Восхождение на Синай. История и фотоматериалы

Синай всегда привлекал своей таинственностью, святыми местами, о которых повествует Библия, и именами великих угодников Божиих, которые здесь подвизались. Почитание нынешней горы Моисея как горы Синай является древней христианской традицией, восходящей к началу IV века (Евсевий Кесарийский). В новое время предлагались и другие варианты отождествления. Высота горы составляет 2285 м над уровнем моря. На вершине горы Моисея находятся православный храм Святой Троицы и маленькая мечеть.

К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей (Исх.24:18, Исх.33:20-23). На северном склоне горы расположены православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также православная часовня Богородицы. С севера у подножия горы стоит монастырь св. Екатерины.

На Синае подвизался выдающийся христианский святой Иоанн Лествичник — игумен горы Синайской, главное произведение которого «Лествица» имеет название, указывающее на восхождение человека по духовным ступеням в Царство Небесное, земным подобием которого может являться подъём на гору Синай.

В Библии гора упоминается под разными названиями: Синай, гора Божия (Исх.4:27, 18:5, 24:13), гора Божия Хорив (Исх.3:1), гора Хорив (Исх.33:6); о событиях у Синая говорится иногда «в Хориве». Возможно, что название гора Фаран (Втор.33:2, Авв.3:3) тоже относится к горе Синай.

В возрасте сорока лет пророк Моисей покинул Египет и пришел к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших свое стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви. Пророк Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой Купины и повелел ему вернуться в Египет и привести народ Израильский к горе Хорив, чтобы они уверовали в Него. Через 50 дней, после того, как пророк Моисей вывел Израильский народ из Египта, народ Израильский подошел к священной горе Хорив. Св. пророк Моисей по воле Божией взошел на вершину горы, где и получил скрижали Ветхого Завета – заповеди Божии.

Шестьсот лет спустя еще один великий пророк убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе пророка Моисея, посвященная св. пророку Илии, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с Богом (III Царств.19, 9-15).

Стремление быть ближе к Богу и подальше от преследований со стороны римских язычников привело большое число первых христиан на Синай. Они нашли там спокойствие, тишину, уединение и святость. Начиная с III века от Р.Х., многие селились небольшими группами вокруг горы Хиов – возле Неопалимой Купины, в оазисе Фиран и других местах Южного Синая.

Синай стал духовным оазисом, особым местом на земле, куда на протяжении веков бежали христианские подвижники от современного им «мира, лежащего во зле». Первые монахи терпели постоянные лишения. Природа была неласкова к ним, многие стали жертвами набегов кочевников-бедуинов. Но монахи продолжали прибывать на Синай. Первые монахи были, главным образом, отшельниками, прожившими в одиночку в пещерах в крайней нужде. Они молились одни, и сами добывали себе пропитание. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой Купины, чтобы послушать своих духовных наставников и получить Святое причастие Плоти и Крови Иисуса Христа.

Монахи-отшельники стали миссионерами среди населявших Синай языческих племен. К моменту арабского завоевания в VII веке большинство жителей Синая были христианами.

Монахи Синая обратились в IV веке к св. равноапостольной Царице Елене, ища ее поддержки и защиты от набегов бедуинов.

В 330 году по повелению св. равноапостольной Царицы Елены возле Неопалимой Купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня – убежище для монахов на случай набегов кочевников-бедуинов и других. Паломники в конце IV века сообщали, что на Синае была большая и процветающая община монахов.

Поворотным пунктом истории Синайского монашества стал VI век, когда по просьбе синаитов император Юстиниан приказал в 521 году построить монастырские стены, окружившие предшествующие постройки св. равноапост. Царицы Елены и церковь Преображения Господня. Император Юстиниан прислал также солдат для охраны монахов и стал ктитором монастыря. Над главными воротами монастыря можно видеть сделанные вязью арабских и греческих букв надписи: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царем ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нем игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527».

Как и св. Елена, император Юстиниан посвятил церковь и сам монастырь Богоматери, поскольку, согласно толкованию святых отцов, Неопалимая Купина символизирует Благовещение, Купина пылала, но не сгорала. Родив Богочеловека, Божья Матерь оставалась Приснодевой Марией. Поэтому изначально монастырь на Синае освящен во имя Богородицы – Купины Неопалимой.

В конце VI века, после смерти Юстиниана и через несколько десятилетий после строительства церкви, было создано удивительное произведение искусства – мозаика Преображения Иисуса Христа. Ее авторами, по-видимому, были сами монахи. Просветлевшее лицо Христа и восклицание Петра: Наставник! Хорошо нам здесь быть (Лк. 9, 33), означали для святых отцов духовную вершину, на которую многие из них смогли подняться еще при жизни. Так что смысл мозаики для первых монахов-священников монастыря очевиден. Более того, оба пророка, беседовавшие с Господом во время Преображения – Моисей и Илия, слышали Его голос и общались с Ним много веков назад на горе Хорив. Поэтому церковь и получила название «Преображение Христа-Спасителя».

Когда Синай в 641 году был захвачен арабами-мусульманами, он не пострадал и имел охранную грамоту. Монашествующие продолжали вести привычную жизнь, но число их стало сокращаться. К началу IX века осталось всего 30 монахов, насельников обители. Внутри монастыря была построена мечеть, чтобы добиться расположения менее великодушных мусульманских правителей. По всей видимости, это произошло в XI веке.

С 1099 по 1270 год в жизни Синайского монастыря был особый период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых заметно возросло. Западные паломники шли сюда, чтобы увидеть и приложиться к мощам св. великомученицы Екатерины, которая особенно почиталась в Средние века в Европе. Эти европейские паломники дали новое имя монастырю – Св. Екатерины (Santa Catarina).

Монастырь святой Екатерины старейший из христианских монастырей в мире, его история насчитывает более семнадцати столетий. Главными святынями монастыря являются:

– мощи святой Екатерины, которые доступны для поклонения паломникам ежедневно. В определённые часы серебряные ковчежцы с её мощами (глава и десница) выносится из алтаря базилики Преображения, где хранятся постоянно. Каждому паломнику после поклонения монахи дарят серебряное колечко с выгравированным сердечком и надписью «ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ»;

– Куст Неопалимой Купины, кладбище и склеп под часовней Святого Трифона с черепами монахов, живших в обители, древнейшие мозаики, иконы и знаменитую Синайскую библиотеку – эти святыни могут увидеть туристы и паломники во время экскурсии по территории монастыря.

Св. великомученица Екатерина родилась в 294 году в Александрии. Она окончила языческую школу, где изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Красивая дочь царского рода, умная и знатная, она не имела недостатка в женихах, но отвергала все их предложения. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, Небесном Женихе души, и обратил ее в христианство. После крещения она получила имя Екатерины и, побывав в Иерусалиме, дала обет стать невестой Христовой.

Во время преследования христиан в период правления императора Максимилиана в начале IV века Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов, собранных со всей империи, пытались переубедить ее, но тщетно. Более того, Екатерина сама убедила их в необходимости веры во Христа, цитируя при этом древнегреческих философов. Несмотря на пытки, она смогла обратить в христианство даже членов семьи императора и часть римской аристократии. После казни св. великомученицы Екатерины тело ее исчезло. Согласно традиции, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас ее имя.

Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там мощи св. вмц. Екатерины, спустили их вниз и поместили в золотую раку в церкви монастыря.

Историю мученической кончины св.вмц. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых. И с XI века Синайский монастырь Богоматери неопалимой Купины и Преображения Господня стал известен также как монастырь св. вмц. Екатерины.

С XIII века начинается тяжелый для монастыря период правления мамелюков, который сменился более терпимым османско-турецким с 1517 года. Турецкие власти не тронули с Синайский монастырь и даже предоставили особый статус его игумену, одновременно и архиепископу Синайской церкви.

В 1558 году царь Московский Иоанн Грозный отправил посольство к Восточным патриархам с золотом шитым покровом на мощи св. вмц. Екатерины. Царь писал: «Ты бы, отче, сам и во всем своем архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре и о всем православном христианстве».

Православное Московское царство – III Рим, Святая Русь стала уже в XVI и XVII веках покровительницей православных святынь, царя Алексея Михайловича Тишайшего греки считали ктитором всего православного Востока. Жалованные грамоты царя Михаила Федоровича и Алексея Михайловича давали право игуменам Синайского монастыря собирать деньги в России на нужды монастыря. В середине XVIII века в Киеве было открыто подворье Синайского монастыря. Дважды посылали из России серебряные с позолотой раки для мощей св. вмч. Екатерины, в 1689 и 1860 гг.

После открытия в 1847 году Русской Духовной миссии в Иерусалиме увеличилось число русских паломников не только на Святой Земле, но и на Синае. Этому способствовало и созданное в 1877 году Православное Палестинское общество, возглавляемое с 1889 года Великим Князем Сергеем Александровичем.

После падения царской власти в России и смуты 1917 года на долгие годы Святая Земля и Синай оказались отрезанными и недоступными для православных.

Летом 1945 года впервые после долгого перерыва Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) совершил паломническую поездку на православный Восток, что имело очень важное историческое значение для восстановления традиционных связей. В следующем 1946 году митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) побывал в Сирии, Ливане и Египте, что также имело значение для возобновления контрактов Русской Православной Церкви с Православным Востоком. В 1948 году была восстановлена в Иерусалиме Русская Духовная миссия, что позволило в будущем возобновить паломнические поездки по святыням Востока, включая и Синай.

Сегодня возрождается православная традиция паломничества на Святую Землю и Синай в нашей стране.

Православные паломнические группы, и просто группы туристов прежде, чем попасть на Синай едут в автобусах по раскаленной Синайской пустыне. И вот мы видем высокие древние стены монастыря Богоматери Купины Неопалимой.

В обитель мы входим через узкий проход и идем в главный храм Преображения Господня. Это очень древний, намоленный святыми и благодатный храм. В течение четырнадцати веков здесь постоянно совершаются богослужения и литургии, поэтому чувствуется таинственное присутствие Божие. Храм построен из гранита в форме базилики с проходами по обеим сторонам просторного центрального нефа, с апсидой и притвором. Стены и колонны, кровля и надписи сохранились со времен императора Юстиниана. Деревянные входные двери в церковь насчитывают 1400 лет. Над ними надпись по-гречески: Вот врата Господа; праведные войдут в них Пс., 117, 20).

Вдоль базилики установлены двенадцать колонн – по числу месяцев в году. Над каждой – византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Вдоль каждого из боковых проходов находятся по три часовни, а за ним – часовня Неопалимой Купины. Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей Преображение Иисуса Христа на горе Фавор. В центре Господь Иисус Христос, по бокам пророки Моисей и Илия, у ног Иисуса Христа его ученики свв. апп. Петр, Иаков и Иоанн. По краям апсиды – мозаичные изображения двенадцати апостолов, двенадцати пророков, Лонгинуса – настоятеля монастыря в период создания мозаики и диакона Иоанна (возможно, Иоанна Лествичника). Выше апсиды изображены Моисей, принимающий скрижали веры и снимающий обувь перед Неопалимой Купиной.

Сама часовня Неопалимой Купины, главная святыня монастыря, находится за алтарем главной церкви. При входе в это святое место монастыря, необходимо снять обувь, помня заповедь Бога, данную им пророку Моисею: Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Ис. 3, 5).

Часовня посвящена Благовещению Девы Марии. Святой алтарь часовни расположен не над святыми мощами мучеников, как обычно, а над корнями Неопалимой Купины. В апсиде церкви – мозаичное изображение креста, относящееся к X веку. Каждую субботу в часовне служат Божественную литургию. Терновый куст буйно растет в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный терновый куст такого рода на всем Синайском полуострове, причем ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела. Кусту Неопалимой Купины уже около 4 тысяч лет (пророк Моисей жил около 1800 г. до Р.Х.). Выйдя из храма, мы отправляемся к колодцу св. пророка Моисея.

Древняя библиотека монастыря имеет огромное количество древних рукописей и считается второй по количеству, после Ватиканской библиотеки. Здесь хранятся древнейшие рукописные книги Ветхого и Нового Завета.

В 1865 году немецкий ученый Тишендорф от имени российского царя взял древнейшую рукописную книгу Нового Завета, так называемый Синайский кодекс, на время, для изучения в Каир, но затем увез его в Петербург. В 1933 году Британский музей в Лондоне купил его у Советского Союза за огромную сумму – 100 тысяч фунтов стерлингов. Самое старое Евангелие библиотеки., написанное по-гречески, относится к 717 году. Это подарок византийского императора Феодосия III.

В костнице хранятся честные останки монахов-подвижников Синайской обители. Мощи одного из подвижников, облаченные в схиму, посажены на кол. Все это имеет глубокий духовный смысл – постоянно напоминать монахам и паломникам о бренности земного бытия. Посажен кол скелет монаха-отшельника Стефаноса. «Он жил на священной горе Синайской возле пещеры св. пророка Илии. Много лет страдал Стефанос во имя монашества, это был человек со многими добродетелями». Так описывает его прп. Иоанн Лествичник – великий подвижник и игумен Синайской горы и монастыря. Прп. Иоанн Лествичник родился в 570 г. и в 16 лет ушел на Синай в монастырь. После четырех лет пребывания там принял постриг. 19 лет он провел в монастыре под руководством аввы Мартирия, а затем провел 40 лет в подвигах безмолвия, поста и молитвы. В возрасте 75 лет прп. Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Во время игуменства прп. Иоанн написал «Лествицу» – духовное руководство подвижникам для восхождения к небу и святости.

Восхождение на Синай практически всегда происходит ночью, так как днем весьма жарко в раскаленной Синайской пустыне. Кругом мерцают звезды на небе, но дороги на гору не видно без фонарика и поэтому все освещают себе путь ими. Идти вначале весьма легко. Оглядываясь назад, видно вокруг множество огней фонариков, такое впечатление, что происходит восхождение всех народов мира на гору. Навстречу нам идут бедуины и постоянно кричат: «Camel! Camel!» Поездка верхом на верблюде стоит 10-20 долларов. Идти на верх горы становится все тяжелее.

Вскоре мы достигаем поворота, после которого верблюды уже не идут в гору, так как восхождение становится очень крутым. Этот отрезок восхождения самый сложный и тяжелый. Ступени очень высокие и крутые. Многие паломники и паломницы начинают задыхаться, идти вверх становится очень тяжело.

Начинается рассвет, поднимается солнце, и радость проникает в душу и сердце!

Вот мы и достигли вершины Синая – пика св. Пророка Моисея. Здесь еще при императоре Юстиниане был построен храм Божий. Сейчас здесь стоит небольшая церковь во имя Святой Троицы. Обычай паломников – на колокольне звонить в колокол. Все молятся и благодарят Бога за то, что Он дал радость восхождения на эту гору Боговидения св. пророка Моисея. Здесь почти 4000 лет назад Господь прор. Моисею Скрижали Завета.

Согласно древней традиции, услышанной нами от греческих монахов обители св. Екатерины, если паломник единожды взойдет на гору Хорив, то св. пророк Моисей будет ходатайствовать перед Богом за душу этого человека во время прохождения им воздушных мытарств. Если же паломник трижды поднимется на гору Боговидения с Иисусовой молитвой, исповедуется и причастится в храме на горе, то он получит полное прощение все прежде совершенных грехов.

Все паломники и туристы обращаются на Восток и видят величественную картину Синая, появляется ощущение библейского сотворения мира в этот момент.

С этой вершины библейского Богооткровения Синай предстает как особый мир, созданный для молитвы, уединения и созерцательной духовной жизни наедине с Богом. Синай является обетованной землей для многочисленных монахов-подвижников и всех, кто бежит от современного, так называемого «цивилизованного» мира, – «лежащего во зле», по словам Священного Писания.

Слава Богу за все, что Он даровал по Своей великой милости!

 

Православие, фото автора

 

Просмотрено (209) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Святыни и Святые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *