О диаволе и его власти. Исцеление гадаринского бесноватого

Протоиерей Иоанн Толмачев

Содержание:

1.Практический очерк содержания рядового чтения

2.О диаволе и его власти

3.Грешник уловленный в сети диавола и освобождающийся от них

4.Обязанность благодарить Бога, благодеющего нам

В неделю 23-ю по Пятидесятнице в ходе Божественной литургии читается рядовое зачало из Евангелия от Луки (Лк.8:26-39): Исцеление гадаринского бесноватого.

Гадара – древний укреплённый город в Восточной Палестине, ныне холм Умм-Кайс (Мукес) на территории Иордании.

В III веке до н. э. здесь расселяются греки и эллинизированные в правление Селевкидов местные жители. Около 100 года до н. э. здесь известны тираны Зенон и его сын Феодор. В 93 году до н. э. город завоёван царём Иудеи Александром Яннаем, а в 63 году до н. э. он передаётся Помпеем в состав Декаполиса – союза 10 эллинизированных городов Заиорданья, находившегося под верховной властью Рима.

Город был разрушен в результате землетрясения в VIII веке н. э.

Замечательную особенность Гадары составляют пещеры или гробы, в которых скрывался бесноватый, высеченные в известковом грунте и представляющие углубления различной величины с нишами по сторонам для помещения трупов.

В настоящее время в расстоянии 16 миль от Тивериады находятся обширные и замечательные развалины Ум-Кейс, принадлежащие древней Гадаре, а у подошвы холма находится глубокое русло древней реки Гиеромакса, а ныне Шериат-Эль-Мандхур, и здесь доселе еще находятся теплые минеральные источники.

Касательно Гадары необходимо еще заметить здесь, что местность, где исцелен бесноватый, также называется страною Гергесинскою (Мф 8:28). Гадара лежала недалеко от Тивериадского озера или моря к ю.-в., а Гергеса несколько далее в том же направлении от озера, и оба города находились в одной и той же области (Персе или древнем Галааде). Таким образом разность только в том, что один Евангелист наименовал один город, а другой – другой, но того же округа.

     Гадаринский бесноватый по исцелении своем прилепляется к Господу и желает быть с Ним всегда; затем, услышав волю Его, идет и проповедует о благодеянии, им полученном, по всему городу. Благодетель привлекает, воля Его становится законом для облагодетельствованного, и язык не может удержаться, чтоб не возвещать о том, что получено от Него.

     Если бы мы не не имели в памяти всех благ, полученных и получаемых от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили бы Его более всего. В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей погибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно прилипающих к нам. Промышлением Божиим охраняемся от бед, нередко невидимых для нас самих, и получаем направление жизни наиболее безопасное для нас и благоприятное целям нашим; да и все, что имеем, все от Господа. Потому-то нам следует вседушнопринадлежать Господу, во всем исполнять волю Его и прославлять имя Его пресвятое, а наипаче жизнью и делами, чтоб не быть хуже гадаринского бесноватого, который сразу оказался настолько мудрым, что стал достойным примером подражания для всех.

святитель Феофан Затворник

 

1.Практический очерк содержания рядового чтения

В евангельском чтении двадцать третьей недели из Евангелиста Луки излагается та же самая история, какую передает Евангелие пятой недели из Евангелиста Матфея (см. 5 неделю); только здесь подробнее изображаются страдания одного из бесноватых и яснее представляется власть Иисуса Христа над властью тьмы.

 

  1. ВЛАСТЬ ТЬМЫ ВЕСЬМА ВЕЛИКА:

а) над телом бесноватого, что обнаруживается:

а. в его страшных телесных истязаниях:

“Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни” (ст.27–29)

“всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни” Мар. 5:5

  1. в его нечеловеческой силе, с которой он разрывает железные цепи и узы, и таким образом как бы посмеивается над всеми усилиями людей, желавших усмирить его: (ст.29) и:

“он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его” Мар. 5:3–4

б) еще более над душой бесноватого::

а. злые мучители обессилили саму личность несчастного человека до того, что представляются говорящими и действующими вместо него (ст.28);

  1. распоряжаются орудиями его тела, как бы своей собственностью (вскричал, пал пред Ним, ст. 29);

с. лишают его смысла и разумения:

“И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись” (ст.35)

 

 

  1. ВЛАСТЬ ИИСУСА ХРИСТА МОГУЩЕСТВЕННЕЕ ВЛАСТИ ТЬМЫ.

а) Легион злых духов, мучивших бесноватого, чувствует присутствие божественной силы в лице Спасителя и смиряется перед Ним (ст.28)

а. одного слова Иисуса Христа достаточно было для изгнания из человека целого легиона бесов (ст.29);

  1. но и вышедши из человека легион чувствует себя связанным и сознает свое бессилие и погибель:

“и они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну” (ст.31).

б) Спаситель, хотя имел полную власть низвергнуть их в бездну, однако исполняет их просьбу войти в стадо свиное (ст.32), показывая этим, с одной стороны, как велика их злоба и ожидаемая мука, а с другой — как ограниченна их власть перед Иисусом. Христом.

 

  1. ИИСУС ХРИСТОС — СОВЕРШЕННЫЙ ПОБЕДИТЕЛЬ ЦАРСТВА ТЬМЫ.

а) Исцеленный бесноватый сидит теперь у ног Спасителя — одетый и в здравом уме; он готов теперь посвятить свою жизнь на служение Господу, и Господь считает его достойным такого подвига (ст.35, 38–39).

б) Так и обратившийся грешник повергается к стопам Спасителя и не желает уже более расстаться с Ним.

Единственные темы этого Евангелия для церковной проповеди, кроме указанных в неделю пятую, могут быть следующие.

 

2.О диаволе и его власти

“Встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени”(ст.27)

Из нынешнего Евангелия мы убеждаемся:

  1. ЧТО ДИАВОЛ, ВОПРЕКИ УЧЕНИЮ НЕВЕРУЮЩИХ, ЕСТЬ ЛИЦО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩЕЕ И САМОЕ УЖАСНОЕ, ВРАЖДЕБНОЕ И ОПАСНОЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. ЛЮТОСТЬ ЕГО ОБНАРУЖИВАЕТСЯ:

а) В страшных телесных истязаниях угнетаемой им жертвы.

Бесноватый в “в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах” (ст.27).

Бесноватого связывали цепями и узами, сберегая его, но он, “он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни” (ст.29).

То и другое, по изъяснению святого Кирилла Александрийского, показывает лютость демонов.

б) Еще более в угнетении души человека.

Одержимый нечистыми духами лишен был смысла и разумения:

“И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись” (ст.35)

Злые мучители обессилили саму личность своей жертвы до того, что представляются говорящими и действующими за человека:

“Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня” (ст.28)

Распоряжаются членами тела человека, как бы своей собственностью (вскричал, пал и проч. ст. 28).

в) С такой яростью и ожесточением диавол властвовал над людьми до пришествия на землю Сына Божьего, а точнее, до Его крестной смерти.

Бесноватый, о котором повествует дневное Евангелие, был одной из бесчисленных жертв тогдашнего общего бедственного состояния человеческого рода.

Между иудеями, современными Иисусу Христу, число бесноватых было очень велико, как мы видим из Евангельской истории.

О мире языческом, находившемся под непосредственным влиянием князя, господствующего в воздухе, свидетельствует апостол Павел:

“И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего,
по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов,
и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены” (Ефес. 2:1–5)

Но из нынешнего Евангелия мы убеждаемся также и в том:

  1. ЧТО ВЛАСТЬ ДИАВОЛА НАД ЛЮДЬМИ РАЗРУШЕНА ГОСПОДОМ НАШИМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ.

а) Легион злых духов, мучивших бесноватого, чувствует присутствие Божественной силы в лице Спасителя и смиряется перед Ним; “умоляю Тебя, не мучь меня” (ст.28).

Иисус Христос, желал показать свою власть над всем полчищем диавола и вместе явить для других, со сколькими врагами боролся бесноватый, спрашивает его: “как тебе имя? Он сказал: легион” (ст 30).

Одного слова Спасителя достаточно было для изгнания из бесноватого целого легиона злых духов: “повелел нечистому духу выйти из сего человека” (ст.29).

Но и выйдя из человека, легион чувствует себя связанным, сознает свое бессилие и погибель: “просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну” (ст.31), т. е. чтобы не предал их вечным мукам прежде времени, как изъясняет святой Иоанн Златоуст (бес. 28 на Мат.).

б) Иисус Христос, хотя имел полную власть тогда же низвергнуть их в бездну и предать их вечным мукам (что сознают они сами), однако исполняет их просьбу войти в свиное стадо (ст.32):

“попускает им остаться на земле, дабы люди через борьбу с ними явились искуснейшими в добродетели” (ср. Бл. Феофил. in h. l.).

Этим Господь показал, с одной стороны, как велика их лютость и ожидающая их мука. Утратив силу над человеком, они молят Иисуса Христа, чтобы Он не лишил их возможности сделать вред и погубить хотя бы нечистых по закону Моисееву животных. Свойство, отличительно принадлежащее дьявольской природе! Когда гибну я, пусть же со мною гибнет все, — вот ужасная цель, которую избрал себе дух злобы!

A с другой стороны — как ограничена их власть перед Иисусом Христом. Без Его допущения они не могут войти даже в стадо животных, а тем более в человека.

в) Таким образом, мы видим из нынешнего Евангелия торжество Сына Божьего над диаволом и его полчищем.

Крестной смертью Господа нашего Иисуса Христа держава диавола окончательно разрушена.

Сам властелин ада изгнан вон из общества верующих и “соблюдается … на суд великого дня”:

“и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня” (Иуд. 1:6)

Познай теперь, христианин, всю цену искупления, совершенного твоим Спасителем и Господом!

 

  1. НО ХОТЯ ВЛАСТЬ ДИАВОЛА И РАЗРУШЕНА, ОДНАКО НЕ СВЯЗАНА ЕЩЕ ОКОНЧАТЕЛЬНО ДО ПОСЛЕДНЕГО СУДНОГО ДНЯ.

а) диавол и ныне еще, “ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1 Пет.5:8)

Христианам и теперь предстоит постоянная борьба с начальниками, властями и миродержителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными:

“потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” (Ефес. 6:12)

Значит, по допущению Божьему, им оставлена еще некоторая власть, хотя только “во тьме века сего.”

И если не всегда явно, то всегда тайно стараются они вредить человеку.

Из слов самого Иисуса Христа, сказанных при ином случае:

(Мф. 12:43–45) [670])

можно видеть, как сам человек может подвергать себя неприязненному влиянию злых духов.

б) Посему слово Боже заповедует всем христианам быть всегда внимательными к себе и готовыми к отражению врага:

“Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел.
И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.
Так будет и с этим злым родом” (Ефес. 6:11, 13, 17)

Враг для нас теперь не опасен, если мы противимся ему со “всеоружием Божиим.”

Он может действовать только “в сынах противления”:

“в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления” (Ефес. 2:2)

т. е. отвергающих истины спасения и упорствующих в беспечной и растленной жизни.

 

3.Грешник уловленный в сети диавола и освобождающийся от них

“Встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени” (ст.27)

Бесноватый в цепях изображает грешника, уловленного в сети диавола, из которых он не иначе может освободиться, как при помощи Божьей благодати:

“чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю” (2 Тим. 2:26)

“Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы” (Псал. 90:3)

 

  1. КАК ОН УЛОВЛЯЕТСЯ В СЕТИ ДИАВОЛА. 

Сюда принадлежат

а) все те, которые предаются господству греха:

“Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли” (Деян. 5:3)

“Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати” (Лук. 22:3)

“Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола” (1 Иоан. 3:8)

б) те, которые нераскаянно коснеют во грехе:

“Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг” (Апок. 3:17)

“для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого” (2 Кор. 4:4)

в), те, которые противятся действию благодати:

“в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления” (Ефес. 2:2)

“Ангел сказал ему: разве ты забыл слова, которые заповедал тебе отец твой, чтобы ты взял жену из рода твоего?
Послушай же меня, брат: ей следует быть твоею женою, а о демоне не беспокойся; в эту же ночь отдадут тебе ее в жену.
Только, когда ты войдешь в брачную комнату, возьми курильницу, вложи в нее сердца и печени рыбы и покури” (Тов. 6:17–18)

г) лицемеры, которые все свое благочестие поставляют в благовидных внешних поступках”

“сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних” (Деян. 13:10)

 

  1. КАК ОН ОСВОБОЖДАЕТСЯ ИЗ ЭТИХ СЕТЕЙ? 

Это производит вседействующая Божья благость:

“как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним” (Деян. 10:38)

а) Грешник приходит к сознанию своего бедственного положения:

“Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»” (Ефес. 5:14)

“открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными»” (Деян. 26:18)

“Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу” (Иер. 23:29)

затем следует пробуждение совести”

“Но в тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал, и Он услышал из [святого] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его” (2 Цар. 22:7)

б) Грешник обращается к Иисусу Христу:

“и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт. 3:15)

“Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола” (1 Иоан. 3:8)

“Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду” (Ефес. 2:14)

и Христос избавляет его от власти темной:

“избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего” (Кол. 1:13)

в) Грешник отрекается теперь сатаны и всех дел его:

“Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1 Пет. 5:8)

“Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения” (1 Фес. 5:6–8)
.

 

4.Обязанность благодарить Бога, благодеющего нам

“Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог” (ст.39)

Так заповедал Иисус Христос исцеленному бесноватому, — и облагодетельствованный не приминул исполнить заповедь своего Спасителя: “он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус” (ст.39).

Но не к одному бесноватому была простерта благодеющая Божья десница, не к нему одному относится и заповедь о благодарном прославлении Бога. Всех нас покрывает беспредельная Божья доброта:

“Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни” (Псал 22:6)

и потому на всех нас лежит непременная — обязанность благодарить Бога, благодеющего нам.

 

  1. НЕБЛАГОДАРНОСТЬ ЕСТЬ ПОРОК ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ И ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ, ХОТЯ ЛЮДИ НЕ ИМЕЮТ ЕЩЕ ПОЛНОГО ПРАВА НА НАШУ БЛАГОДАРНОСТЬ, ИБО:

а) все мы, будучи связаны узами братства и взаимных нужд, обязаны помогать друг другу, чем кто может:

“И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы” (Рим. 15:1)

“Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов” (Гал. 6:2)

следовательно, если мы оказываем какое-либо добро другим, то делаем только то, что должны были делать.

б) Все, что мы делаем доброго ближним, не наше, а Божье:

“Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? а если получил, что хвалишься, как будто не получил” (1 Кор. 4:7)

мы только временные приставники; однако при всем том мы считаем неблагодарность облагодетельствованных гнуснейшим пороком.

 

  1. ТЕМ БОЛЕЕ НЕБЛАГОДАРНОСТЬ К БОГУ ДОСТОЙНА СУГУБЕЙШЕГО ОТВРАЩЕНИЯ, ИБО:

а) Бог подает нам все бескорыстно, по единой доброте своей, без всякого на то права и заслуг с нашей стороны;

б) Его дары изливаются в изобилии:

“ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»” (Деян. 17:28)

“Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим” (Псал. 118:73)

“Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты разумеешь помышления мои издали…
Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою” (Псал. 138:1–2, 5)

“Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе…
Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей” (Псал. 21:7, 10)

“Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери” (Псал. 103:20)

Поэтому оставаться неблагодарным к Богу, значит, с одной стороны, не понимать и не ценить оказываемой нам милости, как дара ничем не заслуженного:

“Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.
Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!
Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад.” (Ис. 1:3–4)

а, с другой стороны, отвращать от себя щедродательную Божью десницу, которая от неблагодарности закрывается и может превратися в десницу карающую:

“Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений” (Иак. 4:3)

 

  1. КАК НУЖНО БЛАГОДАРИТЬ БОГА?

Спроси твое сердце, и оно научит тебя этому, “от избытка сердца говорят уста”:

“Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста” (Мф. 12:34)

и если сердце исполнено благодарных чувств то и “все кости мои скажут: Господи! кто подобен Тебе?”:

“Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей” (Псал. 34:10; 113:9)

Итак, благодари и “расскажи, что сотворил тебе Бог”:

а) душой и сердцем, устремляя к Нему все мысли и желания;

б) словом, прославляя Его имя;

в) делом, всегда поступая по Его заповедям;

г) всей жизнью, представляя ее в “жертву живую, святую, благоугодную Богу”:

“Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего” (Рим. 12:1)

“Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5:16)

“Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом” (Фил. 4:6)

“благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа” ( Ефес. 5:20)

“И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца” (Кол. 3:17)

 

Практическая Гомилетика. Том 4. Неделя по Троице 23-я. протоиерей Иоанн Толмачев (†1897)

По материалам – Свято-Екатерининского кафедрального собора

Просмотрено (41) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *