Четыре Евангелия

блаженный Ѳеофилакт, Архіепископ Болгарский

Божественные мужи, жившіе до закона, учились не изъ писаній и книгъ, но имѣя чистый умъ, просвѣщались озареніемъ Всесвятаго Духа, и такимъ образомъ познавали волю Божію изъ бесѣды съ ними Самого Бога усты ко устомъ. Таковъ былъ Ной, Авраамъ, Исаакъ, Іаковъ, Іовъ, Моисей. Но когда люди испортились и сдѣлались недостойными просвѣщенія и наученій отъ Святаго Духа, тогда человѣколюбивый Богъ далъ писаніе, дабы, хотя при помощи его, помнили волю Божію. Такъ и Христосъ сперва Самъ лично бесѣдовалъ съ апостолами, и (послѣ) послалъ имъ въ учителя благодать Святаго Духа. Но какъ Господь предвидѣлъ, что впослѣдствіи возникнутъ ереси и наши нравы испортятся: то Онъ благоволилъ, чтобъ написаны были Евангелія, дабы мы, научаясь изъ нихъ истинѣ, не увлеклись еретическою ложью, и чтобъ наши нравы не испортились совершенно.

Четыре Евангелія Онъ далъ намъ потому, что мы научаемся изъ нихъ четыремъ главнымъ добродѣтелямъ: мужеству, мудрости, правдѣ и целомудрію: научаемся мужеству, когда Господь говоритъ: не убойтеся отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити (Матѳ. 10, 28); мудрости, какъ говоритъ: будите мудри яко змія (Матѳ. 10, 16); правдѣ, когда /с. 30/ учитъ: якоже хощете, да творятъ вамъ человѣцы, и вы творите имъ такожде (Лук. 6, 4); цѣломудрію, когда сказываетъ:иже воззритъ на жену ко еже вожделѣти ея, уже любодѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ (Матѳ. 5, 28). Четыре Евангелія далъ Онъ намъ еще и потому, что они содержатъ предметы четырехъ родовъ, именно: догматы и заповѣди, угрозы и обѣтованія. Вѣрующимъ въ догматы, но не соблюдающимъ заповѣдей, они грозятъ будущими наказаніями, а хранящимъ ихъ обѣщаютъ вѣчныя блага. Евангеліе (благовѣстіе) называется такъ потому, что возвѣщаетъ намъ о предметахъ благихъ и радостныхъ для насъ, какъ-то: объ отпущеніи грѣховъ, оправданіи, преселеніи на небеса, усыновленіи Богу, наслѣдіи вѣчныхъ благъ и освобожденіи отъ мученій. Оно также возвѣщаетъ, что мы получаемъ эти блага легко, ибо не трудами своими пріобрѣтаемъ ихъ и не за наши добрыя дѣла получаемъ ихъ, но удостоиваемся ихъ по благодати и человѣколюбію Божію.

Евангелистовъ четыре: изъ нихъ двое, Матѳей и Іоаннъ, были изъ числа двѣнадцати, а другіе двое, Маркъ и Лука, изъ числа семидесяти. Маркъ былъ спутникъ и ученикъ Петровъ, а Лука Павловъ. Матѳей прежде всѣхъ написалъ Евангеліе на еврейскомъ языкѣ для увѣровавшихъ евреевъ, спустя восемь лѣтъ по вознесеніи Христовомъ. Съ еврейскаго же языка на греческій перевелъ его, какъ носится слухъ, Іоаннъ. Маркъ, по наставленію Петра, написалъ Евангеліе, спустя десять лѣтъ по вознесеніи: Лука по прошествіи пятнадцати, а Іоаннъ по прошествіи тридцати двухъ /с. 31/ лѣтъ. Говорятъ, что ему, по смерти прежнихъ Евангелистовъ, представлены были, по его требованію, Евангелія, дабы разсмотрѣть ихъ и сказать, правильно ли они написаны, и Іоаннъ, такъ какъ онъ получилъ бóльшую благодать истины, дополнилъ, что въ нихъ было опущено, и о томъ, о чемъ они сказали кратко, написалъ въ своемъ Евангеліи пространнѣе. Имя Богослова получилъ онъ потому, что другіе Евангелисты не упомянули о предвѣчномъ бытіи Бога Слова, а онъ богодухновенно сказалъ о томъ, дабы не подумали, что Слово Божіе есть просто человѣкъ, то есть, не Богъ. Матѳей говоритъ о жизни Христовой только по плоти: ибо онъ писалъ для евреевъ, для которыхъ довольно было знать, что Христосъ родился отъ Авраама и Давида. Ибо увѣровавшій изъ евреевъ успокоивается, если его удостовѣрятъ, что Христосъ отъ Давида.

Ты говоришь: ужели не довольно было и одного Евангелиста? конечно, довольно было и одного, но чтобъ истина обнаружилась яснѣе, дозволено написать четыремъ. Ибо когда видишь, что эти четверо не сходились и не сидѣли въ одномѣ мѣстѣ, а находились въ разныхъ мѣстахъ, и между тѣмъ написали объ одномъ и томъ же такъ, какъ бы то было сказано одними устами: то какъ не подивишься истинѣ Евангелія, и не скажешь, что Евангелисты говорили по внушенію Святаго Духа!

Не говори мнѣ, что они не во всемъ согласны. Ибо посмотри, въ чемъ они несогласны. Сказалъ ли который нибудь изъ нихъ, что Христосъ родился, а другой: не родился? Или сказалъ ли кто изъ нихъ, /с. 32/ что Христосъ воскресъ, а другой: не воскресъ? нѣтъ, нѣтъ! Въ необходимомъ и важнѣйшемъ они согласны. А если они въ главномъ не разногласятъ, то чему дивишься, что они повидимому разногласятъ въ неважномъ; ибо изъ того, что они не во всемъ согласны, наиболѣе видна ихъ истинность. Иначе о нихъ подумали бы, что они писали, сошедшись вмѣстѣ, или сговорившись другъ съ другомъ. Теперь же кажется, что они не согласны, потому, что то, что онъ изъ нихъ опустилъ, написалъ другой. И это въ самомъ дѣлѣ такъ. Приступимъ къ самому Евангелію.

Источникъ: Благовѣстникъ, или толкованіе блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, на Святое Евангеліе. Часть первая. Евангеліе отъ Матѳея. — Изданіе второе. — Казань: Въ Университетской типографіи, 1875. — С. 29-32. Материалы сайта: Русспортал

Просмотрено (21) раз

Оставить комментарий

Сохранен как Для души, Душеполезное чтение, История Церкви, Новости, Толкование Библии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *