О любостяжательности

Василій Великий, Архіепископ Кесаріи Каппадокійскія

На слова изъ Евангелія отъ Луки (12, 18.): разорю житницы моя, и бóльшія созижду; и о любостяжательности.

Два рода искушеній; потому что, или скорби испытываютъ сердца, какъ золото въ горнилѣ, въ терпѣніи открывая ихъ доброту, или нерѣдко самое благоденствіе жизни служитъ для многихъ вмѣсто испытанія. Ибо одинаково трудно — сохранить душу не униженною въ затруднительныхъ обстоятельствахъ жизни, и не превознестись до наглости въ положеніи блистательномъ. Примѣромъ же искушеній перваго рода служитъ великій Іовъ, этотъ непреоборимый подвижникъ, который всѣ насилія діавола, какъ стремленіе потока, выдержавъ съ непоколебимымъ сердцемъ и неизмѣннымъ разсудкомъ, показалъ, что онъ тѣмъ выше искушеній, чѣмъ, по видимому, значительнѣе и труднѣе борьбы, на которыя вызывалъ его врагъ. Искушеній же благоденствіемъ жизни есть и другіе нѣкоторые примѣры, а также примѣромъ сего служитъ и этотъ богачъ, о которомъ читано намъ нынѣ. Онъ однимъ богатствомъ уже обладалъ, а /с. 85/ другаго надѣялся. Между тѣмъ человѣколюбивый Богъ не осудилъ его въ началѣ, за неблагодарность нрава, но къ прежнему его богатству непрестанно прилагалъ новое богатство, въ ожиданіи, что, насытивъ его когда нибудь, обратитъ душу его къ общительности и кротости. Ибо сказано: человѣку богату угобзися нива; и мысляше въ себѣ, глаголя: чтó сотворю? Разорю житницы моя, и бóльшія созижду.

Для чего жъ угобзися нива у человѣка, который не хотѣлъ сдѣлать ничего добраго изъ сего урожая! Чтобъ тѣмъ въ большей мѣрѣ открылось Божіе долготерпѣніе, когда даже до такой степени простерлась благость Божія; потому что Богъ дождитъ на праведныя и на неправедныя, и солнце Свое сіяетъ на злыя и благія (Матѳ. 5, 45.). Но таковая благость Божія навлекаетъ большее наказаніе на лукавнующихъ. Богъ послалъ дожди на землю, воздѣланную руками любостяжательными; Богъ далъ солнце, чтобъ согрѣть сѣмена и умножить плоды посредствомъ урожая. И таковы были дары Божіи: пригодность земли, благорастворенное состояніе воздуха, обиліе сѣменъ, содѣйствіе воловъ и всѣ прочія условія, при которыхъ обыкновенно процвѣтаетъ земледѣліе. Чтó жъ присовокупилъ человѣкъ отъ себя? Злый нравъ, человѣконенавидѣніе, скупость. Симъ воздалъ онъ Благодѣтелю. Не помнилъ онъ общей природы, не думалъ, что избытки должно раздѣлять не имущимъ, не обратилъ вниманія на заповѣдь: не отрецыся благотворити требующему; и: милостыни и вѣра да не оскудѣваютъ тебѣ (Притч. 3, 27. 3.); и: /с. 86/ раздробляй алчущему хлѣбъ твой (Иса. 58, 7.). Не услышаны имъ всѣ пророки, всѣ вопіющіе учители; ломились у него житницы, затѣсненныя множествомъ положеннаго въ нихъ, а скупое сердце было не полно. Непрестанно прикладывая къ старому новое и ежегодными прибавленіями увеличивая обиліе, впалъ онъ въ это неразрѣшимое затрудненіе, по любостяжательности не соглашаясь высыпать старое, и по множеству не находя мѣста, гдѣ положить новое. Отъ-того у него безчисленныя предпріятія, мучительныя заботы.

Чтó сотворю? Кто не пожалѣетъ о человѣкѣ, который въ такомъ стѣснительномъ положеніи? Жалкимъ дѣлаетъ его урожай, жалкимъ дѣлаютъ настоящія блага, а еще болѣе жалкимъ дѣлаетъ ожидаемое. Земля ему приноситъ не дары, но произращаетъ воздыханія; неурожай плодовъ доставляетъ она, но заботы и скорби и страшное затрудненіе. Онъ сѣтуетъ подобно бѣднякамъ, и не то же ли самое слышимъ отъ него, чтó и отъ человѣка, стѣсненнаго нищетою? Чтó сотворю? Откуда возму пропитаніе? Откуда возму одежду? Тоже говоритъ и богатый, мучится въ сердцѣ, снѣдаемый заботою. Чтó веселитъ другихъ, отъ того сохнетъ любостяжательный: не радуетъ его, что все у него въ домѣ наполнено; но текущее къ нему и льющееся чрезъ края хранилищъ богатство уязвляетъ душу его опасеніемъ, чтобъ не перепало чего нибудь постороннимъ, и чтобъ это не обратилось въ источникъ какого либо добра для нуждающихся. И мнѣ кажется, что болѣзнь души его подобна болѣзни людей прожорливыхъ, /с. 87/ которые скорѣе согласятся надорвать себя многояденіемъ, нежели подѣлиться остатками съ нуждающимися.

Познай, человѣкъ, Даровавшаго. Вспомни себя самого, кто ты, къ чему приставленъ, отъ кого получилъ это, за что предпочтенъ многимъ? Ты служитель благаго Бога; приставникъ подобныхъ тебѣ рабовъ: не думай, что все приготовлено для твоего чрева; о томъ, чтó у тебя въ рукахъ, разсуждай, какъ о чужомъ. Оно не долго повеселитъ тебя, потомъ утечетъ и исчезнетъ; но у тебя потребуютъ строгаго въ этомъ отчета. А ты все держишь въ заперти, за дверьми и запорами, и приложивъ печати, не спишь отъ заботъ, и раздумываешь самъ съ собою, слушаясь безумнаго совѣтника — себя самого. Чтó сотворю? Слѣдовало бы сказать: «Наполню души алчущихъ, оттворю свои житницы, созову всѣхъ нуждающихся. Буду подражать Іосифу, проповѣдуя человѣколюбіе; произнесу великодушное слово: всѣ, у кого нѣтъ хлѣба, приходите ко мнѣ; какъ изъ общихъ источниковъ пріобщись дарованной Богомъ благости каждый, сколько кому нужно!» Но ты не таковъ! Отъ чего же? Отъ того, что завидуешь людямъ въ наслажденіи, и, сложивъ въ душѣ лукавый совѣтъ, заботишься не о томъ, чтобъ дать каждому, чтó нужно, но чтобъ, все захвативъ, всѣхъ лишить возможной отъ того пользы.

Близко были пришедшіе за его душею, а онъ разсуждалъ въ душѣ о яствахъ. Въ эту ночь похищенъ онъ, а еще мечталъ о наслажденіи многіе годы. Дано только ему время обо всемъ передумать /с. 88/ и сдѣлать явнымъ свое расположеніе, чтобъ потомъ услышать приговоръ, какого заслуживало его произволеніе. — Да не будетъ сего съ тобою! Для того и написано сіе, чтобъ мы избѣгали подобныхъ поступковъ.

Подражай землѣ, человѣкъ: приноси плоды, какъ она, чтобъ не оказаться тебѣ хуже неодушевленной твари. Она возрастила плоды не для своего наслажденія, но на служеніе тебѣ. А ты, если и явишь плодъ благотворенія, то соберешь его самъ для себя; потому что благотворность добрыхъ дѣлъ возвращается къ дающимъ. Подалъ ты алчущему? И поданное тобою дѣлается твоею собственностію, возвратившись къ тебѣ съ приращеніемъ. Какъ хлѣбное зерно, упавъ въ землю, обращается вь прибыль бросившаго; такъ хлѣбъ, поверженный алчущему, въ послѣдствіи приноситъ стократную пользу. Поэтому цѣль земледѣлія да будетъ для тебя началомъ небеснаго сѣянія; ибо сказано: сѣйте себѣ въ правду (Ос. 10, 12.).

Для чего же ты безпокоишься? Для чего мучишь себя, усиливаясь заключить богатство свое въ глину и кирпичъ? Лучше имя доброе, неже богатство много (Притч. 22, 1.). А если уважаешь деньги за честь имѣть ихъ; то смотри, сколько дороже для славы именоваться отцемъ тысячи дѣтей, чемъ имѣть въ кошелькѣ тысячи монетъ? Деньги, и не хотя, оставишь здѣсь, а славу добрыхъ дѣлъ принесешь съ собою ко Господу, когда предъ общимъ Судіею окружитъ тебя цѣлый народъ, и будутъ именовать своимъ кормителемъ, благодѣтелемъ, и станутъ приписывать тебѣ всѣ /с. 89/ имена человѣколюбія. Не видишь ли, что на зрѣлищахъ, для небольшаго почета, для народной молвы и для рукоплесканій, тратятъ богатство на борцовъ, на шутовъ и на людей, сражающихся со звѣрями, на которыхъ иной погнушался бы и взглянуть? А ты скупъ на издержки, когда можешь достигнуть такой славы! У тебя принимать будетъ Богъ, хвалить тебя будутъ Ангелы; ублажать станутъ всѣ люди, сколько ихъ ни было отъ созданія міра. Вѣчная слава, вѣнецъ правды, царство небесное будутъ тебѣ наградою за доброе распоряженіе симъ тлѣннымъ имуществомъ. Но ты ни о чемъ этомъ не заботишься, стараясь о настоящемъ, презираешь чаемое. Итакъ назначь богатство на разныя употребленія, поставляя великолѣпіе и славу въ издержкахъ на нуждающихся. Пусть и о тебѣ будетъ сказано: расточи, даде убогимъ, правда его пребываетъ во вѣкъ (Псал. 111, 9.). Не дорожись, медля продажей до наступленія нужды; не выжидай скудости въ хлѣбѣ, чтобъ оттворить свои житницы: ибо продаяй пшеницу скупо, отъ народа проклятъ (Притч. 11, 26.). Не жди голода для золота, ни общей скудости для собственнаго своего обилія. Не корчемствуй людскими бѣдствіями; гнѣва Божія не обращай въ случай къ умноженію у себя денегъ. Не раздирай ранъ у тѣхъ, которые биты бичами.

Но у тебя въ виду золото, а на брата не обращаешь вниманія. Знаешь чеканъ монеты, и различаешь настоящую монету отъ поддѣльной; но вовсе не узнаешь брата въ нуждѣ. Тебя крайне веселитъ доброцвѣтность золота, но не расчиты/с. 90/ваешь, сколько вздоховъ бѣднаго сопровождаетъ тебя.

Кáкъ представлю взорамъ твоимъ страданія бѣднаго? Осмотрѣвъ внутренность дома, видитъ онъ, что золота у него нѣтъ, и никогда не будетъ; домашніе приборы и одежда точно таковы, какъ и у всякаго нищаго; всѣ они стóятъ не многихъ оволовъ. Чтó жъ еще? Обращаетъ, наконецъ, взоръ на дѣтей, чтобъ, отведя ихъ на торгъ, въ этомъ найдти пособіе противъ голодной смерти. Представь при этомъ борьбу неминуемаго голода и отеческой любви. Голодъ угрожаетъ самою бѣдственною смертію, а природа влечетъ къ противному, убѣждая умереть вмѣстѣ съ дѣтьми. Много разъ собирается онъ идти, много разъ останавливается; наконецъ препобѣжденъ, вынужденный необходимостію и неумолимою нуждою. И надъ чемъ еще задумывается этотъ отецъ? «Котораго прежде продать мнѣ? На котораго пріятнѣе взглянетъ хлѣбопродавецъ? Пойдти ли къ самому старшему? Но уважаю его старшинство. Или къ младшему? Но жаль его возраста, который не чувствуетъ еще несчастій. Этотъ сохраняетъ въ себѣ ясныя черты родителей; а этотъ способенъ къ ученію. Увы, какое затрудненіе! Чтó со мною будетъ? На котораго изъ нихъ напасть мнѣ? У какого звѣря занять мнѣ душу? Кáкъ забыть природу? Если всѣхъ удержу при себѣ, то увижу, кáкъ всѣ будутъ истаевать отъ голода. Если продамъ одного, то какими глазами буду смотрѣть на остальныхъ, сдѣлавшись уже для нихъ подозрительнымъ, такъ что перестанутъ мнѣ вѣрить? Кáкъ буду жить /с. 91/ въ домѣ, самъ доведя себя до безчадія? Какъ пойду за столъ, на которомъ обиліе произведено такими средствами?» И онъ послѣ слезъ идетъ продавать любезнѣйшаго сына!

А тебя не трогаетъ страданіе; ты не хочешь взойдти въ чувствованія природы! Этого несчастнаго угнетаетъ голодъ, а ты медлишь и смѣешься, способствуя къ тому, чтобъ продлилось его бѣдствіе! Онъ утробу свою предлагаетъ тебѣ цѣною за пищу, а у тебя не только не цѣпенѣетъ рука, собирающая пóдать съ такихъ несчастій, но даже ты еще домогаешься бóльшаго, и стараешься, какъ бы, взявъ больше, дать меньше, чтобъ для этого бѣдняка несчастіе его сдѣлать во всѣхъ отношеніяхъ болѣе тягостнымъ! Ни слезы не возбуждаютъ въ тебѣ жалости, ни воздыханія не смягчаютъ сердца; ты непреклоненъ и неприступенъ! Во всемъ видишь золото, вездѣ представляешь золото; о немъ грезишь и во снѣ, о немъ думаешь и во время бодрствованія. Какъ сумасшедшіе, въ припадкѣ бѣшенства, не дѣйствительныя видятъ вещи, но представляютъ, чтó производитъ въ нихъ болѣзнь; такъ и у тебя душа, одержимая сребролюбіемъ, во всемъ видитъ золото, во всемъ видитъ серебро. Пріятнѣе тебѣ смотрѣть на золото, нежели на солнце. Ты желалъ бы, чтобъ все превратилось въ золотый составъ, и, какъ только можно, придумываешь къ тому способы. Чего не приводишь въ движеніе ради золота? Хлѣбъ у тебя дѣлается золотомъ, вино ссѣдается въ золото, и шерсть обращается у тебя въ золото; всякій торговый оборотъ, всякая выдумка проносятъ тебѣ /с. 92/ золото. Золото само себя раждаетъ, размножаясь чрезъ ростъ; въ тебѣ нѣтъ сытости, не видно конца пожеланію. Дѣтямъ, когда они жадны, не рѣдко позволяемъ безъ мѣры ѣсть, чтó они особенно любятъ, чтобъ излишнимъ пресыщеніемъ произвести отвращеніе; но не таковъ корыстолюбецъ: чѣмъ болѣе онъ пресыщенъ, тѣмъ большаго желаетъ.

Богатство аще течетъ, не прилагайте сердца (Псал. 61, 11.); а ты удерживаешь текущее и преграждаешь ему всѣ пути. Но когда оно удержано и запружено, чтó тогда дѣлаетъ съ тобою? Расторгаетъ преграды. Такъ, конечно, и теперь, насильно будучи задержано и непрестанно прибывая, разоряетъ житницы богатаго, сравниваетъ съ землею его сокровищницы, подобно вторгшемуся непріятелю.

Но онъ построитъ бóльшія? Не извѣстно, не оставитъ ли ихъ наслѣднику разоренными; ибо скорѣе самъ отойдетъ, похищенный смертію, нежели онѣ воздвигнутся по любостяжательному его замыслу. Но его конецъ согласенъ съ злыми его преднамѣреніями; а вы, послушайтесь меня, и, растворивъ всѣ двери своихъ сокровищницъ, дайте богатству безпрепятственный выходъ; какъ будто великой рѣкѣ, которая чрезъ тысячи протоковъ орошаетъ многоплодную землю, дайте и вы богатству различными путями вливаться въ домы бѣдныхъ! Въ колодцахъ, чрезъ вычерпываніе, вода дѣлается лучшею; а если колодцы запущены, то вода въ нихъ загниваетъ: и застой богатства безполезенъ; а движеніе его и перехожденіе изъ /с. 93/ рукъ въ руки общеполезно и плодоносно. Сколько похвалъ отъ облагодѣтельствованныхъ! и ты не презирай ихъ. Какая награда отъ праведнаго Судіи! и ты не сомнѣвайся въ ней.

Всюду да будетъ передъ тобою примѣръ осуждаемаго богача, который, охраняя настоящее, безпокоясь объ ожидаемомъ, и не зная навѣрно, проживетъ ли завтра, сегодня уже грѣшитъ и на завтрешній день. Не приходилъ еще проситель, а онъ предварительно выказалъ уже свою жестокость; не собралъ еще плодовъ, а заслужилъ уже осужденіе за любостяжательность. Земля готовила ему богатый пиръ, заранѣе показывая на нивахъ обильную жатву, открывая на виноградныхъ лозахъ множество гроздовъ, предлагая маслину, точащую плодъ, обѣщая всякое наслажденіе въ древесныхъ плодахъ; а онъ былъ негостепріименъ и безплоденъ. Еще не собралъ, и завидуетъ уже нуждающимся. А сколько опасностей до собранія плодовъ? И градъ иногда побиваетъ, и зной похищалъ почти изъ рукъ, и вода, неблаговременно излившаяся изъ облаковъ, портила плоды. Почему жъ не молишься Господу, чтобъ довершилъ милость, но предварительно дѣлаешь себя недостойнымъ принять, что имѣешь уже въ виду?

Ты въ тайнѣ говоришь самъ съ собою; но слова твои оцѣниваются на небѣ. Потому оттуда приходятъ къ тебѣ отвѣты. Чтó же говоритъ богатый? Душе, имаши многа блага лежаща: яждь, пій, веселися ежедневно. Какое безуміе! Если бы у тебя была душа свиньи: чѣмъ инымъ, кромѣ этого, порадовалъ бы ты ее? Столько ты скотоподобенъ, /с. 94/ до того несвѣдущъ въ душевныхъ благахъ, что предлагаешь душѣ плотскія снѣди! Чтó принимаетъ въ себя чрево, то назначаешь ты душѣ. Ежели въ душѣ есть добродѣтель, ежели исполнена она благихъ дѣлъ, ежели близка къ Богу; то имѣетъ многа блага, и пусть веселится прекраснымъ душевнымъ веселіемъ. Но поелику мыслишь ты земное, чрево у тебя богомъ, весь ты сталъ плотскимъ, поработился страстямъ; то выслушай приличное тебѣ наименованіе, которое далъ тебѣ не кто либо изъ людей, а самъ Господь: безумне! въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе: а яже уготовалъ еси, кому будутъ? Такое осмѣяніе безразсудства тягостнѣе вѣчнаго наказанія!

Тотъ, кто въ скоромъ времени будетъ похищенъ, чтó предпринимаетъ? Разорю житницы моя, и большія созижду. Прекрасно дѣлаешь, сказалъ бы я ему; потому что сокровищницы неправды того и стóятъ, чтобъ ихъ разорить. Разрушь своими собственными руками, чтó худо тобою построено; разломай хлѣбные закромы, отъ которыхъ никто никогда не отходилъ съ утѣшеніемъ. Уничтожь все зданіе, которое охраняетъ любостяжательность; сломай кровли, разбери стѣны, открой солнцу покрытую плѣсенью пшеницу, освободи изъ-подъ стражи заключенное въ узы богатство, оттвори всѣмъ на показъ темныя убѣжища маммоны.

Разорю житницы моя, и большія созижду. А если и ихъ наполнишь, чтó тогда придумаешь? Ужели будешь опять разорять, и опять строить? /с. 95/ Но что безумнѣе этого — безконечно трудиться, тщательно созидать и прилежно разорять? Ежели хочешь, есть у тебя житницы, — это домы бѣдныхъ. Скрывай себѣ сокровище на небеси (Матѳ. 6, 20.). Что тамъ положено, того ни червь не поѣдаетъ, ни тля не изводитъ, ни разбойники не расхищаютъ.

Но тогда буду удѣлять нуждающимся, когда наполню вторыя житницы. Долгія лѣта жизни ты назначилъ себѣ. Смотри, чтобъ не предварилъ тебя поспѣшающій срокъ. Это обѣщаніе показываетъ не доброту, а лукавство; потому что обѣщаешь не съ тѣмъ, чтобъ давать въ послѣдстіи, но чтобъ отказать на сей разъ. Чтó нынѣ препятствуетъ подаянію? Бѣднаго ли нѣтъ? Житницы ли не полны? Награда ли не готова? Заповѣдь ли не ясна? Но голодный чахнетъ; нагій цѣпенѣетъ; должникъ притѣсненъ: а ты откладываешь милостыню до завтра! Послушай Соломона: не рцы: отшедъ возратися, и заутра дамъ: не вѣси бо, чтó породитъ находящій день (Притч. 3, 28.).

Какія заповѣди презираешь, заградивъ себѣ слухъ сребролюбіемъ! Сколько благодарности должно тебѣ имѣть къ Благодѣтелю, кáкъ веселиться и отличаться честію, что не самъ ты неотступно стоишь у чужихъ дверей, но другіе приступаютъ къ твоимъ дверямъ! А теперь ты пасмуренъ и недоступенъ, уклоняешься отъ встрѣчъ, чтобъ не принудили тебя выпустить изъ рукъ какой малости. У тебя одно натвержено слово: «нѣтъ у меня, не дамъ; потому что самъ бѣденъ». Дѣйствительно, ты бѣденъ и скуденъ всякимъ добромъ; бѣ/с. 96/денъ ты любовію, бѣденъ человѣколюбіемъ, бѣденъ вѣрою въ Бога, бѣденъ вѣчнымъ упованіемъ. Сдѣлай, чтобъ братья имѣли долю въ твоей пшеницѣ; чтó завтра сгніетъ, то нынѣ удѣли нуждающемуся. Самый худшій родъ любостяжательности — не удѣлять нуждающимся и того, чтó можетъ повредиться.

Скажешь: кому дѣлаю обиду, удерживая свою собственность? — Скажи же мнѣ, чтó у тебя собственнаго? Откуда ты взялъ и принесъ съ собою въ жизнь? Положимъ, что иной, занявъ мѣсто на зрѣлищѣ, сталъ бы потомъ выгонять входящихъ, почитая своею собственностію представляемое для общаго всѣмъ употребленія; таковы точно и богатые. Захвативъ всѣмъ общее, обращаютъ въ свою собственность, потому что овладѣли симъ прежде другихъ. Если бъ каждый, взявъ потребное къ удовлетворенію своей нужды, излишнее предоставлялъ нуждающемуся, никто бы не былъ богатъ, никто бы не былъ и скуденъ. Не нагъ ли ты вышелъ изъ матерняго чрева? Не нагъ ли и опять возвратишься въ землю? Откуда же у тебя, чтó имѣешь теперь? Если скажешь, что это отъ случая: то ты безбожникъ, не признаешь Творца, не имѣешь благодарности къ Даровавшему. А если признаешь, что это отъ Бога; то скажи причину, ради которой получилъ ты? Ужели несправедливъ Богъ, неравно раздѣляющій намъ потребное для жизни? Для чего ты богатѣешь, а тотъ пребываетъ въ бѣдности? Не для того ли, конечно, чтобъ и ты получилъ свою мзду за доброту и вѣрное домостроительство, и онъ почтенъ былъ великими /с. 97/ наградами за терпѣніе? А ты, захвативъ все въ ненаполнимыя нѣдра любостяжательности, думаешь, что никого не обижаешь, лишая сего столь многихъ? Кто любостяжателенъ? Не удерживающійся въ предѣлахъ умѣренности. А кто хищникъ? Отнимающій у всякаго, чтó ему принадлежитъ. Какъ же ты не любостяжателенъ, кáкъ же ты не хищникъ, когда обращаешь въ собственность, чтó получилъ только въ распоряженіе? Кто обнажаетъ одѣтаго, того назовутъ грабителемъ; а кто не одѣваетъ нагаго, хотя можетъ это сдѣлать, тотъ достоинъ ли другаго какого названія? Алчущему принадлежитъ хлѣбъ, который ты у себя удерживаешь; обнаженному — одежда, которую охраняешь въ своихъ кладовыхъ; необутому — обувь, которая гніетъ у тебя; нуждающемуся — серебро, которое зарыто у тебя. Поэтому всѣмъ тѣмъ дѣлаешь ты обиду, кого могъ бы снабдить.

Скажешь: хороши слова, но золото лучше. То же говорятъ и тѣмъ, которые предъ невоздержными разсуждаютъ о цѣломудріи. И они, когда осуждается предметъ ихъ вожделѣнія, самымъ напоминаніемъ разжигаются къ похоти. Кáкъ представлю твоему взору страданія бѣднаго, чтобъ узнать тебѣ, изъ сколькихъ воздыханій составляешь свое сокровище? О, кáкъ драгоцѣнно въ день суда покажется тебѣ сіе слово: пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся и напоисте Мя; нагъ бѣхъ, и одѣясте Мя (Матѳ. 25, 34-36.)! Какой же трепетъ, какое изнеможеніе, какая тма обнимутъ /с. 98/ тебя, когда услышишь осужденіе: идите отъ Мене, проклятіи, во тму кромѣшную, уготованную діаволу и аггеломъ его: взалкахся бо, и не дасте Ми ясти; возжадахся бо, и не напоисте Мене; нагъ бѣхъ, и не одѣясте Мене (41-43.)! Ибо не хищникъ тамъ обвиняется, но осуждается не дѣлившійся съ другими.

Я сказалъ, чтó почиталъ полезнымъ. Если послушаешься, извѣстны блага, уготованныя по обѣтованіямъ; а если преслушаешь, написана и угроза: но желаю, чтобъ ты избѣжалъ и не дозналъ ея опытомъ, принявъ лучшее намѣреніе, и чтобъ собственное твое богатство сдѣлалось для тебя искупительной цѣною, и ты достигъ уготованныхъ небесныхъ благъ, по благодати. Призвавшаго всѣхъ насъ въ царство Свое. Ему слава и держава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. Часть четвертая:[Бесѣды.] — М.: Въ типографіи Августа Семена, 1846. — С. 84-98. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 8.)

 

Рус. портал

Просмотрено (14) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *