со страхомъ, благоговѣніемъ и благодареніемъ, — подастъ непорочность, кротость, терпѣніе и благодушіе. Кто получитъ все сказанное, тотъ возъимѣетъ и освященіе и здравіе души своей; а здравіе души есть: не жаждать никакого грѣха, и ничего изъ того, чего жаждетъ міръ, т.-е., ни денегъ, ни сласти плотской, ни славы и чести человѣческой. И Богъ не можетъ уврачевать кого-либо и даровать ему здравіе, прежде чѣмъ получитъ онъ и возъимѣетъ показанныя выше дарованія (ибо это было бы не во-время). Еслибъ и оздоровѣлъ кто душею, прежде полученія тѣхъ дарованій, то у него нельзя отрицать возможности воззрѣть на славу человѣческую (несмотря на его увѣренность, будто здравъ есть и не подверженъ душевной болѣзни) и впасть въ сѣть діавола, т.-е. въ гордость. И будутъ послѣдняя человѣку тому горша первыхъ (Мѳ. 12, 45). Ибо гордость есть изъ всѣхъ грѣховъ самый большой грѣхъ, такъ какъ отъ ней уже пошли всѣ другіе, и она стала началомъ и причиной всѣхъ грѣховъ, какъ говоритъ Писаніе: начало грѣха — гордыня (Сир. 10, 15).

3. Господь сказалъ Самарянынѣ: жено, вѣру Ми ими, яко… грядетъ часъ, и нынѣ есть, егда истинніи поклонницы поклонятся Отцу духомъ и истиною. Духъ есть Богъ: и иже кланяется Ему, духомъ и истиною достоитъ кланятися (Іоан. 4, 23. 24). И Апостолъ говоритъ: Богъ не въ рукотворенныхъ храмахъ живетъ, ни отъ рукъ человѣческихъ угожденіе пріемлетъ, требуя, что (Дѣян. 17, 24). Богъ не имѣетъ ни въ чемъ недостатка и нужды. Онъ преисполненъ всякаго блага; и не только люди, но и самые Ангелы отъ полноты Божіей пріемлютъ, и всѣ они имѣютъ нужду въ неоскудѣвающемъ и преисполненномъ всего Богѣ, котораго и благодарятъ, воспѣваютъ, славятъ, не сами собою дѣлая это, но благодатію, отъ полноты Его пріемлемою, будучи подвигаемы и укрѣп/с. 133/ляемы на то, чтобы благодарить, воспѣвать и славить Бога, Владыку и Творца своего. Итакъ, какіе же это суть истинные поклонники? Тѣ, которые не ограничиваютъ своего служенія Богу какимъ-либо мѣстомъ, но служатъ и покланяются Ему въ духѣ. Когда Господь говоритъ, что духъ есть Богъ, то не другое что симъ показываетъ, какъ то, что Онъ безтѣлесенъ. Итакъ, надлежитъ намъ безтѣлесному Богу приносить служеніе нашимъ собственнымъ безтѣлеснымъ естествомъ, т.-е. душею. Ибо безтѣлесный Богъ можетъ благоугождаться только умомъ и чистою мыслію. Поелику, по слову Господа, пришелъ уже и нынѣ есть тотъ часъ, когда Богу покланяться надлежитъ въ духѣ и истинѣ; то возможно ли нынѣ служить Ему въ преподобіи и правдѣ иначе какъ не умомъ и мыслію? Но знать надо, что умъ нашъ и мысль наша не могутъ достодолжно покланяться Богу, если не будутъ прежде очищены силою вѣры во Христа Спасителя, если прежде Самъ Господь не уврачуетъ ихъ, не исцѣлитъ и не изведетъ на свободу, такъ что, пусть иные люди подвизаются въ добрыхъ дѣлахъ и думаютъ, что все творятъ во славу Божію, но если умъ ихъ не уврачеванъ Христомъ, не исцѣленъ, не изведенъ на свободу таинственно и мысленно, тщетно и безполезно все, чтó они ни дѣлаютъ, — и посты, и бдѣнія, и молитвы, и милостыни, и всякое злостраданіе, и даже совершенная нестяжательность. Они еще не покланялись Богу духомъ, каковое поклоненіе и есть единое истинное. А гдѣ нѣтъ истины, тамъ все прочее ложь и прелесть, невѣдѣніе Бога и непониманіе жизни во Христѣ. Тамъ жизнь заблудная, гдѣ не живутъ по неложному Христу.

Итакъ тѣ, у которыхъ умъ еще не исцѣленъ, если хотятъ поклоняться Богу духомъ, должны напередъ всякій употребить подвигъ, чтобъ стяжать сіе великое благо, т.-е. божественную благодать, благо, для котораго и Христосъ распятіе подъялъ и смерть. И пусть они не отступаютъ отъ труда, дѣлая со усердіемъ все, чтó можетъ подвигнуть благоутробіе Божіе на подаяніе такого дара. Ибо /с. 134/ это есть избавленіе, которое послалъ Богъ людямъ Своимъ чрезъ Іисуса Христа Господа. Это есть великая милость, это есть очищеніе, это есть разореніе средостѣнія великаго прегражденія. Это есть воскресеніе души, бывающее прежде общаго воскресенія тѣлъ. Это есть нетлѣніе, и вѣчная жизнь, примиреніе и содруженіе Бога съ человѣками. Это есть исправленіе вселенныя, отъ Бога бывающее, которое не подвижится. Отъ этого происходитъ то, что иной, послѣднѣйшій изъ всѣхъ и рабъ всѣмъ, бываетъ первымъ. Отъ этого бываетъ иной нищъ духомъ, т.-е. смиренъ, котораго есть царствіе небесное, бываетъ чистъ сердцемъ, который узритъ Бога, бываетъ миротворцемъ, который наречется сыномъ Божіимъ. Вотъ какое дивное и великое благо долженъ позаботиться стяжать христіанинъ, немешкатнымъ и неутомимымъ трудомъ!

За этимъ же что послѣдуетъ? Послѣдуетъ то, что стяжавшій такое дарованіе, имѣя умъ свой здравымъ и совершеннымъ, ясно созерцаетъ и разумѣетъ всѣ чудеса отъ закона Божія (Пс. 118, 18), такъ какъ открылись очи его благодатію Христовою. Таковый совлекается образа человѣка перстнаго, т.-е. ветхаго Адама, и облекается во образъ человѣка небеснаго, т.-е. Христа. Ибо какъ человѣкомъ содѣлался Сынъ Божій и Богъ Слово, и есть Онъ Богочеловѣкъ, то, какъ человѣкъ, передаетъ Онъ человѣческую добродѣтель и человѣческое возстановленное естество однороднымъ себѣ человѣкамъ, именно тѣмъ, которые приняли Его, какъ и Адамъ передалъ растлѣнное человѣческое естество происходящимъ отъ него человѣкамъ, такъ что причастники Іисусовы бываютъ небесными человѣками, какъ причастники Адамовы — людьми перстными. И опять, какъ Богъ, отъ Божества Своего передаетъ тѣмъ, кои возстановились и исцѣлились силою Его вочеловѣченія. Ибо нѣтъ возможности, чтобъ кто-нибудь приблизился къ святому и чистому Богу, если прежде не освятится онъ, не очистится, не сдѣлается добротнымъ благодатію Христовою; и такимъ образомъ не станетъ богатъ по бла/с. 135/годати. Святые отцы наши и положили такое опредѣленіе, что никому невозможно спастись инымъ образомъ, если не содѣлается онъ богатъ по благодати во Христѣ Іисусѣ, коему слава во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Лѣствичникъ въ Словѣ къ пастырю.
Источникъ: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1882. — С. 128-135.

http://www.russportal.ru/index.php?id=church_fathers.symeon_theologian01_1882_015

Просмотрено (37) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *