Проповедь в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Молитвословия Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня

 Даты: 27 сентября н.ст.; 1 день предпразднства (с 26 сент.) и 7 дней попразднства (по 4 окт.)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами совершаем празднование в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это событие в жизни человечества произошло давно. В начале четвертого века святая равноапостольная Елена, мать равноапостольного царя Константина Великого, путешествовала в Святую Землю для того, чтобы обрести Честный и Животворящий Крест Господень.

Силами святой равноапостольной Елены в Святой Земле, на месте земной жизни Спасителя было построено много базилик, храмов, где Господь явил свою особую благодать. Елена построила огромную базилику на месте рождения Спасителя, а также огромный храм на месте Его Преображения, и храм на месте Крестной смерти Спасителя и его Воскресения. Она построила и другие храмы, которые обозначили места особых явлений благодати Божией во время жизни Спасителя. Этими местами мы дорожим, прибегаем к ним и просим особой помощи Божией, явленной на них и являемой на нас в настоящее время.

Царица Елена, прибыв в Иерусалим, отправилась на поиски места, где находился Животворящий Крест Господень. По традиции еврейского народа, орудия смерти обычно хоронили где-то недалеко от места захоронения убиенных. Недалеко от Гроба Господня, возле Голгофы, царица Елена нашла это место, которое указал старый еврей. Этот еврей, видя чудеса от Креста Господня, позже стал православным христианином, а впоследствии святителем, и потом даже пострадал за Христа, приняв мученическую кончину.

И когда царицей Еленой был обретен Крест Господень, то оказалось, что на том месте лежали три креста и завернутые гвозди, а отдельно – табличка, которая была прибита на Кресте Господнем с надписью «Се есть Иисус, Царь иудейский» (Мф. 27, 37).

Как из трех крестов определить, какой Христов? А в это время мимо места, где был обретен Животворящий Крест Господень, проносили покойника, и Господь вразумил царицу взять по очереди каждый крест и возложить его на покойного. Взяли первый крест возложили – никакого действа, второй крест также. И только когда третий крест возложили, покойный воскрес. Так царицей Еленой был обретен Крест Господа нашего Иисуса Христа.

В то время собралось много христианского православного народа. И чтобы все видели Крест Господень, он был воздвигнут, поднят и весь народ вопиял: «Господи, помилуй!» Вчера многие из вас присутствовали на всенощном бдении, где воздвигался Крест Господень и пели «Господи, помилуй!» многократно. Это делается на службе в воспоминание того момента, когда был впервые воздвижен Крест Господень.

Из трех крестов только Крест Господень был настолько тяжел, что Господь под ним, неся его, падал. И у каждого из нас с вами свой крест. О том, как мы несем свой крест, мы говорим на исповеди. Мы можем подражать разбойнику неразумному и нести свой крест в ропоте и возмущении. А можем нести его, как нес благоразумный разбойник, понимая, что за свои грехи мы страдаем, призывая в помощь Господа, памятуя слова разбойника благоразумного: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем».

Мы не дерзаем говорить, что можем подражать несению Креста Господня, ибо мы с вами страдаем за свои грехи. Их у нас много, даже если мы их не видим. Господь пострадал за грехи наши, за грехи мира, взял на себя тяжесть всех грехов человечества. Нам даже сложно это понять, воспринять и осознать. И когда дщери иудейские стояли и плакали о Нем, то Господь сказал: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23, 28).

И вот мы с вами, смотря на Крест Христов, должны плакать о своих грехах, мы должны их видеть. Ибо не столь важно творить чудеса, не столь важно воскрешать мертвых, исцелять больных, главное видеть свои грехи, ибо это выше всего. Давайте посмотрим на себя внимательно, не на внешнюю свою одежду, а посмотрим в свое сердце, заглянем в свой мятущийся ум, не имеющий никогда покоя. Постараемся, хотя бы, когда мы молимся, вкладывать свой ум в слова молитвы, находя покой в молитве, чтобы Господь дал нашему уму покой, и чтобы вошел в наше сердце, и там жил и вечерял во веки вечные. Аминь.

 

Молитвословия Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня

Тропарь Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня , глас 1 
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

 

Кондак Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня , глас 4 
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

 

Величание Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня 
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

 

Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню
Кре́сте Честны́й, храни́тель души́ и те́лу бу́ди ми́, о́бразом свои́м бе́сы низлага́я, враги́ отгоня́я, стра́сти упражня́я, и благослове́ние да́руя ми́, и жи́знь и си́лу, соде́йствием Свята́го Ду́ха, и честны́ми Пречи́стыя мольба́ми.

 

Молитва вторая Честному и Животворящему Кресту Господню
О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́? Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние! Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.

 

Молитва третья Честному и Животворящему Кресту Господню
О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

 

Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Проповедь благочинного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Кривоногова)

Азбука.ру

 

Просмотрено (5) раз

Оставить комментарий

Сохранен как История Церкви, Новости, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *