Сущность, специфика и принципы воспитания детей в православии

Содержание:

  1. Сущность и специфика принципов воспитания
  2. Принцип Христоцентричности
  3. Принцип воцерковления
  4. Принцип целенаправленного и иерархичного развития личности
  5. Принцип сообразности с природой воспитанника
  6. Принцип опоры на антропологическое представление о человеке как об образе и подобии Божием
  7. Принцип индивидуального подхода
  8. Принцип приоритета воспитания над обучением
  9. Принцип общественной направленности воспитания
  10. Принцип согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы
  11. Принцип послушания.

  1. Сущность и специфика принципов воспитания

Целью православного воспитания, как было отмечено выше, является Богоугождение, спасение души. Следуя данной цели, необходимо соблюдать целесообразный порядок воспитания, придерживаться определенных правил. Умение пользоваться правилами согласно с целью называется искусством воспитания. Высокое звание и Пастыря, и учителя требуют, чтобы они педагогически грамотно умели излагать родителям их обязанности по воспитанию детей, обращали внимание на их ошибки, давали бы необходимые и полезные советы. Важно, чтобы родители и все принимающие участие в воспитании детей знали к какой цели и каким образом они должны стремиться.

Принципами воспитания мы назовем наиболее общие правила, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и к организации воспитательного процесса. Охарактеризуем требования, которым должны соответствовать правила, претендующие на роль принципов воспитания.

¤ Обязательность. Принципы не являются рекомендациями, они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Нарушение принципов, игнорирование их требований подрывает основы процесса воспитания и сводит к нулевому результату его эффективность.

¤ Комплексность. Означает одновременное, а не поочередное или изолированное использование всех принципов.

¤ Равнозначность. Среди принципов нет таких, которые требовали бы реализации в первую очередь, как нет и таких, осуществление которых можно было бы отложить на завтрашний день.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Система принципов православной педагогики включает следующие Означает:

¤ Христоцентричность;

¤ воцерковление;

¤ целенаправленное и иерархичное развитие личности;

¤ сообразность с природой воспитанника;

¤ опора на антропологическое представление о человеке как об образе и подобии Божием;

¤ индивидуальный подход;

¤ приоритет воспитания над обучением;

¤ общественная направленность воспитания;

¤ согласованность педагогического влияния Церкви, семьи и школы.

¤ послушание.

  1. Принцип Христоцентричности

Основным принципом православного воспитания является принцип уподобления Иисусу Христу как высочайшему нравственному идеалу для духовного подражания, ориентируясь на который человек может совершать нравственную работу над собой для того, чтобы образ Божий раскрылся в его душе во всей своей силе и полноте.

Христос, Сын Божий, в своем Воплощении и Воскресении явил самую глубокую и фундаментальную основу сущности человека, которого Он воссоздал для вечной жизни и для приобщения к идеальной полноте бытия. Именно во Христе впервые раскрылась и ожила неповрежденная богоподобная человеческая личность. Искупление Им человеческих грехов открыло людям путь к святости, к обожению.

Православному человеку не нужны вымышленные идеалы, для него высочайшим образцом совершенного человека является Богочеловек Иисус Христос. Чем человек подобнее Первообразу, тем более Христос вселяется в него Своею благодатию, тем человек становится совершеннее. Центром жизни христианина является Христос. «Я живу Отцем, так и ядущий Меня будет жить Мною» (Ин 6:57), — этими словами Он определил содержание христианской жизни, а также основной принцип православного воспитания. Христоцентричность необходимо воспитывать в сердце и в сознании ребенка, поскольку подлинная личность открывается в личной встрече человека со Христом. Поэтому православное воспитание есть приведение ко Христу и Его Церкви, где происходит освящение образом Христовым всей человеческой жизни.

Личная встреча с Господом Иисусом Христом, жизнь в Его Церкви — это, прежде всего, исполнение заповедей Христа, построение своей жизни по требованиям христианского совершенства. Сущность всех заповедей кратко изложил Сам Господь Бог наш Иисус Христос: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:37–40). Известно, что любовь возрастает в делах, а вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Поэтому с самых ранних лет детей надо учить делам любви, приучать думать и заботиться о других. «Если имею <…> всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто», говорил по этому поводу апостол Павел (1Кор 13:2).

  1. Принцип воцерковления

Без воцерковления, без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания. Вне Церкви, вне Евхаристии непостижима полнота Божественной благодати. С педагогической точки зрения наиболее важным является не только индивидуальное приобщение к благодатным силам Церкви, но и создание церковной среды, церковного быта, благодатное преображение социальной жизни.

Церковь через таинство брака преображает естественное сближение мужчины и женщины, а с ними и их детей в «малую Церковь». Родители, давая детям жизнь, обязаны заниматься и их воспитанием. Православное воспитание в семье — это создание атмосферы, проникнутой любовью и благоговением к Богу и людям. Начинается оно с момента крещения ребенка, через которое на него полагается семя жизни во Христе, в нем зарождается духовная жизнь. Однако до развития сознания ребенка эта духовная, христианская жизнь действует в нем как бы вне его и без его ведома. Чтобы эту данную благодать сохранить и приумножить, чтобы ребенок, придя в сознание, смог свободно ее избрать, необходимо соответствующим образом воспитывать дитя. Благодать в младенце укрощает и заглушает грех, но он может снова ожить и восстать, если дать ему пищу и свободу. Чтобы этого не произошло, необходимо влиять на жизнь младенца через приобщение его к Церкви и ее благодатным средствам. Это и частое причащение ребенка, прикладывание к св. Кресту, Евангелию, иконам, частое осенение крестным знамением, окропление св. водою, курение ладаном, осенение крестным знамением колыбели, пищи, благословение священника, молебны. Вообще все церковное, как указывал свт. Феофан Затворник, чудным образом «возгревает» и питает «благодатную жизнь дитяти», является самой безопасной и непроницаемой оградой от покушения невидимых темных сил. Недостаточно быть верующим: «и бесы веруют, и трепещут» (Иак 2:19); надо быть воцерковленным, войти в жизнь Церкви, жить ее благодатными Таинствами, жить в молитвенном и богослужебном ритме церковного года. Вне Церкви нет полноты Божественной благодати, таинственно передающейся из поколения в поколение от апостольских времен. С внешней стороны воцерковление предполагает участие детей в той или иной мере в жизни храма, в церковном пении, в прислуживании, в работах по благоустройству храма. Но главным должно быть воспитание внутреннего духа церковности.

Тот же процесс воцерковления может преображать и школу в «малую Церковь», когда случайная группа детей становится школьной семьей, восходя к церковному началу. Школа только тогда может раскрыть все те духовные возможности, которые скрыты в объединении детей, если она действительно станет единой семьей и укрепит это преобразование через связь школьной жизни с жизнью Церкви. Значение церковной среды как важнейшего фактора в духовном созревании детей состоит в присущей ей соборности. Детская душа духовно живет тем богатством, которое дано в образе Божием, но она духовно развивается не в изоляции от других детей, а через организацию воцерковления школы.

  1. Принцип целенаправленного и иерархичного развития личности

Согласно христианской антропологии личность построена иерархически, и ее правильное устроение предполагает не равномерное развитие всех ее сторон, а соблюдение иерархии в развитии сил. Богом установленная иерархия была нарушена грехопадением, и правильное с православной точки зрения развитие человека должно стать восстановлением нормальной иерархии сил. Личность раскрывать, развивать необходимо, но не гармонично, а иерархично, поскольку личность есть, прежде всего, явление духовного мира. Поэтому основополагающим моментом, согласно учениям святых отцов, должно быть развитие духа, а средством к этому служит воспитание страха Божия, молитвы и совести. Свт. Феофан Затворник указывал по этому поводу, что чем раньше «напечатлеется» в душе ребенка страх Божий и возбудится молитва, тем прочнее будет благочестие во все последующее время. Молитва, здравые понятия, хороший пример и другие способы обучения добру располагают совесть ребенка к последующей доброй деятельности. Но, поскольку личность ребенка, живет всем, нельзя забывать и о ее социальной жизни, психическом, физическом развитии, о благоразумном воспитании телесных потребностей. Потребности тела, как указывал свт. Феофан Затворник, пробуждаются в человеке прежде всего, и, чтобы как можно меньше было от них беспокойства, необходимо как можно раньше поставить их в должные пределы и закрепить навыком. Поэтому, например, в питании необходимо избирать здоровую и годную пищу, употребление ее подчинять режиму; в движении — приучать ребенка резвиться, но в то время и тем способом, как ему указано его воспитателями; в отношении чувствительности полезно приучать тело к безболезненному перенесению различных перемен (воды, тепла, сырости, болезней и т. п.). Действуя таким образом, воспитатель как бы заграждает вход в душу чувственным наслаждениям, своеволию, теплолюбию, самосожалению, приучает владеть телом, а не подчиняться ему, что особенно важно для христианской жизни, поскольку она по своему существу является отрешенной от чувственности и всякого плотоугодия.

  1. Принцип сообразности с природой воспитанника

Построение системы воспитания с учетом принципа сообразности с природой воспитанника вполне соответствует духу христианства с его высокой оценкой детства. Стремление «войти» в природу ребенка выразилось в установлении Я. А. Коменским еще в XVII веке принципа «природо-сообразности». Далее в этом отношении многое сделал Ж. Ж. Руссо. В своем сочинении «Эмиль, или о воспитании» он впервые со времен Иисуса Христа «выявил» любовь к ребенку, который оказывается у него в центре внимания. С православной точки зрения это правильно, но односторонне, поскольку ребенок нуждается в охране и направлении своего развития со стороны взрослых, а у Руссо, как, впрочем, впоследствии и у Л. Н. Толстого, налицо было стремление всецело опереться на ребенка, доверяя его развитие одним лишь природным силам.

Действительно, в детях, как замечал прот. Василий Зеньковский, «много первозданной красоты, в них есть отблеск рая» [4, с. 17], и те, кто близко соприкасался с детьми, как правило, замечают их необычайную детскую чистоту и открытость. Как справедливо отмечал епископ Евсевий (Орлинский), «светлый взор и веселость» являются неразлучными спутниками «благонаправляемого детства». Поэтому только при них воспитание может быть успешным, «они цветы детства, которые, произрастая из нежного сердца, приносят приятные плоды, каковы: спокойствие духа, доверие, откровенность, искреннее участие в счастии или несчастии других и т. п.» [19, с. 43]. Только опираясь на эти «натуральные данные в душе ребенка» и необходимо строить процесс воспитания, развивая в детях высшие силы. Но в природе любого человека, в том числе и ребенка, есть первородный грех, и потому просто следовать за природой ребенка является легкомыслием.

Епископ Евсевий указывал несколько причин того, почему нельзя в первые годы жизни оставлять ребенка без всякого попечения о его воспитании, а именно [19, с. 39]:

1) раннее «худое» поведение может легко перейти в навык;

2) «слабое расположение детского сердца» может обратиться со временем в постоянный характер;

3) дети, которые никем не были удерживаемы, впоследствии, как правило, предаются влечению своего темперамента, своим беспорядочным наклонностям;

4) эти беспорядочные наклонности будут располагать к греху и члены тела, отчего победа совести над усиливающимися желаниями будет чрезвычайно затрудняться.

Поэтому первой задачей христианского воспитания детей должно быть не раскрытие природы ребенка, как она есть, но раскрытие тех даров, которые могут способствовать выявлению образа Божия в человеке.

Учение Руссо (т. наз. «педагогический натурализм»), несомненно, заключает в себе «глубокие христианские мотивы», но, в то же время, сосредотачивая все усилия на раскрытии природы ребенка, оно игнорирует и значение религии в деле воспитания. Эта точка зрения Руссо и других западноевропейских педагогов (Песталоцци, Дистервега) признается православной педагогической мыслью весьма странною. Так, например, архиепископ Фаддей (Успенский) отмечал, что рассудок только направляет на надлежащий путь вложенные в природу человека влечения, развиваются же они сами по себе, не дожидаясь, когда рассудок сознает их необходимость. Человек, например, учится есть, одеваться, совершать целесообразные движения и т. п., хотя во многом из этого не отдает себе полного отчета. Почему же тогда развитие религиозного чувства должно откладываться до полного раскрытия способности понимания? Ведь от ребенка не требуется сознательного усвоения всех догматов веры, от него требуется лишь развитие его природного влечения к Божеству.

Аргументом типа «вырастет — сам разберется» можно вообще разрушить всяческое воспитание детей. Оперирование подобными аргументами является своеобразным снятием с себя ответственности за воспитание ребенка, поскольку, если у него появился вопрос, то разбираться по поводу него необходимо здесь и сейчас. И если взрослые не предложат ответа, то ребенок будет «творить» его сам, причем качество его в этом случае может быть весьма и весьма сомнительным.

Педагогический натурализм прав в том плане, что насиловать волю человека нельзя. Но кто сказал, что дети противятся религиозному восприятию мира? Христианский писатель Тертуллиан говорил, что душа по природе своей христианка. Это значит, что для человека естественно стремиться ко Христу, а не противиться Ему. И у детей, как правило, есть интерес к религиозной реальности. В жизни каждого ребенка обязательно присутствует период мифологического восприятия мира, заключающегося в том, что человек не различает естественного и сверхъестественного порядка вещей. Для ребенка как раз ничего сверхъестественного нет, для него чудо встроено в жизнь, имеет в ней «постоянную прописку». Наоборот, для ребенка неестественно быть материалистом. Но если это естественное, сообразное детской природе стремление к мифическому познанию мира не направить в выработанные культурой формы религиозного сознания, то ребенок будет обречен на индивидуальное мифотворчество и богостроительство. Табуирование бесед на важнейшие темы приводит, как правило, к искажениям внутреннего мира ребенка, его ущербности и ограничению. Дети, как показывает опыт, никогда не воспринимают разговоры с ними на духовные темы как насилие. Сама православная жизнь никогда не была мрачной и угрюмой. В православном миропонимании всегда было живое разумение, что вечная жизнь уже явлена, уже незримо присутствует в земной жизни. Отсюда понятна та удивительная радость, которая может переполнять православного человека.

В жизни не обойтись без сокрушения, плача, слезах о своих грехах, потому что на них возрастает совершенная радость. Но Покаяние лишь средство, а целью является стяжание Духа Святого, совершенная радость о Христе. Есть время слез и время радости, каждому возрасту — свое. С этой точки зрения и необходимо раскрывать детям Православие как радостную полноту жизни во Христе. Праздником и радостью надо делать для них посещение храмов, участие в православных праздниках, общение со сверстниками. Детей необходимо учить и радостному восприятию природы, умению видеть красоту мира Божия. Суровость, фанатизм родителей порою отталкивают детей от Церкви. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12). Грех непозволителен в любой форме. Но детям полезнее смеяться, играть и танцевать, молиться Богу и ходить в храм Божий как на праздник, потому что каждому возрасту — свое делание и свое восприятие мира.

Поэтому в православной педагогике принцип природосообразности со всей очевидностью должен означать, что воспитание, если оно претендует на соответствие природе ребенка, должно:

а) быть религиозным (раскрывая Православие как радостную полноту жизни во Христе);

б) начинаться с ранних лет;

в) точно сообразовываться с каждым возрастом.

Последнее означает, что педагогу, работающему с детьми необходимо учитывать их возрастные особенности, религиозную и общеобразовательную подготовку. Возбуждение и руководство наклонностями детей должно быть сообразовано с каждым возрастом.

Так, например, для раннего детского возраста хороши не наставления, а примеры собственного поведения. В этот период целесообразно, например, отказаться и от систематического православного образования, заменив его «вживлением» ребенка в Православие, в Церковь. С этой точки зрения полезно давать детям для прослушивания отдельные истории, объяснять отдельные события, связанные, например, с церковными праздниками, говорить о жизни отдельных святых на понятных детям примерах и доступным языком.

С возрастом ребенка и воспитание его должно идти вперед. Вредно, когда с юношей обходятся как с ребенком. Возьмем для примера такой аспект, как ознакомление детей с житиями святых. Если это происходит в подростковом или юношеском возрасте, то делать это надо в увлекательном, а не елейном изложении. Протоиерей Глеб Каледа указывал, что, например, житие Александра Невского можно представить как пример воинской доблести и государственной мудрости, а жизнь святителя Афанасия Великого — как увлекательный приключенческий роман. Кроме всего прочего, чтобы увлечь подростка, необходимо обладать искусством рассказчика и мастерством литератора, помня, что не хронология событий, а человеческие образы обладают воспитательной силой.

  1. Принцип опоры на антропологическое представление о человеке как об образе и подобии Божием

В своих рассуждениях православная педагогическая мысль основывается на том, что человек создан по образу Божию, то есть сущность человека несет в себе начало, исходящее от Бога. Это означает, что человеческая личность существует не сама по себе, она не несет в себе источник Бытия, а существует благодаря своей онтологической причастности ко Христу.

Однако первоначальная гармония наших наклонностей и их направленность к Богу расстроены грехом. Вместе с тем многие нравственные способности человека не уничтожены окончательно. Доказательством этого в наибольшей степени служит детский возраст, который так приятен, так влечет и так привязывает нас к детям. Причиной нашего влечения к детям являются свойства невинной детской души: искренняя доверчивость, непритворное смирение, сердечная привязанность к близким людям, простота, откровенность, прямодушие, благожелательность ко всем, веселая живость.

Вместе с тем, наблюдения показывают, что положительные качества ребенка (например, отзывчивость) могут легко уживаться с отрицательными (например, лень и лживость). Главная задача воспитателя — позаботиться о том, чтобы положительного стало больше, а отрицательного — как можно меньше. Православная педагогика говорит о том, что надо «видеть искру Божию» в ребенке, и «разжигать» ее в процессе воспитания. Родители и воспитатели должны не только охранять «цветы нравственности» в детях, но и всеми силами стараться, чтобы эти цветы раскрывались и приносили плоды.

Поэтому одной из основополагающих задач православного воспитания является оказание помощи детям в освобождении их от власти греха. Это помощь в раскрытии образа Божия в себе, раскрытии пути к вечной жизни, приобщение к ней уже в земной жизни, что немыслимо без пробуждения в человеке глубоко заложенного в нем чувства греха. Последнее необходимо не только для осознания ребенком своей греховности (что современная светская школа всяческими силами истребляет, размывая понятия добра и зла), но и для воспитания способности к противлению злу, не только внешнему, но и внутреннему.

Для православия важнейшим основанием истинной жизни было построение ее по требованиям христианского совершенства. Святые были и остаются образцами жизни по Богу. От понимания жизни как подвига проистекает нравственный аскетизм православия, великая духовная дисциплина, восхождение от силы в силу. Средства, служащие этому, можно разделить на предохранительные и образовательные.

К предохранительным средствам относят:

а) благоразумно-строгий тип воспитания, который не изнеживает детей, но, в то же время, не терпит жестокого обхождения с ними. «Главная стихия невинного детства — любовь, может быть возбуждена только любовью», — говорил епископ Евсевий (Орлинский), а от постоянных, суровых угроз и упреков сердце ребенка делается, как правило, холодным, душа грубеет [19, с. 284];

б) сотрудничество, терпение и заинтересованность воспитателя в судьбе воспитанника;

в) отсутствие противопоставления позиций воспитателя и воспитанника;

г) благочестивый пример поведения родителей и воспитателей;

д) пресечение в детях с ранних лет склонности к «умничанью», а также к другим вредным привычкам: притворству, лицемерию, обману и т. п.

К образовательным средствам относят:

а) благоразумную любовь к детям;

б) сохранение в детях веселости и стремления к деятельности;

в) возбуждение религиозного чувства;

г) исправление отрицательных качеств, а главное — выявление положительных;

д) авансирование будущих положительных сдвигов, не акцентируя при этом внимания только на недостатках ребенка.

  1. Принцип индивидуального подхода

Несправедливо было бы, чтобы со всеми детьми обращались одинаково: благоразумного противодействия требуют недостатки, добрые же свойства ребенка не должны быть подавляемы. Поэтому большое значение имеет знание воспитателем возрастных и индивидуальных особенностей детей, учет их личных характеристик и возможностей. Источниками этого знания могут служить:

а) изучение науки о человеке — антропологии;

б) общение с детьми и наблюдение за ними;

в) наблюдение за деятельностью других воспитателей;

г) припоминание собственного детства.

Соблюдая данный принцип воспитания необходимо постоянно изучать и хорошо знать индивидуальности своих воспитанников (особенности темперамента, черты характера, даже привычки). Методом изучения в первую очередь может послужить наблюдение за детьми. Главное правило здесь — беспристрастность к своим воспитанникам. Самым наилучшим временем для наблюдений за детьми является время их игр, забав, когда дети свободно общаются с себе подобными. В это время наиболее ярко проявляются их наклонности, как добрые, так и худые.

Также воспитателю необходимо знать уровень сформированности таких личностных качеств ребенка, как мотивы, интересы, отношение к труду, жизненные планы, ценностные ориентиры и т. д. Для этого воспитатель должен суметь расположить к себе детей, чтобы они уверились в его искренности и ничего бы не скрывали. Приобрести доверие детей можно, прежде всего, посредством приветливости и ласковой снисходительности. Однако делать это необходимо так, чтобы дети этого не заметили. Особенно необходимо остерегаться хитрого подсматривания и доверия к «наушникам». Много может дать изучение нравственного состояния родителей и господствующих в их доме нравов и порядков, а также отзывы о ребенке ближних. Не доверяя им излишне, воспитатель может проверить их в своих наблюдениях за ребенком. Часто бывают верны суждения воспитанников друг о друге.

Поняв и изучив ребенка, воспитателю важно уметь диагностировать его потенциальные возможности, видеть ближайшие перспективы развития. Иными словами, необходимо для каждого создать условия наилучшего раскрытия личности. Важно «угадать» дарование ребенка, почувствовать его тип, сгладить дурную наследственность, укрепить слабые стороны и т. п.

  1. Принцип приоритета воспитания над обучением

Способствуя становлению личности ребенка, необходимо не предупреждать природу, а только помогать ей. В этом плане особенно вредно, когда умственные способности начинают пробуждать слишком рано, требуя от ребенка достаточно напряженной деятельности. В первую очередь это сказывается на характере человека, чертами которого становятся холодность, сухость, мрачность и т. п.

Дух ребенка должен быть расположен таким образом, чтобы у него было твердое убеждение в том, что главное дело есть Богоугождение, а научность есть лишь придаточное качество.

В настоящее время можно с уверенностью сказать: утопия о том, что наука и знания якобы могут создать совершенную нравственность, развеялась. Сегодня успехи науки и падение нравов прекрасно соседствуют друг с другом, и становится страшно, когда знания падают в неокрепшую или злую душу, когда любопытство не охраняется моральными рамками и законами.

Поэтому православная педагогика твердо стоит на той позиции, что религиозное, духовно-нравственное воспитание должно опережать информационно-рационалистическое наполнение ума.

  1. Принцип общественной направленности воспитания

Этот принцип направляет деятельность педагога на воспитание социально — ориентированного типа личности. Его соблюдение предполагает активное включение воспитанника в общественную жизнь, выполнение разнообразных полезных дел. Постоянно участвуя в той или иной форме общественной жизни на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически. Школа, по мысли прот. Василия Зеньковского, «должна использовать процесс естественного взаимодействия между детьми». Задачу школы он видел не только в том, чтобы дать индивидууму «стать собой», но и в том, чтобы способствовать развитию социальных сил в нем. В этом Зеньковский видел «внутреннюю христианскую правду, ибо Церковь есть освященный факт социальной связности людей» [4, с. 28].

  1. Принцип согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы

Данный принцип требует, чтобы все причастные к воспитанию лица действовали сообща, предъявляя воспитаннику согласованные требования.

Основной средой, в которой происходит непрерывное развитие ребенка, является семья. Она — часть общества, а потому несет в себе его традиции и обычаи. Можно с полной уверенностью сказать, что по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано семьей. Отсюда возникает насущная необходимость для педагога поддерживать и укреплять связь с семьей, согласовывать с ней свою воспитательную деятельность. Семья вместе с Церковью может создать благоприятные условия для нравственного развития и духовного становления ребенка.

Образовательные учреждения призваны помогать семье в деле воспитания подрастающих поколений. Нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с педагогикой семьи или, напротив, семья отрицательно воздействуют на требования воспитателей. В данном случае необходимо помнить и знать, что опираться надо не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

  1. Принцип послушания

Послушание является важнейшей добродетелью христианина вместе со смирением и любовью. Послушание есть лучший способ к победе над последствиями первородного греха в нас — над самостью и эгоизмом.

Святые отцы говорят, что своеволие — это единственное, что действительно принадлежит нам, а все остальное — дары от Господа Бога. Поэтому и отречение от своеволия ценнее многих других добрых дел. Весь строй христианской Церкви строится на строгом послушании. Ап. Павел писал по этому поводу: «Повинуйтесь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5,21).

При отсутствии послушания возникает своеволие, самочиние, самоуверенность — самые опасные пороки. Послушание — это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует развитие в ребенке всех других душевных достоинств.

 

Гл.6 «Принципы воспитания» из учебного пособия «Теоретическая педагогика», составленного Дивногорцевой Светланой Юрьевной.

lib.pravmir

Просмотрено (89) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Семейная страница

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *