О преподобном Андрее Критском, его роли в развитии и становлении жанра канона, о Великом покаянном каноне

Первые четыре дня Великого поста на повечерии мы слышим удивительный покаянный канон Андрея Критского. В нем вереница ярких библейских образов, от Адама и Евы до благоразумного разбойника, переплетается с исповеданием грехов и раскаянием, верой во Христа Спасителя и надеждой на прощение.

В четверг 5-й недели поста канон читается целиком, и вместе с житием Марии Египетской раскрывается во всей своей полноте и красоте, звучит как особое молитвенное состояние и молитвенный подвиг – «стояние». О преподобном Андрее Критском, его роли в развитии и становлении жанра канона и о венце всего его творчества – Великом покаянном каноне – будет наша очередная статья.

Преподобный Андрей Критский (ок. 660–740 гг.) оставил глубокий след в православном предании как выдающийся проповедник, яркий и плодотворный песнотворец, сочинитель слов и мелодий церковных песнопений. Родом святой Андрей был из Дамаска, с юности подвизался в лавре Саввы Освященного и иерусалимском монастыре Братства Гроба Господня, позже был дьяконом Великой церкви Константинополя и одновременно возглавлял дом для сирот. После двадцатилетнего дьяконского служения, за великие понесенные труды, святой Андрей был рукоположен в сан епископа и назначен на самую далекую тогда кафедру — на остров Крит. На этой должности он прославился деятельной благотворительностью и милосердием, молитвенным заступничеством за свою паству, красноречивыми проповедями. Он составил ряд проповедей на Господские и Богородичные праздники, дни памяти святых. Но наибольшую известность он получил как творец канонов и стихир. Критский святитель является первым известным автором полных девятипесенных канонов, дошедших до нас на греческом языке. Он написал каноны на все двунадесятые праздники, некоторые воскресенья Великого поста и периода празднования Пасхи, дни Страстной седмицы, различным святым, сочинил множество стихир и оригинальных мелодий-напевов.

Преподобный Андрей Критский

 

Канон как жанр церковного песенного творчества появился в монастырской среде на рубеже VII—VIII веков. До появления канона в течение двухсот лет господствовал кондак, представлявший собой яркий пространный рассказ о празднике или событии.

Самый замечательный и плодотворный автор кондаков, преподобный Роман Сладкопевец, довел их форму и содержание до совершенства. Кондаки были невероятно популярны и любимы народом. У Романа Сладкопевца первая строфа, которая называется «кукулий» или «проимион», то есть «вступление», была нагружена мощным символизмом, глубоким богословским смыслом, а дальше шли строфы, раскрывающие содержание самого праздника: диалоги действующих лиц, их переживания, объяснение обстоятельств – то есть это был поэтический рассказ, заменяющий или дополняющий уставные чтения и проповедь. В этих кондаках впервые были использованы приемы так называемой ритмической церковной поэзии, чередование ударных и безударных слогов. Первая строфа служила образцом: следующие 24 строфы соответствовали ей по структуре, размеру, количеству слогов и месту ударений в них. Каждая строфа заканчивалась рефреном-припевом, исполняемым народом. Принцип точного повторения мелодии и ритма строфы-образца (ирмоса) последующими строфами-тропарями был позже использован в канонах.

Со временем усилилось влияние монашеской традиции на общецерковное богослужение, праздничный и изысканный кондак ушел на второй план и постепенно вытеснился каноном, ставшим выражением идеологии монашеского миросозерцания. В каноне нашли отражение аскетические наставления и богословские размышления подвижников благочестия, воспринимающих библейскую историю во всей ее полноте и целостности, привыкших углубляться в символику вспоминаемых церковью событий.

Основой нового гимнографического жанра стали библейские песни, которые с древнейших времен входили в состав христианского, прежде всего монашеского, богослужения наравне с псалмами. Библейские песни – это поэтические тексты из Ветхого и Нового Заветов, воспетые пророками и праведниками по поводу наиболее значительных событий в их жизни и жизни всего израильского народа. Будучи излияниями высочайшего религиозного одушевления, они составляют лучшую часть, цвет библейской поэзии. К VII–VIII векам сформировался устойчивый набор из девяти песен, используемых в богослужении:

1) 1-я песнь Моисея (Исх. 15:1–19), воспетая им после перехода евреев через Чермное море, прославляет победоносность Господа против египетского фараона и его войска.

2) 2-я «обличительная» песнь Моисея (Втор. 32:1–43), в которой он вспоминает многочисленные отступления народа израильского от заповедей, несмотря на великие благодеяния Божии.

3) Песнь Анны (1 Цар. 2:1–11), воспетая в благодарность Богу за дарование долгожданного сына.

4) Песнь пророка Аввакума (Авв. 3:1–19) прославляет Бога и толкуется обычно как пророчество о пришествии в мир Иисуса Христа.

5) Песнь пророка Исаии (Ис. 26:1–21) воспевает будущую вожделенную землю праведных, на которой мертвые оживут, а все нечестивые будут устранены.

6) Песнь пророка Ионы (Ион. 2:3–10) – молитва во чреве кита, изображающая все ужасы положения пророка и постепенно крепнущую надежду на избавление.

7) и 8) песни образовала разделенная на две части песнь трех отроков (Дан. 3:26–56 и Дан. 3:67–88), которые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были брошены в печь повелением вавилонского царя, но остались невредимы. Их песнь прославляет Бога отцов за праведное наказание своего народа пленом и просит о милости и избавлении ради завета с праотцами, затем приглашает к прославлению Господа все Его «дела», начиная от Ангелов и спускаясь, как по лестнице, по разным сферам творения, до людей и Израиля в различных его классах.

9) Песни Пресвятой Богородицы (Лк. 1:46–55) и праведного Захарии, отца Иоанна Крестителя, (Лк. 1:68–79) объединены в одну новозаветную песнь.

Первоначально песни исполнялись отдельно, причем в полном составе они употреблялись только за всенощным бдением или за более продолжительными и торжественными утренями. Для простых будничных служб библейские песни распределялись так: 8-я и 9-я в качестве обычных утренних гимнов постоянно входили в состав утрени, к ним присоединялись, в соответствии с днем недели, в понедельник – 1-я, во вторник – 2-я и т. д., а в субботу – 6-я и 7-я. Затем стали появляться специально составленные для 8-й и 9-й библейских песен припевы-тропари. То есть первоначальной формой канона был двупеснец.

Постепенно тропари появились также у рядовой песни дня – возник трипеснец, который, подобно двупеснцу, некоторое время был единственной формой канона; след такой практики — нынешние трипеснцы на повечериях в предпразднества Рождества Христова, Богоявления и Преображения. Преподобный Андрей Критский начал свою гимнографическую деятельность именно с трипеснцев, которые он составил на все дни Страстной седмицы, кроме субботы. Позднее он написал множество полных девятипесенных канонов, причем именно благодаря его творчеству канон приобрел свою законченную структуру, стал представлять собой сложную систему из ирмосов и тропарей, чередующихся со стихами библейских песен.

Ирмос, располагающийся во главе тропарей, служит связью между библейскими песнями, не имеющими отношения к празднуемому событию, и тропарями, посвященными исключительно последнему. Вместе с тем он является образцом и по напеву, и по ритмическому строению для тропарей: в них должно быть столько же строф и такой же длины и столько же музыкальных строк, как в ирмосе. Можно также отметить, что вплетение тропарей канона, посвященных раскрытию содержания новозаветного (в широком смысле слова) события, в библейские песни символически указывает на причастность празднуемого события ко всей Священной истории, подчеркивает ее единство и непрерывность от создания мира до наших дней.

Каноны преподобного Андрея Критского обладают рядом характерных особенностей. Прежде всего, они всегда содержат 2-ю песнь, которая, из-за скорбного и сурового характера обличительной песни пророка Моисея, очень скоро закрепилась лишь за вторниками Великого поста, а в другие дни опускалась. Ирмосы его канонов почти буквально повторяют соответствующую библейскую песнь или очень близко ее перефразируют. В качестве примера можно привести ирмос 1-й песни Великого покаянного канона:

«Помощник и покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его, славно бо прославися»,

состоящий из второго стиха песни Исхода с припевом из первого ее стиха (Исх. 15:1-2). Тропари в канонах Андрея Критского своею краткостью, системой образов, строгим учительным стилем напоминают афористичные монашеские поучения. Количество тропарей в песнях канонов не одинаково, а соотносится с числом стихов библейской песни. Предпоследним тропарем, на «Славу», обязательно идет Троичен, а последним, на «и ныне» — Богородичен. Составление Троичных тропарей также не случайно, именно в этот период (VII–VIII вв.) в поучениях преподобных отцов появляются краткие богословские изречения, раскрывающие тайну Святой Троицы. Их можно встретить у Максима Исповедника, аввы Фалассия, аввы Феогноста. Для примера приведем следующие изречения блаженного аввы Фалассия, весьма близкие Троичным тропарям покаянного канона Андрея Критского:

«Триипостасному единому Божества естеству поклоняемся, и единосущную Святую Троицу богословим»,

«Единицу в Троице, и Троицу в единице исповедуем, как нераздельно разделяемую, и раздельно соединяемую»[i].

Достаточно быстро (к IX—X вв.) обширные каноны преподобного Андрея Критского были почти полностью вытеснены из общецерковного употребления творениями святых Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского, да и сама структура канона претерпела некоторые изменения. Возник обычай исполнять песнь Богородицы отдельно после 8-й песни канона и всегда с постоянным припевом — написанным Космой Маиумским ирмосом «Честнейшую херувим». Ослабла связь между библейскими песнями и содержанием ирмосов канонов, количество тропарей в каждой песне сократилось до двух-четырех, упразднились Троичны. Постепенно стихи библейских песен вышли из богослужебного употребления, их заменили особыми припевами в честь празднуемого лица или события:

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»,

«Пресвятая Богородица, спаси нас» и подобными.

В настоящее время библейские песни можно услышать в храмах только в будние дни Великого поста.

 

[i] Аввы Фалассия о любви, воздержании и духовной жизни пресвитеру Павлу: Сотня вторая. Добротолюбие. Том III.

kazanski-sobor

Просмотрено (154) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Православный пост

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *