Апостолы. Равноапостольные мужи и жены

1.Двенадцать апостолов

2.Апостолы от семидесяти

3.Некоторые равноапостольные мужи и жены, современных апостолам

4.Некоторые равноапостольные мужи и жены времен последующих

1.ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ

Двенадцать апостолов

Двенадцать апостолов (греч. απόστολος — «посол, посланник») — ближайшие ученики Иисуса Христа (их не следует путать с апостолами от семидесяти).

Согласно евангельскому повествованию (Мф. 10:1-4Мк. 3:14-19Лк. 6:13-16), во время Своей земной жизни Иисус Христос выбрал 12 ближайших учеников, которые и называются апостолами от двенадцати. Сведения о жизни апостолов известны из Евангелия и Деяний святых апостолов (Деяния), которые входят в Новозаветный канон, а также из Священного Предания.

ПЕТР – (Кифа — камень) так назвал его Господь, а первое его имя Симон. Рыбак из Капернаума. В его доме гостил Иисус, исцелив однажды от горячки Петрову тещу. С дозволения Господа Петр шел с Ним некоторое время по воде. Он первый уверовал в то, что Иисус – Сын Бога Живого, но он же и отрекся от Учителя, когда того схватили слуги иудейского первосвященника. Раскаяние пришло к Петру сразу. И Господь простил его, больше того – поставил его первым над другими учениками.

АНДРЕЙ – брат апостола Петра, до встречи с Иисусом был учеником Иоанна Крестителя. Андрей первый последовал за Учителем сразу после того, как Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнцем Божиим. Поэтому его называют Первозванным.

ИОАНН ЗЕВЕДЕЕВ (Богослов) – автор четвертого Евангелия и других книг Нового Завета. Прозван Богословом, потому что в его Евангелии очень много прямой речи Христа, Слова Бога. Как и Андрей, до встречи с Иисусом был учеником Иоанна Крестителя. Иоанн, самый молодой и самый любимый ученик Христа. Это он возлежал на плече у Спасителя во время Тайной Вечери. Он единственный из учеников отважился быть на Голгофе во время Распятия, а до того был рядом с Господом на допросах у первосвященника и у Понтия Пилата. Ему завещал Иисус заботиться о Богоматери. После ухода Учителя из земной жизни Иоанн взял Марию к себе в дом.

Единственный апостол, который умер своей смертью и в глубокой старости.

ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ — рыбак с Галилейского моря, брат евангелиста Иоанна. Зовется также Старшим, поскольку среди апостолов есть еще один Иаков (Меньший). Вместе с братом Иоанном и апостолом Петром был свидетелем Преображения Господа на горе Фавор, а также других событий, свидетельствующих об Иисусе как о Боге.

ФИЛИПП – выходец из Вифсаиды. С ним совещался Иисус, испытывая его, как накормить пятью хлебами и двумя рыбами тысячи людей, собравшихся у Галилейского моря слушать проповедь.

ВАРФОЛОМЕЙ (по-другому его называли Нафанаил) – родом из Каны Галилейской. О нем Иисус сказал, что он – иудей в котором нет лукавства.

ФОМА – известен всем по прозвищу “Неверующий”. Он было усомнился в Воскресении Господа, но вскоре Христос явился ученикам и предложил Фоме вложить палец в свои раны, после чего Фома наконец поверил в случившееся. Однако недоверчивость была лишь деталью в характере Фомы – упорном и решительном. Когда над Иисусом нависла опасность, Фома, вопреки предостережениям, решил вернуться в Иерусалим. Именно Фома предложил апостолам идти вместе с Учителем, хотя бы и на смерть. Он же впервые исповедует Иисуса Богом.

МАТФЕЙ (иначе Левий) – автор первого Евангелия. До встречи с Христом был мытарем — сборщиком налогов, но последовал за Учителем буквально во время своего занятия, едва Господь позвал его за собою. Иисус бывал у Матфея дома, тот показал себя очень гостеприимным хозяином.

ИАКОВ АЛФЕЕВ (Младший) — был братом апостола и евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Иакова Алфеева следует отличать от апостола Иакова, «брата Господня», апостола из числа 70, первого епископа Иерусалима, называемого Иаковом Младшим. Путанице у некоторых авторов в прошлом способствовало то обстоятельство, что Иакова Алфеева также иногда называют Иаковом Младшим.

СИМОН ЗИЛОТ (или, как еще его называют — Кананит) – по преданию, он и был женихом на свадьбе в Кане Галилейской, когда Иисус совершил свое первое чудо, превратив воду в вино.

ИУДА ИАКОВЛЕВ (по-другому – Фаддей) – сын праведного Иосифа Обручника от первой жены. Считал себя недостойным называться «братом Господним». Звался “Иаковлев” по имени своего старшего брата.

ИУДА ИСКАРИОТ — предатель и вор. Впоследствии, на Апостольском соборе его место согласно жребию занял апостол МАТФИЙ.

 

ПАВЕЛ, он же Савл из Тарса (ивр. ‏שאול התרסי‏‎, Шауль Ѓа-Тарси), призван после смерти Иисуса Христа. Он не входит в число двенадцати апостолов, но является одним из самых почитаемых (первоверховных) апостолов христианства. Павел, так же как и подавляющее большинство из двенадцати апостолов, умер мученической смертью.

Каждому из апостолов, за исключением Иуды Искариота, в календарях христианских церквей установлены отдельные дни памяти. Православная церковь также совершает соборную память двенадцати апостолов 30 июня (13 июля). Апостол Пётр и апостол Павел, как внесшие наибольший вклад в становление христианства (по первенству порядка и трудов), в православной традиции именуются первоверховными.

Частицы мощей всех 12-ти апостолов (за исключением святого Иоанна Богослова, по преданию взятого с телом в Рай, и предателя Иуды Искариота, отпавшего от апостольского лика) хранятся в Киеве в Китаевой пустыни в храме Двенадцати апостолов, где так же есть мощи святых праведных Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и праведных Захарии и Елизаветы (родителей св. Предтечи и Крестителя Иоанна) и многих других святых.

 

2.АПОСТОЛЫ ОТ СЕМИДЕСЯТИ

 

Апостолы от семидесяти

 

Апостолы от семидесяти (или от 72) — последователи Иисуса Христа, проповедавшие Его учение в I веке (кроме двенадцати апостолов и апостола Павла).

В Евангелии от Луки сообщается об избрании Иисусом Христом семидесяти учеников, дополнительно к двенадцати:

После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Лк. 10:1-2)

Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год его земной жизни. После избрания Иисус дал семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам (ср. Мф. 10 и Лк. 10:3-24).

Многие из этих учеников отошли от Иисуса Христа, и поэтому в число семидесяти апостолов Христианской церковью были включены и другие проповедники Евангелия, являющиеся учениками двенадцати апостолов и апостола Павла[1].

Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Так, Книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресл детей Ноя, а в Книге Чисел Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис. 11:24)[2]. Даже для перевода Ветхого Завета с еврейского на древнегреческий язык собрали 70(72) почтенных «толковников».

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами.

Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти».

Как пишет Евсевий, епископ Кесарии Палестинской: “Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников”.

Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V—VI веках. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды.

Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.

Несовпадениями перечислений имен 70 апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах – Апостоле и Минее. На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 17 (4) января как Собор 70 апостолов.

Четьи-Минеи указывают следующие имена:

ИАКОВ брат Господень по плоти – Был первым епископом иерусалимским по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время его земной жизни. Гал.1:18-19

Апостол и евангелист МАРК – Написал святое евангелие, под руководством святого апостола Петра. Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию1Пет.5:13

Евангелист ЛУКА – Написал святое евангелие, под руководством святого апостола Павла. Он же написал и книгу Деяний Апостольских и много проповедовал о Христе, преимущественно в Беотии. Кол.4:14

КЛЕОПА, младший брат святого Иосифа Обрученника – По дороге в Еммаус вместе со святым Лукою встретил Господа по воскресении Его, и потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба. Лк.24:13-35

Священномученик СИМЕОН, сродник Господень по плоти (сын Клеопы) – Был вторым епископом после апостола Иакова, в Иерусалиме.

ВАРНАВА, названный так Апостолами, а прежде называвшийся Иосия – Апостол Варнава вместе со святым апостолом Павлом послужил благовестию и сначала проповедовал о Христе в Риме, а потом был поставлен епископом в Медиолан. Деян.4:36Деян.11:24Гал.2:1

ИОСИЯ или Иосиф, называвшийся также Варсава и Иуст – Был вместе с Матфеем избран на место отпавшего апостола Иуды Искариотского. Учители Церкви говорят, что сей Иосия был сын Иосифа Обрученника, как и Иаков и Симон и Иуда не Искариот, и занимал епископскую кафедру в ЕлевферополеДеян.1:23

ФАДДЕЙ – Был сначала учеником святого Иоанна Предтечи, а потом учеником Христовым. Он крестил Едесского князя Авгаря и исцелил его от проказы.

АНАНИЯ – Крестил апостола Павла. Был сначала епископом в городе Дамаске. Окончил же свою жизнь святой Анания в Елевферополе. Деян.9:10-18

СТЕФАН, первомученик и архидиакон – Первый принял мученический венец за Христа, будучи побит камнями, почему и назван “Первомучеником”. Незадолго до смерти он удостоился видеть отверстые небеса и Господа Иисуса, в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Деян.7:55

ФИЛИПП – Один из семи диаконов, крестивший Симона волхва в Самарии и евнуха Кандакии царицы, был епископом в городе Траллии. Деян.8:26-39

ПРОХОР – Один из семи диаконов, спутник святого апостола Иоанна Богослова и участник его трудов. Он был первым епископом в Вифинском городе Никомидии, а потом проповедовал о Христе в Антиохии. Деян.6:5

НИКАНОР – Один из семи диаконов. Деян.8:1

ТИМОН – Один из семи диаконов. Был епископом города Востры в Аравии и, в то время, как проповедовал имя Христово, много потерпел страданий от евреев и греков

ПАРМЕН – Один из семи диаконов.

ТИМОФЕЙ – Трудился в деле благовестия Христова вместе со святым апостолом Павлом, который написал к нему два послания, был епископом в Ефесе.

ТИТ – Трудился вместе со святым апостолом Павлом в деле благовестия. Святой апостол написал к нему послание. Святой Тит был епископом Гортины, на острове Крит. 2Кор.2:12-1312:18;2Тим.4:10

ФИЛИМОН – Святой апостол Павел написал ему особое послание. Был епископом в Газе.

ОНИСИМ – О нем пишет святой апостол Павел в своем послании к Филимону. Проповедовал христианство в Испании, Греции и Малой Азии. Флм.1:10-19

ЕПАФРАС – О нем пишет святой апостол Павел в своем послании к Филимону. Флм.1:23Кол.4:12-13

АРХИПП – Был после святого Епафраса (заключенного в узы в Риме), епископом в городе Колоссах. Кол.4:17

СИЛА – Был учеником и ближайшим сотрудником святого апостола Павла, вместе с которым проповедовал слово Божие и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение. Впоследствии он был епископом в Коринфе. Деян.16:13-24,Деян.15:40-41

СИЛУАН – Проповедовал слово Божие вместе со святыми апостолами Петром и Павлом.  Был епископом в Солуни. 1Пет.5:12,2Кор.1:19

КРИСКЕНТ – Был епископом в Галатии, а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в городе Вьенне, Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию. Тим.4:10

КРИСП – Был епископом на остров Эгин, близ Пелопоннеса, между Эгейским и Ионическим морями. Деян.18:81Кор.1:19

ЕПЕНЕТ – Был епископом в Карфагене Рим.16:5

АНДРОНИК – Был епископом в Паннонии. Рим.16:7

СТАХИЙ – Святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе церковь, куда собиралось много верующих. Рим.16:9

АМПЛИЙ – Был епископом в городе Диосполе, где проповедовал Христа. Рим.16:8

УРБАН – Был епископом в Македонии. Рим.16:9

НАРКИСС – Был епископом в Афинах. Рим.16:11

АПЕЛЛЕС – Был епископом города Смирны. Рим.16:10

АРИСТОВУЛ – Был епископом в Британии. Рим.16:10

ИРОДИОН или Родион – Был епископом в Патрах. Рим.16:11

АГАВ – Проповедовал во многих странах и многих обратил ко Христу. Имел пророческий дар. Деян. 21:10-11; ср. 11:28

РУФ – Был епископом в Фивах, городе Греции. Рим.16:13

АСИНКРИТ – Был епископом в Гиркании, малоазийской области, где много пострадал за имя Христово. Рим.16:14

ФЛЕГОНТ – Был епископом в Марафоне, городе Фракии. Рим.16:14

ЕРМ – Был епископом в Филиппополе. Рим.16:14

ПАТРОВ – Был епископом в Неаполе и Путеолахе. Рим.16:14

ЕРМИЙ – Был епископом в Далмации. Рим.16:14

ЛИН – Был епископом в Риме, после святого апостола Петра. 2Тим.4:21

ГАИЙ – Был епископом в Ефесе, после святого Тимофея. Рим.16:23

ФИЛОЛОГ – Святым апостолом Андреем был поставлен в епископа в Синопе. Рим.16:15

ЛУЦИЙ – Был епископом в Лаодикии Сирской. Рим.16:21

ИАСОН – Был епископом в Тарсе, где много пострадал за имя Христово. Рим.16:21

СОСИПАТР – Был епископом в Иконии. Рим.16:21

ОЛИМПАН или Олимп – Присутствовал при страдальческой кончине святого апостола Петра в Риме. Рим.16:15

ТЕРТИЙ – Был вторым епископом в Иконии, после святого Сосипатра. Рим.16:22

ЕРАСТ – Был диаконом и казнохранителем иерусалимской церкви, а потом епископом в Панеаде. Рим.16:23

КВАРТ – Был епископом в Берите. Рим.16:23

ЕВОД – Был епископом Антиохийским после святого Петра.

ОНИСИФОР – Был епископом в Колофоне и Кирине. 2Тим.1:16

Священномученик КЛИМЕНТ – Папа Римский. Флп.4:3

СОСФЕН – После святого Криспа был начальником иудейской синагоги в Коринфе, обращен в христианство святым апостолом Павлом. Впоследствии был епископом в Колофоне. Деян.18:171Кор.1:1

АПОЛЛОС – Был епископом Кесарии. Деян.18:24-25

ТИХИК – Был епископом Колофонским после святого Сосфена. Еф.6:21-22Деян.20:42Тим.4:12; ср. Тит.3:12.

ЕПАФРОДИТ – Был епископом в Адриаке. Флп.2:25

КАРП – Был епископом в Берии Фракийской. 2Тим.4:13

КОДРАТ – Был епископом в Афинах и Магнезии.

МАРК, именуемый Иоанном – Был епископом в Аполлониаде. Деян.12:25

ЗИНА, по прозванию Законник – Был епископом в Диосполе. Тит.3:13

АРИСТАРХ – Был епископом в городе Апамеи. Деян.19:29,Кол.4:10Фил.1:23

ПУД – Был членом римского сената. Он был человек благочестивый, принимал в своем доме святых апостолов Петра и Павла и многих верующих. Впоследствии дом его был обращен в церковь, которая называлась “Пастырскою” и в которой, по преданию, священнодействовал святой апостол Петр. 2Тим.4:21

ТРОФИМ – Вместе с апостолами Пудом и Аристархом сопутствовал во всех гонениях апостолу Павлу. Деян. 20:421:292Тим.4:20

АРТЕМА – Был епископом в Листрах. Тит.3:12

АКИЛА – Был епископом в Гераклее, слово же Божие проповедовал в Азии и Ахаии. Деян.18:1-3Рим.16:3-4

ФОРТУНАТ – Неустанно трудился, проповедуя имя Христово. 1Кор.16:17-18

АХАИК – 1Кор.16:17-18

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ – Был епископом в Афинах, а потом проповедовал Христа в Галлии. Деян. 17:34

СИМЕОН, именуемый Нигер – Деян.13:1.

 

По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор, и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 (17) января. Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко. В греческих Минеях последование на этот праздник содержит канон 4-го гласа с акростихом «Χριστοῦ μαθητὰς δευτέρους ἐπαινέσω» (Да восхвалю вторых учеников Христовых), кондак и светилен. Минеи, используемые в Русской православной церкви, дополняют последование 6 стихирами на Господи воззвах, а также анонимный канонон Собору Семидесяти апостолов, в котором приводится тропарь каждому из апостолов.

 

3.НЕКОТОРЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ МУЖИ И ЖЕНЫ, СОВРЕМЕННЫХ АПОСТОЛАМ

 

ЛАЗАРЬ ЧЕТВЕРОДНЕВНЫЙ – Во время гонения на церковь Иерусалимскую, после убиения святого первомученика Стефана, он был изгнан из пределов Иудеи и пущен в море на лодке, без весел вместе со святым учеником Господним Максимином и со святым Келидонием, который родился слепым, но был исцелен Господом. По Божественному произволению, лодка приплыла к острову Кипру и святой Лазарь начал проповедовать в городе Кидонии о Христе. Впоследствии он был в этом городе рукоположен апостолом Варнавой в сан епископа. Деян.8:1

ИОСИФ ИЗ АРИМАФЕИ – Происходил из Аримафеи и был тайным учеником Иисуса Христа, а потом испросил пречистое его тело у Пилата, также был изгнан завистливыми иудеями из пределов иудейских и проповедовал Христа в Англии, где и преставился. Жителями Англии он почитается как апостол их страны. Лк.23:50-52;Мф.27:67Мк.15:42Иоан. 19:38

НИКОДИМ – Никодим, приходивший к Иисусу ночью послушать его учения и давший благой совет иудеям не осуждать его, прежде чем услышать его Самого и рассмотрят Его дело, а потом предавший вместе с Иосифом тело Иисусово погребению и намастивший его ароматами, – пострадал от иудеев за веру во Христа и Апостольскую проповедь, и был изгнан из Иудеи. Иоан.3:1-2Иоан.7:50-51Иоан.19:39

ГАМАЛИИЛ – Был учителем святого апостола Павла. Он подал благоразумный совет синедриону относительно проповеди святых апостолов, сказав: “если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками”. После мученической кончины архидиакона Стефана, он взял его тело и похоронил у себя в селе недалеко от Иерусалима. Также он скрывал изгнанного за проповедь Христову святого Никодима, которого и похоронил после кончины его, близ гроба святого первомученика Стефана, где потом был погребен и сам. Деян.6:34-40

ЕВНУХ ЦАРИЦЫ ЭФИОПИИ КАНДАКИИ – Крещен святым апостолом Филиппом на дороге и обратил эту царицу ко Христу, был первым проповедником о Христе в Эфиопии. Деян.8:26-39

ЗАКХЕЙ – По вознесении Господнем Закхей последовал за святым апостолом Петром, им был поставлен епископом Кесарии Палестинской, где и проповедовал о Христе. Лк.19:1

КОРНИЛИЙ СОТНИК – Крещен святым апостолом Петром, которым был потом поставлен епископом, проповедовал Христа в городе Скепсии. Деян. 10 гл.

ЛОНГИН СОТНИК – Стоял на страже при кресте Господнем и исповедал, что Иисус есть воистину Божий Сын. После погребения Господа Логгин опять стоял на страже у гроба Господня и был очевидцем Воскресения Христова, о чем и свидетельствовал пред всеми. Впоследствии он проповедовал о Христе в Каппадокии, где и пострадал мученически. Мф.27:54

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ – По преданию, то самое дитя, которое Господь взял на руки к Себе, и на которое указал Апостолам, сказав: “если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное”. Святым апостолом Петром он был рукоположен в епископа Антиохийского, где проповедовал о Христе. Мф. 18:2-5Мк.9:37

ПОЛИКАРП, ЕПИСКОП СМИРНСКИЙ – Был епископом города Смирны. Он, подобно Апостолам, неустанно проповедовал слово Божие, писал послание ко вновь обращенным христианам и неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы

ИЕРОФЕЙ – Один из членов Афинского ареопага; святой вере христианской был научен святым апостолом Павлом, которым и был поставлен епископом в Афинах. Вместе с другими святыми Апостолами и святой Ерофей был перенесен по воздуху ко гробу Богородицы в Иерусалим.

АНТИПА ПЕРГАМСКИЙ – Епископ Пергамский, пострадал за апостольскую проповедь о Христе. Откр.2:13

 

4.НЕКОТОРЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ МУЖИ И ЖЕНЫ, ВРЕМЕН ПОСЛЕДУЮЩИХ

 

Святой священномученик ГРИГОРИЙ, просветитель Армении

Святая равноапостольная царица ЕЛЕНА

Святая равноапостольная НИНА, просветительница Грузии

Святой равноапостольный ПАТРИК ИРЛАНДСКИЙ

Святой равноапостольный царь КОНСТАНТИН

Святые равноапостольные КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ, учители словенские

Святые равноапостольные КЛИМЕНТ, ЕПИСКОП ОХРИДСКИЙ, НАУМ, САВВА, ГОРАЗД И АНГЕЛЯР

Святой благоверный и равноапостольный царь БОРИС БОЛГАРСКИЙ

Святая праведная княгиня ОЛЬГА, НАРЕЧЕННАЯ ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ЕЛЕНОЙ

Святой равноапостольный князь ВЛАДИМИР

Святой СТЕФАН, ЕПИСКОП ПЕРМСКИЙ

Равноапостольный священномученик КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ

Святой преподобный ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ

Святитель ИННОКЕНТИЙ, митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки

Святой равноапостольный НИКОЛАЙ, АРХИЕПИСКОП ЯПОНСКИЙ

Преподобный МАКАРИЙ, первоапостол Алтая

Святитель МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ), митрополит Алтайский

 

Так потрудились святые апостолы Христовы и святые равноапостольные мужи и жены в деле благовествования Христова, и Святая Церковь свято чтит и празднует их память. Но дело благовествования не прекратилось и до сих пор и впредь прекращаться не должно и не прекратится, ибо, по обетованию Господа нашего Иисуса Христа, Евангелие Его будет проповедано всем народам и во всех странах лишь в последнюю годину мира, пред пришествием антихриста.

И в настоящее время есть и будут впредь являться на земле апостолы Христовы, посвящающие жизнь свою распространению веры Христовой на земле. Миссионерство нашего времени, главной задачей которого является распространение христианства между неверующими, есть то же апостольство, и миссионеры суть те же апостолы Христовы, которых должен свято уважать и жизни которых должен подражать всякий христианин.

Апостольские труды доступны всем, и дело благовествования Христова возможно для всякого. Каждый христианин должен участвовать в нем и содействовать ему всеми своими силами и возможными средствами. Не всякий, быть может, по своему общественному положению и другим обстоятельствам в состоянии идти к народам иной веры для распространения между ними веры Христовой; но миссионерство, дело благовествования Христова, и не должно быть понимаемо в этом узком смысле.

Всякий из нас может содействовать делу благовествования Христова, где бы и среди бы какого общества он ни находился. В наше время многие называют себя христианами; но многие ли из них знают истины Христовой веры и следуют евангельским заповедям? В этом смысле распространение и утверждение в умах и сердцах окружающих нас людей истин Христовой веры и забота о Православии и правомыслии христиан есть то же благовестие Христово, которое взяли на себя некогда святые апостолы.

Всякий епископ и священник уже по самому призванию и назначению своему должен быть благовестник Христов. И каждый христианин должен содействовать распространению истин христианской религии и верного их понимания по духу и учению Православной Церкви – в той среде и в том обществе, в которых он живет и действует. В этом случае благовествование Христово может выражаться в действии и добрым словом, и примером, по слову Спасителя: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5, 16).

В благовествовании, понимаемом в таком именно смысле, в настоящее время, при распространении различных религиозных заблуждений и антихристианских понятий, ощущается самая насущная нужда. Искоренение по мере сил и возможностей неправых учений и вразумление неправомыслящих – есть то же благовествование Христово и прямой долг каждого из нас.

Много предстоит и на этом пути лишений, страданий, затруднений и неприятностей. Но взявший на себя этот тяжелый подвиг должен вспоминать святых апостолов и подражать им в деле благовествования Христова. Их действия в этом случае должны служить примером и руководством для каждого из нас. В особенности их беспримерное терпение в страданиях, их нравственная стойкость и непоколебимая вера и надежда на Бога представляют совершенный образец и идеал, к которому мы должны стремиться.

Дело благовествования Христова, будем ли мы иметь в виду распространение веры Христовой между неверующими или распространение православного учения между неправомыслящими, всегда благословляется невидимо Богом, но достигает благого результата при добром желании, терпении, твердой вере и пламенной любви к Богу.

Каждый из нас должен подражать в этом святым апостолам и содействовать делу благовествования Христова по мере сил и способностей, невзирая на предстоящие затруднения и неприятности, памятуя слова Спасителя: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 11–12).

 

Молитвами первоверховных апостолов Твоих двенадцати, семидесяти меньших апостолов и иных равноапостольных мужей и жен, Господи, да благословится сей труд во славу Твоего пресвятого имени и на душевную пользу чтущих.

 

По материалам сайтов “Фома”, “Википедия”, “Православный мир”, “Азбука.ру”, “Религия. Викичтение”

 

Просмотрено (83) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *