Путешествие по Египту. Святые земли Египетской

Египет, это не только страна беззаботного туризма, но и страна с многовековой христианской историей, страна, где находятся великие христианские святыни. В нашем материале мы расскажем о некоторых православных святынях и святых Египта, куда ежегодно приезжает немало паломников.

Египет – безвизовая страна, путёвки туда дешёвые, и чартеры летают туда постоянно, потому это – наиболее простой, наиболее дешёвый способ провести свой отпуск.

В Египет мы поехали, как все туристы-отпускники, с турфирмой, в отель. Изначально понимали, что провести на пляже все дни отпуска мы точно не сможем, поэтому, сразу по приезду в Шарм-эль-Шейх, взяли экскурсии. Экскурсий предлагается очень много, можно выбрать по своему желанию.

В их числе посещение:

– Иерусалима (Масличная гора, Вифлеем, Храм Гроба Господня);

– монастыря святой Екатерины, восхождение на гору Моисея, где Господь дал скрижали Завета;

– поездка в Каир, Александрию, Луксор;

– посещение заповедника, островов, каньонов, дельфинария и аквапарка, катание на квадрациклах по пустыне, погружение с аквалангом, прогулка на яхте или деревянном паруснике, на лодке с прозрачным дном, полет на парашюте над водами Красного моря и многое другое.

Все туристические гиды – молодые ребята, мусульмане, отлично знающие библейскую историю со всеми подробностями, в отличие от некоторых наших православных христиан, но интерпретирующих ее немного по-своему.

На любой экскурсии гиды больше внимания уделяют сувенирным и папирусным лавкам, лавкам по продаже натуральных масел и духов и прочим местам, где можно «развести» туристов на какие-то покупки, однако,  и мы увидели, что Египет – это совершенно удивительная страна, сердце которой – это не Шарм-эль-Шейх и не Хургада, куда ездят все наши сограждане, а нечто другое.

О таких вещах, как пирамиды, сфинкс, древние памятники Луксора, мы имеем представление, как о чем-то, связанном с Египтом. Но Египет – это страна с глубокими христианскими традициями. И эта поездка вызвала у нас большой интерес к христианской истории Египта, захотелось глубже обо всем этом узнать.

Просмотрев множество сайтов и соответствующей литературы, мы узнали, что добрая треть наших православных святцев – это египетские святые.

Это и пророк Моисей, которому Господь на горе Синай, получившей затем имя пророка, дал заповеди Завета. Это и пророк Илия, который по преданию жил в одной из пещер недалеко от горы Моисея. Это и «Неопалимая Купина». Это и основатели христианского монашества преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский, и еще огромный сонм преподобных, монашествовавших в пустынях Египта и Синая: Пахомий Великий, Павел Великий, Пимен Великий, Иоанн Лествичник, святители Кирилл Александрийский и Афанасий Александрийский.

В то же время это сонм мучеников, начиная с великомученицы Екатерины, которая нам наиболее близка (монастырь святой Екатерины основан в 4 веке у подножия горы Моисея), великомученица Варвара с мученицей Иулианией, мученик Мина, великомученик Георгий Победоносец и многие другие мученики, претерпевшие страдания и смерть во времена гонений на христианство.

Невольно возникает вопрос, почему именно Египет дал миру невероятный сонм святых. Ответ оказывается, если так можно выразиться, достаточно прост. В рождественские дни мы говорим о том, что Христос родился в пещере, мы слышим историю о волхвах, мы слышим историю о царе Ироде, который был очень напуган рождением нового Царя Иудейского, и 11 января мы отмечаем память 14 000 Вифлеемских младенцев, убиенных по приказу Ирода.

Может быть, опять же мимо нашего осознания проходит то, что Святое Семейство, Иосиф и Мария с Младенцем Христом, по слову Ангела от иродова преследования бежали в Египет. И, может быть, от того, что в Евангелии этому уделено лишь несколько строк, у нас не связывается тот Египет, куда бежало Святое Семейство, с Шарм-эль-Шейхом и Хургадой. У нас в сознании евангельская история с этими известными курортами не пересекается.

Поэтому я ещё раз хочу подчеркнуть, что Египет – это не только и не столько Хургада и Шарм-эль-Шейх. Сама атмосфера настоящего Египта — она не просто другая, чем на этих курортах, она диаметрально противоположна той лености и праздности, какие мы встречаем там.

Удивительное дело, насколько в Египте чтут и сохраняют те места, которые посещало Святое Семейство. В памяти христиан Египта сохраняется каждый город, каждое малое селение, которые посетили Дева Мария, Иосиф и Богомладенец Христос. В какой бы город они ни прибывали, там падали и разбивались статуи идолов, которых в языческом Египте было множество. Поэтому египтяне не принимали, гнали Святое Семейство.

Не имея возможности ни в одном городе надолго остановиться, будучи гонимы, они прошли только в одну сторону более тысячи километров. В общей сложности их путешествие продолжалось около трех лет. Три года они шли от селения к селению. Конечным пунктом путешествия стал географический центр Египта Эль Мухаррак, чем исполнилось ветхозаветное пророчество: «Посреди Египта воздвигну Я жертвенник Свой».

Селение было настолько мало, что там даже не было языческих капищ, и потому Святое Семейство оттуда не прогнали. Дева Мария, Христос-Младенец и праведный Иосиф Обручник провели там почти полгода. Из камня, на котором лежал когда-то Младенец Иисус, сейчас сделан Престол в алтаре монастыря Девы Марии.

Раньше это был храм, а теперь – огромный монастырь, сравнимый с Троице-Сергиевой Лаврой и по количеству паломников, и по числу храмов. В отличие от большинства других египетских монастырей – не очень больших, с невысокими храмами, это огромный монастырь в сердце Египта со множеством паломников — не туристов, а именно паломников — людей, которые осознанно туда приезжают, как во второй Вифлеем.

Египетская земля была освящена сначала пророком Моисеем, потом пророком Илией, а затем —  стопами Самого Христа, Божией Матери, причем, в самом прямом смысле этого слова. Их стопы, стопы Святого Семейства прошли по египетской земле тысячу километров. И это дало возможность явиться таким преобильным всходам сонма святых, о которых мы чуть ранее сказали, перечислив их лишь вкратце. То есть, посещение Египта святым Семейством открыло буквально новую страницу в истории Египта.

Среди коптской, христианской части населения, день 1 июня, когда по преданию Святое Семейство пересекло границу Египта, буквально является национальным праздником. Особенно торжественно он отмечался 1 июня 2000 года, это был общегосударственный праздник, в котором принимали участие государственные деятели. К этому времени были восстановлены многие храмы и монастыри, те святыни, которые когда-то давно были возведены по пути шествия Святого Семейства, а после арабского завоевания пришли в упадок. Таких святынь очень много. Официальной религией Египта является ислам, который исповедуют 90% населения страны, а 10% – это христиане, копты. Учитывая, что в Египте живёт 70 миллионов человек, значит, 7 миллионов — это христиане. Причём, практикующие христиане.

Не такие, как наши многие соотечественники, которые в первый раз посещают церковь в младенчестве во время крещения, а во второй раз их привозят туда для отпевания. Нет, это те, кто в субботу и воскресенье всей семьёй идут в храм, исповедуются и причащаются!!!

В этой стране практически нет неверующих людей. И практически нет иных конфессий, если не считать иностранных граждан и дипломатов. Вообще, копты являются монофизитами, то есть, считают, что Божественная природа во Христе поглотила собой, растворила природу человеческую. Это еретическое воззрение. Тем не менее, это древнейшая Церковь.

Среди святых, просиявших на земле египетской, апостол и евангелист Марк, ставший первым просветителем и первым Патриархом Египта и здесь же принявший мученическую кончину. Его мощи покоятся в крипте кафедрального собора коптской Церкви в Каире. Так вот, коптская Церковь – одна из древнейших Церквей, причём, сохранившая изначальные христианские традиции.

Как мы, православные, сохранили максимально возможно первохристианские традиции, точно так же и коптская Церковь. У них наше летоисчисление, наш календарь в том смысле, что Рождество Христово они празднуют в один день с нами, у них те же посты, у них столь же продолжительные богослужения, отличающиеся от наших, может быть, лишь какими-то нюансами. Коптская церковь первая отделилась от единого древа христианских церквей. Одной из причин этого отделения были политические притязания Византийской империи и бывшие там нестроения. И копты не только отделились, но ещё и изолировались от окружающего мира, в том числе, из-за последующего арабского завоевания, и за счёт этой изоляции они сохранили первохристианские традиции.

Поэтому, если не брать в расчёт разницу в догматике, у нас с ними невероятное количество общего, хотя их монофизитство, с нашей точки зрения является еретическим воззрением. Тем не менее, земля эта была освящена и ветхозаветными пророками, и Святым Семейством, и сонмом преподобных, и сонмом мучеников. Это никуда не денешь, это общехристианские святыни. И это неверное воззрение на природу Христа не умаляет святости тех мест, где подвизались эти святые.

В Египте мирно сосуществуют христиане и мусульмане, да ещё и при подавляющей численности последних. Во многих мусульманских странах есть множество свидетельств агрессивного отношения представителей исламского фундаментализма к людям, исповедующим другие религии. Например, Израиль – там священникам не рекомендуется появляться на улицах с крестом, потому что это может вызвать негативную реакцию представителей иудаизма.

В Египте удивительные межрелигиозные отношения. Египетские мусульмане почитают Матерь Божию, называя ее «Первейшей из Жен», почитают пророка Моисея (пророк Муса), почитают Христа, считая Его пророком (пророк Иса). Они очень почитают святую Екатерину и, может быть, кому-то это покажется совершенно невероятным, но внутри монастыря святой Екатерины есть действующая мечеть, и все прислужники в этом монастыре (мы бы назвали их пономарями и алтарниками) – это мусульмане. Они участвуют в богослужении, убирают храм, следят за подсвечниками, разжигают кадило. Причем, это – традиция, идущая со времен основания монастыря. Настолько они почитают святую Екатерину, что на протяжении полутора тысяч лет служат ей с большим благоговением.

Они почитают Георгия Победоносца, они почитают Николая Чудотворца, и не просто на каком-то теоретическом уровне, а на уровне бытовом, практическом. Мусульмане Египта посещают многие христианские святыни, свидетельствуя, и подтверждая, и соглашаясь, что это святыни чудотворные, цельбоносные, и им тоже подающие помощь – Господь многомилостив.

Межрелигиозный мир там, действительно, удивительный. Это объясняется тем, что египетская земля освящена Самим Христом.

Существенны и другие исторические моменты. Событие, о котором пойдет речь, было еще в первом тысячелетии нашей истории. Когда территория современного Каира была занята арабами, египетские христиане благожелательно встретили это завоевание именно в контексте политической борьбы с Византией и с притязаниями греков. Так исторически сложилось. Но через какое-то время некий султан, один из тогдашних правителей Египта, сначала очень терпимо относившийся к христианам, решил, что все жители его страны должны исповедовать одну религию — ислам. Он призвал к себе коптского Патриарха и сказал ему: «В вашей главной священной книге, в Евангелии, сказано, что, если будешь иметь веру с горчичное зерно и скажешь горе перейти с одного места на другое, то она перейдет. Ты патриарх? Патриарх. Главный? Главный. Значит, твоя вера должна быть самой большой. Вот тебе три дня, и через три дня ты должен гору, что стоит возле моей цитадели, передвинуть силой своей веры». Надо сказать, что гора Мукаттам, о которой шла речь, не только достаточно высокая, но и очень широкая в своем основании, несколько километров. Султаном было поставлено условие: либо Патриарх передвигает гору силой своей веры, либо все христиане Египта принимают ислам, а непокорных ждут казни, что у султанов, как мы знаем из истории, запросто приводилось в исполнение.

Патриарх понимал, что ситуация плачевная. Он стал молиться Божией Матери, прося Ее заступления и помощи. По преданию, Матерь Божия явилась Патриарху и сказала, что его вера недостаточно сильна. Но живущий в Каире Симеон-кожевенник (по-арабски Самаан) сможет силой своей веры передвинуть гору.

Самаан-кожевенник, человек простой, занимавшийся выделкой кожи, был слеп на один глаз, и потому на коптских иконах изображается с холщовым кожаным мешком и с одним закрытым глазом.

Патриарх призвал этого человека, и в назначенный день и час они вместе отправились к султану. Конечно, султан рассчитывал, что христиане потерпят позор, и перед его дворцом стояла многочисленная толпа, на глазах у которой все и должно было произойти. Наверное, и орудия для казней тоже уже были заготовлены.

Но по молитве святого Симеона, Самаана-кожевенника, гора передвинулась, расступилась. Свидетелями этому стали и сам правитель, и великое множество людей – и султану пришлось остудить свой воинственный пыл. Христиан оставили в покое. И, между прочим, когда гора передвинулась, за счет этого образовалась огромная пещера, в которой сейчас размещается монастырь святого Самаана-кожевенника. В этом разломе обустроен пещерный храм святого Симеона, там покоится часть его мощей. Когда я сказал «пещерный храм», вы, наверное, представили себе небольшую пещерку со свечами и лампадками, где могут помолиться 5-10 человек.

А это самый большой храм на Африканском континенте, вмещающий 20 000 человек. Так что гора передвинулась не «чуть-чуть», а совершенно серьезно, освободив тем самым огромное пространство.

Доброжелательное отношение мусульман Египта к христианам основано на массе исторических моментов, свидетельств, и носит совершенно бытовой, а не богословский характер. Может быть, мусульманские священнослужители и обличают христианство, но на бытовом уровне это совершеннейшее дружелюбие, уважение, почтение и так далее. Можно к любому мусульманину обратиться с вопросом, где находится та или иная церковь, и он совершенно спокойно и доброжелательно расскажет, и даже, может быть, проводит до какого-нибудь поворота, чтобы показать путь к церкви.

Во многие христианские храмы поклониться святыням заходят египетские мусульмане, потому что они чувствуют благодать Божию. Но наша христианская вера как бы встроена в их мировоззрение, они воспринимают Христа как великого пророка, конечно, не воспринимая Его при этом как Сына Божия. Поэтому они, отдавая почтение христианским святыням, не переходят в христианство.

Случаи обращения в христианство есть, но они достаточно трагичны, потому что с точки зрения ислама это преступление. Это всегда сопряжено и с семейными драмами, и с драмами в общественной жизни.

Чудеснейшим моментом египетской истории является заступничество и покров Божией Матери. До нас дошло очень много свидетельств о явлениях и помощи Божией Матери. Но, наверное, одним из самых удивительных стало явление Божией Матери в 1968 году, так называемое Зейтунское чудо. Первыми Божию Матерь увидели мусульмане-арабы. У нас в стране не очень хорошо знают это событие, потому что 1968 год — это время «железного занавеса», время гонений на веру, и, конечно, в советской прессе это событие никак не освещалось. А было оно, действительно, из ряда вон выходящим. Наши богословы в тех отзывах, что мне удалось найти, очень осторожно комментируют это событие, потому что оно было совершенно сверхъестественным, невообразимым и не вмещающимся в человеческий разум.

Так вот, в 1968 году в пригороде Каира, который называется Зейтун (рабочий район с жилой спальной застройкой, где на первых этажах размещаются магазинчики, лавочки, мастерские). Поскольку Египет – это жаркая страна, то там мастерские не имеют ни окон, ни дверей – это просто первый этаж без передней стены. Частично мастерская располагается в этой нише, частично – на улице. Арабы-мусульмане, рабочие автомастерской, вечером заканчивали свою работу, вылезали из-под автомобилей, которые ремонтировали. И вдруг они увидели, как по краю крыши расположенного среди домов старинного коптского храма (примерно 1910 года постройки) ходит Девушка. Люди решили, что Она хочет покончить с жизнью, и стали кричать: «Не прыгай!» Но потом поняли, что Девушка прыгать и не собирается, но несколько странно передвигается по плоской крыше храма. Уже темнело, а сумерки в Египте, в связи с близостью к Экватору, наступают очень быстро.

Между тем, что светило солнце и наступила тьма, проходит минут 15-20. Только что было светло – и вдруг как будто свет выключили. И в этой темноте необычная Девушка на крыше стала светиться, вокруг Нее появились какие-то светящиеся летающие «птички». Рабочие начали кричать, сбежались люди, которые тоже увидели эту Девушку.

Казалось бы, ну и что такого? Проблема в том, что это явление продолжалось более месяца. Более месяца Божия Матерь появлялась над этим храмом каждый день, и свидетелями этому чуду стали сотни тысяч людей. Все это сфотографировано и снято на видеоплёнку. Улочки там достаточно узкие, они были буквально запружены людьми. На место события приезжали все Патриархи президенты, вызывали пожарных, которые прожекторами пытались перебить это свечение, и тем самым доказать, что это какое-то световое шоу, и не более. Но ничего не получилось, образ Божией Матери был ярче, чем свет самых мощных прожекторов.

Сотни тысяч людей стали свидетелями этого чуда, происходило множество исцелений и молитвенной помощи, люди исполнялись радостью – и, как вы понимаете, среди них было огромное количество мусульман. Президент Египта, также засвидетельствовавший это чудо, повелел возле этой маленькой церквушки построить большой собор, который по размерам сопоставим с храмом Христа Спасителя, а рядом возведён целый духовный комплекс. Там очень много паломников.

По всему маршруту путешествия Святого Семейства в Египте возведены храмы – причём, храмы древние. Запечатлено и отмечено место на берегу Нила, где Святое Семейство садилось в лодку, чтобы путешествовать в Верхний Египет – Маади. В одном из рабочих предместий Каира, в Матарейе, где Дева Мария отдыхала в тени дерева с Младенцем Христом, это дерево сохраняется до сих пор. Оно стоит посреди жилых домов, окружённое оградой. Правда, это уже дерево в третьем поколении, оно называется древо Марии, к нему приезжает множество паломников.

В Каире, столице мусульманской страны, одна из станций метро носит имя святого Георгия Победоносца — «Мар Гиргис». Есть ли у нас станции метро, названные в честь святых? А в столице исламского государства есть. В старом Каире есть храм Божией Матери, возведённый на месте временного пристанища Святого Семейства. Там же находится крипта, где содержался под арестом и претерпел мучения святой Георгий Победоносец. Хранятся даже орудия пыток – ошейник, который был надет на шею великомученика, копья и так далее.

Благодаря этим, скажем так, вещественным доказательствам евангельской, а затем христианской истории, в Египте нет вопроса веры или неверия, есть исторические факты, которые люди видят своими глазами. И мусульманская вера в христианские святыни — это вера апостола Фомы, который не верил, а видел своими глазами. Так же и египетские мусульмане — они видят своими глазами христианские святыни и с почтением к ним относятся. Конечно, когда едешь по тому же Каиру, видишь огромное количество мечетей, ведь страна то мусульманская. Но количество крестов там, может быть, лишь чуть меньшее. Христианских храмов в Египте вообще и в Каире в частности — великое множество. А есть отдельные поселения, города, где коптское население преобладает. Поэтому Египет – земля совершенно удивительная.

И я желаю всем читателям нашего сайта когда-нибудь изыскать возможность посетить святую землю Египта в качестве паломника или, на крайний случай, туриста. Паломничество очень много может дать и душе, и сердцу, и процессу нашего возрастания в вере.

Посещение Египта – это не только более чем экономичный отдых, но и путешествие, и паломничество, вполне реальное для человека со средним достатком. Главное –  помолиться перед путешествием Господу Богу нашему, Божией Матери и всем святым земли Египетской, чтобы они вам помогли в путешествии.

Ниже приводятся имена святых земли Египетской. Краткое описание дано только по святым, которые прославлены в нашей православной церкви (некоторые святые прославлены только в Коптской церкви, некоторые в православной и католической церквах).

 

Святые земли Египетской

 

А

Абулак

Абуна Юстас Антоний

Авадий

Авадир, Ирая и иные

Аверо и Атом

Авив и Аполло

Авраам Египетский

Авраам Скитский

Авраам Фаршутский

Аквила Египетский (погиб в 311 году) – святой мученик Египетский. День памяти – 20 мая.

Аммон (святой) или Аммун (294-357) – преподобный, живший в Египте в IV веке; один из видных представителей египетского монашества в эпоху его расцвета. Афанасий Великий упоминает о нём в своём жизнеописании Антония Великого. С именем Аммона связывают возникновение монашеской общины Келлий в Вади-Натруне.

Анастасий Синаит – игумен Синайского монастыря, почитается в лике преподобных, память в Православной церкви совершается 20 апреля.

Антоний Великий – преподобный, раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. День памяти — 17 января.

Анувий

Аполлинария – преподобная, христианская святая, жившая в Римской империи в V веке.

Аполлония Александрийская

Ариан со товарищи

 

В

Верена Фивейская

 

Г

Герасим Иорданский – христианский монах и святой V века. Память святому Герасиму совершается в Православной церкви 4 марта.

 

Д

Дионисий Александрийский – епископ Александрии, почитается в лике святых как священномученик. Память совершается в Православной церкви — 5 октября.

Дорофей, пустынник Египетский –  пустынник Египетский. Почитается как преподобный, память в Православной церкви совершается 29 сентября.

 

Е

Евфросиния Александрийская – христианская святая, жившая в монастыре под видом мужчины. Почитается в лике преподобных, память совершается в Православной церкви 15 (28) февраля и 25 сентября (8 октября)

Екатерина Александрийская – христианская великомученица, родом из Александрии, мученическую кончину которой относят ко времени правления римского императора Максимина. Известия о праздновании её памяти и о её мощах — не старше VIII века, когда её мощи были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на Синайской горе. Монастырь стал привлекать много паломников, и почитание святой распространилось сначала в Восточной церкви, а потом перешло и на Запад, где ей было посвящено множество гимнов и рифмованных легенд. На Синае для защиты паломников сформировался орден рыцарей св. Екатерины. В России Петром Великим был учреждён дамский орден Екатерины св. великомученицы, или орден Освобождения.

 

И

Иларион Великий – христианский святой, аскет. Почитается в лике преподобных, память совершается в Православной церкви 21 октября.

Иоанн Колов – египетский монах, авва, почитается в лике преподобных, память совершается в Православной церкви 9 ноября.

Иоанн Лествичник – христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря.

Иоанн Прозорливый – преподобный, пустынник и египетский затворник. Память совершается в Православной церкви 27 марта.

Иоанн V Милостивый – александрийский патриарх. Память совершается в день его смерти – 25 ноября.

Иперехий Райский – авва, пустынник Райский. День памяти — 7 августа.

Иулиан Персиянин – христианский подвижник, пустынник, игумен монастыря в Месопотамии, преподобный.

 

К

Карион Скитский – преподобный подвижник IV века.

Кир Александрийский – врач безвозмездный — святой мученик, пострадавший в 311 в Александрии, первым врачом которой он считался.

 

Л

Леонид Египетский – христианский мученик IV века.

 

М

Св. Маврикий – христианский мученик. По преданию, был предводителем Фивейского легиона, полностью состоящего из христиан, который был направлен из Фив в Галлию в помощь Максимиану. После отказа принять участие в наказании единоверцев из числа местного населения Фивейский легион был децимирован. После повторного отказа был децимирован снова, а оставшиеся в живых 6600 солдат казнены по приказу Максимиана.

Макарий Александрийский или Мака́рий Городско́й – христианский святой аскет, писатель, монах и священник. Прославлен в лике преподобных.

Макарий Великий – христианский святой, отшельник, почитаемый в лике преподобного, автор духовных бесед, а также ряда молитв, входящих в обязательное утреннее и вечернее правило православного христианина.

Мария Египетская – христианская святая, считается покровительницей кающихся женщин. Память совершается в Православной церкви 1 апреля (14 апреля) и в пятую неделю (воскресение) Великого поста.

Мастридия Александрийская – христианская святая, почитается в лике преподобных. Память в Православной церкви совершается 7 декабря.

Мемнон Чудотворец – христианский подвижник, игумен монастыря в Египте, преподобный.

Михаил IV Александрийский

 

Н

Нил Постник или Нил Синайский – христианский святой, почитаемый в лике преподобного, отшельник, автор аскетических сочинений. Память совершается в Православной церкви 12 ноября.

 

О

Орсисий или Орсие́сий – христианский писатель, монах, игумен основанного Пахомием Великим Тавеннисиотского монастыря. Причислен к лику святых в Православной церкви, почитается как преподобный, память Орсисия — 15 июня.

 

П

Павел Фивейский или Павел Еги́петский, Павел Отше́льник, Павел Пусты́нник — первый христианский монах и отшельник, проживший, по преданию, 113 лет, из них 91 год в отшельничестве. В Православной церкви почитается преподобным.

Паисий Великий – египетский авва, христианский святой, почитаемый в лике преподобных. Ему приписывают дар прозорливости и чудотворений. Память совершается в Православной церкви 19 июня.

Пахомий Великий – египетский монах, выходец из Фив. Основатель киновитного (общежительного) монашества.

Пимен Великий – христианский святой, почитаемый в лике преподобных. Память совершается в Православной церкви — 27 августа по юлианскому календарю

Потамий и Немезий

 

Р

Руфин из Кемета – священномученик из Кемета. День памяти – 7 апреля.

 

С

Св. Сармат или Сарматас (греч.: Σαρματάς) (+357) – авва, память 30 августа (греч.), 11 октября (афр.), ученик св. Антония Великого.

Север Александрийский (+309) – мученик Кеметский. День памяти — 11 января.

Секунд и товарищи – святые мученики Александрийские. День памяти — 21 мая.

Серапион Синдонит – раннехристианский святой, аскет, в православии преподобный. Жил в Египте; совершив паломничество в Рим, вернулся в Египет, где и умер. Прозвище Синдонит получил, «так как с юности и до кончины ходил в одной верхней белой одежде».

Серапион Тмуитский – святой, исповедник. В начале жизни монах, затем епископ. Сподвижник Афанасия Великого, участник Сардикийского собора. Автор рукописей о литургике и церковной жизни.

Сильван Александрийский

Симон Дубильщик

Синайские и раифские преподобные – в Сина́е и Раи́фе избие́нные -почитаемые в Православной церкви египетские подвижники, жившие в окрестностях горы Синай в монастыре Святой Екатерины и расположенной рядом Раифской пустыни на берегу Красного моря. Память синайским и раифским преподобным совершается 14 (27) января.

София и Ирина Египетские – христианские мученицы III века, усечены мечом при императоре Аврелиане около 270-272 гг. День памяти в православной церкви – 1 (18) октября.

 

Т

Таисия Египетская – христианская святая. Память в Православной церкви совершается 10 мая по юлианскому календарю.

Таисия Египетская Фиваидская – христианская святая IV века, раскаявшаяся блудница, жившая в египетском монастыре.

Теофред

 

У

Уар – раннехристианский святой, почитается в лике мучеников, память совершается 19 октября / 1 ноября по григорианскому.

 

Ф

Феодора Александрийская – христианская подвижница, египетская монахиня, преподобная. В православии день памяти 11 (24) сентября.

Фиваидский легион – фигурирующий в христианской агиографии римский легион эпохи Диоклетиана, солдаты которого были замучены римским императором Максимианом в 286 году. Состоял из 6600 солдат-христиан и возглавлялся святым Маврикием.

 

Ш

Шенуте

Шеремон

Просмотрено (116) раз

Оставить комментарий

Сохранен как История Церкви, Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *